пятница, 14 сентября 2018 г.

МИНГУРИК: ГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Нурулин Тимур

Мингурик. Графическая реконструкция (авт.) 

   Наименование объекта: Мингурик.

   Строительные периоды и типология. Археологи выделяют два основных строительных периода [1]:
   I период – храм Солнца и огня (I в. н.э.). Квадратное в плане здание с пристроенными по его сторонам полукруглыми башнями.
   II период – дворец (V-VIII в. н.э.). После запустения храма и забутовки его помещений образовалась возвышенная площадка, которая стала основанием для нового сооружения – дворца. 

   В данной работе выполнена графическая реконструкция храма Солнца и огня, в виду достаточной сохранности руин выявленной планировочной структуры строения, в отличии от руин дворца, где сохранилось буквально три помещения, и о том, как выглядело сооружение остается только догадываться. По характеру помещений с суфами по периметру, подковообразному алтарю, четырем колоннам можно полагать, что дворцовое строение имело вид близкий с Актепа Юнусабад. А о масштабах всего города можно судить по карте 1871 года, на которой зафиксированы особенности рельефа Мингурика. На ней хорошо читается классическая структура города с цитаделью, шахристаном и рабатом.

Городище Мингурик. По плану 1871 года. 

   Время функционирования храма: I - IV вв. н.э [1].

   Государство: Чач.

   Расположение объекта 

   Республика Узбекистан, город Ташкент, Мирабадский район, пересечение проспекта Амира Темура и улицы Моштабиб. Ориентир: Северный вокзал. 

   Археологические раскопки 

   В 1896 г. Мингурик отметили Е.М. Смирнов, Н.С. Лыкошин, позже А.И. Добромыслов. В 20-х годах наблюдения вел М.Е. Массон. Первые раскопки провели Ю.Ф. Буряков, Д.Г. Зильпер, О.В. Обельченко. В 1968-1983 гг. раскопки продолжила Ташкентская археологическая экспедиция (Д.Г. Зильпер, Л.Г. Брусенко, Д.П. Вархотова). В 2008 г. масштабные раскопки провели М.И. Филанович, Г.И. Богомолов, С.Р. Ильясова, Эм.Ф. Вульферт [1].

   Современное состояние

    До 2008 года Мингурик представлял собой оплывший холм. В тот год археологами были проведены значительные раскопки, раскрывшие руины древнего строения. В настоящее время памятник Мингурик представляет собой глиняные руины с оконтуренными стенами. Отдельные стены храма сохранились на приличную высоту в 6-7 м. А высота самой высокой точки холма равна 15 м. 
   В 2009 году по окончанию археологических раскопок руины Мингурик были накрыты навесом из металлоконструкций, а вокруг памятник был обнесен мощной глиняной стеной.

Мингурик во время раскопок и накрытие навесом в 2009 году. 

   Статус защиты: Археолого-архитектурный памятник. Официально, находится под охраной государства.

   3D – РЕКОНСТРУКЦИЯ МИНГУРИК

   Здание 1 – Храм Солнца и огня.

Мингурик. Графическая реконструкция. Южная сторона комплекса (авт.) 

Мингурик. Графическая реконструкция. Юго-восточная сторона комплекса (авт.) 

Мингурик. Графическая реконструкция. Вид сверху (авт.) 

   ОБОСНОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ МИНГУРИК

   Основание графической реконструкции 

   Археологические планы, стратиграфические разрезы, археологические находки, текстовое описание объекта [1, 2].

   Исторический ландшафт

   Мингурик возведен на правом берегу канала Салар. На границе ташкентской и голоценовой террас. По мнению археологов, водная система Джун-Салар-Карасу характеризуется первой очередью освоения микрооазиса [1], то есть объекты, найденные в близи этих каналов одни из самых древних. Так, юго-западнее Мингурика, в этой же системе, выстроен более древний памятник Шаштепа. Мало заглубленные каналы этой водной сети были удобны для орошения. Это так называемая южная часть территории, а центральная и северо-западная части относятся ко второй и третьей очереди освоения Ташкентского оазиса. С точки зрения геологии – это двадцатиметровая лёссовая терраса, на которой в раннем средневековье были построены Актепа Чиланзар, Актепа Юнусабад и другие (см. Карта Древнего Ташкента). 

   Архитектура храма Мингурик

   Здание 1 – Храм Солнца и огня I в. н.э.

Мингурик. Реконструктивный план на основе археологического плана.  

   Реконструктивные размеры. Высота строения – 9,0 м. Центральное квадратное здание в плане примерно 15х15 м. Полукруглые башни диаметром  около 5 м. Общие реконструктивные размеры здания с внешней стеной 48х48 м.
   Строительные материалы и конструкции. Стены и башни храма Мингурик сложены из пахсовых блоков и сырцового кирпича 40х40х10 и 50х25х9. Своды выполнены из тех же кирпичей, что и в кладке стен, но с добавлением мелкого квадратного (30-32х30х32х8 см) в технике наклонными отрезками [1].
   Перекрытия. Помещения и коридоры храма Мингурик перекрыты сводами, выполненными наклонными отрезками [1]. 
   Архитектура. Мингурик представляет собой «крестовину» - квадратное в плане здание с пристроенными по сторонам полукруглыми башнями. Судя по небольшому участку стены, найденному археологами в южной части строения, «крестовина» по периметру была обведена квадратной стеной. В южной части здания башня обведена еще одной полукруглой стеной большего диаметра.
   Центральное квадратное здание заключает в себе три основных коридорообразных помещения, объединенные четвертым, с выходами во внутрибашенные пространства. В науке такие планировки называют гребенчатыми. Очевидно, такая планировочная структура вызвана конструктивными особенностями перекрытий помещений сводами из сырцовых кирпичей, где ширина помещений всегда будет ограничена, а длина сколько угодно протяженной. Такую планировку мы можем наблюдать и в здании храма огня Актепа Чиланзар. Интересно заметить, что здесь внутрибашенные округлые пространства приведены к прямоугольнику, путем прикладки дополнительных пристенков, также как это сделано в здании Мингурика (южная башня). Еще более интересно, что в замке Актепа Юнусабад все наоборот: в квадратных внешне угловых башнях внутреннее пространство делалось круглым, что изначально ввело в заблуждение археологов о том, что башни Актепа Юнусабад были круглыми.
   
Мингурик. Реконструктивный разрез на основе стратиграфического разреза. 

   Пол центрального помещения храма Мингурик был вымощен булыжными камнями и покрыт зольным слоем. Здесь же, фактически в центре строения, археологами был найден небольшой очажок со сковородой-жаровней, стоящей на керамическом диске [1]. Стены этого коридора прокалены до черноты. В противоположной стене этого же центрального помещения, там, где находится проем-выход в западную башню, над проемом были найдены гнезда от балок перекрытия, что указывает на существование второго этажа в здании. В западной башне был обнаружен череп, также как в здании Шаштепа, что, по мнению археологов, генетически связывает эти два строения.
   Основной вход в здание Мингурик находится с восточной стороны. Вероятно,  данное направление входа связано со встречей Солнца в момент восхода,  также как в храме Шаштепа это явление отмечено башней кольцевой стены и восточным входом в нее.
   На втором этапе здание было забутовано и образовалась своеобразная платформа с верхней площадкой, за северным фасом которой археологи обнаружили многометровые зольники с включением костей животных и фрагментов керамики, что указывает на проведение здесь ритуала жертвоприношения с возжиганием священного огня на алтаре [1].
   Верх стен, вероятно, венчали ступенчатые или прямоугольные сырцовые зубцы, отмеченные на многих древних и раннесредневековых памятниках Средней Азии [3].

   Мингурик и Сеталак 1. 

Сравнительный анализ планов Мингурик и Сеталак 1.

   В Бухарском оазисе есть похожее более позднее строение Сеталак 1 III-V вв. н.э. По мнению М.И. Филанович Сеталак 1 в деталях повторяет комплекс Мингурика. Археологи отмечают родственность этих двух комплексов, указывая на общность материальной культуры с близостью керамического материала и самого ритуала с возжиганием огня на открытых алтарях и сбрасыванием пепла за стены храма [1]. Это строение также, как и Мингурик в плане «крестовина» в обводе квадратной стены. Сеталак 1 также интерпретирован как храм огня [4]. К центральному квадрату бухарского здания пристроены полукруглые башни с входом на его южной стороне. На определенном этапе здесь был поднят уровень и в пространстве между «крестовиной» и внешней стеной образовался подиум, к которому был выстроен пандус. Также с этой же стороны правее пандуса сохранился прежний вход в комплекс на нижнем уровне. Учитывая родственность этих двух зданий в реконструкции храма Мингурик принята во внимание входная группа Сеталак 1. В комплексе Мингурик также в определенный момент была обустроена повышенная площадка с южной стороны строения и поверх нее была обведена второй полукруглой стеной южная башня и выстроена обводная квадратная стена. Это позволило полагать, что основной доступ в комплекс Мингурик был обустроен с южной стороны, а вход в здание – с восточной. Вероятно, на эту платформу вел и пандус, как мы видим это на Сеталак 1. Более того и Мингурик и Сеталак 1 имеют одну и ту же ориентацию. Оба храма ориентированы примерно по сторонам света с отклонением от севера в 13 градусов. 

   Мингурик и Шаштепа.

Единый космологический принцип построения планов древних храмов.
Храмы построенные по принципу мандалы: Храм Шамбалы (изображение на танках Тибета),  Шаштепа и Мингурик (Древний Ташкент). 

   Храмы Мингурик и Шаштепа имеют уникальные планировки в виде древневосточных мандал. И в том и другом случае основу строения составляет центральное квадратное здание с пристроенными по его сторонам башнями. Преемственность традиций возведения «крестовин» в ташкентском оазисе отмечается применением схожих конструктивных элементов, материалов,  планировочных решений,  а также единых средств геометрической гармонизации. Так, оба строения имеют одну и ту же модульную сетку: центральный квадрат Шаштепа выстроен по сетке 4х4, а Мингурика – 3х3. В планировки этих строений заложены пропорции «святого» и «золотого» сечений [5]. 


   ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
2) Древний Ташкент. Отв. ред. канд. истор. наук И. Ахраров. Т., «Фан», 1973. – 144 с. с ил.
3) Нильсен В.А.  Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). – Ташкент: Наука, 1966. – 336 с.
4) Культура древнебухарского оазиса III-VI вв. н.э. Ташкент, 1983.
5) Нурулин Т.С. Разгадка геометрического ключа храмов Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. -№1. – С. 49-51.



Комментариев нет:

Отправить комментарий