понедельник, 4 мая 2015 г.

КОСМОГРАММА ШАШТЕПА

Нурулин Т.С.    


Опубликовано:
Нурулин Т.С.   Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.

105-летию Булатова М.С., выдающегося практика и
 теоретика архитектуры Узбекистана, посвящается.

Рис. 1. Сравнительный анализ (по Нурулину Т.С.).
 А. Тибетская мандала.
 Б. Аналитический план храма Шаштепа (г. Ташкент).
Космологическая концепция архитектуры храма Шаштепа. Храм призван объединять людей. Не случайно, первые города имели центром притяжения храм или иное культовое строение. В Передней Азии это были зиккураты, в Бактрии и Маргиане – храмы (Дашлы 3 и Гонур-депе), в Южной Америке – ступенчатые пирамиды и другие. Подобная организация общества является отличительной чертой теократических государств.
 Вероятно, тоже самое можно сказать и о подобной организации общества и в Древнем Ташкенте. Храм Шаштепа выступал как градообразующее ядро и служил объединяющим фактором для жителей близлежащих поселений Ташкентского региона.
Храм Шаштепа Древнего Ташкента построен на основе космологической концепции, также как и мавзолеи Северного Тагискена и Чирикрабата [1], зиккураты Месопотамии, теменос Южный Гонур, храм Дашлы 3, курганы скифов и саков, пирамиды Египта, ступы Буддизма. Этому доказательством служит в первую очередь планировочная структура этого сооружения (рис. 1). Композиция храма Шаштепа являет собой сочетание квадрата с трапецеидальными приставками по его сторонам, который в свою очередь обведен двумя окружностями разного диаметра [2]. Храм имеет центрическую композицию. В целом данное строение подчинено законам строгой симметрии. Объемно-пространственная композиция имеет «развертку» к небу, но с другой стороны имеет ступенчатое развитие вверх. Подобное композиционное решение является характерной чертой культовых строений: пространственная композиция пирамид Египта и Южной Америки, зиккуратов Месопотамии, ступ Буддизма, курганов саков и скифов стремится к небу, а храмов Южный Гонур и Дашлы 3 Средней Азии имеет развертку к небу.
Более того, храм Шаштепа имеет специфическую ориентацию на космические константы. Выявлена направленность на Солнце и Луну [3]. Это культовое строение функционально сочетает в себе и храм и обсерваторию. Как нам представляется, направленность тех или иных частей зданий (башен и входов) на космические константы, не является отражением только лишь функции обсерватории, а также несёт в себе сакральный смысл отношения Человек – Вселенная.
4 стихии. Четырехчастная организация планов культовых строений отражает представление древних об устройстве Вселенной, с четырьмя стихиям (Огонь, Земля, Вода, Воздух), и с объединяющим их центральным духовным началом (Н.Т.С.).
Это утверждение основано на анализе и сопоставлении планов древних храмов (Мингурик, Сеталак 1, Ак-тобе 2, Арк-тепе, Биловур-тепе), а в частности храма Шаштепа и тибетской мандалы (рис. 1).
Мандала – графическое сакральное изображение, отражающее структуру Вселенной. Подобные мандалы существовали у многих народов, имеющих общие древнеарийские корни: в Бактрии, Маргиане и Древнем Ташкенте они изображались на сакральных печатях, на Тибете и в Индии они отображались на стенах храмов. Идея мандалы также закладывалась в планировку культовых строений этих историко-культурных областей.
Изображения мандал – полихромны. Наблюдается четкое деление на 4 (и геометрически и цветом). Четыре цвета (зеленый, красный, желтый, голубой) олицетворяют 4 стихии (Н.Т.С.), заключенные в формы четырех треугольников, образуют в совокупи квадрат. В центре этого квадрата изображается божество как духовное начало всего сущего. В этой структуре читается взаимодействие материального и духовного начал.
Изображения креста и свастики, существующие в культуре многих народов мира, также отражают картину Вселенной с четырьмя стихиями. Свастика в отличие от креста отображает ее (Вселенной) динамику (Н.Т.С.).
Геометрическое сходство плана Шаштепы и мандалы наталкивает на мысль о заложении той же идеи в планировку храма, что и в мандале. Планировка этого храма явствует о создании микромодели Космоса (космограмма), где так же как и в мандале читается увязка с четырьмя стихиями (рис. 1). «Башни», пристроенные к основному квадрату – помещения почитания этих стихий. Это предположение имеет следующие доказательства: в одной из башен археологами был найден алтарь огня, а в другом – следы ритуальных возлияний [4]. На основе тибетской мандалы реконструируем следующий порядок расположения стихий в планировке храма Шаштепа: напротив помещения огненной стихии предполагаем нахождение помещения водной стихии. Это противопоставление основано на активности этих двух стихий и их семантической противоположности. Помещение, где были найдены следы ритуальных возлияний, рассматриваемых нами как отражение культа плодородия, относим к земной стихии. Логично противопоставление ему воздушной, также спокойной стихии, в противоположность материальной. Центральное квадратное помещение выступает как объединяющее их - Духовное начало.
Последовательность расположения стихий в «башнях» храма Шаштепа и в тибетской полихромной мандале аналогична: красный цвет – Огонь, зеленый – Земля, голубой – Вода, желтый – Воздух (Н.Т.С.).
Рис. 2. Представление о мире. Авеста.
(по Нурулину Т.)
Очевидно, строительство храма Шаштепа, производилось на основе мандалы. Но не стоит торопиться и делать вывод, что прототипом плана этого сооружения была именно тибетская мандала. Как уже отмечалось выше, подобные мандалы существовали у народов, имеющих общие древнеарийские корни.
Ориентация. Интересна ориентация храма Шаштепа – строго углами по сторонам света (редкий случай в истории архитектуры). Полагаю, что она имеет очевидное отношение к первой системе координат доисторического периода. Эта система  связана с позиционированием человека и местом его обитания относительно небесного светила – Солнца. Соответственно, место обитания человека / Человек – это центр, а чужеродные страны и города позиционировались им относительно сторон света, связанных непосредственно с местами восхода и захода Солнца. Т.е. это первые зачатки широтно-долготной системы, существующей сегодня. Но двух векторов конечно недостаточно. Уточняющим фактором выступают промежуточные направления: юго-восток, юго-запад, северо-восток и северо-запад. Эта система координат графически представляет собой лучистую схему с шестью (без юга и севера) или восемью векторами, пересекающимися в центре мира (рис. 2).
Данная система координат отражена в Авесте. Необходимо отметить, что эти первые представления о географии земли связаны с мировоззренческими и космологическими представлениями древних о сотворении и структуре Мира. Так  центром мира является гора «Хара», с которой стекают реки, протекающие через страну Хванириата. Эти реки в итоге впадают в море Воорукаша [5]. Гору окружали шесть областей (кешваров). Два основных вектора, исходящих из центра – Арезахи (восход Солнца) и Савахи (заход Солнца), отмечали позиции двух кешваров, расположенных соответственно на востоке и западе. Остальные кешвары располагались на северо-западе (Видадафшу), северо-востоке (Фрададафшу), юго-западе (Ворубарэшти) и юго-востоке (Воруджарэшти) [6] (рис. 2).
Эти первые представления о Мире рассматриваются древними во взаимодействии с циклическим движением Солнца вокруг мировой горы «Хара», и соответственно вокруг Земли. Эта модель наталкивает древних людей на мысль о Геоцентризме Вселенной (Н.Т.С.).
Географическая ситуация, а также планировка храма Шаштепа отражают эту геоцентрическую модель Вселенной, т.е. выстроены в соответствии с космологическими представлениями древних о строении мира (на основе космограммы).
Четыре статичные позиции Солнца (восход, полдень, заход, «полночь») образуют квадрат, который оказывается вписанным в окружность, очерченную движением Солнца (рис. 2). Подобная интерпретация взаимосвязи геометрии и космологии, позволяет заметить связь этих представлений с планом Шаштепа, где центральный квадрат имеет ориентировку углами по сторонам света, которые отмечают выше упомянутые четыре позиции Солнца. Этот квадрат в свою очередь вписан в кольцо стены. Примечательно, что к этой округлой стене пристроены «башни» олицетворяющие Солнце и две фазы Луны [3]. Т.е. эта композиция отражает представление о Вселенной, с циклическим движением небесных светил вокруг Земли.
Анализ древних представлений о мире позволяет думать, что в те далекие времена система координат с основными четырьмя векторами (северный, южный, восточный, западный) имела главенствующим направлением – восточное, в отличии от современного северного (рис. 1). Безусловно, это связано с восходом Солнца (рис. 2). Не случайно, используемое сегодня нами понятие ОРИЕНТИР в переводе с латыни означает Восток. Полагаю, что план храма Шаштепа также имеет главенствующим направление – восточное.
Архитектура храма Шаштепа связана с выше рассмотренными представлениями о мире. Место под строительство храма выбиралось жрецами-астрономами, будущими служителями. Необходимо заметить, что граница между 5 и 6 кешварами по Бируни - 41°13’5’’ [7], а это точные координаты Храма Шаштепа (выд. Н.Т.С.). Возможно, это не случайно…
Общие выводы.
·         Четырёхчастная организация планов культовых строений, в частности план храма Шаштепа, отражает представление древних об устройстве Вселенной, с четырьмя стихиями (Огонь, Земля, Вода, Воздух), и с объединяющим их центральным духовным началом.
·         Лучистая схема позиционирования (векторы, исходящие из центра) – прообраз современной широтно-долготной системы деления мира.
·         Первая система координат связана с позиционированием человека относительно точек восхода и захода Солнца.
·         Эта система координат отражает древнее представление людей о строении мира (Вселенной). Очевидна духовная составляющая этих воззрений.
·         Основным вектором позиционирования «ориентиром» в древней системе координат было восточное направление, в отличие от современного – северного. И это связано с точкой восхода Солнца на востоке [8].
·         Ориентация и местоположение храма Шаштепа связаны с первой системой координат.

Примечания:

1.        Булатов М.С. Космос и Архитектура. – Москва – Ташкент, 2009.
2.        В древнеарийских представлениях квадрат и круг, вписанные друг в друга, олицетворяют Вселенную. [Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Т., 2010.]
3.        Нурулин Т.С. Астрономические познания в архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - № 1.
4.        Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Т., 2010.
5.        Вопрос локализации и первородины ариев волнует на протяжении вот уже нескольких столетий лучшие умы исторической науки. Однако все больше ученных [Вайнберг 1998; Буряков 2003] утверждают, что события, отраженные в Авесте, происходили на территории Средней Азии, где реки, стекающие с горы «Хара» - это Среднеазиатское двуречье с Сырдарьёй и Амударьёй, а море Воорукаша – Арал. Мы также придерживаемся этой теории.
6.        Тахир Карим. По следам Авесты. – Ташкент, 2007.
7.        Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. – М., 1973.
8.        В день весеннего равноденствия Солнце почти во всех точках Земли восходит точно на востоке, за исключением территорий близких к северному и южному полюсам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий