Нурулин Т.С.
Нурулин Т.С. Забытая цивилизация Средней Азии //
Материалы научного семинара «Диалог Восток-Запад: мир через культуру» в рамках
четвертых Рериховских чтений памяти Ю.Н. Рериха. – Ташкент, 2018. – С. 108-117.
… вопрос системы Калачакра тесно связан с проблемой происхождения тибетского шестидесятилетнего цикла, а также с проблемой Шамбхалы, загадочной страны, откуда эта система проникла в Индию во второй половине X в.
Рерих Ю.Н.
Молчаливые
холмы. Средняя Азия – наследница
древних цивилизаций, культур и государств, таких как Согдиана, Маргиана,
Бактрия, Хорезм, Древний Ташкент (Чач), Уструшана и других. О существовании
этих стран уже в 600-500 г. до н.э., возможно и раньше, мы знаем из главы
Видевдат памятника письменности Авесты. Здесь они предстают как лучшие земли
для проживания людей священной страны Хванириаты. Эти письменные данные
подтверждаются современной археологической наукой. В этих историко-культурных областях
найдены сотни археолого-архитектурных памятников. Самые крупные и значимые из
которых: Джаркутан и Сапаллитепа в Термезе эпохи бронзы, Кой-Крылган-Кала в
Хорезме, Афрасиаб в Согдиане, памятники буддизма на юге Узбекистана, Шаштепа и
Мингурик Древнего Ташкента античного периода и многие другие. Храмы, дворцы,
усыпальницы, курганы, жилые постройки – такое типологическое разнообразие
отмечает развитую градостроительную структуру древнего периода Средней Азии. Наличие
лёссовых отложений в Средней Азии определило развитие глиняной архитектуры в
древности, руины которой сегодня мы наблюдаем в виде так называемых «тепа» -
оплывших за сотни лет холмов.
У народов Узбекистана, наряду с другими жителями Средней
Азии, существует предание о Гороглы – правителе счастливой страны Чамбиль, и
его потомков – приемном сыне Авазхоне и внуке Нурали. Это эпическое
произведение, которое бытует в форме многочисленных песенных дастанов и
прозаических сказаний [1, с. 590]. Страна Чамбиль в узбекских преданиях
предстает как народная утопия, где царила справедливость. Гороглы заботится о
благоустройстве Чамбиля: в неровной местности он провел дороги и оросил
пустыню, в степи прорыл арыки и устроил водохранилища, помогал бедным, возвел
чудесную крепость [2, с. 216,5,6]. Удивительным образом, на Тибете существует
схожее предание о счастливой стране Шамбале. Сопоставление этих преданий
находит много схожих моментов и ставит чрезвычайно интересным поиск реального
местонахождения этой таинственной страны.
В поисках
таинственной страны. Многие
выдающиеся ученые выдвигали различные гипотезы относительно местонахождения
Шамбалы. К примеру, тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилев,
изучая древние тибетские карты, пришли к выводу о реальном существовании этой
страны, и отождествляют Шамбалу с Сирией III-II вв. до н.э..
По мнению авторов, «Шам» по-персидски означает Сирия, а «боло» - верх [3].
Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии, слышал множество рассказов
о Шамбале, и по-видимому, предполагал ее существование на Тибете. Ближе всех к
интересующему нас региону располагает Шамбалу венгерский филолог-востоковед,
основатель научной тибетологии Чома де Кереш. Он отмечает расположение столицы
Шамбалы Калапы за рекой Сита, отождествляя ее с Яксартесом (Сырдарьей) [4].
Хванириата и
Шамбала. Не смотря на то что, первое
упоминание Шамбалы в тексте Калачакры-тантры относится к X веку, а сложение эпоса о Чамбиле – в узбекском
народном творчестве, ученые относят к XVII-XIX вв., корни этих преданий следует искать в более
древних источниках. Так как, эти предания находят близкие аналогии с Кангдизом
в эпосе X-XI вв. Фирдоуси
– «Шахнаме», а также страной Хванириата и Кангхой в более древней священной
книге зороастрийцев – «Авесте».
