суббота, 10 июня 2023 г.

ОМФАЛ – ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ «ПУП ЗЕМЛИ» В СВЯТИЛИЩЕ ЕРКУРГАНА

 Нурулин Тимур

 


В святилище Еркургана сохранились две массивные круглые в плане колонны, окрашенные в красный цвет [1]. Особенностью данных колонн является наличие изображений на них в виде двух белых антропоморфных фигур и контурных черных предметных изображений. Ранее мы отмечали, что подобный тип оформления колонн с изображениями человеческих фигур, вероятно, отголоски традиции нанесения изображений на колонны, известной из архаического храма Артемиды Эфесской [2]. И определили данное изображение как процессию. Но за пределами нашего исследования остались неопознанные объекты, сопровождающие процессию. Это контурные черные предметы в виде «чешуйчатых холмиков» с крыльями и двухголовыми птицами, смотрящими в разные стороны.

Развертка изображения колонны святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

Полагаем, что образы, изображенные на колоннах святилища Еркургана отсылают нас к одному сюжету греческой мифологии, согласно которой Зевс с западной и восточной частей мира выпустил двух орлов (встречаются разные версии: вороны, лебеди), и в место, где они встретились метнул камень. Это место и стало символизировать центр мира – «Пуп земли», Омфал (Омфалус).  Согласно Страбону: «В храме показывают также что-то вроде пупа, обвязанного лентами; на нем находятся два изображения встречи мифических птиц».

Два наиболее хорошо сохранившиеся изображения омфалов из пяти.
Фрагмент росписи колонны святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

В Древней Греции почитался дельфийский омфал в храме посвященном Аполлону. Он представлял собой каменную глыбу в виде полусферы, с рельефным изображением перевязанных сетью лент и украшенный двумя золотыми орлами, которая была установлена в целле храма.

Подробно разберем изображения «холмиков» на колонне святилища Еркургана. В первую очередь обращает на себя внимание сама форма «холмика» и его оформление в виде сетки или чешуек, - основные характеристики, позволяющие отождествлять это изображение в качестве древнегреческого «пупа земли» - омфала. Такой камень мы можем увидеть в археологическом музее в Дельфах. Омфал – каменная глыба в форме яйца, оплетенная лентами. Также такую форму и оформление омфала мы можем увидеть и на широко распространенных селевкидских монетах, где изображен Аполлон, сидящий на омфале. В этом отношении отождествление еркурганской росписи с омфалом очевидна.

Омфал - древнегреческий "пуп земли" из археологического музея в Дельфах (ист. boosty.to)


К. Абдуллаев анализируя изображение из святилища Еркургана, оказалось, отмечает, что «чешуйчатый холмик», автор его называет также, напоминает омфал, но с определенной долей сомнения: «… пуп земли должен быть один, а подобных объектов изображено на росписи несколько». Хотя сам автор допускает особенность религиозной иконографии эллинизированного Востока [4].

В этой связи, следует отметить, что мест, где почитался «пуп земли» в Древней Греции могло быть несколько [3]. И ряд изображений омфалов, которые сопровождают священнослужителей на колонне святилища Еркургана, могли быть зарисовкой реального священного действия, отражать реальный ритуал, где в храме они были установлены симметрично и украшали процессию, возможно, как дань традиции. Более прагматичное объяснение множественному количеству омфалов в святилище Еркургана можно найти если рассматривать данное изображение не в развертке, как мы это делаем. Данное изображение было нанесено на объемную круглую колонну, и древний художник, возможно, сознательно изобразил несколько «пупов земли», чтобы любому зрителю, в какой точке святилища он бы не находился, его было бы видно. Таким образом подразумевался один омфал.

Графическая реконструкция святилища Еркургана (рек. авт.)

«Как правило, подобные изображения священного предмета (омфал, авт.) помещались в храмах, святилищах, около алтарей или трона божества» [3]. В этом отношении, изображение омфалов на колоннах святилища Еркургана, расположенных в самом центре целлы, перед нишей, где устанавливалась статуя божества символично, и отражает реальную сцену, которая, вероятно, происходила в этом храме. На этом изображении, также можно заметить курильницу, отдаленно напоминающую ту, которую нашли в самом храме. Эти курильницы, очевидно, устанавливались в меньших по размеру нишах, которые расположены по периметру святилища.

Убедительным аргументом, касательно отождествления, «чешуйчатого холмика» росписи Еркургана с омфалом, как мы полагаем, выступают дополнительные украшения «холмиков» в виде двух крыльев и двух головок птиц, смотрящих в разные стороны. Это символическое отображение того мифа, который мы привели в начале статьи, где Зевс с востока и запада выпустил двух птиц и в место, где они встретились метнул камень. Так и появился омфал - «пуп земли». Это те самые две птицы, олицетворяющие Восток и Запад, символически объединенные в единый образ двухголовой птицы с головами, повернутыми именно на восток и запад.

Фрагмент каменной плиты с изображением омфала и двух птиц, смотрящих на Восток и Запад: Аполлон и Артемида делают возлияния на омфал. Конец V в. до н.э. Спарта (Ист. Лестер Б. Холланд)

По мнению О.В. Кулишовой, омфал имел огромное значение в греческой культуре. В частности, особую роль в представлениях о мире играло святилище Аполлона в Дельфах, которое, согласно античным историкам и географам занимало центральное положение не только в сакральном смысле, но и в географическом. Автор отмечает, что «Дельфы воспринимались как реальный географический центр Эллады» [3].

Аполлон и Артемида делают возлияния на омфал. Конец V в. до н.э. Спарта (Ист. Лестер Б. Холланд)

Согласно общей традиции, омфал у множества авторов ассоциируется только с Аполлоном, так как самым известным является «пуп земли» святилища Аполлона в Дельфах.  Широкое распространение получило изображение Аполлона сидящего на омфале, держащего в одной руке стрелу, в другой – лук, на селевкидских монетах в IIIII вв. до н.э. Но изначально почитание его было связано с женским божеством, и соответственно, культом богини-матери [3]. В архаический и классический периоды омфал изображался в окружении Аполлона и Артемиды в ритуальном действии возлияний. Сам «пуп земли» сопровождался двумя птицами. Известна рельефная каменная плита из Спарты IV в. до н.э., на которой Аполлон и Артемида сопровождают омфал, расположенный в центре композиции и украшенный птицами, смотрящими в разные стороны. Похожий сюжет мы можем наблюдать и на краснофигурном лекифе из Аттики датированный 440 г. до н.э., на тулове которого Артемида с луком и Аполлон делают возлияния на омфал.

Артемида с луком и Аполлон делают возлияния на омфал. Краснофигурный лекиф. Аттика. 440 г. до н.э. (Ист. antic-art.ru)

Отождествление нами святилища Еркургана с Артемидой [5], с точки зрения расшифровки изображений на колоннах как омфалов, с первого взгляда находит ряд противоречий. И главное из них – это принадлежность омфала Аполлону, тем более, что мы ранее отождествили Еркурган с городом Бранхидов, где культ Аполлона, мог распространиться благодаря служителям храма Аполлона из Дидима. Но как мы уже показали, в архаический и классический периоды «пуп земли» сопровождал не только Аполлон, но и Артемида - сестра-близнец Аполлона.

Аполлон сидящий на омфале с луком и стрелой. Селевкидская монета. Тетрадрахма Антиоха I Сотера 274-270 г. до н.э. (ист. https://monetam.livejournal.com/2013918.html)

Изучая, изображения омфалов на селевкидских монетах, заслуживает внимания и само изображение обнаженного Аполлона, который, по нашему мнению, передан очень женственным. Он держит в одной руке стрелу, в другой – лук, который расположен у омфала. Лук символ не только Аполлона, но, в первую очередь, Артемиды, как богини охоты. И у нас сложилось такое впечатление, что, возможно, в определенный период на эллинизированном Востоке Аполлон мог воспринять некоторые черты Артемиды, или же они изображались в едином образе. Это достаточно смелое замечание, но мы не можем это не отметить. Не знаем, можно ли назвать это синкретизацией божеств, но мы допускаем такую возможность. Исследователям, сталкивающимся с руинами древних храмов в Средней Азии, становится понятно насколько жизнь в этих храмах была сложной. Стоит упомянуть наиболее известную богиню Нану, которая изначально ассоциировалась с Артемидой, впоследствии к этому образу присоединились и другие божества. И святилище Еркургана не исключение. Следует заметить, что данное предположение актуально только в связи изображения образов Аполлона и омфала, так как, в архаический и классический периоды «пуп земли» изображался в окружении Аполлона и Артемиды, а в еще более ранний период ассоциировался с женским божеством.

Лучник на монете нахшабского князя Аштата (по А. Наймарку)

Отмечая женственный образ Аполлона на селевкидских монетах, здесь хотелось бы обратить внимание и на монеты, которые находят в Каршинском оазисе, в округе Еркургана, о которых мы узнали благодаря А. Наймарку – монеты нахшабского князя Аштата (монеты с лучником). Здесь изображена стоящая фигура с луком в одеянии. Автор исследования, отождествляя этого лучника с Аполлоном, отмечает нехарактерное одеяние для этого бога, ведь Аполлон традиционно изображается обнаженным. А что если и в этом случае, Аполлон вобрал некоторые черты Артемиды?

На единение образов богов Аполлона и Артемиды, как мы полагаем, может указывать и фрагмент скульптуры в виде головы женского (по Э.В. Ртвеладзе мужского) божества из святилища Еркургана, на щеке которой изображен солярный знак.

Два священнослужителя в окружении омфалов.
Фрагмент росписи колонны святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

Две белые антропоморфные фигуры на росписи святилища Еркургана держат в руках необычные предметы. Фигуры имеют расположение вправо – процессия. В контексте отождествления «холмика» как омфала, мы можем интерпретировать предмет в виде большого кольца в руках первой фигуры как венок. Очевидно, эти две фигуры – священнослужители храма, а предметы в их руках – культовые предметы, необходимые для ритуала, как к примеру в этом описании Эсхила:

Вхожу внутрь храма, - все в венках святилище,

И вижу человека: там, где Пуп Земли,

Сидит опальный грешник…

(Eum. 39-41, пер, В. Иванова) [3].

 

В заключение можно резюмировать следующее: по всей видимости, на росписи колонны святилища Еркургана изображена ритуальная процессия с двумя священнослужителями, в окружении культовых предметов: омфалов ("пуп земли"), курильниц и др. В руке, один из жрецов, держит венок. Данное изображение встречало посетителей храма при входе и сопровождало к самому святому месту в святилище – огромной нише, где была установлена статуя божества. Такой ритуал, очевидно, был реальным в данном храме и являлся отголоском древнегреческого культа, который проходил в храме Аполлона в Дельфах.

 

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

 

1.     Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2.     Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2022. - №2-3. – С. 27-38.

3.     Кулишова О.В. Дельфийский омфал: представления о географическом и сакральном центре у древних греков // Вестник древней истории. – 2006. - №4 (259). – С. 140-153.

4.     Абдуллаев К. Парфянские мотивы в настенной росписи Нахшеба (Еркурган и его округа) / Monografie di Mesopotamia XIV. – 2011. – C. 309-320.

5.     Нурулин Т.С. Еркурган и археоастрономия (Богиня – покровительница города Еркурган) // Материалы научного семинара «Сохранение исторического наследия: приоритет культуры над цивилизацией» в рамках шестых Рериховских чтений памяти Ю.Н. Рериха. – Ташкент, 2023. – С. 105-120.

6.     Лестер Б. Холланд Мантический механизм в Дельфах // Американский журнал археологии. – 1933. 37 (2): С. 201-214.

 

                                                                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий