Нурулин Тимур
В святилище Еркургана сохранились две массивные круглые в плане колонны, окрашенные в красный цвет [1]. Особенностью данных колонн является наличие изображений на них в виде двух белых антропоморфных фигур и контурных черных предметных изображений. Ранее мы отмечали, что подобный тип оформления колонн с изображениями человеческих фигур, вероятно, отголоски традиции нанесения изображений на колонны, известной из архаического храма Артемиды Эфесской [2]. И определили данное изображение как процессию. Но за пределами нашего исследования остались неопознанные объекты, сопровождающие процессию. Это контурные черные предметы в виде «чешуйчатых холмиков» с крыльями и двухголовыми птицами, смотрящими в разные стороны.
Развертка изображения колонны святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову) |
Полагаем, что образы, изображенные на
колоннах святилища Еркургана отсылают нас к одному сюжету греческой мифологии,
согласно которой Зевс с западной и восточной частей мира выпустил двух орлов
(встречаются разные версии: вороны, лебеди), и в место, где они встретились
метнул камень. Это место и стало символизировать центр мира – «Пуп земли»,
Омфал (Омфалус). Согласно Страбону: «В храме
показывают также что-то вроде пупа, обвязанного лентами; на нем находятся два
изображения встречи мифических птиц».
Два наиболее хорошо сохранившиеся изображения омфалов из пяти. Фрагмент росписи колонны святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову) |
В Древней Греции почитался дельфийский
омфал в храме посвященном Аполлону. Он представлял собой каменную глыбу в виде
полусферы, с рельефным изображением перевязанных сетью лент и украшенный двумя
золотыми орлами, которая была установлена в целле храма.
Подробно разберем изображения «холмиков» на колонне святилища Еркургана. В первую очередь обращает на себя внимание сама форма «холмика» и его оформление в виде сетки или чешуек, - основные характеристики, позволяющие отождествлять это изображение в качестве древнегреческого «пупа земли» - омфала. Такой камень мы можем увидеть в археологическом музее в Дельфах. Омфал – каменная глыба в форме яйца, оплетенная лентами. Также такую форму и оформление омфала мы можем увидеть и на широко распространенных селевкидских монетах, где изображен Аполлон, сидящий на омфале. В этом отношении отождествление еркурганской росписи с омфалом очевидна.
Омфал - древнегреческий "пуп земли" из археологического музея в Дельфах (ист. boosty.to) |
К. Абдуллаев анализируя изображение из
святилища Еркургана, оказалось, отмечает, что «чешуйчатый холмик», автор его называет также, напоминает омфал, но с определенной долей сомнения: «… пуп
земли должен быть один, а подобных объектов изображено на росписи несколько».
Хотя сам автор допускает особенность религиозной иконографии эллинизированного
Востока [4].
В этой связи, следует отметить, что мест,
где почитался «пуп земли» в Древней Греции могло быть несколько [3]. И ряд
изображений омфалов, которые сопровождают священнослужителей на колонне
святилища Еркургана, могли быть зарисовкой реального священного действия, отражать
реальный ритуал, где в храме они были установлены симметрично и украшали
процессию, возможно, как дань традиции. Более прагматичное объяснение
множественному количеству омфалов в святилище Еркургана можно найти если
рассматривать данное изображение не в развертке, как мы это делаем. Данное
изображение было нанесено на объемную круглую колонну, и древний художник, возможно,
сознательно изобразил несколько «пупов земли», чтобы любому зрителю, в какой точке
святилища он бы не находился, его было бы видно. Таким образом подразумевался
один омфал.
Графическая реконструкция святилища Еркургана (рек. авт.) |
«Как правило, подобные изображения
священного предмета (омфал, авт.) помещались в храмах, святилищах, около
алтарей или трона божества» [3]. В этом отношении, изображение омфалов на
колоннах святилища Еркургана, расположенных в самом центре целлы, перед нишей,
где устанавливалась статуя божества символично, и отражает реальную сцену,
которая, вероятно, происходила в этом храме. На этом изображении, также можно
заметить курильницу, отдаленно напоминающую ту, которую нашли в самом храме.
Эти курильницы, очевидно, устанавливались в меньших по размеру нишах, которые
расположены по периметру святилища.
Убедительным аргументом, касательно
отождествления, «чешуйчатого холмика» росписи Еркургана с омфалом, как мы
полагаем, выступают дополнительные украшения «холмиков» в виде двух крыльев и
двух головок птиц, смотрящих в разные стороны. Это символическое отображение
того мифа, который мы привели в начале статьи, где Зевс с востока и запада
выпустил двух птиц и в место, где они встретились метнул камень. Так и появился
омфал - «пуп земли». Это те самые две птицы, олицетворяющие Восток и Запад,
символически объединенные в единый образ двухголовой птицы с головами,
повернутыми именно на восток и запад.
Фрагмент каменной плиты с изображением омфала и двух птиц, смотрящих на Восток и Запад: Аполлон и Артемида делают возлияния на омфал. Конец V в. до н.э. Спарта (Ист. Лестер Б. Холланд) |
По мнению О.В. Кулишовой, омфал имел
огромное значение в греческой культуре. В частности, особую роль в
представлениях о мире играло святилище Аполлона в Дельфах, которое, согласно
античным историкам и географам занимало центральное положение не только в
сакральном смысле, но и в географическом. Автор отмечает, что «Дельфы
воспринимались как реальный географический центр Эллады» [3].
Аполлон и Артемида делают возлияния на омфал. Конец V в. до н.э. Спарта (Ист. Лестер Б. Холланд) |
Согласно общей традиции, омфал у
множества авторов ассоциируется только с Аполлоном, так как самым известным
является «пуп земли» святилища Аполлона в Дельфах. Широкое распространение получило изображение
Аполлона сидящего на омфале, держащего в одной руке стрелу, в другой – лук, на
селевкидских монетах в III – II вв. до н.э. Но изначально почитание его
было связано с женским божеством, и соответственно, культом богини-матери [3].
В архаический и классический периоды омфал изображался в окружении Аполлона и Артемиды в
ритуальном действии возлияний. Сам «пуп земли» сопровождался двумя птицами.
Известна рельефная каменная плита из Спарты IV
в.
до н.э., на которой Аполлон и Артемида сопровождают омфал, расположенный в
центре композиции и украшенный птицами, смотрящими в разные стороны. Похожий
сюжет мы можем наблюдать и на краснофигурном лекифе из Аттики датированный 440
г. до н.э., на тулове которого Артемида с луком и Аполлон делают возлияния на омфал.
Артемида с луком и Аполлон делают возлияния на омфал. Краснофигурный лекиф. Аттика. 440 г. до н.э. (Ист. antic-art.ru) |
Отождествление нами святилища Еркургана
с Артемидой [5], с точки зрения расшифровки изображений на колоннах как
омфалов, с первого взгляда находит ряд противоречий. И главное из них – это
принадлежность омфала Аполлону, тем более, что мы ранее отождествили Еркурган с
городом Бранхидов, где культ Аполлона, мог распространиться благодаря служителям храма Аполлона из Дидима. Но как мы
уже показали, в архаический и классический периоды «пуп земли» сопровождал не только Аполлон,
но и Артемида - сестра-близнец Аполлона.
Аполлон сидящий на омфале с луком и стрелой. Селевкидская монета. Тетрадрахма Антиоха I Сотера 274-270 г. до н.э. (ист. https://monetam.livejournal.com/2013918.html) |
Изучая, изображения омфалов на
селевкидских монетах, заслуживает внимания и само изображение обнаженного
Аполлона, который, по нашему мнению, передан очень женственным. Он держит в одной руке стрелу, в другой – лук, который расположен у
омфала. Лук символ не только Аполлона, но, в первую очередь, Артемиды, как
богини охоты. И у нас сложилось такое впечатление, что, возможно, в определенный период на эллинизированном
Востоке Аполлон мог воспринять некоторые черты Артемиды, или же они
изображались в едином образе. Это достаточно смелое замечание, но мы не можем это не отметить. Не знаем, можно ли назвать это синкретизацией божеств, но мы
допускаем такую возможность. Исследователям, сталкивающимся с руинами древних
храмов в Средней Азии, становится понятно насколько жизнь в этих храмах была
сложной. Стоит упомянуть наиболее известную богиню Нану, которая изначально
ассоциировалась с Артемидой, впоследствии к этому образу присоединились и
другие божества. И святилище Еркургана не исключение. Следует заметить, что
данное предположение актуально только в связи изображения образов Аполлона и
омфала, так как, в архаический и классический периоды «пуп земли» изображался в окружении
Аполлона и Артемиды, а в еще более ранний период ассоциировался с женским
божеством.
Лучник на монете нахшабского князя Аштата (по А. Наймарку) |
Отмечая женственный образ Аполлона на
селевкидских монетах, здесь хотелось бы обратить внимание и на монеты, которые
находят в Каршинском оазисе, в округе Еркургана, о которых мы узнали благодаря
А. Наймарку – монеты нахшабского князя Аштата (монеты с лучником). Здесь
изображена стоящая фигура с луком в одеянии. Автор исследования, отождествляя
этого лучника с Аполлоном, отмечает нехарактерное одеяние для этого бога, ведь
Аполлон традиционно изображается обнаженным. А что если и в этом случае,
Аполлон вобрал некоторые черты Артемиды?
На единение образов богов Аполлона и
Артемиды, как мы полагаем, может указывать и фрагмент скульптуры в виде головы
женского (по Э.В. Ртвеладзе мужского) божества из святилища Еркургана, на щеке
которой изображен солярный знак.
Два священнослужителя в окружении омфалов. Фрагмент росписи колонны святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову) |
Две белые антропоморфные фигуры на
росписи святилища Еркургана держат в руках необычные предметы. Фигуры имеют
расположение вправо – процессия. В контексте отождествления «холмика» как
омфала, мы можем интерпретировать предмет в виде большого кольца в руках первой
фигуры как венок. Очевидно, эти две фигуры – священнослужители храма, а
предметы в их руках – культовые предметы, необходимые для ритуала, как к
примеру в этом описании Эсхила:
Вхожу
внутрь храма, - все в венках святилище,
И
вижу человека: там, где Пуп Земли,
Сидит
опальный грешник…
(Eum. 39-41, пер, В. Иванова) [3].
В заключение можно резюмировать
следующее: по всей видимости, на росписи колонны святилища Еркургана изображена
ритуальная процессия с двумя священнослужителями, в окружении культовых
предметов: омфалов ("пуп земли"), курильниц и др. В руке, один из жрецов, держит венок.
Данное изображение встречало посетителей храма при входе и сопровождало к
самому святому месту в святилище – огромной нише, где была установлена статуя
божества. Такой ритуал, очевидно, был реальным в данном храме и являлся
отголоском древнегреческого культа, который проходил в храме Аполлона в
Дельфах.
ССЫЛКИ
НА ЛИТЕРАТУРУ:
1.
Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб.
Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.
2.
Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и
строительство Узбекистана. – Ташкент, 2022. - №2-3. – С. 27-38.
3.
Кулишова О.В. Дельфийский
омфал: представления о географическом и сакральном центре у древних греков //
Вестник древней истории. – 2006. - №4 (259). – С. 140-153.
4.
Абдуллаев К. Парфянские
мотивы в настенной росписи Нахшеба (Еркурган и его округа) / Monografie di
Mesopotamia XIV.
– 2011. – C. 309-320.
5.
Нурулин Т.С. Еркурган и
археоастрономия (Богиня – покровительница города Еркурган) // Материалы
научного семинара «Сохранение исторического наследия: приоритет культуры над
цивилизацией» в рамках шестых Рериховских чтений памяти Ю.Н. Рериха. – Ташкент,
2023. – С. 105-120.
6.
Лестер Б.
Холланд
Мантический механизм в Дельфах // Американский журнал археологии. – 1933. 37
(2): С. 201-214.
Комментариев нет:
Отправить комментарий