Сопоставление двух древних легенд о таинственных странах,
тибетской Шамбале и авестийской Хванириате, обнаруживает их близкую
родственность. В обоих случаях центром мира является гора, вокруг которой
расположены страны, которые в свою очередь окружены кольцом гор и земли. Также,
и в том и другом случае в долине, где расположены страны, протекает река: в
Шамбале – Сита, в Хванириате – Аредви Сура Анахита (Небесная река).
В «Авесте» последовательно описывается сотворение
мира, соответствующее стране Хванириате. Так, в Зам-яште первой горой поднялась
Хара, которая занимает центр мира. Она протянулась, окружая все страны, на
востоке [7]. С этой горы стекают реки, протекающие через страну Хванириата, и
впадающие в море Воорукаша. Эта страна объединяет шестнадцать лучших земель. В
Видэвдаде приводятся названия этих земель, в последовательности их создания:
Аирьяна Ваэджах, Гава Сугда, Моуру, Бахди, Нисая, Харою и другие [7]. Это
авестийское представление мира сопоставимо с реальной географической ситуацией,
где Хара – это великая горная система Евразии (Гималаи, Памир, Тянь-Шань), реки
– Сырдарья и Амударья, Воорукаша – Арал и страна Хванириата – это
Среднеазиатское двуречье с древними историческими областями, такими как
Согдиана, Маргиана, Бактрия, Нисса и Хорезм. Современные исследования крупных
ученых подтверждают это [8].
Существует также легенда о том, что Шамбала была
царством в Средней Азии и после прихода арабов в VIII в. оно сделалось невидимым. Эта легенда коррелирует с
преданием о Чамбиле народного эпоса, видимо, являясь реальным отражением исторических
преобразований в Средней Азии, когда зороастризм перестал играть важную роль в
жизни среднеазиатских народов. Что отмечается археологией на многих памятниках
Средней Азии.
В этой связи, предание о Шамбале (Чамбиле) есть ни что
иное, как память народов Средней Азии о стране Хванириате общего авестийского
пространства. Средняя Азия, являясь центром пересечения многих развитых
культур, выступала транслятором идей и инноваций в Китай, Индию, Иран. Именно
поэтому мировоззренческие идеи Авесты нашли свое отражение во многих культурах
Древнего Востока. Так, родственные связи имеют зороастрийская Авеста и
индийская Ригведа. Зороастрийские идеи, такие как:
борьба добра со злом, пришествие мессии в конце времен, нашли свое отражение
также в более поздней тибетской легенде о Шамбале.
Кангха и
Калапа. Следует отметить, что вышеперечисленные
территории, отмеченные в Авесте, имеют статус священных территорий (Хварно).
Такой же статус имеет и местность Кангха, отмеченная уже в Абан-яште,
посвященном Аредви Суре Анахите. Здесь с одной стороны говорится о священной
горе, с другой – стране у ее основания. Кангха называется здесь священной,
праведной, высокой. Богиня воды Анахита небесной рекой стекает с этой горы,
оросив и оплодотворив долины, впадает в море. Справедливо отождествление этого
мифопоэтического образа богини с рекой Сырдарьей, так как еще в средние века
Сырдарья именовалась рекой Канга [9]. Р. Сулейманов, проводя параллель между
культом иранской Анахиты и индийской Ганги, приходит к выводу, что в глубокой древности
между территориями бассейна Сырдарьи и Северной Индии были тесные исторические
и культурные связи и отмечает, что топоним Канг или Ганг был связан с
правобережьем среднего течения Сырдарьи [9], [10], там, где расположился
Древний Ташкент.
В авестийской Кангхе не было печали, боли и страданий, своим обитателям она возвращала молодость и жизненные силы [11]. Кангдиз (чудесную крепость) по Бируни возвел Йима, по Фирдоуси – Сиявуш (Сьяваршан), где-то на востоке: вероятно, местоположение указано относительно Ирана. Схожую историю возникновения имеет происхождение Шамбалы и ее столицы Калапы в тибетской традиции. Эта таинственная страна также утопична по своей сути, и является оплотом справедливости. В тексте Калачакры-тантры отмечается, что основателем этой страны был Сучандра, получивший учение от самого Будды [19]. Для этого Сучандре необходимо было покинуть родные места. По возвращению, в своей столице Калапе он возводит храм в виде мандалы (храм, планировочно представляющий собой два вписанных друг в друга квадрата, с пристроенными по четырем сторонам башнями, и обведенные двумя окружностями).
Чатуссракти. Храм Шамбалы. На территории Ташкента сохранился древний памятник, храм Шаштепа имеющий такую же планировку мандалы [12] как и храм, возведенный в столице Шамбалы Калапе, на тибетском изображении [13]. Круглый храм Шаштепа достаточно крупный – пятьдесят метров в диаметре. Такие же размеры имеют Кой-Крылган-Кала в Хорезме, Теменос Гонур-Депе в Маргиане. Это свидетельствует о его значимости в регионе. Храм Шаштепа, также, как и подобный ему храм Мингурик, имея планировку в виде мандалы, подходит под описание храма Калапы, изображаемого на танках Тибета. Большая популярность и святость в далеком прошлом территории Древнего Ташкента подтверждается распространением подобных Шаштепе крестообразных храмов далеко за пределы среднего течения Сырдарьи: в Ташкенте – Мингурик, в Чардаре – Ак-тобе 2, в Фергане – Биловур-тепе и Арк-тепе, в Бухаре – Сеталак-1, на Таласе – Чоль-тобе, в Иране – Шахр-и-кумис [14], в Индии – Кайла-Санатха. Это подтверждается и Авестой, где она названа священной, праведной, высокой Кангхой.
В основу планировки храма Шаштепа заложена идея
мандалы, отражающая космологические представления древних. Так центральный
квадрат строения ориентирован строго углами по сторонам света, соответственно,
стороны квадрата с четырьмя башнями находятся в диагональном положении
относительно сторон света: согласно древним индийским текстам в этих четырех
точках происходит смыкание неба и Земли, там, где поднимается и садится солнце.
Эти точки называются чатуссракти. Эти космологические идеи, соответственно,
нашли свое отражение в географических представлениях о стране Шамбале. На
изображениях видно, что восемь стран окружают центральную гору, где первые
четыре – расположены по сторонам света, вторые четыре – по диагонали
относительно сторон света, в точках чатуссракти. Единая космологическая модель
(мандала) закладывалась в основу любой формы общественных отношений, начиная от
алтарей и храмов, заканчивая страной, которая, в свою очередь, ассоциировалась
со Вселенной – единство земного и небесного. Справедливо рассматривает
архитектуру храма Шаштепа с позиций древнеиндийских канонов возведения
жертвенных алтарей и храмов Булатов М.С., освещенных в текстах Брахманы,
Шульбасутры и Грихьясутры. По мнению автора, «Астральные культы и строительная
практика древнеиндийского зодчества породили искусные приемы возведения храмов
и алтарей, в основе которых была космограмма – мандала, представляющая простые
отношения малых величин в соразмерностях и пропорциях частей целого в
архитектуре. Каноны индийского зодчества оказали влияние на зодчество Турана,
где космогонические представления лежали в основе идеологии и во всех
проявлениях культуры» [17, с. 128].
В виду развитых космологических воззрений, явления,
связанные с движением небесных светил, завершали картину мира. Наблюдения за
солнцем и луной, имело не только культовую составляющую, но и практическую:
составлялись календари, отмечались особые дни. Рерих Ю.Н. отмечает: «Для
верного понимания этой чрезвычайно специфической литературы (тексты Калачакры,
авт.) необходимо знание тантристской терминологии в индийской системе
астрономии и астрологии. В целом же вопрос системы Калачакра тесно связан с
проблемой происхождения тибетского шестидесятилетнего цикла, а также с
проблемой Шамбхалы, загадочной страны, откуда эта система проникла в Индию во
второй половине X в.» [16]. В этом смысле,
необходимы были особые строения, напоминающие сегодняшние обсерватории, но
отличающиеся по своей функциональной составляющей – это были
храмы-обсерватории. Такую типологическую характеристику заслуживает и здание
Шаштепа, расположенное в долине реки Чирчик, окруженной с востока грядой
западных отрогов Тянь-Шаня. Археоастрономический метод исследования позволил
установить ориентацию башен Шаштепа на восход солнца в дни весеннего
равноденствия, а также на восход луны в дни летнего и зимнего солнцестояний [20,
с. 28].
Корреляция
образов. Исходя из вышерассмотренных
доводов проводим основные параллели:
Тексты |
Авеста |
Калачакра |
Народный эпос |
Страна |
Хванириата |
Шамбала |
Чамбиль |
Местность / Столица |
Кангха (Кангдиз) |
Калапа |
Чамбиль |
Основатель / правитель |
Йима (Сиявуш
(Сьяваршан)) |
Сучандра |
Гороглы (далее
Авазхон, Нурали) |
Храм / крепость |
Чудесная крепость |
Храм в виде мандалы |
Крепость Чамбиль |
Подножие гор |
Антаре-Кангха |
Гора |
Горы |
Река |
Аредви Сура Анахита |
Сита |
Упоминание реки
Араз |
Отождествление в этом ряду столицы Шамбалы Калапы с
Кангхой (Кангдизом), указывает расположение ее на территории Древнего Ташкента.
Непосредственно, страна Шамбала находит близкие
параллели с преданиями о Чамбиле и авестийской страной Хванириатой,
объединяющей земли авестийского пространства: Согд, Маргиану, Бактрию, Ниссу,
Хорезм и другие.
Ссылки на
литературу:
1.
Мелетинский Е.М.
Эпический цикл Кор-оглы (Гороглы) у народов Закавказья и Средней Азии и переход
от героического эпоса к романтическому // История всемирной литературы: В 8
томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. Им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1983-1994. –
На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т.З. – 1985. – С. 590 –
592.
2.
Жирмунский В.М.
Народный героический эпос / Сравнительно-исторический очерк: - Л.: Гослитиздат,
1962. – с. 436.
3.
Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Две традиции древнетибетской картографии / Ландшафт и
этнос. VIII
4.
Шапошникова Л.В.
Жизнь и смерть Чома де Кереша.
5.
Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. – М.: ОГИЗ,
Госхудлитиздат, 1947. – С. 170.
6.
Гуцуляк О.Б.
Гер/Керр-оглы – сын могилы и правитель Чамбули Мастон: к сущности эпического
образа // http://olonkho.info.
7.
Авеста / blagoverie.org
8.
Аскаров А.А., Буряков Ю.Ф., Вайнберг Б.И., Ртвеладзе
Э.В., Сарианиди В.И., Сулейманов Р., Толстов С.П., Филанович М.И. и др.
9.
Сулейманов Р. Нахшаб – тайны забытой цивилизации. –
Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.
10. Кангху
отождествляют с территорией Древнего Ташкента и другие исследователи: Буряков Ю.Ф., Литвинский Б.А., Маркварт,
Пентти Аальто, Филанович М.И. и др.
11. dic.
academic.ru.
12. Мандала – графическое изображение, отражающее представления древних людей
о структуре Вселенной. Сродни – Космограмма.
13. Нурулин Т.С. Космограмма Шаштепа
// Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.
14. Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в
археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
15. Нурали: Достонлар [тахрир хайрати: К. Имомов
ва б.]. – Тошкент: Адабиёт
ва санъат нашриёти, 1989. – 384 б.
16. Рерих Ю.Н. К изучению
Калачакры. Перевод с английского Шабанова Н.Н. – Харьков: Издательство «Основа»
при Харьковском государственном университете, 1990.
17. Булатов М.С. Космос и
архитектура. – Ташкент: ИТД «СМИ-АЗИЯ», SMI-ASIA, 2009. – 288 С.
18.
Textual Sources for the Study of
Zoroastrianism. Edited and translated by Mary Boyce. – Manchester:
University Press, 1984, p.17.
19. Баркова
А.Л. Шамбала и ее цари / Рерих Ю.Н. Тибетская
живопись. – М.: Международный центр Рерихов, 2001, 2002, 216 с, 64 с. Илл. Пер.
с англ. А.Л. Барковой, 2-е издание. Рецензент доктор исторических наук,
профессор Н.Л. Жуковская. Приложение А.Л. Барковой.
20. Нурулин Т.С. Древняя обсерватория в Ташкенте / Материалы
Рериховских Чтений «Культурное наследие: сохраним прошлое во имя будущего» -
Ташкент: Adabiot uchqunlari,
2016. – 104 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий