понедельник, 13 сентября 2021 г.

ХРАМ АПОЛЛОНА В ДИДИМАХ (Археоастрономический анализ)

Нурулин Тимур


Археоастрономический анализ плана храма Аполлона в Дидимах (Google, анализ авт.)

   Храм Аполлона в Дидимах расположен в Малой Азии недалеко от древнегреческого города Милет. Это один из трёх крупнейших ионийских храмов античности наряду с храмом Артемиды в Эфесе и храмом Геры на о. Самосе. Относится примерно к VI в. до н.э. Храм построен из мрамора. Представляет собой диптер – с двойной наружной колоннадой и размерами 59х109 м. Наос храма Аполлона открыт только в одну сторону, в отличии от двух вышеупомянутых грандиозных ионических диптеров. К храму вела священная дорога, которая была оформлена статуями малоазийских правителей, подобно аллеям сфинксов, подходящих к храмам Древнего Египта [1]. 

 

Руины храма Аполлона в Дидимах (hotelatinc.com)

 Храм Аполлона в Дидимах имеет координаты 37˚23`06`` с.ш. и 27˚15`23`` в.д. Археоастрономический метод исследования позволил нам установить основное направление храма. Храм Аполлона имеет азимут равный 55˚. Зная координаты строения и его азимут, можно определить имеет ли его ориентация связь с небесными светилами. Оказалось, что имеет. Храм Аполлона в Дидимах ориентирован на восход Солнца в день летнего солнцестояния. 

   В свете проведенного нами анализа и выявления ориентации храма на восход Солнца в день летнего солнцестояния, факт расположения пронаоса храма только с одной стороны, получает свое рациональное объяснение: древние зодчие возвели храм Аполлона таким образом, чтобы первые лучи Солнца в этот день проходили ровно по оси строения, начиная от пронаоса, через вестибюль и попадали прямо в наос – святилище. То есть храм раскрывался восходящему Солнцу. Ведь храм посвящен Аполлону – богу света, который является олицетворением Солнца.

   Бранхиды. Для нас также храм Аполлона в Дидимах представляет интерес в свете возможной его связи с другим среднеазиатским древним городом Еркурганом и его храмами. В предыдущей работе нами производились первые шаги в установлении этих связей. Считаем важным здесь их повторить и дополнить http://civiltashkent.blogspot.com/2021/09/blog-post.html.

   Храм Аполлона в Дидимах предположительно построен в VI в. до н.э. Это был один из крупнейших храмов своего времени. Столь грандиозное строение Древней Греции, вобрало в себя лучшие достижения строительного дела тех времен, слава о котором разносилась далеко за пределы Ионии. 

   Еркурган датирован археологами также VI в. до н.э. [2]. Оказалось, что храм Аполлона в Дидимах расположен фактически на той же широте, что и городище Еркурган с его храмами. Как мы выяснили, храм Аполлона имеет азимут в 55˚, и это восход Солнца в день летнего Солнцестояния. Примечательно, что северная стена Еркургана с цитаделью также имеет азимут в 55˚ и также направлена к восходящему Солнцу, а святилище ориентировано своим фасадом к полуденному Солнцу. Хотя в Еркургане, как мы выяснили, особое значение имеют направления на восход и заход Луны.

   Поиски параллелей между этими двумя строениями Древнего мира основаны на истории о жрецах бранхидах, благодаря которым, возможно, знакомство народов Средней Азии с древнегреческой культурой произошло за полтора века до завоевательных походов Александра Македонского. В V в. до н.э. бранхиды – жрецы храма Аполлона в Дидимах близ Милета, во времена греко-персидских войн, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр впоследствии в своем Восточном походе разрушит основанный ими город. 

   По одному из предположений Э.В. Ртвеладзе бранхиды остановились именно в Еркургане [3]. Эта версия очень интересна, тем более, что, как нам представляется, прототипом святилища Еркургана планировочно является тот самый грандиозный храм Аполлона в Дидимах, руины которого сохранились и поныне. Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выходящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. 

   

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах (слева), план святилища Еркургана (справа) (сопост. авт.)

   Если это так, то здесь мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе. Но за отсутствием привычного строительного материала, такого как мрамор, при строительстве они использовали местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого, утолщались стены, упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений, получалось новое святилище. Но сохранялась основа прототипа в виде двухколонного зала и пронаоса перед ним. 

 

Фрагмент фриза стены Еркургана (слева), фрагмент фриза базы колонны храма Аполлона в Дидимах (справа) (сопост. авт.)

 Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде живописи центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах. 



ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:


1. Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.

2. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

3. Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий