среда, 24 мая 2023 г.

ЗАБЫТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

 

Нурулин Т.С.

     Нурулин Т.С.   Забытая цивилизация Средней Азии // Материалы научного семинара «Диалог Восток-Запад: мир через культуру» в рамках четвертых Рериховских чтений памяти Ю.Н. Рериха. – Ташкент, 2018. – С. 108-117.


… вопрос системы Калачакра тесно связан с проблемой происхождения тибетского шестидесятилетнего цикла, а также с проблемой Шамбхалы, загадочной страны, откуда эта система проникла в Индию во второй половине X в.

Рерих Ю.Н.

Молчаливые холмы. Средняя Азия – наследница древних цивилизаций, культур и государств, таких как Согдиана, Маргиана, Бактрия, Хорезм, Древний Ташкент (Чач), Уструшана и других. О существовании этих стран уже в 600-500 г. до н.э., возможно и раньше, мы знаем из главы Видевдат памятника письменности Авесты. Здесь они предстают как лучшие земли для проживания людей священной страны Хванириаты. Эти письменные данные подтверждаются современной археологической наукой. В этих историко-культурных областях найдены сотни археолого-архитектурных памятников. Самые крупные и значимые из которых: Джаркутан и Сапаллитепа в Термезе эпохи бронзы, Кой-Крылган-Кала в Хорезме, Афрасиаб в Согдиане, памятники буддизма на юге Узбекистана, Шаштепа и Мингурик Древнего Ташкента античного периода и многие другие. Храмы, дворцы, усыпальницы, курганы, жилые постройки – такое типологическое разнообразие отмечает развитую градостроительную структуру древнего периода Средней Азии. Наличие лёссовых отложений в Средней Азии определило развитие глиняной архитектуры в древности, руины которой сегодня мы наблюдаем в виде так называемых «тепа» - оплывших за сотни лет холмов.

У народов Узбекистана, наряду с другими жителями Средней Азии, существует предание о Гороглы – правителе счастливой страны Чамбиль, и его потомков – приемном сыне Авазхоне и внуке Нурали. Это эпическое произведение, которое бытует в форме многочисленных песенных дастанов и прозаических сказаний [1, с. 590]. Страна Чамбиль в узбекских преданиях предстает как народная утопия, где царила справедливость. Гороглы заботится о благоустройстве Чамбиля: в неровной местности он провел дороги и оросил пустыню, в степи прорыл арыки и устроил водохранилища, помогал бедным, возвел чудесную крепость [2, с. 216,5,6]. Удивительным образом, на Тибете существует схожее предание о счастливой стране Шамбале. Сопоставление этих преданий находит много схожих моментов и ставит чрезвычайно интересным поиск реального местонахождения этой таинственной страны.

В поисках таинственной страны. Многие выдающиеся ученые выдвигали различные гипотезы относительно местонахождения Шамбалы. К примеру, тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилев, изучая древние тибетские карты, пришли к выводу о реальном существовании этой страны, и отождествляют Шамбалу с Сирией III-II вв. до н.э.. По мнению авторов, «Шам» по-персидски означает Сирия, а «боло» - верх [3]. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии, слышал множество рассказов о Шамбале, и по-видимому, предполагал ее существование на Тибете. Ближе всех к интересующему нас региону располагает Шамбалу венгерский филолог-востоковед, основатель научной тибетологии Чома де Кереш. Он отмечает расположение столицы Шамбалы Калапы за рекой Сита, отождествляя ее с Яксартесом (Сырдарьей) [4].


Хванириата и Шамбала. Не смотря на то что, первое упоминание Шамбалы в тексте Калачакры-тантры относится к X веку, а сложение эпоса о Чамбиле – в узбекском народном творчестве, ученые относят к XVII-XIX вв., корни этих преданий следует искать в более древних источниках. Так как, эти предания находят близкие аналогии с Кангдизом в эпосе X-XI вв. Фирдоуси – «Шахнаме», а также страной Хванириата и Кангхой в более древней священной книге зороастрийцев – «Авесте».

Сопоставление двух древних легенд о таинственных странах, тибетской Шамбале и авестийской Хванириате, обнаруживает их близкую родственность. В обоих случаях центром мира является гора, вокруг которой расположены страны, которые в свою очередь окружены кольцом гор и земли. Также, и в том и другом случае в долине, где расположены страны, протекает река: в Шамбале – Сита, в Хванириате – Аредви Сура Анахита (Небесная река).

В «Авесте» последовательно описывается сотворение мира, соответствующее стране Хванириате. Так, в Зам-яште первой горой поднялась Хара, которая занимает центр мира. Она протянулась, окружая все страны, на востоке [7]. С этой горы стекают реки, протекающие через страну Хванириата, и впадающие в море Воорукаша. Эта страна объединяет шестнадцать лучших земель. В Видэвдаде приводятся названия этих земель, в последовательности их создания: Аирьяна Ваэджах, Гава Сугда, Моуру, Бахди, Нисая, Харою и другие [7]. Это авестийское представление мира сопоставимо с реальной географической ситуацией, где Хара – это великая горная система Евразии (Гималаи, Памир, Тянь-Шань), реки – Сырдарья и Амударья, Воорукаша – Арал и страна Хванириата – это Среднеазиатское двуречье с древними историческими областями, такими как Согдиана, Маргиана, Бактрия, Нисса и Хорезм. Современные исследования крупных ученых подтверждают это [8].

Существует также легенда о том, что Шамбала была царством в Средней Азии и после прихода арабов в VIII в. оно сделалось невидимым. Эта легенда коррелирует с преданием о Чамбиле народного эпоса, видимо, являясь реальным отражением исторических преобразований в Средней Азии, когда зороастризм перестал играть важную роль в жизни среднеазиатских народов. Что отмечается археологией на многих памятниках Средней Азии.

В этой связи, предание о Шамбале (Чамбиле) есть ни что иное, как память народов Средней Азии о стране Хванириате общего авестийского пространства. Средняя Азия, являясь центром пересечения многих развитых культур, выступала транслятором идей и инноваций в Китай, Индию, Иран. Именно поэтому мировоззренческие идеи Авесты нашли свое отражение во многих культурах Древнего Востока. Так, родственные связи имеют зороастрийская Авеста и индийская Ригведа. Зороастрийские идеи, такие как: борьба добра со злом, пришествие мессии в конце времен, нашли свое отражение также в более поздней тибетской легенде о Шамбале.

Кангха и Калапа. Следует отметить, что вышеперечисленные территории, отмеченные в Авесте, имеют статус священных территорий (Хварно). Такой же статус имеет и местность Кангха, отмеченная уже в Абан-яште, посвященном Аредви Суре Анахите. Здесь с одной стороны говорится о священной горе, с другой – стране у ее основания. Кангха называется здесь священной, праведной, высокой. Богиня воды Анахита небесной рекой стекает с этой горы, оросив и оплодотворив долины, впадает в море. Справедливо отождествление этого мифопоэтического образа богини с рекой Сырдарьей, так как еще в средние века Сырдарья именовалась рекой Канга [9]. Р. Сулейманов, проводя параллель между культом иранской Анахиты и индийской Ганги, приходит к выводу, что в глубокой древности между территориями бассейна Сырдарьи и Северной Индии были тесные исторические и культурные связи и отмечает, что топоним Канг или Ганг был связан с правобережьем среднего течения Сырдарьи [9], [10], там, где расположился Древний Ташкент.

В авестийской Кангхе не было печали, боли и страданий, своим обитателям она возвращала молодость и жизненные силы [11]. Кангдиз (чудесную крепость) по Бируни возвел Йима, по Фирдоуси – Сиявуш (Сьяваршан), где-то на востоке: вероятно, местоположение указано относительно Ирана. Схожую историю возникновения имеет происхождение  Шамбалы и ее столицы Калапы в тибетской традиции. Эта таинственная страна также утопична по своей сути, и является оплотом справедливости. В тексте Калачакры-тантры отмечается, что основателем этой страны был Сучандра, получивший учение от самого Будды [19]. Для этого Сучандре необходимо было покинуть родные места. По возвращению, в своей столице Калапе он возводит храм в виде мандалы (храм, планировочно представляющий собой два вписанных друг в друга квадрата, с пристроенными по четырем сторонам башнями, и обведенные двумя окружностями).

Чатуссракти. Храм Шамбалы. На территории Ташкента сохранился древний памятник, храм Шаштепа имеющий такую же планировку мандалы [12] как и храм, возведенный в столице Шамбалы Калапе, на тибетском изображении [13]. Круглый храм Шаштепа достаточно крупный – пятьдесят метров в диаметре. Такие же размеры имеют Кой-Крылган-Кала в Хорезме, Теменос Гонур-Депе в Маргиане. Это свидетельствует о его значимости в регионе. Храм Шаштепа, также, как и подобный ему храм Мингурик, имея планировку в виде мандалы, подходит под описание храма Калапы, изображаемого на танках Тибета. Большая популярность и святость в далеком прошлом территории Древнего Ташкента подтверждается распространением подобных Шаштепе крестообразных храмов далеко за пределы среднего течения Сырдарьи: в Ташкенте – Мингурик, в Чардаре – Ак-тобе 2, в Фергане – Биловур-тепе и Арк-тепе, в Бухаре – Сеталак-1, на Таласе – Чоль-тобе, в Иране – Шахр-и-кумис [14], в Индии – Кайла-Санатха. Это подтверждается и Авестой, где она названа священной, праведной, высокой Кангхой.

В основу планировки храма Шаштепа заложена идея мандалы, отражающая космологические представления древних. Так центральный квадрат строения ориентирован строго углами по сторонам света, соответственно, стороны квадрата с четырьмя башнями находятся в диагональном положении относительно сторон света: согласно древним индийским текстам в этих четырех точках происходит смыкание неба и Земли, там, где поднимается и садится солнце. Эти точки называются чатуссракти. Эти космологические идеи, соответственно, нашли свое отражение в географических представлениях о стране Шамбале. На изображениях видно, что восемь стран окружают центральную гору, где первые четыре – расположены по сторонам света, вторые четыре – по диагонали относительно сторон света, в точках чатуссракти. Единая космологическая модель (мандала) закладывалась в основу любой формы общественных отношений, начиная от алтарей и храмов, заканчивая страной, которая, в свою очередь, ассоциировалась со Вселенной – единство земного и небесного. Справедливо рассматривает архитектуру храма Шаштепа с позиций древнеиндийских канонов возведения жертвенных алтарей и храмов Булатов М.С., освещенных в текстах Брахманы, Шульбасутры и Грихьясутры. По мнению автора, «Астральные культы и строительная практика древнеиндийского зодчества породили искусные приемы возведения храмов и алтарей, в основе которых была космограмма – мандала, представляющая простые отношения малых величин в соразмерностях и пропорциях частей целого в архитектуре. Каноны индийского зодчества оказали влияние на зодчество Турана, где космогонические представления лежали в основе идеологии и во всех проявлениях культуры» [17, с. 128].  

В виду развитых космологических воззрений, явления, связанные с движением небесных светил, завершали картину мира. Наблюдения за солнцем и луной, имело не только культовую составляющую, но и практическую: составлялись календари, отмечались особые дни. Рерих Ю.Н. отмечает: «Для верного понимания этой чрезвычайно специфической литературы (тексты Калачакры, авт.) необходимо знание тантристской терминологии в индийской системе астрономии и астрологии. В целом же вопрос системы Калачакра тесно связан с проблемой происхождения тибетского шестидесятилетнего цикла, а также с проблемой Шамбхалы, загадочной страны, откуда эта система проникла в Индию во второй половине X в.» [16]. В этом смысле, необходимы были особые строения, напоминающие сегодняшние обсерватории, но отличающиеся по своей функциональной составляющей – это были храмы-обсерватории. Такую типологическую характеристику заслуживает и здание Шаштепа, расположенное в долине реки Чирчик, окруженной с востока грядой западных отрогов Тянь-Шаня. Археоастрономический метод исследования позволил установить ориентацию башен Шаштепа на восход солнца в дни весеннего равноденствия, а также на восход луны в дни летнего и зимнего солнцестояний [20, с. 28].

Корреляция образов. Исходя из вышерассмотренных доводов проводим основные параллели:

Тексты

Авеста

Калачакра

Народный эпос

Страна

Хванириата

Шамбала

Чамбиль

Местность / Столица

Кангха (Кангдиз)

Калапа

Чамбиль

Основатель / правитель

Йима (Сиявуш (Сьяваршан))

Сучандра

Гороглы (далее Авазхон, Нурали)

Храм / крепость

Чудесная крепость

Храм в виде мандалы

Крепость Чамбиль

Подножие гор

Антаре-Кангха

Гора

Горы

Река

Аредви Сура Анахита

Сита

Упоминание реки Араз

 Рассматривая географическую ситуацию, логично отождествление реки Сита, на правом берегу которой была основана столица Шамбалы Калапа, с рекой Сырдарьей, на правом берегу которой, в исторической ретроспективе, существовала авестийская Кангха. Это отождествление подкрепляется и наличием того факта, что во всех легендах отмечается основание священной страны и постройка храма (крепости) у подножия горы, что соответствует реальной географической ситуации с расположением Древнего Ташкента в долине, окруженной отрогами западного Тянь-Шаня.

Отождествление в этом ряду столицы Шамбалы Калапы с Кангхой (Кангдизом), указывает расположение ее на территории Древнего Ташкента.

Непосредственно, страна Шамбала находит близкие параллели с преданиями о Чамбиле и авестийской страной Хванириатой, объединяющей земли авестийского пространства: Согд, Маргиану, Бактрию, Ниссу, Хорезм и другие.

 

Ссылки на литературу:

 

1.        Мелетинский Е.М. Эпический цикл Кор-оглы (Гороглы) у народов Закавказья и Средней Азии и переход от героического эпоса к романтическому // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. Им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1983-1994. – На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т.З. – 1985. – С. 590 – 592.

2.        Жирмунский В.М. Народный героический эпос / Сравнительно-исторический очерк: - Л.: Гослитиздат, 1962. – с. 436.

3.        Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Две традиции древнетибетской картографии / Ландшафт и этнос. VIII

4.        Шапошникова Л.В. Жизнь и смерть Чома де Кереша.

5.        Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. – М.: ОГИЗ, Госхудлитиздат, 1947. – С. 170.

6.        Гуцуляк О.Б. Гер/Керр-оглы – сын могилы и правитель Чамбули Мастон: к сущности эпического образа // http://olonkho.info.

7.        Авеста / blagoverie.org

8.        Аскаров А.А., Буряков Ю.Ф., Вайнберг Б.И., Ртвеладзе Э.В., Сарианиди В.И., Сулейманов Р., Толстов С.П., Филанович М.И. и др.

9.        Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.

10.      Кангху отождествляют с территорией Древнего Ташкента и другие исследователи: Буряков Ю.Ф., Литвинский Б.А., Маркварт, Пентти Аальто, Филанович М.И. и др.

11.      dic. academic.ru.

12.      Мандала – графическое изображение, отражающее представления древних людей о структуре Вселенной. Сродни – Космограмма.

13.      Нурулин Т.С.   Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.

14.      Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.

15.      Нурали: Достонлар [тахрир хайрати: К. Имомов ва б.]. – Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989. – 384 б.

16.      Рерих Ю.Н.    К изучению Калачакры. Перевод с английского Шабанова Н.Н. – Харьков: Издательство «Основа» при Харьковском государственном университете, 1990.

17.      Булатов М.С.   Космос и архитектура. – Ташкент: ИТД «СМИ-АЗИЯ», SMI-ASIA, 2009. – 288 С.

18.      Textual Sources for the Study of Zoroastrianism. Edited and translated by Mary Boyce. – Manchester: University Press, 1984, p.17.

19.      Баркова А.Л.   Шамбала и ее цари / Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. – М.: Международный центр Рерихов, 2001, 2002, 216 с, 64 с. Илл. Пер. с англ. А.Л. Барковой, 2-е издание. Рецензент доктор исторических наук, профессор Н.Л. Жуковская. Приложение А.Л. Барковой.

20.      Нурулин Т.С.   Древняя обсерватория в Ташкенте / Материалы Рериховских Чтений «Культурное наследие: сохраним прошлое во имя будущего» - Ташкент: Adabiot uchqunlari, 2016. – 104 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий