суббота, 25 декабря 2021 г.

ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ

 Нурулин Тимур


Опубликовано: Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2022. - N2-3. - С. 27-38.

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана (рек. авт.)

 

3D-реконструкция дворцового комплекса Еркургана
(на заднем плане виднеется дахма) (рек. авт.)

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана.
Вид из квадратного двора нижнего уровня (рек. авт.)

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана.
Вид из пронаоса во двор (рек. авт.)

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана.
Двор  (рек. авт.)

В работе представлен опыт реконструкции дворцового комплекса Еркургана (Дворец [1]), основанный на археологических данных. Небольшая описательная часть комплекса и попытка интерпретации функционального назначения его в контексте аналогичных строений, в совокупности с 3D-реконструкцией, помогут в воссоздании образа древнего строения.

Дворцовый комплекс – самый значительный и масштабный объект Еркургана. Он расположен в пределах внутренней стены города в его северо-западной части. Комплекс в основании имеет размеры около 100х100 м. Руины этого строения сохранились на высоту 12 м. Археологи датируют дворец III в. н.э. [1].

Городище Еркурган (Карты Google)

Дворец, ориентированный по сторонам света, в плане имеет квадратную форму и состоит из двух частей, расположенных на разных уровнях. Самая возвышенная часть – северная, представляет собой грандиозную постройку дворцового храма. В нижней части расположены дворцовые помещения и дворовые пространства, археологами изучена только восточная его сторона. Здесь открыт квадратный внутренний дворик и коридор обводящий его. Объединяет эти уровни общая платформа, на которой оба они и покоятся, и общая стена, которая, по мнению Р.Х. Сулейманова, обводила весь комплекс.

Выстроен дворец из сырцового кирпича, а стены его обмазывались глиняной штукатуркой. В некоторых помещениях, а также на стенах двора были найдены следы ганчевой побелки и красной краски. В стенах нижнего и верхнего уровня археологами были обнаружены щелевидные стреловидные бойницы [1].

Руины дворцового комплекса Еркургана
(Археологический план совмещенный с картой Google)

Наибольший интерес в дворцовом комплексе представляет северное возвышенное строение, имеющее монументальный вид. Планировка его свидетельствует об особой значимости здания. Р.Х. Сулейманов, идентифицируя верхнее строение, хотя и называет его дворцом, но в то же время, не исключает его культовый характер. Рассматривая планировку строения, построенную по схеме древней культовой архитектуры: двор, портик, вестибюль, целла, автор отмечает, что это мог быть и дворцовый храм.

На первый взгляд в такой двойной интерпретации функционального назначения строения есть противоречия. Тем более, что в самом центре Еркургана уже есть храмовый комплекс. Но все не столь однозначно. В структуру дворцовых комплексов могли включаться и храмовые постройки. Р.Х. Сулейманов для примера приводит дворцовый храм комплекса Кухи-Ходжа и дворец Топраккалы. Мы же, в свою очередь, отметим и наличие четырехколонного храма огня в таком же квадратном замке Актепа Юнусабад.

Археологический план дворцового комплекса (по Р.Х. Сулейманову)

Как нам представляется, такие дворцовые храмы – это особые храмы, предназначенные только для правителей и правящей верхушки. В таком понимании вопроса, правитель города, возможно, выступал в качестве представителя божества или ассоциировался с ним. Отсюда такой тип архитектуры – дворцового храма.

Планировка дворцового храма Еркургана с одной стороны восходит к древнегреческим мегаронам (жилой дом) и храмам, с другой – к иранским храмам огня. Как же в этом разобраться? Ведь такая планировка, как спорят специалисты, могла быть, как у административных сооружений, так и у культовых [5,6]. В связи с этим рассмотрим план дворцового храма Еркургана в контексте аналогичных сооружений.

Для начала, раз мы приняли позицию интерпретации данного строения как дворцового храма, необходимо разобраться в его типологии. План здания, на наш взгляд, архаичен и имеет древнегреческие корни, в первую очередь. Поддерживая предложение Э.В. Ртвеладзе, касательно локализации поселения древнего рода бранхидов [8] (жрецов храма Аполлона в Дидимах) на городище Еркурган, мы склонны видеть в архитектуре Еркургана черты древнегреческих строений. Хотя, на данный момент, рассматриваемые нами постройки дворца и храма относятся к более позднему времени, в них, на наш взгляд, сохранились элементы принесенной бранхидами греческой архитектуры. За века существования города здания перестраивались. Более поздний дворцовый храм, который мы изучаем, по сообщению археологов, покоится на более раннем здании [1]. Мы уже отмечали, что храм, расположенный в центре Еркургана, идентифицированный нами как храм Артемиды-Наны, своей планировкой напоминает, собственно, храм Аполлона в Дидимах. Греческие поселенцы на чужбине стремились воспроизвести знакомую им архитектуру, но из-за отсутствия камня строили из глиняных блоков и кирпичей и, соответственно, в архитектуру строений необходимо было вносить некоторые коррективы. Следует заметить, что это происходило задолго до походов Александра Македонского в Среднюю Азию.

Своей планировкой, имеющей осевое развитие в виде последовательности помещений из закрытого помещения с вестибюлем и обходным коридором, портика с двумя колоннами, открывающимся во двор, и еще одним продолговатым помещением, названным Р.Х. Сулеймановым трапезной, дворцовый храм очень похож на святилище Аполлона Карнейского VIII в. до н.э. Это один из самых ранних греческих храмов, представляет переходную форму от мегарона (жилого дома) к храму [3]. Здесь также, как и в дворцовом храме Еркургана планировка строится по принципу: закрытое помещение (наос) в обводе коридора – пронаос – двор – помещение. Следует заметить, что в обоих случаях вход в храм был сбоку двора.

1) Дворцовый храм Еркургана III в. н.э. (по Р.Х. Сулейманову); 2) Святилище Аполлона Карнейского VIII в. до н.э.; 3) Храм в Шахре (по Х. Бутлеру); 4) Храм в Сузах V-IV в. до н.э. (по М. Дьелафуа); 5) Мегарон (III-II тыс. до н.э.); 6) Храм в Антах; 7) Резиденция юго-западного квартала Ай-Ханум (G. Lecuyot)

В этой связи, помещения дворцового храма Еркургана мы именуем: закрытый квадратный зал – наос, вестибюль, пронаос. Полагаем, что находящееся под нынешним храмом строение - предшествующий храм с более архаическими чертами, такой же, как храм Аполлона Карнейского, и построенный бранхидами. И, вероятно, изначально этот дворцовый храм Еркургана также был посвящен Аполлону.

То верхнее строение храма, которое находится над замурованным архаичным храмом, и которое мы можем наблюдать сегодня, сохранило черты мегарона и раннего греческого храма, но на наш взгляд, было построено с учетом уже других традиций. Это здание, очевидно, впоследствии стало зороастрийским храмом огня и Солнца. В первую очередь храм имеет ориентацию по сторонам света и своим айваном (портиком) открывается на восток, к восходу Солнца в день весеннего равноденствия, как храм Окса или храмы древнего Пенджикента.

При сохранении почти такого же набора помещений с закрытым залом (наос), вестибюлем и айваном (пронаос) и обводным коридором, поменялась одна небольшая, но на наш взгляд очень важная деталь, которая свидетельствует в пользу идентификации позднего храма в качестве храма огня – это отсутствие осевого прохода между залом и вестибюлем, который, как нам представляется, был в предыдущем здании. Такое изолированное расположение закрытого зала, в который можно было попасть через запутанную систему коридоров, и в который не попадал прямой солнечный свет, отвечает зороастрийской традиции. На священный огонь не должен был попадать солнечный свет, да и он должен был быть закрыт от посторонних глаз.

В некоторых помещениях дворцового храма археологами были найдены следы огня, а в центральном зале на полу круглое прокаленное место, где долгое время возжигался огонь [1].

В таком виде рассматриваемый нами храм похож на иранские храмы огня. К примеру, храм в Сузах и храм в Шахре строятся по такому же принципу: закрытый зал в обводе коридора – айван – двор. Единственной деталью, отличающей дворцовый храм Еркургана от иранских храмов огня, но очень важной, мы считаем наличие вестибюля в первом, унаследованный от ранних греческих храмов: в храме в Сузах – айван от зала отделен перегородкой.

В свете очередных открытий в Средней Азии храмов огня к их типологии в разное время обращались видные ученые: Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. (Храм Окса) [5], Сарианиди В.И. (Цивилизация Маргуш) [7], Рапен К. [6] и др.

Но вернемся к вопросу, который мы озвучили в самом начале – интерпретации строения в качестве дворцового храма, уже в свете храма огня. Приведем цитату крупнейшего исследователя зороастризма М. Бойс: «Существует другая связь между культом храмов и огнем очага. Царь как хозяин царства, очевидно, находился в таком же отношении к храмовым огням, как хозяин дома к домашнему очагу» [5]. Следовательно, в дворцовом храме Еркургана находился главный священный огонь города, который поддерживал правитель. В такой интерпретации наличие храма в структуре дворцового комплекса вполне объяснимо.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. От храма Аполлона к храму огня. Планировка дворцового храма сочетает в себе черты ранних греческих храмов и иранских храмов огня. Вероятно, изначально такую планировку в Еркурган принесли бранхиды. Связывая с этим событием, мы отмечаем архаические черты в архитектуре дворцового храма Еркургана, которые отсылают нас к первым греческим храмам. Они, в свою очередь, являются переходным звеном от жилых мегаронов к святилищам. Этот храм, предшествовавший нынешнему дворцовому храму, вероятно, был посвящен Аполлону. Спустя столетия, после запустения храма, над ним возводится такой же, с небольшими изменениями. Наос превращается в помещение священного огня, а вестибюль охраняет его от прямого попадания лучей Солнца и посторонних глаз. С приходом зороастризма появилась и соответствующая его традиции архитектура: в дворцовом храме горел главный священный огонь, а за городом уже была возведена дахма (погребальное сооружение зороастрийцев).


ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2) Сулейманов Р.Х. Нахшаб – тайны забытой цивилизации. –Т.: «Маънавият», 2004. – 40 с.

3) Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.

4) Бойс М.   Зороастрийцы. Верования и обычаи. Москва, 1987.

5) Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -503 с.: ил.

6) Рапен К. Святилища Средней Азии в эпоху эллинизма (Состояние вопроса) // Вестник древней истории. 1994. №4 (211). С. 128-140.

7) Сарианиди В.И. Происхождение иранских храмов огня // La Persia e IAsia Centrale da Alessandro al X secolo. Roma. 1996. P. 319-329.

8) Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.

 

 

                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий