четверг, 9 сентября 2021 г.

ЕРКУРГАН И АРХЕОАСТРОНОМИЯ (Богиня – покровительница города Еркурган)

Нурулин Тимур


Нурулин Т.С.   Еркурган и археоастрономия (Богиня - покровительница города Еркурган) // Материалы научного семинара «Сохранение исторического наследия: приоритет культуры над цивилизацией» в рамках шестых Рериховских чтений памяти Ю.Н. Рериха. – Ташкент, 2023. – С. 105-120.

Археоастрономический анализ плана Еркургана (анализ авт.)

 Еркурган – один из интереснейших древних городов Средней Азии, расположенный в Каршинском оазисе. Период сложения строительной деятельности на городище IX в. до н.э. – III в. н.э. Впервые археологические раскопки здесь проводил С.К. Кабанов в конце 40-х годов прошлого столетия. Городище широко стало изучаться с 1973 года Кашкадарьинской экспедицией Института археологии АН Узбекистана под руководством Р.Х. Сулейманова, который отмечает, что Еркурган типологически отличается от всех выявленных в Каршинском оазисе городищ, а его датировка говорит о том, что это один из древнейших столичных центров исторической области Нахшаб – юго-западного оазиса Согда [1]. 

   Город Еркурган по площади сопоставим с такими городами Древнего мира, как Милет, Микены, Гонур-Депе. Наибольшую протяженность порядка 700 метров имеет южная стена Еркургана. Общая площадь внутреннего города около 42 Га, внешнего – 150 Га.

   Город состоит из внутренней и внешней оборонительных стен. Эти стены построены в разное время. Самая древняя – внутренняя стена, которая сохранилась и поныне. Ее мы можем отчетливо наблюдать на спутниковых снимках. Она возведена в VI в. до н.э. и образует собой основное пространство города в виде неправильного пятиугольника. Усилена стена фланкирующими и угловыми башнями, среди которых особенно выделяется массивная юго-восточная башня овальной формы.  Еркурган имеет двое ворот в этой стене: на северо-востоке и юго-востоке. Многолетними исследованиями на уникальном городище археологами открыто типологическое разнообразие строений – это храмовые комплексы, дворец, мавзолей, цитадель III в. н.э., дахма III-II вв. до н.э., ремесленные кварталы и другие. Археологические исследования этого городища продолжаются.

   Нашим исследованием будет затронут внутренний город, стены которого были сложены в VI в до н.э., и которые сохранились до сих пор, а также постройки, расположенные внутри и за пределами этой стены. Еркурган в плане представляет собой сложную фигуру в виде неправильного пятиугольника. На первый взгляд, форма данного городища искажена, так как имеет отклонения от правильного пятиугольника и, соответственно, разные стороны. Но мы полагаем, что такое грандиозное сооружение имеет такую сложную геометрию не случайно. И, вероятно, загадка такой формы кроется в использовании древними определенных знаний в астрономии и математике. Ведь стены внутреннего города выстроены единовременно и по задуманному плану. Так ли это на самом деле, в этом нам поможет разобраться геометрический и археоастрономический анализы строения. 

   

Нахождение геометрического центра города Еркургана (авт.)

Геометрический центр. Для начала необходимо найти геометрический центр Еркургана, или барицентр. Это не простая задача, так как городище имеет фигуру неправильного пятиугольника ABCDE. Для этого необходимо разделить неправильный пятиугольник на две более простые фигуры: треугольник ABC и четырехугольник ACDE. Находим у этих фигур геометрический центр. У треугольника его найти очень просто: пересечение его медиан и есть барицентр. Центр неправильного четырехугольника находим посредством деления этой фигуры еще на два треугольника ACE и CDE. Снова находим центр каждого треугольника и проводим отрезок из центров полученных треугольников. Центр неправильного четырехугольника лежит где-то на этом отрезке. Чтобы узнать точное положение центра четырехугольника нужно повторить процедуру поделив его по-другому: на треугольники ACD и ADE. Находим их центры и соединяем отрезком. Пересечение двух отрезков и есть геометрический центр неправильного четырехугольника ACDE. Теперь соединяем отрезком центр треугольника ABC и центр четырехугольника ACDE. Геометрический центр неправильного пятиугольника лежит где-то на этом отрезке. Теперь необходимо повторить эти действия, поделив пятиугольник другим способом: на прямоугольник ABCE и треугольник CDE. Соединив их центры получим отрезок, на котором также должна находиться точка центра пятиугольника. Накладываем один отрезок на другой и получаем барицентр всего пятиугольника О – геометрический центр города Еркурган.

