воскресенье, 24 июля 2016 г.

АКТЕПА ЮНУСАБАД: ГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Нурулин Тимур

Опубликовано:
Нурулин Т.С. Виртуальная реконструкция замка Актепа Юнусабад // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2021. - N2-3. - С. 24-31.

АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Восточная сторона усадьбы. (рек. авт.).
(Нажмите, чтобы увеличить)
Наименование объекта: Актепа Юнусабад.
Типология: Укрепленная усадьба и летняя резиденция правителя, состоящая из замка с донжоном и дворца [1].
Дата постройки и функционирования: V-VIII вв. н.э [1].

Государство

Чач. В период функционирования здания Актепа Юнусабад среднеазиатские владения были подчинены западно-тюркским каганам. В них они назначали своих наместников – тудунов. По мнению археологов, город на Мингурике, в это же время, стал столицей тюркских правителей Чача, а комплекс усадьбы Актепа Юнусабад мог быть превращен в их загородную летнюю резиденцию [1].

Расположение объекта

Республика Узбекистан, город Ташкент, Юнусабадский район, 17 квартал (северо-восток города, арык Актепа, вытекающий из Бозсу).

Археологические раскопки

Впервые памятник Актепа Юнусабад описал В.Л. Наливкин. В 1940-1941 гг. А.И. Тереножкин провел значительные раскопки, на основании которых архитектор В.Л. Воронина проанализировала особенности архитектуры памятника. В 1972-1974 гг. в археологических работах приняли участие М.С. Мерщиев, Д.П. Вархотова, А.А. Сухарева. С 1976г. по 1992 г. они велись М.И. Филанович, Э. Юлдашевым, Э.В. Ртвеладзе, С.Р. Ильясовой [1].

Современное состояние

Современное состояние Актепа Юнусабад.
Фото: 
Gennadii Afonin. 
http://www.panoramio.com
В настоящее время памятник Актепа Юнусабад представляет собой оплывший глиняный холм. Высота самой высокой точки холма с замком равна 21 м. Всхолмления разной высоты вокруг памятника, также относятся к периоду функционирования Актепа Юнусабад, и, возможно, представляли собой поселение при резиденции и занимают, в настоящее время, площадь около 100 га.

Уровень угрозы разрушения

Еще несколько лет назад территория вокруг памятника была свободной от современных застроек. На данный момент, она застраивается частными жилыми домами в европейском стиле без соблюдения охранных зон, что заставляет обеспокоиться дальнейшей судьбой памятника, и оценить уровень опасности разрушения культурных слоев округи памятника и самого объекта как высокий.

Статус защиты: Официально, находится под охраной государства.

3D - РЕКОНСТРУКЦИЯ АКТЕПА ЮНУСАБАД
 
АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Западная сторона усадьбы. (рек. авт.).
(Нажмите, чтобы увеличить)
АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Южная сторона усадьбы. (рек. авт.).
(Нажмите, чтобы увеличить)
АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Западный фасад усадьбы. (рек. авт.).
(Нажмите, чтобы увеличить)
АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Вид на замок с мостом. (рек. авт.).
(Нажмите, чтобы увеличить)
АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Вид на замок усадьбы. (рек. авт.).
(Нажмите, чтобы увеличить)
АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Фасад донжона и внутренний двор замка. (рек. авт.). (Нажмите, чтобы увеличить)
АКТЕПА ЮНУСАБАД: Графическая реконструкция. Декор верха донжона. (рек. авт.).
(Нажмите, чтобы увеличить)

ОБОСНОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ АКТЕПА ЮНУСАБАД.

Основание графической реконструкции

Археологический план, стратиграфические разрезы, археологические находки, текстовое описание объекта [1, 2].

Стиль архитектуры

Согдийская архитектура. Ступенчатое развитие композиции замка Актепа Юнусабад с наклонными стенами, придающее ему зиккуратоподобный вид, высокая платформа в основании замка, а также ступенчатые зубцы, служившие завершением монументальных стен, и декоративными фризами под ними, все это роднит его с архитектурой Месопотамии (VIII-VI в. до н.э.), а также южных стран Средней Азии древнейшего и древнего периода (Маргуш, Бактрия, Хорезм, Согд).

Реконструктивные размеры объекта

Высота резиденции Актепа Юнусабад вместе с донжоном равна 24,6 м. Высота обводных стен замка равна 9,5 м. Высота обводных стен дворца равна 5,5 м. Высота платформы – 7,5 м. (За 0,0 точку принят верх платформы замка).
Длина всего сооружения по западному фасаду – 171 м. Замок в плане имеет размеры 53х51 м. Донжон – 23х21,5 м. Платформа замка – 75х70 м.

Строительные материалы и конструкции

Стены Актепа Юнусабад выполнены из пахсы и кирпича-сырца (необоженная глина) (48х25х8-9 см). Стены обводной галереи замка сложены из двух рядов пахсовых блоков (0,95х0,95 см; 1,02х0,59 м). Здесь обнаружен «ползучий свод» - это прием когда пята свода внутренней стены выше пяты свода внешней. По мнению В.Л. Ворониной, это подобие аркбутанов, которые были распространены в готической архитектуре Средневековой Европы, и создавали эффект удержания свода от падения [1]. Все внешние стены выполнены с наклоном, что создавало большую устойчивость всему сооружению.

Особенности формы Актепа Юнусабад

Реконструкция канала и рва Актепа Юнусабад.
(выполнено на Карте Google)
Комплекс резиденции в плане изгибается в северо-восточном направлении. Изломы происходят в трех частях резиденции (замок, парадный двор, дворец). Непосредственно, прямоугольный замок на высокой платформе ориентирован строго по сторонам света, что дает основание предполагать его строительство в первую очередь. Это подтверждено и археологией [1]. На втором этапе к замку были пристроены парадный двор и дворец, но с отклонением в 18° и 67° от основной оси, соответственно.
Совмещение плана Актепа Юнусабад с Картой Google.
Такой изгиб формы всего комплекса, очевидно, вызван обстоятельством строительства его на меандре реки (арыка). То есть, изгиб меандра реки сыграл решающую роль в формировании криволинейной формы комплекса Актепа Юнусабад. Недалеко от памятника протекают каналы Бозсу и Салар. От канала Бозсу отведен арык Актепа. Рельеф местности подсказывает, что с юго-восточной стороны комплекса Актепа Юнусабад, вероятно, протекал арык, отведенный от канала Бозсу. Не исключено, также, что канал Бозсу 1500 лет назад протекал в непосредственной близости к резиденции. По закону Бэра, реки текущие в меридианном направлении, как правило, перемещаются в пространстве к югу. По этому же закону река Чирчик переместилась на несколько километров к югу. Более того, реки подмывают правый берег, тем самым, он становится более крутым. Именно на таком высоком склоне была построена резиденция Актепа Юнусабад, что способствовало большей обороноспособности всего сооружения.
Древние строители использовали арык, протекающий с юго-восточной стороны комплекса в качестве защиты резиденции от нападения неприятеля, и прорыли ров с северо-западной его стороны, который питался водой из вышеупомянутого арыка. Вода, затекающая в ров, потом снова сливалась с арыком, обтекая дугой весь комплекс. Таким образом, все сооружение оказалось окруженным водой и приобрело вид острова.

Функциональное зонирование объекта

Функциональное зонирование Актепа Юнусабад.
(Выполнено на археологическом плане М.И. Филанович )
Летняя резиденция правителя Актепа Юнусабад состоит из двух основных частей, объединенных двором: замка и дворца [1].
 Замок поднят на высокой платформе и обведен по четырем сторонам оборонительными стенами, внутри которых по всему периметру ведет обводная галерея. По углам замка расположены прямоугольные башни с внутренними круглыми помещениями. Основной доминантой замка является прямоугольная башня (донжон), расположенная в юго-западном его углу. Северо-западный угол замка занимает блок культовых помещений, с храмом огня (2) и мавзолеем (5). Вдоль восточной стены замка сосредоточены помещения хозяйственного назначения с хранилищами (9, 13, 14), хумханой (11), тандыром и винодавильней (12). Функционально все эти зоны согласуются посредством небольшого двора, в который выходит галерея главного входа в замок, связывающая его, в свою очередь, с парадным двором. К главному входу (порталу) в замок подводит пандус. Парадный двор является основным распределительным ядром всего комплекса. Здесь расположен главный вход во всю резиденцию (II), обозначенный квадратным зданием с мощными стенами и пилонами (чортак). С северной стороны его пристроено здание кордегардии (I) и караула. На севере всего комплекса расположены помещения дворца (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) [1].

О наличии второго яруса донжона

Изображение замка на Аниковском блюде.
(Из книги В.А. Нильсена (3))
К настоящему моменту башня-донжон замка сохранилась на высоту в 8 м. Учитывая пропорции сооружения и обороноспособность всего комплекса, встает вопрос о наличии несохранившегося второго яруса донжона. В.А. Нильсен, основываясь на изображении замка Аниковского блюда, полагает, что второй ярус укрепленных замков того периода выполнялся из легких деревянных конструкций [3]. В нашем случае, вероятнее всего, донжон Актепа Юнусабад имел такой ярус из дерева, оштукатуренный глиной, с машикулями на углах, как замок на Аниковском блюде.
Сохранившаяся усеченная восьмиметровая пирамида донжона, очевидно, служила основанием несохранившегося верхнего прямоугольного яруса. Реконструировав этот верхний ярус, донжон приобретает пропорциональный всему комплексу вид, а также необходимую высоту для наблюдений на дальние расстояния.

Перекрытия

В резиденции Актепа Юнусабад помещения в зависимости от назначения и конструкции перекрывались различными способами. Вытянутые помещения, расположенные на первом уровне донжона имели сводчатое перекрытие. Сводами были покрыты также обводные галереи замка. Плоские перекрытия имели помещения хозяйственной части замка: археологами были найдены отверстия в стенах от деревянных балок. Эти же помещения имели антресольные помещения и вторые этажи [1]. Некоторые помещения замка и дворца, ввиду большого пролета, перекрывались деревянными потолками, которые подпирались деревянными колоннами (3, 6).
Мавзолей замка (5) был перекрыт куполом (археологами была найдена часть купола и система простых тромпов, обеспечивающих плавный переход от круглого в плане купола к квадратному помещению). О наличии второго купольного помещения в резиденции, по нашему мнению, свидетельствует главное входное помещение (чортак): небольшое квадратное помещение с толстыми стенами, вполне, могло перекрываться куполом, что делало главный вход в резиденцию презентабельным.
Помещение храма огня (2) замка с трехсторонней суфой и центральным подковообразным алтарем огня, вероятно, имело шатровое перекрытие. Л.В. Гуревич, ссылаясь на аналогичное помещение донжона Канки, реконструирует помещение 2 Актепа Юнусабад с низким шатровым усеченным перекрытием [6]. В этом помещении археологами были найдены гнезда от балок на очень низкой высоте, всего в 130 см от суфы. М.И. Филанович, принимая во внимание этот факт, поддерживает мнение Л.В. Гуревича о наличии шатрового перекрытия над алтарем огня [1].
Высота гнезд от балок в 130 см от суфы (скамьи из глины) достаточна для комфортного пребывания человека в сидячем положении. В этой связи, возможно, над суфами при той же ширине тянулся плоский потолок (ширина и длина помещения 5-5,1 м). А квадратное пространство над алтарем огня перекрывалось высоким шатром с отверстием вверху, опиравшимся на балки от перекрытия над суфами. Высокий шатер обеспечивал хорошую тягу, тем самым пространство помещения не задымлялось. Очевидно, вход из тамбура в храм огня был на высоте в 160 см (130 см + 30 см высоты суфы), возможно и ниже, что вынуждало человека, при входе в священное помещение, совершать поклон, выражая почтение священному огню.

Отделка и декор

Декоративные элементы Актепа Юнусабад, найденные археологами.
(Из книги М.И. Филанович (2))
Кладка кирпичных и пахсовых стен оштукатуривалась толстым слоем глино-саманной штукатурки. У подножия донжона археологами были найдены терракотовые детали архитектурного декора. Всего три вида: ступенчатые зубцы, завитки и круги с крестообразными прорезями. Очевидно, они были украшением верха донжона. Подобный вид оформления фасадов крепостных сооружений был распространен в эпоху раннего средневековья и отмечен в древнем Таразе и Ак-Бешиме [1]. Композиция из таких же элементов декора была найдена на фасаде цитадели Пенджикента [5]. Здесь сохранилась часть многоярусного фриза, верх которого венчают ступенчатые зубцы в перевернутом виде. Ниже, расположен ярус из кругов. И в самом нижнем расположены завитки. Такое расположение элементов многоярусного фриза легло в основу реконструкции декора верха донжона Актепа Юнусабад, так как здесь археологами найдены те же детали. Вариативность композиции не ограничивается вышерассмотренным поясным расположением этих трех элементов декора. Сами элементы декора, возможно, были каноническими (модными) в эпоху раннего средневековья, но, в отдельно взятых случаях, композиция из этих деталей творчески переосмысливалась. На изображении замка с Аниковского блюда видны те же три элемента: ступенчатые зубцы, венчающие стены замка, круги с крестообразными вырезами и завитки. Здесь, те же самые элементы расположены немного иначе. Круги поставлены в два ряда (два снизу и два сверху). Композиция из четырех кругов чередуется с метрическим рядом вертикальных линий. Ясно точно, что ярусы декоративных элементов разделялись во всех случаях выступающими поясами-полками.
На изображении замка Аниковского блюда ступенчатые зубцы венчающие стены намного крупнее кругов. Найденные на Актепа Юнусабад ступенчатые зубцы слишком малы, чтобы венчать верх стены. Они всего 25 см высотой. С учетом перспективы, высоты донжона в 24,6 м и пропорций всего сооружения, эти элементы с человеческого роста не были бы видны. Как отмечает В.А. Нильсен, декоративные элементы Актепа Юнусабад имеют небольшой размер и слишком тонки (1 см), чтобы завершать верх стены. Автор полагает, что эти элементы могли служить украшением декоративных павильонов, выполненных из дерева [3].
Декоративные элементы цитадели Пенджикента.
(Из книги Распоповой В.И. (5))
Решающим ответом на вопрос, как были установлены ступенчатые терракотовые зубцы, круги и завитки на фасаде донжона Актепа Юнусабад, является сохранившийся in situ участок декора цитадели Пенджикента. Тонкие терракотовые элементы небольшого размера были впечатаны в глино-саманную штукатурку стены.
По нашему предположению, более крупные ступенчатые зубцы высотой в 1 м, располагались на самом верху стен всей резиденции Актепа Юнусабад и выполняли оборонительную функцию мерлонов. Вероятно, эти мерлоны были выполнены из необожженной глины, и поэтому не сохранились.
Интерьеры помещений Актепа Юнусабад окрашивались в красный, синий, черный, белый цвета, возможно, с сюжетной росписью стен [1] , как это было во дворце Варахши и Афросиаба.

Стратегия обороны.

Стратегия обороны Актепа Юнусабад. (рек. авт.)
Поражает продуманность мероприятий по безопасности стратегического объекта резиденции Актепа Юнусабад. Древние строители возвели резиденцию на возвышении холма и окружили ее широким рвом. Высокие  оборонительные стены замка и дворца завершались ступенчатыми зубцами – мерлонами, откуда велось наблюдение за ситуацией в округе, и в случае нападения производился отпор. Самой высокой точкой резиденции была башня-донжон, откуда велось наблюдение, а также это было последнее место обороны всей усадьбы.
Интересно устройство входов доступа в резиденцию. Единственной связью острова с берегом был мост, расположенный с западной стороны замка. Он был расположен по оси донжона. Это позволяло контролировать с высоты все перемещения на мосту. В случае нападения, караул, находящийся на вершине донжона, мог оповестить всех обитателей замка и дать отпор. Также, по оси моста, у подножия донжона, в стене замка была небольшая дверь, служившая, возможно, выходом для защитников крепости в случае нападения. Вероятно, также, что это была «ложная дверь». Противник, пройдя по мосту, на своем пути встречал дверь и полагал, что это непосредственный вход в замок. Но его ждала система узких галерей, обводившая замок вокруг. В этих галереях были установлены перемычки, сужающие пространство коридора до прохода одного человека. Многочисленный состав нападающих не проникнет через этот узкий проход, поодиночке справиться с ними гораздо легче. Более того, очевидно, в этих перемычках галерей были установлены деревянные двери, которые блокировались в случае нападения.
Такая же обводная галерея была расположена ниже первой и была спрятана в структуре платформы замка с его южной, западной и северо-западной стороны. Возможно, это был скрытый ход для эвакуации правителя и его свиты из дворца в случае нападения. Ни в первой обводной галерее замка, ни во второй галерее платформы, археологами не было обнаружено бойниц, что указывает на то, что эти ходы носили скрытый характер и входили в систему плана эвакуации жителей усадьбы в случае нападения. Непосредственно, оборона замка производилась с верха стен замка и дворца, за мощными ступенчатыми зубцами-мерлонами.
Парадный вход в резиденцию расположился поодаль от моста, по его левой стороне. Даже если противнику удавалось прорваться у моста через шквал каменных ядер с донжона и «дождь» из стрел с парапетов оборонительных стен, второй преградой для него становился мощный охраняемый портал с пилонами.
У портала находились помещения кордегардии и караула, охраняющие вход в резиденцию. Из парадного двора в замок вел пандус, завершающийся еще одним порталом с воротами. Самая укрепленная часть резиденции – замок, заключал в себе блок хозяйственно-бытовых помещений со складами продовольствия. На случай осады, обитатели усадьбы, были обеспечены едой и водой. Вечный огонь, горящий в храме, и мавзолей с останками предков, также были под защитой.
Донжон, выполняющий роль смотровой башни, вероятно, имел второй уровень из более легких деревянных конструкций с глиняной обмазкой стен. Для лучшей обороны замка, на углах донжона, возможно, были пристроены деревянные машикули, как это сделано на изображении замка на Аниковском блюде. Они представляли собой выносные балкончики, с которых обозревалась подошва замка. При обнаружении неприятеля у основания замка с машикулей сбрасывались каменные ядра.    

Заключение

Актепа Юнусабад – уникальное, в своем роде, фортификационное сооружение. Продуманность сложного плана комплекса, с ловушками, убежищами и хитроумными средствами нападения и защиты, крупные габариты, а также использование лучших строительных технологий своего времени, и богатый декор фасадов, ставят резиденцию Актепа Юнусабад в ряд с лучшими произведениями архитектурного творчества своего времени.

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в                                                                                                     археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
2) Филанович М.И. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. – Ташкент: Фан, 1983. – 232 с.
3) Нильсен В.А.  Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). – Ташкент: Наука, 1966. – 336 с.
4) Воронина В.Л.  Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока. – Москва: СТРОЙИЗДАТ, 1977.
5) Распопова В.И. Жилища Пенджикента (опыт историко-социальной интерпретации). – Ленинград: Наука, 1990. – 206 с.
6) Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа (древность и средневековье). – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990. – 190 с.: ил.




суббота, 7 мая 2016 г.

ЧАМБИЛЬ: В ПОИСКАХ ТАИНСТВЕННОЙ СТРАНЫ

Нурулин Тимур

Опубликовано:
   Нурулин Тимур    В поисках загадочной страны // MOZIYDAN SADO. – Ташкент, 2016. - №1.

Сравнительный анализ древних представлений о мире (стране): Хванириата (Авеста) и Шамбала (Тибетское изображение) (авт.).

У народов Узбекистана, наряду с другими жителями Востока, существует предание о Гороглы – правителе счастливой страны Чамбиль, и его потомков – приемном сыне Авазхоне и внуке Нурали. Это эпическое произведение, которое бытует в форме многочисленных песенных дастанов и прозаических сказаний [1]. Страна Чамбиль в узбекских преданиях предстает как народная утопия, где царила справедливость. Гороглы заботится о благоустройстве Чамбиля: в неровной местности он провел дороги и оросил пустыню, в степи прорыл арыки и устроил водохранилища, помогал бедным [2]. Удивительным образом, на Тибете существует схожее предание о счастливой стране Шамбале. Сопоставление этих двух преданий находит много схожих моментов и ставит чрезвычайно интересным поиск реального местонахождения этой таинственной страны.
Многие выдающиеся ученые выдвигали различные гипотезы относительно местонахождения Шамбалы. К примеру, тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилев, изучая древние тибетские карты, пришли к выводу о реальном существовании этой страны, и отождествляют Шамбалу с Сирией III-II вв. до н.э.. По их мнению «Шам» по-персидски означает Сирия, а «боло» - верх [3]. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии, слышал множество рассказов о Шамбале, и по-видимому, предполагал ее существование на Тибете [3]. Ближе всех к интересующему нас региону располагает Шамбалу венгерский филолог-востоковед, основатель научной тибетологии Чома де Кереш. Он отмечает расположение столицы Шамбалы Калапы за рекой Сита, отождествляя ее с Яксартесом (Сырдарьей) [4]. Не различают Чамбиль и Шамбалу Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. [5], и вслед за ними - Гуцуляк О.Б. [6].
Не смотря на то что, первое упоминание Шамбалы в тексте Калачакры-тантры относится к X веку, а сложение эпоса о Чамбиле – в узбекском народном творчестве, ученые относят к XVII-XIX вв., корни этих преданий следует искать в более древних источниках. Так как, эти предания находят близкие аналогии с Кангдизом в эпосе X-XI вв. Фирдоуси – «Шахнаме», а также страной Хванириата и Кангхой в более древней священной книге зороастрийцев – «Авесте».
Сопоставление двух древних легенд о таинственных странах, тибетской Шамбале и авестийской Хванириате, обнаруживает их близкую родственность. В обоих случаях центром мира является гора, вокруг которой расположены страны, которые в свою очередь окружены кольцом гор и земли. Также, и в том и другом случае в долине, где расположены страны, протекает река: в Шамбале – Сита, в Хванириате – Аредви Сура Анахита (Небесная река).
В «Авесте» последовательно описывается сотворение мира, соответствующее стране Хванириате. Так, в Зам-яште первой горой поднялась Хара, которая занимает центр мира. Она протянулась, окружая все страны, на востоке [7]. С этой горы стекают реки, протекающие через страну Хванириата, и впадающие в море Воорукаша. Эта страна объединяет шестнадцать лучших земель. В Видэвдаде приводятся названия этих земель, в последовательности их создания: Аирьяна Ваэджах, Гава Сугда, Моуру, Бахди, Нисая, Харою и другие. [7]. Это авестийское представление мира сопоставимо с реальной географической ситуацией, где Хара – это великая горная система Евразии (Гималаи, Памир, Тянь-Шань), реки – Сырдарья и Амударья, Воорукаша – Арал и страна Хванириата – это Среднеазиатское двуречье с древними историческими областями, такими как Согдиана, Маргиана, Бактрия, Нисса и Хорезм. Современные исследования крупных ученых подтверждают это [8].
Существует также легенда о том, что Шамбала была царством в Средней Азии и после прихода арабов в VIII в. оно сделалось невидимым [3]. Видимо, это предание является реальным отражением исторических преобразований в Средней Азии, когда зороастризм сменился исламом. Что отмечается археологией на многих памятниках Средней Азии.
Предание о Шамбале, вероятно, есть ни что иное, как память народов Центральной Азии о стране Хванириате общего авестийского пространства. Средняя Азия, являясь центром пересечения многих развитых культур, выступала транслятором идей и инноваций в Китай, Индию, Иран. Именно поэтому мировоззренческие идеи Авесты нашли свое отражение во многих культурах Древнего Востока. Так, родственные связи имеют зороастрийская Авеста и индийская Ригведа. Зороастрийские идеи, такие как: борьба добра со злом, пришествие мессии в конце времен, нашли свое отражение также в тибетской легенде о Шамбале.
Следует отметить, что все территории отмеченные в Авесте имеют статус священных территорий (Хварно). Такой же статус имеет и местность Кангха, отмеченная уже в Абан-яште, посвященном Аредви Суре Анахите, правда, не включенная в список шестнадцати лучших земель. Здесь с одной стороны говорится о священной горе, с другой – стране у ее основания. Кангха называется здесь священной, праведной, высокой. Богиня воды Анахита небесной рекой стекает с этой горы, оросив и оплодотворив долины, впадает в море. Справедливо отождествление этого мифопоэтического образа богини с рекой Сырдарьей, так как еще в средние века Сырдарья именовалась рекой Канга [9]. Р. Сулейманов, проводя параллель между культом иранской Анахиты и индийской Ганги, приходит к выводу, что в глубокой древности между территориями бассейна Сырдарьи и Северной Индии были тесные исторические и культурные связи и отмечает, что топоним Канг или Ганг был связан с правобережьем среднего течения Сырдарьи, там где расположился Древний Ташкент [9]. Кангху отождествляют с территорией Древнего Ташкента и другие исследователи [10].
В авестийской Кангхе не было печали, боли и страданий, своим обитателям она возвращала молодость и жизненные силы [11]. Кангдиз (чудесную крепость) по Бируни возвел Йима, по Фирдоуси – Сиявуш (Сьяваршан), где-то на востоке. Очевидно, что местоположение здесь дается относительно Ирана. Схожую историю возникновения имеет происхождение  Шамбалы и ее столицы Калапы в тибетской традиции. Эта таинственная страна также утопична по своей сути, и является оплотом справедливости. В тексте Калачакры-тантры отмечается, что основателем этой страны был Сучандра, получивший учение от самого Будды [3]. Для этого Сучандре необходимо было покинуть родные места. По возвращению, очевидно в Калапу, он возводит храм в виде мандалы (храм, планировочно представляющий собой два вписанных друг в друга квадрата, с пристроенными по четырем сторонам башнями, и обведенные двумя окружностями). Параллельно этим преданиям бытует и ранее упомянутое сказание узбекского народного творчества о счастливой стране Чамбиль с ее справедливым правителем Гороглы.

Храм Шамбалы, построенный в Калапе, и храм Шаштепа Древнего Ташкента (авт.).

На территории Ташкента сохранился памятник II в. до н.э., зороастрийский храм Шаштепа имеющий такую же планировку мандалы [12] как и храм, возведенный в столице Шамбалы Калапе, на тибетском изображении [13]. Круглый храм Шаштепа достаточно крупный – пятьдесят метров в диаметре. Такие же размеры имеют Кой-Крылган-Кала в Хорезме, Теменос Гонур-Депе в Маргиане. Это говорит о его значимости в регионе. Храм Шаштепа, также как и подобный ему храм Мингурик, имея планировку в виде мандалы, подходит под описание храма столицы Калапы Шамбалы. Большая популярность и святость в далеком прошлом территории Древнего Ташкента подтверждается распространением подобных Шаштепе крестообразных храмов далеко за пределы среднего течения Сырдарьи: в Ташкенте – Мингурик, в Чардаре – Ак-тобе 2, в Фергане – Биловур-тепе и Арк-тепе, в Бухаре – Сеталак-1, на Таласе – Чоль-тобе, в Иране – Шахр-и-кумис [14], в Индии – Кайла-Санатха. Это подтверждается и Авестой, где она названа священной, праведной, высокой Кангхой.
Обращаясь к датировке, следует отметить, что на Тибете только к X веку сложилась легенда о Шамбале, с храмом в виде мандалы у подножия горы. В целом все предыдущие и последующие мандалы на стенах храмов изображались в виде архитектурного сооружения. Это говорит о том, что на Тибет собственно мандала попала вместе с легендой о священной стране, где был построен храм-мандала, стала почитаемой и получила дальнейшее самостоятельное развитие.
Рассматривая географическую ситуацию, логично отождествление реки Сита, на правом берегу которой была основана столица Шамбалы Калапа, с рекой Сырдарьей, на правом берегу которой, в исторической ретроспективе, существовала авестийская Кангха. Это отождествление подкрепляется и наличием того факта, что во всех легендах отмечается основание священной страны у подножия горы, что соответствует реальной географической ситуации с расположением Древнего Ташкента у западных отрогов Тянь-Шаня.
Из этого можно провести основные параллели всех этих легенд Центральной Азии. В древности существовала некая священная страна Хванириата – Шамбала – Чамбиль, основателем которой был Йима (Сиявуш (Сьяваршан)) – Сучандра – Гороглы (далее Авазхон, Нурали). Эти правители занимались градостроительной деятельностью и построили в своих столицах: Кангхе (Кангдиз) - чудесную крепость,  Калапе – храм в виде мандалы, в Чамбиле отдельное здание не отмечается (дороги, арыки, водохранилища). Эти страны располагались у подножия гор Антаре-Кангха – Шамбала – Горы.
Отождествление в этой цепи столицы Шамбалы Калапы с Кангхой (Кангдизом), дает основание расположения ее на территории Древнего Ташкента.
Непосредственно сама счастливая страна Шамбала находит близкие параллели с преданиями о Чамбиле в узбекской традиции и авестийской страной Хванириатой, объединяющей земли авестийского пространства: Согд, Маргиану, Бактрию, Ниссу, Хорезм и другие.


Примечания:

1. Мелетинский Е.М. Эпический цикл Кор-оглы (Гороглы) у народов Закавказья и Средней Азии и переход от героического эпоса к романтическому // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. Им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1983-1994. – На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т.З. – 1985. – С. 590 – 592.
2. Жирмунский В.М. Народный героический эпос / Сравнительно-исторический очерк: - Л.: Гослитиздат, 1962. – с. 436.
3.     Свободная электронная библиотека Википедия // Шамбала.
4.     Шапошникова Л.В. Жизнь и смерть Чома де Кереша.
5.  Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. – М.: ОГИЗ, Госхудлитиздат, 1947. – С. 170.
6.   Гуцуляк О.Б. Гер/Керр-оглы – сын могилы и правитель Чамбули Мастон: к сущности эпического образа // Интернет портал: http://olonkho.info.
7.     Авеста // Интернет портал: http://blagoverie.org/avesta/yashti/index.phtml.
8. Аскаров А.А., Буряков Ю.Ф., Вайнберг Б.И., Ртвеладзе Э.В., Сарианиди В.И., Сулейманов Р., Толстов С.П., Филанович М.И. и др.
9. Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.
10. Буряков Ю.Ф., Литвинский Б.А., Маркварт, Пентти Аальто, Филанович М.И. и др.
11.    dic. academic.ru.
12. Мандала – графическое изображение, отражающее представления древних людей о структуре Вселенной. Сродни – Космограмма.
13.  Нурулин Т.С.   Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.
14. Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
15. Нурали: Достонлар [тахрир хайрати: К. Имомов ва б.]. – Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989. – 384 б.


среда, 16 декабря 2015 г.

О ДОБРОМ ДЕРЕВЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Нурулин Тимур

«Через четыре года здесь будет город-сад»
В. Маяковский

ПРЕДИСЛОВИЕ

Еще в конце XIX века, когда Туркестан входил в состав Российской Империи, в Ташкенте и других городах Узбекистана началась плановая высадка деревьев: заложены скверы, аллеи, парки. Это продолжалось на протяжении всего XX века. Так со временем Ташкент превратился в город-сад. Основную долю деревьев составлял крупный вид чинара. В условиях жаркого климата нет лучше дерева, чем чинара: ее раскидистая крона дает плотную тень. Да и растет чинара на плодородной суглинистой почве очень хорошо и быстро, и может достигать возраста в 2000 лет. Но все изменилось в 2009 году… Излюбленные деревья Амира Темура – величественные чинары, в центральном одноименном сквере Ташкента, вырубил человек. Неравнодушные горожане были возмущены этим странным действием. На этом история не закончилась. Это событие в корне поменяло отношение человека к дереву, которое привело к неверному пониманию роли дерева в жизни человека, вплоть до сопоставлений дерева с угрозой для горожан (аварийное дерево или аллергическое дерево). Эта ошибочная мысль породила целый ряд деструктивных действий в отношении деревьев по всему городу. Вырубка, полный снос кроны, обрубка нижних веток, что только не делает человек с благородными деревьями. Дерево – это самоорганизующееся живое существо, у которого должна быть раскидистая крона, ствол и корневая система, вмешательство, в рост которого губительно. А новое озеленение ошибочно исключило крупный вид чинару (да и в питомниках их перестали выращивать), на смену которой стали высаживаться еловые и низко-растущие деревья (каштан, сафора и др.). В условиях жаркого климата дерево драгоценность. Данная статья имеет своей целью, через ретроспективу, осознание значимости дерева, ценность которого культивировалась на протяжении многих веков у народов Средней Азии.

ДЕРЕВО В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Герб Ташкента
На гербе Ташкента, утвержденном в 1997 году, перед распахнутыми золотыми воротами, в центре композиции, известный художник Д. Умарбеков и скульптор А. Шарипов изобразили дерево Чинару. Так одним из символов Ташкента стало дерево. Это дерево в культурологическом смысле отсылает нас в далекое прошлое Средней Азии, когда на ее территории была распространена одна из первейших оформленных религий в мире - Зороастризм со священной книгой Авестой.
В Авесте есть указания на устройство и структуру мира, где у мирового моря Воорукаша в долине у подножия центральной горы Хара произрастает дерево всех семян, дающее начало всем растениям и животным. Этот мифопоэтический образ мирового древа олицетворяет древние представления людей о трехчастном мире, где крона дерева символизирует высший духовный мир, ствол дерева – мир человека, корневая система – подземное царство. Авеста помимо, собственно, вопросов веры (борьба добра со злом, света и тьмы), охватывает целый ряд вопросов экологии. Эта священная книга древних народов Средней Азии постулирует о бережном отношении человека к природе, сохранению ее богатств, таких как растения, вода, воздух, огонь и земля. Сохранение природы гарантировало цивилизации качественную и долгую жизнь, так как жизнь человека непосредственно зависит от нее.
Мировое дерево Авесты
Зороастрийский трактат на языке пехлеви (парфянский) Шаист-Нашаист (Дозволенное и недозволенное) (глава 15. Представители Ормазда и Амахраспандов на земле) остерегает человека от противоправных действий в отношении деревьев: «Пусть он не ломает противозаконно растения и не дает фрукты нечестивцам и злодеям, так как если он грешит против растений, даже если он сделал это против одной веточки, то, если он не искупил эту вину, то, когда он уйдет из этого мира, духи всех растений мира поднимутся перед этим человеком и не позволят ему войти в рай».
Будда под деревом Бодхи. Фаяз-тепа (I-II вв. н.э.). Юг Узбекистана
На территории Средней Азии в первых веках нашей эры был распространен также Буддизм, одним из главных символов которого является дерево Бодхи. Это дерево вида Фикус (Ficus religiosa). В 1963 году ташкентский археолог Л.И. Альбаум открыл на юге Узбекистана буддийский храмово-монастырский комплекс Фаяз-тепа (I-II в. н.э.). В этом комплексе была обнаружена одна из красивейших скульптур Будды, вырезанная из известняка (ныне является достоянием экспозиции Государственного Музея истории народов Узбекистана). Необыкновенно красивый умиротворенный Будда изображен сидящим под раскидистым деревом Бодхи. По легенде, принц Гаутама, медитируя под этим деревом, достиг просветления и стал Буддой. В данной скульптурной композиции дерево Бодхи окаймляет голову Будды, образуя нимб. В этом кроется философия образа дерева, как символа познания, мудрости, высшей духовной сущности.
Чинара у мавзолея Ходжа Ахрара Вали. Самарканд
В последующем, Ислам учит бережному отношению к деревьям: «Тот, кто сажает деревья и следует за ними с заботой до тех пор, пока оно не становится плодоносящим, будет затем награжден»; «Если кто-то посадит дерево или засеет поле, и люди, звери и птицы будут на нем питаться, это будет считаться благодеянием с его стороны». Мухаммед став правителем Мекки и Медины объявил, что деревья в этих городах и вокруг них находятся под защитой декрета: «Я объявляю Медину, и все, что находится между ее двумя горными тропами, святым, и срывать листья здесь можно лишь для прокорма лошадей». Этот декрет действует и поныне: в городе Мекке запрещено рубить деревья.
Миниатюра "Юный Акбар показывает картинку отцу Хумаюну"
Для одухотворенной философией суфизма династии Темуридов, очевидно, излюбленным деревом стало дерево чинара. Величественная чинара олицетворяла мощь династии и государства, долгое их существование. Темуриды обычно изображали себя сидящими в кроне дерева совершенными личностями (Инсон комил). На миниатюре «Юный Акбар показывает картинку отцу Хумаюну» потомок Амира Темура Акбар изображен сидящим со своим отцом в кроне дерева чинары. Это означало, помимо атрибута власти и могущества династии, также достижение мудрости, божественную природу династии Темуридов. Амиру Темуру приснился сон, о котором он рассказал своим толкователям снов: «Приснилось мне, что сижу я под тенистым деревом с вершиной в небесах. Толкователи объяснили, что дерево это я, а ветви и листва это потомки, которые станут опорой государства и власти, и облагодетельствуют человечество своим доброжелательством».  
Древоподобный трон Акбара. Фотихпур Сикри
К образу дерева, как символа власти и божественности, обращались многие правители Центральной Азии. Так, до Акбара, построившего себе трон в виде дерева в Фотихпур Сикри, на вершине которого он восседал, как совершенная личность, во дворце Чингизхана в Каракоруме мастер из Парижа Вильгельм Буш в 1241-1242 гг. создал необыкновенное мировое дерево.
Многовековая чинара у мавзолея Джехангира. Шахрисябз
Темур же, вероятно, предпочитал искусственным деревьям – живые. На роль мирового древа очень хорошо подошло величественное дерево с раскидистой кроной – чинара. При Темуридах в Шахрисябзе, Самарканде, Ташкенте высаживались чинары во дворах дворцов, медресе, мавзолеев, а также в садах чор-багах. До наших дней сохранились чинары времен Амира Темура у дворца Ак-Сарай, а также во дворе мавзолея сына Темура Джехангира (ум. В 1376 г.) в Шахрисябзе.
В средние века на территории Средней Азии большое распространение получила традиция высаживания дерева рядом с мавзолеями и мечетями. Чаще всего, это чинара, тутовое дерево. Многие века растут эти деревья у культовых строений, напоминая о философской сущности образа авестийского мирового древа, и олицетворяя связь материального мира с духовным.
Сауры и мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура. Ташкент
В некоторых случаях, как, например, в Ташкенте к средневековым мавзолеям подводили целые аллеи деревьев. Так, до недавнего времени, к мавзолею Зенги-ата
XIV – нач. XX вв. вела тополевая аллея, обсажена дорожка по двум сторонам деревьями, ведущая к мавзолею Чупан-ата XVIII-XX вв. О глубоком почитании деревьев нашими предками говорит тот факт, что на территории комплекса Шейхантаур в Ташкенте, местные жители не вырубали высохшие за сотни лет деревья вида саур, аллеей ведущих к мавзолею Шейха Ховенди ат-Тахура, считавшиеся священными. Так сауры и простояли до 30-х годов прошлого века.
Изучение средневековых миниатюр Средней Азии обнаруживает целый ряд вопросов жизни человека и среды его обитания того периода. Так, из миниатюр можно увидеть, помимо исторических событий и легенд Востока, какая была флора и фауна в те времена, отношение к ним наших предков. На многих миниатюрах дерево занимает ключевую роль, одновременно отражая природное богатство региона и философское осмысление образа дерева, как символа мудрости, связующего звена между духовным и материальным мирами.
Миниатюра "Охота в горах". Джами. "Золотая цепь". Самарканд, 1405-1415 гг.
К примеру, на миниатюре «Охота в горах» к рукописи Джами «Золотая цепь» (1405-1415 гг., Самарканд) в масштабной сцене охоты на архаров, оленей, куланов, снежных барсов, в левой части композиции расположены два высоких дерева, одно из которых обвивает змей, отсылающих нас к библейскому сюжету грехопадения первых людей Адама и Евы. Где в райском саду было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла.
Альбрехт Дюрер. Гравюра "Адам и Ева" и картины "Адам", "Ева". 1507г. Музей Прадо, Мадрид
Господь запретил Адаму срывать плоды с Дерева познания Добра и Зла. Змей же хитростью убедил Еву сорвать запретный плод, после чего она дала его испробовать Адаму. Впоследствии, они были изгнаны из рая. Видимо, эта библейская легенда обозначила начало истории жизни человека в условиях непрекращающейся борьбы добра со злом. Аналогичным исходом заканчивается эра Добра в мифологии зороастризма, когда первочеловек Йима, ослушавшись Ахура-Мазду, начал употреблять в пищу мясо священных быков. С той поры началась человеческая история в постоянном противоборстве добра и зла. В данной миниатюре перед нами раскрывается масштабное убийство невинных животных, где два дерева, стоящих в стороне, напоминают о грехопадении человека. Этому же осуждающему художником действу соответствует нахмурившееся темно-бежевое небо с волнующимися облаками.
Миниатюра "Человек, пилящий под собой сук". Саади. "Бустан". Бухара, 1522-1523 гг.
  На миниатюре к «Бустану» Саади (1522-1523 гг. Бухара) «Человек, пилящий под собой сук» проиллюстрирована притча о том, как один безумец, взобравшись на дерево, подпиливает под собой сук, что крайне удивляло прохожих. Саади сравнивает этого человека с правителем, который, совершая насилие над подданными, подтачивает основу своего могущества. Эта притча демонстрирует философское значение дерева, как оплота мудрости: человек, достигнувший вершины власти, пытаясь оборвать связь с прошлым или людьми, стоящими ниже по социальному рангу, не избежит падения. Здесь дерево вновь символизирует представления о трехчастном мире, уходящими корнями в далекое прошлое Средней Азии. Где верх и низ имеют большое смысловое значение: верх (крона дерева) обозначает власть, могущество, достижение просветления, мудрости, духовности, а низ (ствол дерева, его основание) – связь с реальным миром, путь к высшему духовному существованию. Несколько противоречащее сопоставление кроны дерева с земной властью правителей одновременно с высшим духовным миром, компенсируется здесь идеей о бренности материального мира: спиливание кроны дерева означает отказ от духовного, падение культуры.
Детальная прорисовка деревьев художниками средневековья, позволяет нам узнать отдельные их виды: чинары, саксаулы, пирамидальные тополя, кипарисы, фруктовые деревья. Особое место в миниатюрах занимает изображение чинары, очевидно, считавшееся благородным, царственным, божественным деревом.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 В культовой и культурной жизни народов Средней Азии дерево играло ключевую роль. Культ дерева, зародившийся в глубине веков, сопровождал наших предков на протяжении всей истории Средней Азии. Авестийское мировое древо, дающее начало всей жизни на земле, на тысячелетия закрепилось в сознании древних. Дерево жизни отразило первое восприятие человеком окружающего мира, наглядно демонстрирующим его троичную структуру. Годовые циклы весны и осени, с расцветанием дерева и сбрасыванием им листвы (умирающая и воскресающая природа), определило мировоззренческое понимание древними бренности материального мира. Такое глубокое философское содержание образа дерева, стало определяющим в уважительном отношении к нему наших предков. Более того, жизнь древнего человека находилась в прямой зависимости от природы. Отсюда и уважительное отношение, почитание деревьев и других видов растений, воды, земли, воздуха. Содержание их в чистоте, целостности, гарантировало многим поколениям вперед качественную жизнь на земле. В этой связи, культ дерева имел свое продолжение и в средневековой культуре Средней Азии, особенно при династии Темуридов. В условиях жаркого климата Средней Азии, дерево приобретало еще большую ценность, как дающее тень. Это понимали наши предки.
Богатый опыт наших мудрых предков учит нас уважительно относиться к деревьям.

На гербе Ташкента, утвержденном в 1997 году, перед распахнутыми золотыми воротами, в центре композиции, известный художник Д. Умарбеков и скульптор А. Шарипов изобразили дерево Чинару. Так одним из символов Ташкента стало дерево.



ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

1)    Аскаров Шукур   Архитектура Темуридов. Т.: Изд-во «San`at», главный редактор Н. Норматов, 2009. – 144 стр. + 80 стр. илл.
2)    Timur Gorgani. The Mulfuzat Timury, or Autobiographical Memoirs of the Moghul Emperor Timur. Translated by Ch..Stewart. – Lahore: Sang-e-Meel Publications, (1830)-2000, p.17-18.
3)    Нурулин Тимур   Мавзолей – символ генеалогии мира // MOZIYDAN SADO. – Ташкент, 2015. - №2.
4)    Булатова В.А., Маньковская Л.Ю.   Памятники зодчества Ташкента XIV-XIX вв. Ташкент, 1983.
5)    Пугаченкова Г.А., Галеркина О.И.   Миниатюры Средней Азии. Книга. М., «Изобразительное искусство», 1979. – 208 с. с ил.
6)    MUSEO NACIONAL DEL PRADO / Путеводитель по Прадо: Изд-во «Оцаррета», главный редактор Мария Долорес Хименес-Бланко, второе издание, 2011. – 469 стр.