Нурулин Тимур
Рис. 1. В левой половине: Алтарь Еркургана (рек.: Нурулин Т.); Омфал Еркургана
(Изображение: по Сулейманову Р.Х. В правой половине: Алтари и омфал на древнегреческих краснофигурных вазах. |
С самого начала исследований древнего городища Еркурган наше внимание привлек удивительный алтарь, найденный археологами рядом со святилищем. Алтарь поразил нас своим необычным оформлением и совершенством форм (рис.2).
Алтарь имеет квадратную форму. Верх и основание его профилированы. Особый интерес представляет средняя часть алтаря, которая оформлена нишами, имеющими форму суперэллипсов. Более того, такая сложная геометрия ниш осложнена ещё и вторым планом таких же ниш в виде суперэллипсов меньшего размера. Каждая сторона имеет по четыре такие ниши. Алтарь, с учетом того, что ему много столетий, выглядит достаточно современно и необычно даже в наши дни (рис. 3,4,6).
Ввиду необычности алтаря, ему было достаточно сложно найти аналоги. Выверенные пропорции алтаря, словно в древнегреческом храме, подтолкнули нас к тому, что мы сразу стали связывать его с алтарями, которые ставились перед древнегреческими храмами и посвящались богам.
Традиция постановки алтарей богам перед храмом была широко распространена в Древней Греции и в Древнем Риме. Известны алтари Зевсу Пергамский алтарь, Аполлону из Помпей, Дионису в древнем городе Кос и многие другие. В Средней Азии алтари были найдены в храме Окса и Ай-Хануме, возникновение которых связано с влиянием эллинистической культуры, но они более упрощенной формы чем в Еркургане, хотя имеют ту же структуру.
В свете развития гипотезы о том, что Еркурган – это город Бранхидов, греческих переселенцев, которые в V в. до н.э. оставили храм Аполлона в Дидимах и бежали на Восток, теме которой автор данной работы посвятил целую серию статей, мы подумали, что аналоги еркурганскому алтарю следует искать на родине Бранхидов. Касательно времени это пограничный период между архаикой и классическим периодом Древней Греции. Но материальных свидетельств в виде алтарей того времени сохранилось мало. И мы подумали, что возможно сохранились какие-то изображения, где бы были запечатлены алтари тех времен и стали изучать керамику тех времен, которая представлена краснофигурной вазописью (рис. 1). Эта техника получила свое развитие в Древней Греции в VI-IV вв. до н.э. Ее отличала особенность: на вазах изображались не просто геометрические орнаменты, а целые сюжеты из древнегреческой мифологии и обычной жизни эллинов. И мы удивились насколько изображения алтарей были распространены на краснофигурных вазах. Тема алтаря или постамента сопровождала множество сюжетов, посвященных греческим богам, порой занимая центральное положение. И это означает, что алтарь играл очень важную роль в жизни древних греков.
Особый интерес для нас представляет ваза «Аполлона», события которой происходят, очевидно, в Дельфах (рис. 8). На это указывает несколько объектов: омфал, треножник Аполлона, пальма, собственно Аполлон и Артемида, и уже может показаться, что центральное место в композиции занимает дельфийский храм. Но это не дельфийский храм, а скорее всего сокровищница. Об этом свидетельствует ионический ордер: в храме Аполлона в Дельфах был дорический ордер. Рядом с омфалом расположен алтарь. Данная иконография позволяет нам проводить параллели святилища Еркургана с храмом Аполлона в Дидимах, усматривая связь его с Бранхидами. Дельфийский оракул хотя и был самым популярным в Древней Греции, но дидимейский оракул практически не уступал ему. Омфал изображен на колонне святилища Еркургана, а рядом с храмом установлен алтарь, точно также, как мы видим на этой апулийской вазе, посвященной Аполлону. Ранее, в частности, эти артефакты позволили нам отождествить святилище Еркургана с Аполлоном Дидимейским и Артемидой Пифийской. Здесь же мы хотим обратить внимание на совокупность элементов, объединенных сюжетом дельфийского оракула, где важное место занимает омфал и алтарь, как и в святилище Еркургана.
На другом краснофигурном волютном кратере из Британского музея изображена сцена с воином (рис. 7). Не вдаваясь в тему сюжета, мы сразу обращаем внимание на алтарь, который занимает центральное положение всей композиции. На алтаре или постаменте величественная статуя богини Афины. Алтарь своим оформлением походит на еркурганский алтарь. Здесь алтарь также состоит из трех основных частей: профилированного основания, средней части и верхней фризовой части. Интересно оформление средней части алтаря, которое оформлено метрическим рядом ниш, имеющих очертания суперэллипса, как и в алтаре из Еркургана. В нишах алтаря, посвященном богине Афине, установлены по две колонки. Следует отметить, что такой приём оформления с нишей и двумя колонками в ней был применен на фасаде святилища Еркургана. Возможно, и сам алтарь украшался деревянными колонками, установленными в нишах.
Такой же прием оформления алтаря мы видим на следующем луканском краснофигурном кратере из Кливлендского художественного музея (рис. 9). Здесь прямоугольные ниши алтаря оформлены тремя колонками.
Оформлен нишами и алтарь, изображенный на краснофигурном кратере из Музея изящных искусств Бостона (рис. 5). Сюжет посвящен жертвоприношению Алкмены. Алтарь традиционно состоит из трех основных частей, в средней части которого метрическим рядом повторены ниши с колонками. В данном случае они напоминают метопы.
Остальные примеры изображений алтарей древнегреческих краснофигурных ваз приведены нами с целью демонстрации разнообразия их оформления. Это апулийский краснофигурный кратер художника Ликурга Британского музея (рис. 10), и постамент с метопами на лутрофоре (рис. 11), и расписной алтарь на волютном кратере из Лувра (рис. 12).
Изучение изображений алтарей на краснофигурных вазах, как мы полагаем, позволяет увидеть связь их с алтарем из Еркургана, и, соответственно, древнегреческое происхождение последнего. Многообразие форм, детали оформления древнегреческих алтарей архаического и классического периодов поражает воображение. Распространенность различных мифологических сюжетов, где обязательным атрибутом, порой занимающим центральное положение, являлся алтарь, посвященный богам, свидетельствует о том, что он играл особую роль в жизни эллинов. Связывая Еркурган с городом Бранхидов – переселенцев из Древней Греции в Среднюю Азию, происхождение алтаря Еркургана мы склонны увязывать с данным событием.
В начале исследований, не вдаваясь в подробности, мы догадывались, что алтарь Еркургана отражает структуру древнегреческого храма. Анализ изображений алтарей на краснофигурных вазах показал, что структура их действительно строилась по принципу древнегреческого храма или иного строения того времени, то есть подражала архитектурному сооружению. Трехчастное деление алтарей с изображений на краснофигурных вазах, строилось по принципу: основание - база, средняя часть, оформленная вертикальным метрическим рядом ниш и колонок и верхняя часть – антаблемент – ордерная система Древней Греции. Доказательством этому является оформление алтарей с краснофигурных ваз метопами, колонками, нишами, пилястрами и другими архитектурными элементами. По этому принципу построен и алтарь Еркургана, что выдает в нем древнегреческое происхождение.
Рис. 2. Алтарь Еркургана. Фото. (по Сулейманову Р.Х.) |
Рис. 3. Алтарь Еркургана. Реконструкция.
(рек. Нурулин Т.) |
Рис. 4. Алтарь Еркургана. Реконструкция.
(рек. Нурулин Т.) |
Рис. 5. Алкмена на костре. Краснофигурный кратер, Дариус. Около 340-
330 гг . до н.э. Италия. Источник: Музей изящных искусств, Бостон. |
Рис. 6. Алтарь Еркургана. Реконструкция.
(рек. Нурулин Т.) |
Рис. 7. Краснофигурный волютный кратер, Апулия. Базиликата. Около 370-350 гг.
до н.э. Художник Илиуперсис. Британский музей. Источник: britishmuseum.org, bmimages.com |
Рис. 8. Апулийская ваза. Художник Ликург. Около 360-350 г. до н.э. Intesa Sanpaolo.
Иллюстрация: Decimus Claudius |
Рис. 11. Лутрофор. Церемониальная ваза для
воды. Художник Метоп. IV в. до н.э. Источник: metmuseum.org |
Рис. 12. Краснофигурный волютный кратер. Около 350-340 гг. до н.э.
Лувр, Париж. |