   Геометрический центр города Еркургана соединяем с пятью угловыми башнями. Таким образом получаем пять направлений из центра города. Теперь можно приступить к археоастрономическому анализу.

   

Археоастрономический анализ городища Еркурган (Google, анализ авт.)

Археоастрономический анализ. Еркурган имеет координаты 38˚56`56`` с.ш. и 65˚42`49`` в.д. Зная координаты города, следующим этапом измеряем углы относительно основной осевой линии расположенной строго на север, и проходящей через геометрический центр города. Это будут азимуты точек восхода и захода Солнца и Луны в дни летнего и зимнего солнцестояний (их мы будем сопоставлять с одноименной табл. Шарипова Ш.М.). 

   Следует отметить, что предварительный археоастрономический анализ Еркургана ранее проводился Булатовым М.С., хотя автор указывал, что на момент тех исследований архитектурные и обмерные планы городища еще не были опубликованы и материалов для работы было недостаточно. Но вместе с тем уже тогда автор отмечал, что «при создании структуры города Еркурган жрецы-зодчие стремились связать его с космосом, ориентируя его отдельные элементы на космические постоянные» [2].

   В виду этого, данное исследование мы считаем продолжением начатой работы Булатова М.С., которое значительно дополнено и имеет ряд уточнений, так как основывается на современных спутниковых снимках, аэрофотосъемках, обмерных чертежах и архитектурных планах Еркургана. Поэтому при совпадении наших результатов это будет обязательно указываться, при несовпадении – опускаться. Без пометок публикуются новые данные.

   Оказалось, что самая массивная овальная башня Еркургана D, имеющая азимут равный 113˚, направлена на восход Луны в день летнего солнцестояния (склонение -18˚18`). 

   Другая восточная башня C имеет азимут в 49˚ - это восход Луны в день зимнего солнцестояния (склонение -18˚18`).

   На заход Луны в день зимнего солнцестояния направлена западная башня A. Азимут этого направления равен -66˚ (склонение -18˚18`).

   Город Еркурган имеет двое ворот, расположенных на юго-востоке и северо-востоке. Направление юго-восточных ворот отмечается восходом Луны в день летнего солнцестояния с азимутом в 128˚ (склонение -28˚36`). Эти же ворота отмечены направлением из башни A в сторону восхода Солнца в день зимнего солнцестояния (азимут 120˚). Северо-восточные ворота же «открыты» восходу Луны в день зимнего солнцестояния при азимуте в 49˚ (склонение -18˚18`).

   Северная стена AB при азимуте в 55˚ имеет направление на восход Солнца в день летнего солнцестояния. На это указывал и Булатов М.С. [2].

   Более того, отдельно взятые строения Еркургана, имеют свои направления на космические константы. Два храма Еркургана расположены на восточной оси, исходящей из геометрического центра города. Это направление отмечает восход Солнца в день весеннего равноденствия. Этот же храм своим фасадом (айваном) раскрывается на юг, в сторону реки Кашкадарья, а также в сторону полуденного Солнца.

   Так называемый дворец, поднятый на высокой платформе, включает в себя и храмовую постройку с высоким пронаосом, отмеченный двумя колоннами и открытым перед ним двором. Этот пронаос имеет направление на восток и «ловит» первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия, так как весь дворец ориентирован по сторонам света.

   Цитадель Еркургана, расположенная в северной части города, ориентирована на восход Солнца в день летнего солнцестояния, как и вся стена AB. У Булатова М.С. тоже [2].

   За пределами внутренних стен города расположены еще два интересных объекта. На севере расположена дахма, а на юге, прямо у ворот – мавзолей. И дахма и мавзолей ориентированы по сторонам света, погребальная функция этих строений позволяет видеть связь их с восходом и заходом Солнца в день весеннего равноденствия.

   Следует заметить, что направления, связанные с восходом и заходом Луны и Солнца, которые совпадают с угловыми башнями Еркургана, свидетельствуют о том, что эти башни, в первую очередь, символизируют эти небесные светила, а ворота города, через которые также проходят азимуты точек восхода Луны и Солнца – посвящены этим светилам или их богам, под покровительством которых находился сам город. К примеру, в Древнем Вавилоне ворота были посвящены богам, одни из которых наиболее известны как ворота Иштар. Ниже мы вернемся к этой теме и попробуем ответить на вопрос: так под чьим же покровительством находился город Еркурган?

   

Геометрический анализ городища Еркурган (Google, анализ авт.)

   Геометрический анализ. Все стороны неправильного пятиугольника имеют различную длину. Но проведя геометрический анализ, оказалось, что длины этих стен находятся в определенной зависимости. Так опустив перпендикуляр из геометрического центра города на самую длинную стену ED, получаем середину этой стены и два равнозначных отрезка. Дадим каждому отрезку значение равное 1. Посредством окружности с центром E радиусом 1 переносим это значение на стену AE, и получаем точку а. Таким образом, получаем два отрезка Ea и aA, которые находятся в зависимости Ea/aA=√2. Продолжаем, переносим полученное значение 1/√2 посредством радиуса окружности с центром в точке А на стену AB и получаем центр этой самой стены b. Далее, через точку B прочерчиваем окружность радиусом равным 1/√2 и фиксируем точку ее пересечения со стеной BC. Через оставшиеся отрезки сС и Cd прочерчиваем окружность, радиус которой меньше радиуса окружности Bc ровно в 3 раза. Значит оставшиеся отрезки равны значению 1/3√2. 

   Значит и стена ED относится к AB как √2. В такой зависимости, основанной на значении √2 находятся длины стен внутреннего города Еркургана. Более того, дахма, расположенная за пределами стен города, находится в геометрической зависимости с основным городом. Так, Дахма Еркургана равноудалена от стены AB – это значит, что перпендикуляр, опущенный из центра дахмы делит сторону AB пополам, а точки A и B находятся на одинаковом расстоянии от дахмы. То есть, дахма и северо-западная стена города образуют равнобедренный треугольник.

   Использование неправильной фигуры в планировке Еркургана не единичный случай в архитектуре древней Средней Азии. Известны города и памятники эпохи бронзы древней цивилизации Маргуш, такие как Гонур-1 и Тиллятепе, имеющие в плане искаженные четырехугольники. Автор архитектурного исследования этих памятников Мамедов М. также задается вопросом по этому поводу: «Что это ошибка строителей или сознательное искажение формы?» [3]. Как мы показали, фигура в виде неправильного пятиугольника Еркургана не случайна, древние зодчие-жрецы намеренно придавали такую форму городу, обозначая его связь с небесными светилами. 

   Проведенный археоастрономический анализ Еркургана показал, что древние зодчие, владея знаниями в области астрономии и математики, стремились придать возводимому городу связь с небесными светилами. Это выражалось построением плана таким образом, чтобы угловые башни, стены, ворота или отдельные строения были направлены в сторону восхода и захода Луны и Солнца. Форма города Еркурган в виде неправильного пятиугольника обусловлена именно этим. Пространство самого внутреннего города ввиду этого рассматривалось как воспроизведение гармоничной Вселенной, где царил порядок. Над городом перемещаются небесные светила Луна и Солнце, символически выраженные в виде угловых башен. Две из которых в этом отношении наиболее выделяются – это юго-восточная массивная башня и северо-западная, которые связаны через геометрический центр города. Из этих точек, видимо, и производились астрономические наблюдения. Это было важно не только с точки зрения космологических представлений древних, но и для составления жрецами календарей, где отмечались важные даты посева и сбора урожая. Благоприятное же существование Еркургана зависело и от покровительства божества, которому был посвящен город.


Богиня – покровительница города Еркурган.

   

Богиня Еркургана из святилища храма (из книги Сулейманова Р.Х. Древний Нахшаб)

   Так под чьим же покровительством был город Еркурган? Кому были посвящены его храмы? На раскопках городского храма археологами были найдены обломки глиняной женской скульптуры [4], одним из крупных фрагментов которой был лик богини. Кроме этой значимой находки, были обнаружены и дополнительные находки в виде образов животных, таких как золотой кулон в виде ежа, агатовая фигурка лягушки, свинцовая фигурка змеи, агатовая фигурка Силена – греческое речное божество низшего ранга. Р.Х. Сулейманов, анализируя материальные атрибуты, сопровождавшие богиню Еркургана, приходит к выводу, что это была богиня водной стихии, плодородия. Исследуя широкий круг образов женских богинь Востока, таких как Ганга, Харахвати Ардвисура Анахита, Афродита Танаис, Нана и другие, автор полагает, что «богиня Еркургана, вероятно, была одной из важных богинь согдийского пантеона, схожей по своей сущности с Ардвисурой Анахитой зороастрийского пантеона, но в отличии от нее, сохранившей свои архаические особенности и своих спутников в виде представителей водной фауны» [1].

   Как нам кажется, в интерпретации образа богини Еркургана следует принимать во внимание еще ее одну редкую и очень важную особенность. Это изображение астральных символов на ее лике. На левой щеке изображен достаточно крупный солярный символ в виде круга в обводе из двенадцати точек, очевидно, образ Солнца. В лобной части лика - круг без внешних точек (полагаем, что полная Луна).

   Судя по всему, богиня Еркургана в общих чертах представляет собой синкретическое божество, сочетающее в себе функции богини-матери природы, покровительницы города, олицетворения небесных светил одновременно.

   В свете проведенного археоастрономического анализа Еркургана, и выявленных направлений башен и ворот города на Луну и Солнце, астральные символы лика богини приобретают особое значение. Еркурган изначально, согласно исследованию, был посвящен лунной богине, так как в его планировке преобладают направления на Луну, в том числе и основная самая массивная башня города. Ориентации Солнца же, напротив, подчинены основные постройки города. Направление ворот Еркургана на восход Луны, свидетельствуют о посвящении их лунной богине – покровительнице города, по подобию ворот Иштар Вавилона.

   Полагаем, что это была богиня Артемида-Нана. Под таким именем она известна из античного города на Евфрате Дура-Европос, покровительницей которого она была, и в котором в честь нее был установлен храм [1]. Очевидно, это та самая богиня, которая в процессе глубоких трансформаций приобрела законченный образ в виде Наны – популярной богини Хорезма, Согда и Бактрии. Хорошо сохранились изображения Наны, по которым можно судить об ее иконографических особенностях. Четырёхрукая богиня восседает на льве, в поднятых руках держит Солнце и Луну. Корона в виде навершия оборонительных стен, явно, говорит о том, что богиня Нана была покровительницей городов. Несомненна и ее роль, как богини плодородия. Корону в виде крепостных стен Нана унаследовала от древнегреческой Кибелы – богини, являвшейся олицетворением матери – природы, со схожими функциями богини Артемиды.

   

Изображения богини Наны (из статьи Дьяконовой Н.В. и Смирновой О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты))

   Как мы видим, и в случае богини Еркургана и богини Наны, особое значение имеют лунарно-солярные символы, разница лишь в иконографии изображения этих знаков: в первом случае они изображены на лике богини, во втором – в ее руках. В обоих случаях, богиня сочетает в себе функции лунного в первую очередь и солнечного божества. Дьяконова Н.В. и Смирнова О.И. не исключают вероятность существования в Согде нескольких иконографических типов изображения Наны (Анахиты) [5].

   Но есть еще одна очень интересная деталь, которая, как нам кажется, является ключевой – это повторение того же изображения полумесяца на короне в виде городских стен более поздних образов богини Наны. Это говорит о том, что богиня Нана, не смотря на множество функций, является в первую очередь богиней Луны. И подсказывает нам о своем происхождении от древнегреческой лунной богини – Артемиды. Другими словами, в космологическом отношении, город находившийся под покровительством богини Наны, ассоциировался древними с Луной. 

   Нана восходит к более древней месопотамской Иштар – богине плодородия, любви, войны, которая изображается стоящей на льве с луком в руках и планетой Венерой. С точки зрения иконографии, среднеазиатская Нана унаследовала от нее «трон» в виде льва, на котором первая на нем сидит, вторая – стоит, а также астральный символ (Иштар – Венера, Нана – Луна и Солнце), олицетворением которого и была богиня. Хотя, Нана и имеет ближневосточные корни, дополнительные лунарно-солярные функции, очевидно, она получила позднее под влиянием эллинистической культуры. 

   

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах близ Милета (слева) и святилище Еркургана (справа) (сопост. авт.)

   Считается, что знакомство народов Средней Азии с древнегреческой культурой произошло за полтора века до завоевательных походов Александра Македонского. В V в. до н.э. бранхиды – жрецы храма Аполлона в Дидимах близ Милета, во времена греко-персидских войн, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр впоследствии разрушит основанный ими город. По одному из предположений Э.В. Ртвеладзе бранхиды остановились именно в Еркургане [6]. Эта версия очень интересна, тем более, что, как нам представляется, прототипом святилища Еркургана планировочно является тот самый храм Аполлона в Дидимах, руины которого сохранились и поныне. Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выходящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. Если это так, то здесь мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе. Но за отсутствием камня они использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений получалось новое святилище, сохранившее в себе основу прототипа. Это касалось и скульптуры. Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде живописи центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах. «А что, если бранхиды, предавшие Аполлона, искали спасения у его сестры-близнеца Артемиды?».    

   

Фрагмент фриза стены из Еркургана (слева) и фрагмент фриза базы колонны из храма Аполлона в Дидимах близ Милета (справа)

   В древнегреческом пантеоне Аполлон бог света, олицетворение Солнца. Его сестра-близнец – Артемида богиня Луны. Также, Артемида – богиня охоты, покровительница всего живого на Земле. «В эллинистическое время Нана ассоциировалась с греческой Артемидой» [1]. В этой связи вернемся к находкам из храма-святилища Еркургана фигуркам животных. Возможно, фигурки ежа, лягушки, змеи, а также разновременные терракотовые фигурки оленя, коня, козла, кошачьих и других крупных животных, найденные на городище, являются подношением богине покровительнице диких животных – Артемиде. Это образы животных, которые, водились в данной местности. Кубаев С.Ш. анализируя находку в виде терракотовой плакетки в образе молодой девушки на памятнике Хантепа, расположенном вблизи Еркургана, видит в ней Артемиду. На точно такую же фигурку автор указывает и среди найденных терракот Еркургана [7].  Более того, направление башен и ворот города имеют своим направлением точки восхода и захода Луны. Ввиду этого, полагаем, что изначально город Еркурган был под покровительством лунного божества - Артемиды.

   Солярный символ изображенный на лике богини Еркургана, отсылает нас к образу Аполлона – брату-близнецу Артемиды, чья функция также слилась в единном образе синкретической богини Еркургана. Другое строение Еркургана, наполовину дворец и наполовину храм с пронаосом отмеченным двумя колоннами, открывается своим портиком к восходящему Солнцу в день весеннего равноденствия. Возможно, он и был посвящен Аполлону. А квадратный алтарь, поставленный между двумя храмами, один из которых святилище богини Еркургана, а второй под названием центральный храм, был посвящен либо Аполлону, либо Артемиде. Известно о постановке таких алтарей древнегреческим богам перед храмами.

   Таким образом, покровительницей города Еркурган была синкретическая богиня, совместившая в себе месопотамскую богиню Иштар, древнегреческую богиню Луны – Артемиду в одном лице с ее братом-близнецом – Аполлоном, также Кибелу. В сущности – это ранний образ богини Наны, впоследствии широко распространенный в Хорезме, Бактрии и Согде, известный в завершенной иконографии: четырехрукая богиня, держащая в поднятых руках Солнце и Луну… Дублированный полумесяц, расположенный в стенной короне Наны, нарочито подсказывает нам о происхождении этого образа от богини Луны – Артемиды. Учитывая сложносоставной образ богини Еркургана, и выделяя ее основные лунарно-солярные функции, по нашему мнению, корректно называть ее Артемида-Нана. Богиня, олицетворение Луны, чей образ получил символическое воплощение в башнях города. Ей также были посвящены ворота. Под ее покровительством и находился древний город Еркурган. 

  

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:


1. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2. Булатов М.С. Космос и Архитектура. –Ташкент: ИТД «СМИ-АЗИЯ», SMI-ASIA, 2009. – 288 С.

3. Мамедов М.   Древняя архитектура Бактрии и Маргианы. – Ашхабад: Культурный центр Посольства исламской республики Иран в Туркменистане, 2003. – 143 с.

4. Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.

5. Дьяконова Н.В,, Смирнова О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде // СА. 1967. №1. С. 74-83.

6. Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.

7. Кубаев С.Ш. Культ богини по терракоте Хантепа. Народы и религии Евразии. 2017. 12(3-4), 24-34.


Комментариев нет:

Отправить комментарий