Нурулин Тимур
Археоастрономический анализ плана храма Аполлона в Дидимах (Google, анализ авт.) |
Храм Аполлона в Дидимах расположен в Малой Азии недалеко от древнегреческого города Милет. Это один из трёх крупнейших ионийских храмов античности наряду с храмом Артемиды в Эфесе и храмом Геры на о. Самосе. Относится примерно к VI в. до н.э. Храм построен из мрамора. Представляет собой диптер – с двойной наружной колоннадой и размерами 59х109 м. Наос храма Аполлона открыт только в одну сторону, в отличии от двух вышеупомянутых грандиозных ионических диптеров. К храму вела священная дорога, которая была оформлена статуями малоазийских правителей, подобно аллеям сфинксов, подходящих к храмам Древнего Египта [1].
Руины храма Аполлона в Дидимах (hotelatinc.com) |
В свете проведенного нами анализа и выявления ориентации храма на восход Солнца в день летнего солнцестояния, факт расположения пронаоса храма только с одной стороны, получает свое рациональное объяснение: древние зодчие возвели храм Аполлона таким образом, чтобы первые лучи Солнца в этот день проходили ровно по оси строения, начиная от пронаоса, через вестибюль и попадали прямо в наос – святилище. То есть храм раскрывался восходящему Солнцу. Ведь храм посвящен Аполлону – богу света, который является олицетворением Солнца.
Бранхиды. Для нас также храм Аполлона в Дидимах представляет интерес в свете возможной его связи с другим среднеазиатским древним городом Еркурганом и его храмами. В предыдущей работе нами производились первые шаги в установлении этих связей. Считаем важным здесь их повторить и дополнить http://civiltashkent.blogspot.com/2021/09/blog-post.html.
Храм Аполлона в Дидимах предположительно построен в VI в. до н.э. Это был один из крупнейших храмов своего времени. Столь грандиозное строение Древней Греции, вобрало в себя лучшие достижения строительного дела тех времен, слава о котором разносилась далеко за пределы Ионии.
Еркурган датирован археологами также VI в. до н.э. [2]. Оказалось, что храм Аполлона в Дидимах расположен фактически на той же широте, что и городище Еркурган с его храмами. Как мы выяснили, храм Аполлона имеет азимут в 55˚, и это восход Солнца в день летнего Солнцестояния. Примечательно, что северная стена Еркургана с цитаделью также имеет азимут в 55˚ и также направлена к восходящему Солнцу, а святилище ориентировано своим фасадом к полуденному Солнцу. Хотя в Еркургане, как мы выяснили, особое значение имеют направления на восход и заход Луны.
Поиски параллелей между этими двумя строениями Древнего мира основаны на истории о жрецах бранхидах, благодаря которым, возможно, знакомство народов Средней Азии с древнегреческой культурой произошло за полтора века до завоевательных походов Александра Македонского. В V в. до н.э. бранхиды – жрецы храма Аполлона в Дидимах близ Милета, во времена греко-персидских войн, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр впоследствии в своем Восточном походе разрушит основанный ими город.
По одному из предположений Э.В. Ртвеладзе бранхиды остановились именно в Еркургане [3]. Эта версия очень интересна, тем более, что, как нам представляется, прототипом святилища Еркургана планировочно является тот самый грандиозный храм Аполлона в Дидимах, руины которого сохранились и поныне. Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выходящим в пронаос с четырьмя рядами колонн.
Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах (слева), план святилища Еркургана (справа) (сопост. авт.) |
Фрагмент фриза стены Еркургана (слева), фрагмент фриза базы колонны храма Аполлона в Дидимах (справа) (сопост. авт.) |
ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:
1. Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.
2. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.
3. Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий