пятница, 28 января 2022 г.

СВЯТИЛИЩЕ ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ

Нурулин Тимур


Опубликовано: Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2022. - N2-3. - С. 27-38.

3D-реконструкция святилища Еркургана. Айван (пронаос) (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Общий вид. На заднем плане видно дворцовый комплекс и цитадель (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Фасад (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Вход из айвана в святилище (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Интерьер святилища (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Общий вид. На заднем плане виден центральный храм в виде усечённой пирамиды (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Алтарь (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Алтарь (рек. авт.)

   В работе представлен опыт реконструкции святилища Еркургана (Р-1, Восточный холм), основанный на археологических планах, текстовом описании объекта [1], и типологии аналогичных строений.

   Святилище расположено в центре древнего города Еркурган (VI в. до н.э.) (точнее на оси его геометрического центра). От южных ворот к храму подводила улица. Перед святилищем была расположена большая площадь. Строение датировано археологами III в. н.э., хотя Р.Х. Сулейманов полагает, что в самом начале эллинистической эпохи на Еркургане уже существовало монументальное строение с колоннадой, предшествовавшее рассматриваемому нами храму. К такому выводу автор пришел, опираясь на находки баз колонн, которые вторично использовались в святилище Еркургана [1].

   

Еркурган на карте Google

   Планировка храма имеет осевое развитие: глубокий айван (пронаос) является преддверием основного святилища (наос). Строение, ориентированное по сторонам света, своим айваном раскрывается к югу. 

   Возведено строение из сырцового кирпича. Перекрытие прямоугольного помещения святилища с мощными стенами подпирали две круглые в плане колонны из жженого кирпича, окрашенные в красный цвет, на которых сохранилось изображение в виде двух человеческих фигур и контуры символических знаков [1]. В стенах по всему периметру расположены арочные ниши разных размеров. Напротив главного входа находилась самая крупная ниша, где, очевидно, устанавливалась статуя божества. По периметру стен расположены суфы.

   С фасадной стороны святилище было украшено нишами, в каждой из которых были установлены по две небольшие колонки [1]. 

   

План святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

   В айване сохранился только один ряд колонн с тремя каменными базами и одним тором [1]. Колонны айвана, вероятно, были деревянными или глиняными на деревянном каркасе и были окрашены, в связи с чем они и не сохранились. Айван по периметру обводили пристенные суфы, ввиду этого в реконструкции достраиваем еще два ряда колонн, чтобы айван покрывал и их.

   Стены святилища, айвана, а также ниши и колонны были покрыты богатой полихромной росписью. В помещении святилища, также были найдены фрагменты глиняной скульптуры с известным ликом женского божества. Основные цвета, найденные на стенах: красный, черный и белый. В айване был найден фрагмент изображения с ногой коня, перевязанной лентой. В самом святилище были расписаны колонны, а также ниши в виде сетки нанесенной красной краской. Здесь же был найден фрагмент с изображением лица человека. Характерной особенностью росписи можно выделить то обстоятельство, что изображения обрамлялись рамками [1]. В виду того, что росписи на стенах сохранились плохо в реконструкции мы передаем их лишь условно, обозначая мазками их присутствие.

  

План центрального и восточного холма (святилище Еркургана) (по Р.Х. Сулейманову)

 Между святилищем и центральным храмом археологами был найден удивительный алтарь с нишами. Он напоминает греческие алтари, которые ставились перед древнегреческими храмами и посвящались богам. В виду того, что мы идентифицировали храм Еркургана как храм Артемиды, впоследствии Артемиды-Наны, смеем предположить, что алтарь был посвящен Артемиде. Такие эллинистические прямоугольные алтари, правда гораздо проще, были найдены и в храме Окса. Исследуя оформление алтаря Еркургана, мы не смогли найти что-то похожее ни в одной древней культуре, так что, на данный момент, считаем его уникальным. Для того времени, такое оформление нишами в форме суперэллипса очень необычно. Единственное, что мы можем заметить, такое оформление в виде ниш и пилястр, возможно, – стилизация алтаря под колонный греческий храм. 

   Храм бранхидов. Изучая планировку святилища Еркургана обратимся к типологии сходных культовых строений, имеющих такую же структуру с айваном и собственно святилищем. Наиболее древним строением такого типа в Средней Азии считается храм Окса (Тахти-Сангин IV в. до н.э.), а к более поздним – храмы Пенджикента (V-VIII вв. н.э.).

   Но для начала обратимся к конкретному историческому событию, которое, вероятно, связано с городищем Еркурган. В последних своих работах Э.В. Ртвеладзе высказал предположение касательно локализации города бранхидов на Еркургане, в частности, отмечая архаические греческие черты скульптуры Еркургана [3], очевидно, намекая на ее сходство с головой из Микен 2 тыс. до н.э. Речь идет о фрагменте головы женской скульптуры с очерченными черной краской глазами и солярными знаками на лице, найденной в святилище Еркургана (хотя сам автор называет её мужской). 

Голова богини из святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

    Мы же, в свою очередь, поддерживая данную локализацию поселения бранхидов в городе Еркурган, полагаем, что святилище Еркургана сохранило в себе архаические черты древнегреческой архитектуры. А конкретнее, мы считаем, что храм Еркургана был построен бранхидами – переселенцами из Милета по подобию храма Аполлона в Дидимах, того самого храма, где служили жрецы бранхиды. До завоевательных походов Александра Македонского в V в. до н.э. бранхиды, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр во время походов в Среднюю Азию разрушит основанный ими город. 

   Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выводящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. В этом мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе.

    Но за отсутствием камня древние греки использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений получалось новое святилище, сохранившее в себе основу прототипа. По сообщению археологов, святилище Еркургана хотя и имело очень мощные стены, постоянно нуждалось в ремонтных работах [1]. Это косвенно может указывать на то, что для строителей храма этот материал был малознаком. 

  

Фрагмент фриза стены из Еркургана (слева) и фрагмент фриза базы колонны из храма Аполлона в Дидимах близ Милета (справа)

  Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде меандра центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах.

Колонна храма Артемиды Эфесской [2]

   Две массивные колонны, расположенные внутри святилища Еркургана были украшены антропоморфными фигурами. Такой редкий способ изображения человеческих фигур на колоннах напоминает украшение основания колонн храма Артемиды Эфесской, где человеческие фигуры переданы в движении (процессия).

   Интересна планировка святилища Еркургана с наосом и сложным двойным айваном. Первый – пронаос, расположенный непосредственно у входа в святилище с четырьмя рядами колонн. Второй продолжает первый, но раскрывается еще шире. В реконструкции – это уже восемь колонн. На то, что в этом втором айване был ряд из восьми колонн указывает в первую очередь расположение суф вдоль стен. При таком же ступенчатом развитии айвана в плане более поздних храмов Пенджикента (V-VIII вв. н.э.) там этот ряд колонн во втором айване присутствует. В целом осевое развитие планировки храмов Пенджикента с наосом и ступенчатым айваном, суфами в этих же помещениях и росписями на стенах, двором перед айваном роднят их с храмом Еркургана. 

   В последнее время принято считать, что такие планировки генетически восходят к храму Окса (Тахти-Сангин IV в. до н.э.). И действительно, при такой же осевой организации плана, храм Окса имеет и святилище, правда четырехколонное и айван с четырьмя рядами колонн раскрывающийся на восток. Но на наш взгляд, хотя святилище Еркургана хронологически и относится к более позднему периоду относительно храма Окса, оно всё же сохранило в себе черты архаической греческой культовой архитектуры. Здание храма Еркургана не раз перестраивалось. По сообщению археологов, базы колонн святилища были вторичного использования. Р.Х. Сулейманов даже полагает, что в Еркургане до рассматриваемого нами святилища был грандиозный многоколонный храм [1].

Слева направо: Храм Окса, святилище Еркургана, храмы Пенджикента.

   Б.А. Литвинский и И.Р. Пичикян исследуя типологию храма Окса, наиболее близкими аналогиями ему считают восточные храмы огня около Суз, Кухи-Хваджа и в Персеполе. При идентификации этих сооружений как храмов огня большинством исследователей выделяется несколько характерных особенностей: наличие четырехколонного зала, обведенного коридором, айвана. При этом авторы выделяют и самый характерный признак храмов огня – это наличие атешгахов – скрытых помещений по сторонам айвана, где возжигался огонь. Такие атешгахи в храме Окса есть. Это позволило Б.А. Литвинскому и И.Р. Пичикяну определить храм Окса как храм огня. И это при всех сложностях идентификации архитектуры храма: наличие греческих алтарей в храме Окса, по признанию авторов исследования, делало культовую жизнь в храме сложной и разнообразной [5]. Но, на наш взгляд, при верной интерпретации функционального назначения храма Окса в качестве храма огня и выстроенной типологии восточных храмов огня, авторами совершенно не учитывается греческое влияние на архитектуру храма Окса. Наличие пронаоса с четырьмя рядами колонн ограниченного двумя стенами, а также наоса, уже не говоря о греческих алтарях и архитектурных элементах храма, отсылает нас к ранним греческим храмам. А аналогии восточных храмов огня с двухколонным портиком и четырехколонным залом, приведенные авторами, своей планировкой повторяют древнегреческие мегароны. Более того при такой планировке – это могли быть не совсем храмы огня, а дворцы-храмы, дворцы, где возжигался главный огонь города, и который поддерживал правитель. Они, в свою очередь, также восходят к мегаронам. Также, к примеру, как К. Рапен полагает, что Аядана в Сузах была не храмом, а дворцом [6].

   Ни обводных коридоров, ни четырехколонного зала, ни атешгахов в святилище Еркургана не было, а значит оно изначально не было храмом огня. Это был храм статуи. В последствии, на каком-то этапе здание всё же приспособили в качестве храма огня, здесь в святилище был установлен прямоугольный алтарь, где, видимо, возжигался огонь. 

План храма Аполлона в Дидимах (www.kannelura.info)

   Прототипом храма Еркургана, очевидно, был храм Аполлона в Дидимах – диптер (Диптер – тип древнегреческого храма, обнесенный двумя рядами колонн [4]). По нашему мнению, святилище Еркургана унаследовало от храма Аполлона в Дидимах двухколонный зал и пронаос с четырьмя рядами колонн, ограниченный двумя стенами. Но полноценного диптера в Еркургане мы не наблюдаем, а видим лишь его фасадную часть. Так, мы полагаем, появился второй широкий айван, скрывающий отсутствие двойного ряда колонн по торцам здания. Колонны поставлены одним рядом лишь на фасаде. Получился такой «ложный диптер». Вероятно, к такому решению древние строители пришли в виду экономических причин и отсутствия необходимых строительных материалов. К примеру, чтобы возвести храм Аполлона в Дидимах необходимо было 120 колонн (каменных баз, стволов и капителей). Для «ложного диптера» святилища Еркургана всего 16 колонн.

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах близ Милета (сверху) и реконструктивный план святилища Еркургана (снизу) (сопост. авт.)

   В этом отношении, с одной стороны, планировка храма Еркургана восходит к ранним греческим храмам, которые происходят из древних жилищ мегаронов, с другой, если принимать во внимание конкретное историческое событие с переселением бранхидов в Еркурган, мы имеем возможность привести в пример конкретное историческое строение – это храм Аполлона в Дидимах, который может служить прототипом для рассматриваемого нами святилища. Святилище Еркургана в свою очередь получило ряд преобразований, с учетом местных условий: строители воспроизвели только фасадную часть диптера, таким образом получился ступенчатый в плане айван.

   Одной из особенностей, отличающей святилище Еркургана от греческих храмов помимо наличия суф, было наличие ниш внутри храма. Как отмечает Р.Х. Сулейманов – чисто среднеазиатский приём [1]. В самой крупной из которых устанавливалась статуя. Эта центральная ниша значительно превосходит по размерам остальные. Вероятно, это было связано с тем, что она предназначалась для значительной по высоте статуи, превосходящей в 2-3 раза рост человека. Но по найденной голове женской статуи (примерно 25 см) видно, что она была сопоставима с ростом человека. Такая организация пространства святилища с глубокой нишей и найденной статуей свидетельствует о том, что это был храм со статуей. Ранее мы уже доказывали, что изначально святилище Еркургана было храмом Артемиды, впоследствии Артемиды-Наны. http://civiltashkent.blogspot.com/2021/09/blog-post.html?m=1

   Позже в святилище был установлен прямоугольный алтарь, где возжигался огонь и, видимо, храм со статуей стал храмом огня. На различных строениях Еркургана отмечается архаическая греческая основа, которая впоследствии замещается зороастрийскими элементами: строительство дахмы, ранний греческий храм в основании дворцового храма огня Еркургана, и ранний греческий храм Еркургана, который в итоге становится храмом огня. 

   В микрорельефе городища Еркурган заметно, что в северной части в пространствах между святилищем, дворцовым комплексом и цитаделью расположены огромные незастроенные площади. Возможно, здесь в окрестностях святилища Еркургана были священные рощи. К такому предположению мы пришли благодаря сведениям Курция Руфа, приведенным Э.В. Ртвеладзе, где Александр за измену приказывает уничтожить не только город бранхидов, но и священные рощи его: «… Не только вырубают, но даже выкорчевывают деревья в священных рощах и лесах, чтобы на этом месте была обширная пустыня с бесплодной землей, лишенной даже корней деревьев» [3]. 


ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2) Сулейманов Р.Х. Нахшаб – тайны забытой цивилизации. –Т.: «Маънавият», 2004. – 40 с.

3) Ртвеладзе Э.В. Александр Македонский в Трансоксиане: Походы, историческая география. СПб.: Евразия, 2019. – 368 с., ил.

4) Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.

5) Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -503 с.: ил.

6) Рапен К. Святилища Средней Азии в эпоху эллинизма (Состояние вопроса) // Вестник древней истории. 1994. №4 (211). С. 128-140.

Комментариев нет:

Отправить комментарий