суббота, 7 мая 2016 г.

ЧАМБИЛЬ: В ПОИСКАХ ТАИНСТВЕННОЙ СТРАНЫ

Нурулин Тимур

Опубликовано:
   Нурулин Тимур    В поисках загадочной страны // MOZIYDAN SADO. – Ташкент, 2016. - №1.

Сравнительный анализ древних представлений о мире (стране): Хванириата (Авеста) и Шамбала (Тибетское изображение) (авт.).

У народов Узбекистана, наряду с другими жителями Востока, существует предание о Гороглы – правителе счастливой страны Чамбиль, и его потомков – приемном сыне Авазхоне и внуке Нурали. Это эпическое произведение, которое бытует в форме многочисленных песенных дастанов и прозаических сказаний [1]. Страна Чамбиль в узбекских преданиях предстает как народная утопия, где царила справедливость. Гороглы заботится о благоустройстве Чамбиля: в неровной местности он провел дороги и оросил пустыню, в степи прорыл арыки и устроил водохранилища, помогал бедным [2]. Удивительным образом, на Тибете существует схожее предание о счастливой стране Шамбале. Сопоставление этих двух преданий находит много схожих моментов и ставит чрезвычайно интересным поиск реального местонахождения этой таинственной страны.
Многие выдающиеся ученые выдвигали различные гипотезы относительно местонахождения Шамбалы. К примеру, тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилев, изучая древние тибетские карты, пришли к выводу о реальном существовании этой страны, и отождествляют Шамбалу с Сирией III-II вв. до н.э.. По их мнению «Шам» по-персидски означает Сирия, а «боло» - верх [3]. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии, слышал множество рассказов о Шамбале, и по-видимому, предполагал ее существование на Тибете [3]. Ближе всех к интересующему нас региону располагает Шамбалу венгерский филолог-востоковед, основатель научной тибетологии Чома де Кереш. Он отмечает расположение столицы Шамбалы Калапы за рекой Сита, отождествляя ее с Яксартесом (Сырдарьей) [4]. Не различают Чамбиль и Шамбалу Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. [5], и вслед за ними - Гуцуляк О.Б. [6].
Не смотря на то что, первое упоминание Шамбалы в тексте Калачакры-тантры относится к X веку, а сложение эпоса о Чамбиле – в узбекском народном творчестве, ученые относят к XVII-XIX вв., корни этих преданий следует искать в более древних источниках. Так как, эти предания находят близкие аналогии с Кангдизом в эпосе X-XI вв. Фирдоуси – «Шахнаме», а также страной Хванириата и Кангхой в более древней священной книге зороастрийцев – «Авесте».
Сопоставление двух древних легенд о таинственных странах, тибетской Шамбале и авестийской Хванириате, обнаруживает их близкую родственность. В обоих случаях центром мира является гора, вокруг которой расположены страны, которые в свою очередь окружены кольцом гор и земли. Также, и в том и другом случае в долине, где расположены страны, протекает река: в Шамбале – Сита, в Хванириате – Аредви Сура Анахита (Небесная река).
В «Авесте» последовательно описывается сотворение мира, соответствующее стране Хванириате. Так, в Зам-яште первой горой поднялась Хара, которая занимает центр мира. Она протянулась, окружая все страны, на востоке [7]. С этой горы стекают реки, протекающие через страну Хванириата, и впадающие в море Воорукаша. Эта страна объединяет шестнадцать лучших земель. В Видэвдаде приводятся названия этих земель, в последовательности их создания: Аирьяна Ваэджах, Гава Сугда, Моуру, Бахди, Нисая, Харою и другие. [7]. Это авестийское представление мира сопоставимо с реальной географической ситуацией, где Хара – это великая горная система Евразии (Гималаи, Памир, Тянь-Шань), реки – Сырдарья и Амударья, Воорукаша – Арал и страна Хванириата – это Среднеазиатское двуречье с древними историческими областями, такими как Согдиана, Маргиана, Бактрия, Нисса и Хорезм. Современные исследования крупных ученых подтверждают это [8].
Существует также легенда о том, что Шамбала была царством в Средней Азии и после прихода арабов в VIII в. оно сделалось невидимым [3]. Видимо, это предание является реальным отражением исторических преобразований в Средней Азии, когда зороастризм сменился исламом. Что отмечается археологией на многих памятниках Средней Азии.
Предание о Шамбале, вероятно, есть ни что иное, как память народов Центральной Азии о стране Хванириате общего авестийского пространства. Средняя Азия, являясь центром пересечения многих развитых культур, выступала транслятором идей и инноваций в Китай, Индию, Иран. Именно поэтому мировоззренческие идеи Авесты нашли свое отражение во многих культурах Древнего Востока. Так, родственные связи имеют зороастрийская Авеста и индийская Ригведа. Зороастрийские идеи, такие как: борьба добра со злом, пришествие мессии в конце времен, нашли свое отражение также в тибетской легенде о Шамбале.
Следует отметить, что все территории отмеченные в Авесте имеют статус священных территорий (Хварно). Такой же статус имеет и местность Кангха, отмеченная уже в Абан-яште, посвященном Аредви Суре Анахите, правда, не включенная в список шестнадцати лучших земель. Здесь с одной стороны говорится о священной горе, с другой – стране у ее основания. Кангха называется здесь священной, праведной, высокой. Богиня воды Анахита небесной рекой стекает с этой горы, оросив и оплодотворив долины, впадает в море. Справедливо отождествление этого мифопоэтического образа богини с рекой Сырдарьей, так как еще в средние века Сырдарья именовалась рекой Канга [9]. Р. Сулейманов, проводя параллель между культом иранской Анахиты и индийской Ганги, приходит к выводу, что в глубокой древности между территориями бассейна Сырдарьи и Северной Индии были тесные исторические и культурные связи и отмечает, что топоним Канг или Ганг был связан с правобережьем среднего течения Сырдарьи, там где расположился Древний Ташкент [9]. Кангху отождествляют с территорией Древнего Ташкента и другие исследователи [10].
В авестийской Кангхе не было печали, боли и страданий, своим обитателям она возвращала молодость и жизненные силы [11]. Кангдиз (чудесную крепость) по Бируни возвел Йима, по Фирдоуси – Сиявуш (Сьяваршан), где-то на востоке. Очевидно, что местоположение здесь дается относительно Ирана. Схожую историю возникновения имеет происхождение  Шамбалы и ее столицы Калапы в тибетской традиции. Эта таинственная страна также утопична по своей сути, и является оплотом справедливости. В тексте Калачакры-тантры отмечается, что основателем этой страны был Сучандра, получивший учение от самого Будды [3]. Для этого Сучандре необходимо было покинуть родные места. По возвращению, очевидно в Калапу, он возводит храм в виде мандалы (храм, планировочно представляющий собой два вписанных друг в друга квадрата, с пристроенными по четырем сторонам башнями, и обведенные двумя окружностями). Параллельно этим преданиям бытует и ранее упомянутое сказание узбекского народного творчества о счастливой стране Чамбиль с ее справедливым правителем Гороглы.

Храм Шамбалы, построенный в Калапе, и храм Шаштепа Древнего Ташкента (авт.).

На территории Ташкента сохранился памятник II в. до н.э., зороастрийский храм Шаштепа имеющий такую же планировку мандалы [12] как и храм, возведенный в столице Шамбалы Калапе, на тибетском изображении [13]. Круглый храм Шаштепа достаточно крупный – пятьдесят метров в диаметре. Такие же размеры имеют Кой-Крылган-Кала в Хорезме, Теменос Гонур-Депе в Маргиане. Это говорит о его значимости в регионе. Храм Шаштепа, также как и подобный ему храм Мингурик, имея планировку в виде мандалы, подходит под описание храма столицы Калапы Шамбалы. Большая популярность и святость в далеком прошлом территории Древнего Ташкента подтверждается распространением подобных Шаштепе крестообразных храмов далеко за пределы среднего течения Сырдарьи: в Ташкенте – Мингурик, в Чардаре – Ак-тобе 2, в Фергане – Биловур-тепе и Арк-тепе, в Бухаре – Сеталак-1, на Таласе – Чоль-тобе, в Иране – Шахр-и-кумис [14], в Индии – Кайла-Санатха. Это подтверждается и Авестой, где она названа священной, праведной, высокой Кангхой.
Обращаясь к датировке, следует отметить, что на Тибете только к X веку сложилась легенда о Шамбале, с храмом в виде мандалы у подножия горы. В целом все предыдущие и последующие мандалы на стенах храмов изображались в виде архитектурного сооружения. Это говорит о том, что на Тибет собственно мандала попала вместе с легендой о священной стране, где был построен храм-мандала, стала почитаемой и получила дальнейшее самостоятельное развитие.
Рассматривая географическую ситуацию, логично отождествление реки Сита, на правом берегу которой была основана столица Шамбалы Калапа, с рекой Сырдарьей, на правом берегу которой, в исторической ретроспективе, существовала авестийская Кангха. Это отождествление подкрепляется и наличием того факта, что во всех легендах отмечается основание священной страны у подножия горы, что соответствует реальной географической ситуации с расположением Древнего Ташкента у западных отрогов Тянь-Шаня.
Из этого можно провести основные параллели всех этих легенд Центральной Азии. В древности существовала некая священная страна Хванириата – Шамбала – Чамбиль, основателем которой был Йима (Сиявуш (Сьяваршан)) – Сучандра – Гороглы (далее Авазхон, Нурали). Эти правители занимались градостроительной деятельностью и построили в своих столицах: Кангхе (Кангдиз) - чудесную крепость,  Калапе – храм в виде мандалы, в Чамбиле отдельное здание не отмечается (дороги, арыки, водохранилища). Эти страны располагались у подножия гор Антаре-Кангха – Шамбала – Горы.
Отождествление в этой цепи столицы Шамбалы Калапы с Кангхой (Кангдизом), дает основание расположения ее на территории Древнего Ташкента.
Непосредственно сама счастливая страна Шамбала находит близкие параллели с преданиями о Чамбиле в узбекской традиции и авестийской страной Хванириатой, объединяющей земли авестийского пространства: Согд, Маргиану, Бактрию, Ниссу, Хорезм и другие.


Примечания:

1. Мелетинский Е.М. Эпический цикл Кор-оглы (Гороглы) у народов Закавказья и Средней Азии и переход от героического эпоса к романтическому // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. Им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1983-1994. – На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т.З. – 1985. – С. 590 – 592.
2. Жирмунский В.М. Народный героический эпос / Сравнительно-исторический очерк: - Л.: Гослитиздат, 1962. – с. 436.
3.     Свободная электронная библиотека Википедия // Шамбала.
4.     Шапошникова Л.В. Жизнь и смерть Чома де Кереша.
5.  Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. – М.: ОГИЗ, Госхудлитиздат, 1947. – С. 170.
6.   Гуцуляк О.Б. Гер/Керр-оглы – сын могилы и правитель Чамбули Мастон: к сущности эпического образа // Интернет портал: http://olonkho.info.
7.     Авеста // Интернет портал: http://blagoverie.org/avesta/yashti/index.phtml.
8. Аскаров А.А., Буряков Ю.Ф., Вайнберг Б.И., Ртвеладзе Э.В., Сарианиди В.И., Сулейманов Р., Толстов С.П., Филанович М.И. и др.
9. Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.
10. Буряков Ю.Ф., Литвинский Б.А., Маркварт, Пентти Аальто, Филанович М.И. и др.
11.    dic. academic.ru.
12. Мандала – графическое изображение, отражающее представления древних людей о структуре Вселенной. Сродни – Космограмма.
13.  Нурулин Т.С.   Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.
14. Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
15. Нурали: Достонлар [тахрир хайрати: К. Имомов ва б.]. – Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989. – 384 б.


Комментариев нет:

Отправить комментарий