пятница, 16 апреля 2021 г.

ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА БУДДЫ ИЗ ФАЯЗ-ТЕПЕ

Нурулин Тимур


Опубликовано:

Материалы научного семинара «Сохранение культурного наследия Узбекистана: исторические вехи и актуальные проблемы» памяти Ю.Н. Рериха [Текст]. - Ташкент: Baktria press, 2021. - 224 с.

Семинар организован Ташкентским обществом Рерихов под председательством Монасыповой Н.Р. и Монасыповой Л.И.



Геометрическая гармонизация образа Будды из Фаяз-тепе (анализ авт.)

  На юге Узбекистана в районе Старого Термеза в 60-е годы прошлого столетия археологами был открыт буддийский храмово-монастырский комплекс кушанского времени Фаяз-тепе. Здесь была обнаружена удивительная находка – горельеф из белого мраморовидного известняка I-III в. н.э. [1].  Это один из красивейших образов Будды, который много раз интересовал исследователей ввиду лаконичности форм и сюжета, гармонии и высокого мастерства исполнения. Именно это заставляет снова и снова возвращаться к нему, открывая все новые грани загадочного образа. В этой связи, постараемся раскрыть иконографические особенности данного образа в контексте аналогичных изображений, хранящихся в музеях мира, понять его назначение. Также, проведем геометрический анализ данной скульптурной композиции на предмет выявления гармонических пропорций. 



Рис. 1. Скульптурные изображения Будды (сравнительный анализ авт.):
1. Музей истории Узбекистана в Ташкенте.
(Фаяз-тепе I-III в. н.э. Юг Узбекистана).
2. Индийский музей в Калькутте. II-III в. н.э.
3. Национальный музей Афганистана в Кабуле.
4. Лахорский музей? Пакистан.

Икона. В строгую форму килевидной арки, опирающейся пятами на капители пилястр коринфизированного вида ордера с двумя рядами аканта помещён буддийский сюжет с медитирующим Буддой под деревом Бодхи. По обе стороны от главной фигуры изображены два монаха. Данное скульптурное изображение выполнено в виде горельефа [3]. Удивительно решен образ священного дерева Бодхи, круглая крона которого по внешнему контуру описывает дугу овальной арки, по внутреннему – обрамляет голову Будды, образуя нимб. Это дерево фикус религиозный (Ficus religiosa), произрастающий в Индии, под которым по легенде Сиддхартха Гаутама достиг просветления. У листьев данного растения характерная сердцевидная форма с заметной средней прожилкой. Эти особенности данного вида растения в точности передал мастер. Ветви фикуса, образующие нимб, изображены настолько мастерски и живо, что кажется, если убрать удерживающую их арку, то ветви вот-вот спадут и нарушат покой Будды. «Но этого не произойдет», ведь все в этом образе совершенно и подчинено основной идее.

В раннем буддизме, как известно, не было антропоморфных изображений Будды. Будда изображался в виде символов: дерево Бодхи, колесо дхармы, отпечаток ступни Будды [2]. А первые антропоморфные изображения Будды появились в начале I тысячелетия н.э. в Гандхаре и сопредельных регионах в результате греко-буддийского взаимовлияния. В этом смысле, рассматриваемый нами образ из Фаяз-тепе сочетает в себе две формы изображения Будды: в виде кроны дерева Бодхи, ореолом обрамляющей  голову Будды и, собственно, антропоморфной фигуры, что свидетельствует о переходном этапе в иконографической традиции буддизма. Тем более, что ветви дерева Бодхи с характерными сердцевидными листьями образа из Фаяз-тепе имеют аналогичный вид в иконографии раннего буддизма. 

 Для того, чтобы лучше понять назначение горельефа из Фаяз-тепе необходимо выделить два основных смысла изображаемого сюжета. С одной стороны, очевидно, данная скульптура являлась объектом почитания Будды в храме, с другой – она несет просветительский характер, так как здесь в полной мере раскрывается сюжет из жизнеописания Будды: «Принц Гаутама, медитируя под деревом Бодхи, достиг просветления и стал Буддой». Ниже мы увидим, что были и другие вариации сюжетов. 

Отмечая, что это сравнительно редкий приём размещения композиции в арке, Г.А. Пугаченкова и Л.И. Ремпель, на основании канонического сюжета образа из Фаяз-тепе, ранее уже указывали, что он относится к роду переносной скульптурной иконы [1]. Сегодня, обнаружение схожих горельефных изображений Будды в аркообразном блоке в других музеях мира, позволяет более убедительно говорить об иконографических особенностях образа Будды из Фаяз-тепе и определению его назначения в храмово-монастырском комплексе как иконы. 

В музеях разных стран, в древности включающих области Гандхары и Бактрии, хранятся схожие по технике исполнения, композиции и материалу образы Будды. Их объединяет одно основное качество, все они выполнены в форме килевидной арки, опирающейся на пилястры и служащей обрамлением для основного сюжета помещенного внутри ее овальной арки. В каждой из представленных скульптурных композиций основным сюжетом выступает сцена жизнеописания Будды и ритуальный язык жестов (мудры).

Рис.1.1. Сидящий Будда с жестом дхаяна-мудра медитирует под деревом Бодхи в окружении двух монахов. Хранится в Музее Истории Узбекистана в городе Ташкенте. Относится к I-III в. н.э. Основной сюжет строится на предании о том, как принц Гаутама, медитируя под деревом Бодхи достиг просветления и стал Буддой. Здесь же мы видим, соответствующее медитации положение рук с жестом дхаяна-мудра (мудра медитации): ладонь правой руки находится над ладонью левой, и обе расположены внизу живота.

Рис.1.2. Будда любуется деревом Бодхи. Хранится в Индийском музее в Калькутте. Датировано изображение II-III в. н.э. Вероятно, здесь сюжет строится на первой встрече Гаутамы со священным деревом. Гаутама с радостным лицом не устает любоваться священным деревом. Сидящая фигура Гаутамы с поднятым правым коленом и головой подпертой рукой обращена к священному дереву. В точности такую позу фигуры Будды мы увидим и в совершенно другом сюжете (рис. 1.4.), что, вероятно, указывает на то, что эти скульптуры были выполнены в одном месте, или же один образ является калькой другого. Примечательно, что ветви и сердцевидные листья дерева Бодхи, в этом сюжете, выполнены в таком же виде, как и в композиции из Фаяз-тепе. 

Рис.1.3. Сидящий Будда с поднятой правой рукой. Абхая-мудра. Хранится в Национальном музее Афганистана в Кабуле. Будда находится в положении сидя с поднятой правой рукой. Ладонь обращена к зрителю, пальцы вытянуты вертикально вверх. Этот жест символизирует уверенность, защиту, доброжелательность – абхая-мудра (мудра без страха). 

Рис.1.4. Будда слушает аскета Бавари в пещере Индрашала. Хранится в Лахорском музее? Пакистана. Подобное положение Будды мы уже видели в другом сюжете (рис 1.2.), но если там сидящая фигура Будды с поднятым правым коленом и головой подпертой рукой обращена к священному дереву Бодхи, то в этом случае такое положение демонстрирует полное внимание, с которым Будда слушает аскета Бавари. Для этого скульптор даже поместил фигуру Будды на пьедестал, а фигура Бавари оказалась ниже. Контур свода пещеры повторяет силуэт самого Будды.

Рис.2.5. Сидящий Будда с жестом бхумиспарша-мудра. Фигура Будды находится в положении сидя. Правая рука ладонью повернута к Будде и касается кончиками пальцев земли. Это положение руки называется бхумиспарша-мудра (касание земли). Сюжет о том, как Будда взял землю в очевидцы, когда прекратил страдания под деревом Бодхи. Левая рука не сохранилась, но, возможно, она имела жест абхая-мудра.



Рис. 2. Скульптурное изображение Будды. 5. Национальный музей Афганистана в Кабуле.

Скульптурное изображение Будды из Фаяз-тепе выполнено из белого мраморовидного известняка, которым богаты хребты правобережья Амударьи [1]. Очевидно, и все представленные варианты скульптурных изображений Будды выполнены из этого же материала (рис. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, рис. 2.5).  Это косвенно указывает на то, что все эти образы имеют своё происхождение из Северной Бактрии, так как скульптуры Гандхары в основном выполнялись из черного, зеленовато-серого шифера или красного песчаника добываемого на севере Индии [1].

Идентичное обрамление рассмотренных икон в виде килевидной арки, помещенные в нее различные сюжеты жизнеописания Будды с жестами мудрами, те же складки одеяния Будды, прическа, материал, архитектурное оформление обрамления в виде профилированных баз, сдвоенных консолей, коринфизированных капителей, грифонов - всё это говорит не только о сложившейся определённой иконографической традиции в буддизме в первых веках н.э., но и о том, что, возможно, эти скульптурные иконы имеют один источник возникновения. Вероятно, это была Северная Бактрия и такие иконы изготовлялись в одной мастерской, где традиции ваяния, зародившись, передавались из поколения в поколение. Не должна вводить в заблуждение традиционно индийская форма килевидной арки, так как бактрийские мастера в странствиях могли видеть буддийскую архитектуру в Индии, и воспроизводить её в миниатюре, или же, первые образцы выполнялись пришлыми мастерами из Индии. В любом случае все это говорит о глубоких культурных связях Средней Азии и Индии в древности.

Горельеф из Фаяз-тепе (рис. 1.1), в этом ряду, вероятно, можно считать прототипом, в виду того, что оформление скульптурной иконы по сравнению с другими образцами гораздо скромнее и сюжет не выходят за рамки внутреннего пространства килевидной арки.  В других иконах мы видим дальнейшее усложнение композиции за счет появления дополнительных образов на пилястрах, у основания всего горельефа и грифонов на капителях (рис. 1.2, 1.3, 1.4, рис. 2.5).

Помимо почитания, являясь визуальным воплощением идей буддизма, эти иконы играли важную роль в их распространении на ранних этапах формирования учения. Из этих примеров мы увидели, что в первых веках н.э. сложился вид буддийской скульптурной иконы, с одними из первых антропоморфными изображениями Будды и легендами из его жизни. Таким образом, в первых веках н.э. сложилась определённая иконографическая традиция в буддизме, призванная через скульптурные образы и сюжеты помочь буддийским монахам в миссионерстве, начатом еще при царе Ашоке.



Рис. 3. Пещерный монастырь в Бхадже

Будда в святилище. Выполненные в горельефе вышерассмотренные архитектурные элементы иконы Будды из Фаяз-тепе, которые мы обозначили аркой и пилястрами, по сути, являются изображением проекций свода и колонн архитектурного сооружения, соответственно. Это сравнение основано на схожести формы килевидной арки иконы Будды с древними скальными святилищами Индии чайтья. Эти культовые сооружения появились в III в. до н.э., когда в Индии получил широкое распространение буддизм и появилась необходимость в культовых строениях. Чайтья представляет собой вырубленный в скале храм-молельню продолговатой формы с закруглением в конце зала, где установлена круглая ступа. Этот зал имеет два ряда колонн, образуя центральный неф и два боковых. Одни из известных памятников такого типа – чайтья в Бхадже II в. до н.э. (рис. 3), чайтья в Карли I в. до н.э., чайтья пещер Аджанты I в. до н.э. – VII в. н.э.

 


Рис. 4. Пещера Ломас Риши. Барабар.

В свою очередь, прототипами буддийских скальных святилищ чайтьи являются Барабарские пещеры – вырубленные в скале гроты III в. до н.э., в период правления маурийского императора Ашоки. Известны четыре пещеры, из которых Ломас Риши самый древний образец скальной архитектуры [4] (рис. 4).

Сопоставляя икону Будды из Фаяз-тепе с чайтья Индии, мы видим схожие архитектурные приемы, где в основу формы заложена килевидная арка (свод), опирающаяся на пилястры (колонны). В пространство, образуемое этой аркой в первом случае помещается горельефное изображение Будды, во втором – ступа (до появления антропоморфных символов). 

Формы и элементы архитектуры Древней Индии иконы Будды из Фаяз-тепе получили греческую обработку в виде коринфизированных пилястр, профилированных баз, гладких прямоугольных балок, выступающих под килевидной аркой: здесь они представлены в виде сдвоенных консолей. 



 Рис. 5. Эволюция архитектурных элементов: от ведической гражданской архитектуры к буддийской культовой.

Рассмотренные нами архитектурные элементы каменной архитектуры чайтья, которые в свою очередь нашли свое отражение в оформлении иконы Будды из Фаяз-тепе, имеют более древние корни. Считается, что каменная архитектура скальных святилищ чайтья отразила в своих формах архитектуру деревянного зодчества ведического времени (рис. 5). Формы, конструктивные элементы, художественные приемы деревянного зодчества Древней Индии, вплоть до мельчайших деталей воспроизводятся в скальных святилищах чайтья. К примеру, килевидная арка с высоким щипцом поддерживаемая гнутыми деревянными дугами в ведический период служила кровлей множества гражданских строений. По мнению специалистов, такая форма была обусловлена климатическими особенностями региона и защищала жилища и другие постройки от проливных дождей [4]. 

С другой стороны, килевидная арка образа Будды из Фаяз-тепе может рассматриваться в качестве модели наземного храма. Подобные храмы мы видим в реконструкциях, выполненных по сохранившимся планам храмов Таксилы и Санчи, имеющих апсидальное завершение и килевидную арку на фасаде, как и скальные храмы – чайтья. 

Овальная ниша скульптурной иконы из Фаяз-тепе и своды скальных храмов, имеют более древние корни и с космологической точки зрения символизируют небосвод.



Рис. 6. Геометрическая гармонизация иконы Будды из Фаяз-тепе (Анализ авт.)

Геометрическая гармонизация иконы из Фаяз-тепе. Очевидно, создавая икону Будды из Фаяз-тепе мастера основывались на определенной системе пропорций. Проведя геометрический анализ скульптурной иконы, мы увидим, что геометрический ключ построения этой композиции, основан на пятиконечной звезде, которая, в свою очередь, скрывает в себе золотое сечение (рис. 6). Золотое сечение – это соотношение, получаемое делением отрезка на две части, большая часть которого относится к меньшей, как весь отрезок к большей. Это отношение равно значению 1,618.

Так, высоту всей иконы (А) делим на две части в точке опирания килевидной арки на капитель пилястры. Таким образом, получаем высоту арки (B) и высоту пилястры с капителью (С). Высота килевидной арки находится в «золотом соотношении» с высотой пилястры: A/B=B/C =1,618.

Более того, ширина ниши между двумя пилястрами (B) равна той же высоте килевидной арки (B), а значит ширина ниши находится в «золотом соотношении» с высотой арки.

В «золотом соотношении» находится не только обрамление иконы, но и сам образ Будды. Золотые пропорции здесь выражаются отношением туловища к лику с ореолом Будды, а также взаимодействием его в целом с обрамлением иконы. Туловище Будды и руки с жестом дхаяна-мудра вписываются в правильный пятиугольник со стороной (D). Продлив эти стороны (D) до их пересечения, получаем правильную пятиконечную звезду с десятью гранями (С) и пятью диагоналями (А).

Пентаграмму еще Пифагор называл математическим совершенством, так как она скрывает в себе золотое сечение. В этом звездчатом многоугольнике диагональ, грань и сторона вписанного пятиугольника находятся в «золотом соотношении».

Таким образом, получается, что основание пятиконечной звезды равно ширине ниши (B), а диагональ звезды (А) равна всей высоте иконы (А). Здесь грань звезды (С) находится в таком соотношении золотого сечения со стороной пятиугольника (D), в каком вся диагональ звезды (А) относится к сумме первых: C/D=A/(C+D)=1,618, где C+D=B. 

Как мы уже выяснили высота всей иконы равна диагонали пятиконечной звезды. Примечательно, что середина горизонтальной диагонали (А) проходящая в районе подбородка Будды, является центром окружности, описанной через две точки конечностей звезды и верхом и низом иконы.



Геометрическая гармонизация образа Будды из Фаяз-тепе (анализ авт.)

Голова Будды расположена в так называемом «золотом треугольнике» - вершине пятиконечной звезды. Стороны этого равнобедренного треугольника (С) находятся в золотом соотношении с основанием (D) этого треугольника: C/D=1,618. Этот «золотой треугольник» вписывается в логарифмическую спираль, образованную последовательным делением сторон треугольников в золотых пропорциях. Она показывает, гармоничное положение глаз Будды относительно всей композиции иконы, отмечая, при этом, верхнее положение ниши. Здесь же, этот «золотой треугольник» отмечает гармоническое отношение фигуры Будды с внутренним очертанием ниши: имея свое основание в районе подбородка, вершиной упирается в овальную арку ниши. Более того, ореол вокруг головы Будды, образованный круглой кроной дерева Бодхи, в диаметре равен грани пятигранника, а значит и основанию «золотого треугольника» (D).

Пятиконечная звезда опирается своими углами на две капители пилястр в точках делящих стороны треугольников, по принципу логарифмической спирали, в пропорциях золотого сечения. 

В целом, основные элементы композиции иконы образа Будды, ниши и обрамления соотносятся в «золотых пропорциях»: A/B=B/C=C/D=1,618.

Также, в расположении рук Будды с жестом дхаяна-мудра (мудра медитации), образующих пятиугольник, можно усмотреть гармонию пяти скандх (привязанности): медитация позволяет достичь контроля над ними или же полностью освободиться от них, достигнув нирваны. 

Прослеживая путь развития скульптуры Северной Бактрии и её первоначальной области формирования - Гандхары, можно с уверенностью сказать, что образ Будды из Фаяз-тепе представляет собой вершину этого творческого пути. Совершенные пропорции умиротворенного лица и тела, строгость линий и сдержанность образа, очевидно, результат выработанных за века канонов красоты, ведь этот горельеф вобрал в себя лучшие черты местной, индийской и греческой культур, став результатом их взаимодействия. 

 

 ЛИТЕРАТУРА:


Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. – Москва: Искусство, 1982. – 288 с.

Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. – Москва: Искусство, 1982. – 196 с.

Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.). – Москва: ИКЦ «Академкнига», 2002. – 286 с.

Том I: Всеобщая история архитектуры / Под редакцией Халпахчьяна О.Х. (отв. ред.), Квитницкой Е.Д., Павлова В.В., Прибытковой А.М. Второе издание, исправленное и дополненное. – Москва: Стройиздат, 1970. – 512 с., ил.


ИЛЛЮСТРАЦИИ:


Рис. 1. 1. simurgtravel.com; 2. Опубликовано Ajay Pawar; 3. mc-jpn.com; 4. za/pinterest/com. (Сравнительный анализ автора).

Рис. 2. mc-jpn.com

Рис. 3. webshus/ru «Пещерный буддистский монастырь Бхаджа» 

Рис. 4. brewminate.com «Art and Architecture of South Asia, Prehistory to 500 CE» By Dr. Arathi Menon.

Рис. 5. Том I: Всеобщая история архитектуры / Под редакцией Халпахчьяна О.Х. (отв. ред.), Квитницкой Е.Д., Павлова В.В., Прибытковой А.М. Второе издание, исправленное и дополненное. – Москва: Стройиздат, 1970. – 393 с.

Рис. 6. Анализ автора.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ:













понедельник, 15 февраля 2021 г.

МУЗЕЕФИКАЦИЯ АРХЕОЛОГО-АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА АКТЕПА ЧИЛАНЗАР В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ

Нурулин Т.С.*

     Краткая историческая справка. Городище Актепа Чиланзар расположено в Шайхонтохурском районе, на пересечении новой (2016 г.) малой кольцевой дороги Ташкента с каналом Бозсу, бывшая улица Есенина. Ориентир: площадь Актепа. 

    В 1940 г. А.И. Тереножкин обратил внимание на холм Актепа Чиланзар, и отметил его как один из перспективных объектов. В начале 1970-х гг. археологические работы проводились отрядом Ташкентской археологической экспедиции.

    Археологи выделяют шесть строительных периодов [Древний Ташкент. Отв. ред. канд. истор. наук И. Ахраров. Т., «Фан», 1973. – 144 с. с ил.]:

I-II период – храм огня.


Квадратное в плане здание с пристроенными по его углам овальными башнями.

III период – храм огня.


К зданию I-II периода с северной стороны пристраивается прямоугольный блок помещений, таким образом, три башни первоначального строения оказались в теле новой постройки. 

IV период – помещения зданий предыдущих периодов забиваются плотной глиной и наверху возводится новое строение.

V период – руины предыдущих периодов использовались в качестве цоколя, на котором возводилось новое здание. Так, новое здание возвышалось над окружающей территорией на 9-10 м.

VI период – храм предков.


Прямоугольное здание на высоком стилобате, заключающее в себе руины предыдущих строительных периодов. Строение представляло собой двор, по оси которого был установлен постамент, обведенный мощными стенами с нишами.

     В настоящее время памятник Актепа Чиланзар представляет собой оплывший глиняный холм, скрывающий руины этих шести независимых зданий. Высота самой высокой точки холма равна 15 м. 

http://civiltashkent.blogspot.com/2016/12/blog-post.html?m=1

    Вопросы сохранения. В 2016 году при прокладке участка новой малой кольцевой дороги Ташкента первоначальным проектом трасса проходила по значительной части археолого-архитектурного памятника Актепа Чиланзар, что привело бы к значительной утрате исторически важного объекта. 

     В итоге, новая дорога была проведена в непосредственной близости с археологическим холмом. В это же время памятник был обнесен кирпичным забором. Эти минимальные мероприятия заложили основу дальнейших мер в деле сохранения памятника Актепа Чиланзар, с дальнейшей возможностью установки навеса над объектом для защиты от атмосферных осадков [2]. 

     Наряду с памятниками Мингурик, Шаштепа и Актепа Юнусабад – Актепа Чиланзар один из наиболее изученных археологических объектов Ташкента. В 2009 году по завершению археологических раскопок на Мингурике был установлен навес. В начале 2021 года начаты работы по возведению навеса диаметром 60 метров над археолого-архитектурным памятником Шаштепа. Следующим этапом необходимо провести консервационные работы на Актепа Чиланзар и Актепа Юнусабад. Эти меры позволят не только сохранить столь значимые объекты для нашей истории в быстроразвивающемся городе, но и придадут мощный импульс для развития туризма в столице. Защищенные, благоустроенные археологические объекты объединятся в единый туристический маршрут по древним археологическим памятникам Ташкента под названием: «По следам исчезнувшей цивилизации». 

     В этом ряду наиболее сложным объектом с точки зрения консервационных работ является замок Актепа Юнусабад. Здесь нужны самые современные подходы сохранения глиняной архитектуры. Памятник грандиозный. Именно поэтому, видится, что консервационные работы на этом объекте должны проводиться в последнюю очередь. 

     Таким образом, возведение навеса на Актепа Чиланзар в ближайшей перспективе наиболее оправдано, в виду того, что этот памятник имеет относительно небольшие размеры.

 

  Общий вид на археологический комплекс АКТЕПА ЧИЛАНЗАР со стороны кольцевой дороги.

 Предлагается проект музеефикации памятника Актепа Чиланзар с общей площадью территории 0,6 Га. 

     Навес над раскопками будет иметь размеры в плане 43Х43 м и высоту в 17-25 м.

     Конструкция навеса предлагается мембранная на металлическом каркасе. Такие мембраны обычно изготовляются из стеклоткани покрытой тефлоном или ПВХ.


Общий вид на археологический комплекс АКТЕПА ЧИЛАНЗАР со стороны кольцевой дороги.

     На территории в 0,6 Га располагаются, непосредственно, холм Актепа Чиланзар накрытый навесом, со смотровыми мостами, небольшой археологический музей, лаборатория экспериментальной археологии, парковка для автомобилей и экскурсионных автобусов, небольшая площадь, информационный стенд с изображением графической реконструкции памятника и флагшток с флагом «Древнего Ташкента».


Генплан территории археологического комплекса АКТЕПА ЧИЛАНЗАР

     Доступ к руинам всегда будут иметь только археологи, для посетителей памятника предусмотрены специальные мосты, которые установлены по периметру всего объекта и на определенной высоте, чтобы был хороший обзор раскопок. Это исключит контакт человека с хрупкими глиняными стенами и сохранит их на сотни лет.


Смотровой мост

    В непосредственной близости с навесом, предлагается установить информационный стенд, на котором будет отображаться первоначальный облик строения. Это научная графическая реконструкция, основанная на планах, стратиграфических разрезах, полученных археологами в ходе раскопок на этом объекте.



Информационный стенд

    После консервационных работ на археологическом памятнике необходимо будет провести археологические работы по оконтуриванию оплывших руин холма, чтобы получить четкие контуры строения. 


Горизонтальный разрез навеса с видом на раскопки

Карта Древнего Ташкента. 
Маршрут: «По следам исчезнувшей цивилизации»

http://civiltashkent.blogspot.com/2018/06/blog-post.html?m=1

http://civiltashkent.blogspot.com/2019/03/blog-post.html?m=1

ПРОЕКТ МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХЕОЛОГО-АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА АКТЕПА ЧИЛАНЗАР В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ

 (нажмите, чтобы увеличить)


* Графическая часть проекта музеефикации памятника Актепа Чиланзар выполнена автором по просьбе и при участии к.и.н. Курязовой Д.Т. для диссертации на соискание ученой степени доктора наук.





четверг, 17 декабря 2020 г.

3D-РЕКОНСТРУКЦИИ "ДРЕВНЕГО ТАШКЕНТА" В ЭКСПОЗИЦИИ НОВОГО МУЗЕЯ ТАШКЕНТА

Нурулин Тимур


Пластмассовый макет Актепа Юнусабад напечатанный на 3D-принтере

(На основе виртуальной 3D-модели рек. авт.)


   В Ташкенте открылся новый Музей Ташкента (Филиал Государственного Музея Истории Узбекистана Академии наук Республики Узбекистан). Экспозиция музея охватывает период с древнейших времен до середины XIX века территории Ташкентского оазиса. Расположен Музей Ташкента в Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои (Ориентир: станция метро «Миллий бог»).


Фасад Музея Ташкента


   Экспозиция Древнего Ташкента представлена на втором этаже музея. Это интереснейший и важнейший период для истории Ташкента, ознаменовавшийся строительством первого поселения с культовым сооружением Шаштепа. Благодаря масштабным археологическим раскопкам в начале 80-х годов прошлого столетия и в начале 2000-х годов на этом городище группой археологов под руководством М.И. Филанович было вскрыто уникальное строение в виде крестовины в двойном кольце стен. Тогда же была установлена датировка этого памятника – II в. до н.э. На сегодняшний день – это древнейшее городское образование в границах современного Ташкента. Именно этот факт позволил установить возраст столицы в 2200 лет. 

  

Интерьер Музея Ташкента

 Только представьте себе, когда только зарождался Великий шёлковый путь, здесь на границе кочевого мира и южных цивилизаций в полной мере воплотились мировоззренческие идеи, сформировавшиеся в среде индоевропейской культуры Евразии, которые отразились в уникальной планировке храма Шаштепа. Это говорит о том, что Великий шёлковый путь – не только торговые связи Востока и Запада, но и обмен идеями, начавшийся диалог культур. И это ведь не единичный случай, в районе Средней Сырдарьи находили и до сих пор находят множество подобных крестообразных храмов, типологически выстраивающихся в общий ряд с рассматриваемым нами храмом. После открытия двух древних храмов на территории Ташкента М.И. Филанович даже вводит понятие Temple-town (город-храм), характеризующий в полной мере структуру первого города на этой территории, имеющего в своей основе не крепостное сооружение, а храмовый комплекс. История первых городов Древнего Мира начиналась с храмов. Стоит перечислить одни из самых древних, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет: Гёбекли-Тепе – древнейший культовый комплекс, Эриду – один из древнейших городов Шумера был возведен вокруг храма, посвященного богу Энки, в центре Гонур-Депе Маргушской Цивилизации расположен огромный Теменос, своей планировкой напоминающий центральное крестообразное здание Шаштепа и многие другие. Кстати, своими размерами Шаштепа сопоставима с круглым центральным храмом сооружения Кой-Крылган-Кала IV-III в. до н.э., расположенным в Хорезме, а также с Теменосом Гонур-Депе эпохи бронзы.  


Графические реконструкции археолого-архитектурных памятников Древнего Ташкента в экспозиции Музея Ташкента


Графическая реконструкция Шаштепа. II в. до н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2015/05/blog-post_15.html?m=1)


Графическая реконструкция Мингурик. I в н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2018/09/blog-post.html?m=1)


Графическая реконструкция Актепа Чиланзар. V-VIII в. н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2016/12/blog-post.html?m=1)


Графическая реконструкция Актепа Юнусабад. V-VIII в. н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2016/07/blog-post.html?m=1)


   Древние памятники Ташкента, как и большинство строений Средней Азии, возводились из сырцового кирпича и пахсовых блоков – строительного материала подверженного разрушительному воздействию атмосферных осадков. Поэтому за тысячи лет руины таких строений превратились в оплывшие холмы (тепа), и только после археологических раскопок становится понятно, что скрывается под многометровыми наслоениями. И то, эта информация, по большей части, понятна узкому кругу ученых и немногим углубленно интересующимся историей. Именно для того, чтобы такого рода информация об археологических памятниках Ташкента стала доступной для широких масс, важную роль приобретает создание достоверных графических реконструкций древних строений. Несмотря на то, что графические реконструкции основываются на точных археологических данных, они не могут быть основой для реконструкции или реставрации археологических памятников. В реальности нужен иной подход. А виртуальные модели необходимы для популяризации древних образов, для восстановления исторической справедливости, если хотите. К примеру, многое, что вы знаете о Древнем Вавилоне, или по-другому, все ваши визуальные представления об этом городе – это, в большинстве своем, образы, воссозданные в графических реконструкциях различных авторов. В этом отношении, графические реконструкции очень важны http://civiltashkent.blogspot.com/2019/03/blog-post.html?m=1.

   Научная графическая реконструкция археолого-архитектурных памятников Древнего Ташкента выполнена автором на основе археологических данных: археологических планов, стратиграфических разрезов, текстового описания, данных из личного разговора с авторами раскопок (Основные источники: Филанович М.И. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. – Ташкент: Фан, 1983. – 232 с. / Древний Ташкент. Отв. ред. канд. истор. наук И. Ахраров. Т., «Фан», 1973. – 144 с. с ил. / Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.). Основой графических реконструкций на первом этапе служит построение виртуальной модели сохранившихся руин в точных размерах, на втором – воссоздание утраченных элементов строений, с привлечением аналогий сходных по времени функционирования объекта и территориально.  


Макеты археолого-архитектурных памятников Древнего Ташкента напечатанные на 3D-принтере

   В экспозиции музея есть и макет Древнего Ташкента. На основе виртуальных 3D–моделей проекта Древний Ташкент организаторами музея был изготовлен макет, напечатанный на 3D–принтере. В сохраненных пропорциях и размерах напечатаны пластмассовые макеты археологических памятников: Шаштепа, Мингурик, Актепа Юнусабад, Актепа Чиланзар, Цитадель Ханабад. За основу взята «Карта Древнего Ташкента» (http://civiltashkent.blogspot.com/2018/06/blog-post.html?m=1), отражающая не только внешний вид и расположение памятников, но и физико-географические условия Ташкентского оазиса, показывающие в упрощенном виде условия в которых зародилась эта градостроительная культура. 


Макет «Карта Древнего Ташкента»


Макеты напечатанные на 3D-принтере (по часовой стрелке): Шаштепа и Цитадель Ханабад, Актепа Юнусабад, Актепа Чиланзар двух периодов, Мингурик. (Единственное, было бы лучше, если желтые пластмассовые модели были покрашены в более пастельный оттенок) 


   Макеты древних памятников выполнены в масштабе относительно друг друга, но не относительно ландшафта местности. Отроги Западного Тянь-Шаня амфитеатром раскинувшиеся на востоке Ташкента, значительно приближены. Это сделано для наглядного отображения физико-географических условий, в которых появились первые зачатки цивилизации на этой территории, и продолжает существовать и развиваться современный Ташкент. Здесь берет свое начало река Чирчик по закону Бэра за тысячелетия намывшая широкую пологую долину (голоценовая терраса). Это юг современного Ташкента. На севере расположилась Ташкентская двадцатиметровая лёссовая терраса. Именно на границе этих двух террас обнаруживаются древнейшие памятники Ташкента Шаштепа и Мингурик. И не случайно, ведь многие древние города основывались в долинах рек – это так называемые речные цивилизации. Вода – основа жизни. Это важно знать и понимать современному человеку, и именно с этой целью на макете Древнего Ташкента лаконично переданы три основные географические особенности местности – это рельеф, древняя дельта реки и Западные отроги Тянь-Шаня, создавшие благоприятные условия для зарождения градостроительной культуры в этом регионе, и таковыми остаются в условиях современного города. 

Видеопроекция в фойе: Карта Древнего Ташкента

(На основе / http://civiltashkent.blogspot.com/2018/06/blog-post.html?m=1)


Не нужно углубляться и перечислять сферы для которых это важно, но безусловно, что сегодня необходимо развивать экологическое мышление у горожан. Ведь имея в подбрюшье Ташкента такую уникальную реку Чирчик, подарившую жизнь в этом оазисе, сегодня мы как будто исключили ее из городской жизни. Посмотрите, весь отрезок реки, протекающий в пределах города находится в тисках промышленных предприятий, к тому же сбрасывающих свои отходы в главную реку Ташкента. Это знают все, но не многие видят, как самосвалы сбрасывают строительный мусор города в Чирчик. В цивилизованном обществе, осознающим экологическую и историческую ценность реки для города, такого небрежного отношения не будет.  


четверг, 12 сентября 2019 г.

ШАШТЕПА: НЕНУЖНАЯ ИСТОРИЯ


Нурулин Тимур


3D-разрез. Реконструкция здания Шаштепа с указанием места разрушения 2019 года (рек. авт.)

     В связи с обрушением верхней части археолого-архитектурного памятника II в. до н.э. Шаштепа, расположенного на юго-западе современного Ташкента, предлагаю вашему вниманию сравнительный анализ фотографий 2010 и 2019 гг. данного объекта. Также, в данной статье представлены графические реконструкции в виде 3D-моделей древнего сооружения, где отмечены места обрушения. Цель данной статьи заключается в выявлении характера и масштабов разрушения памятника Шаштепа.
     Фотофиксация памятника осуществлялась на протяжении пяти лет в период с 2010 по 2014 гг. В чем мне очень помогала моя подруга Ан Татьяна, за что я ей безмерно благодарен. Сегодня эти фотографии очень важны. В мае 2015 года в связи с частичным обрушением свода помещения №3 (2012 г.) был опубликован альбом http://civiltashkent.blogspot.com/2015/05/blog-post_19.html?m=1, отражающий характер обрушений с текстовым описанием проблемы http://civiltashkent.blogspot.com/2015/05/blog-post_83.html?m=1.
     Фотографии 2019 г. сделаны автором статьи после сообщений об обвале памятника Шаштепа Павлом Новиком и Рустамом Хусановым в социальной сети Facebook.


Видовые точки. Шаштепа. Фотофиксация 2019г.


Видовая точка №1. Обвал свода помещения №3 (нумерация помещения по археологическому плану) и более поздних культурных слоёв. Здесь видно что оголилось основание опоры геодезического пункта. Судя по крупной вертикальной трещине, в скором времени рухнет еще один массив памятника, вместе с геодезической конструкцией. Кстати, судя по чертежам и фотографиям Г.В. Григорьева в 1934 г. триангуляционная вышка уже там была.


Видовая точка №2. Завал помещения №3 (нумерация помещения по археологическому плану). В 2012 году свод данного помещения частично уже обрушался. Это помещение обводного коридора, через который осуществлялся доступ в четыре «башни» пристроенные по сторонам центрального квадрата здания. Слева внизу, на фото за 2010 год вы можете увидеть арку прохода в соседнее помещение – это проход в юго-восточную «башню». Её завалило основательно, есть надежда, что эта арка не пострадала.


Видовая точка №3. Сбоку видно какой объём памятника утрачен.


Видовая точка №4. Общий вид памятника, который открывается при подъёме на холм. На полях «вырос» целый квартал из многоэтажных жилых домов. Когда презентовали начало строительства этого комплекса его название было «Чоштепа», сегодня его переименовали в «Узар». Конечно, строительство вблизи исторического памятника вопрос спорный. Но дело сделано и думаю, справедливо было бы называть этот жилой квартал «Чоштепа».


Видовая точка №5. С этого ракурса видно какая трещина 2010 года привела к обрушению в 2019 году. На фото слева мы видим силуэт трещины в массиве памятника (выделено красным прямоугольником), а на фото справа этот же силуэт повторяет уже обвалившаяся часть массива.

     Та самая трещина, послужившая масштабному обвалу верхней части строения в 2019 году, отмечалась в публикациях Древнего Ташкента за 2015 год, как опасная и могущая привести к серьезным разрушениям. Сегодня многим уже понятно, что руины археолого-архитектурного памятника Шаштепа необходимо накрыть навесом, но практика показывает, что этой меры недостаточно. Крупные трещины появляются и на памятнике Мингурик, накрытом навесом 10 лет назад. Какие бы не были причины образования трещин в стенах (осадки, ветер, человеческий фактор и другие естественные причины), не нужно забывать, что материал из которого построены эти памятники - это необожженная глина, не обладающая достаточными прочностными характеристиками. Одинаковое разрушительное воздействие на глину оказывает, как переувлажнение, так и пересыхание.
     В этой связи, оплывшие холмы, скрывающие руины древних строений, выступают в качестве своеобразных саркофагов, в которых законсервированные полуразрушенные строения могут сохранятся тысячелетиями. Раскопанные археологами памятники остаются без этого саркофага, и если не принять меры, оголенные стены под воздействием осадков будут оплывать и рушится. Одного навеса будет недостаточно. Здесь нужно прибегать к помощи специалистов и проводить реставрационно-консервационные работы, которые будут заключаться в химической консервации (специальные растворы образующие защитную пленку на глине и тем самым предотвращающие ее дальнейшее разрушение). Есть практика взятия глиняных стен в своеобразный футляр, повторяющий материал оригинала (внутри сохраняется древний оригинал стены, а снаружи новый – имеет вид схожий с оригинальным образцом). С целью сохранения сырцовой кирпичной кладки или пахсовых блоков прибегают и к регулярной глиняной обмазке стен. Уверен, что и для крупных трещин можно найти способ, например, инъекция в трещину специального раствора. Следует отметить, что археологи, насколько это было возможно, после раскопок засыпали обратно вскрытые помещения, чтобы их сохранить.


Общий вид разрушений 2019 г.

     Нынешнее заброшенное состояние памятника удручает, и пока ответственные организации бездействуют, как бы странно это не звучало, Шаштепа консервирует себя сама: обрушившиеся  верхние части строения заполняют нижние помещения, сохраняя при этом основания стен для будущих исследователей. Этот процесс будет продолжаться до полного превращения памятника в оплывший бугор, тот самый саркофаг, который сохранит Шаштепу еще на несколько тысячелетий, хоть и в меньшем виде.
     Если нам не нужна такая история и мы не хотим проводить особые мероприятия по сохранению таких сложных объектов нашей культуры, предлагаю засыпать лёссом полностью древние городища Ташкента, тем самым законсервировать их. Возможно, они будут интересны будущим поколениям.

3D-реконструкции храма Шаштепа.


Концептуальная 3D-модель плана вскрытых археологами стен по этапам с указанием места, где произошел обвал в 2019 году (рек. авт.).


3D-разрез. Реконструкция здания Шаштепа с указанием места разрушения 2019 года (рек. авт.)

Реконструктивный разрез на основе археологического стратиграфического разреза с указанием места обрушения в 2019 года (рек. авт.).

Реконструкция свода помещения №3, рухнувшего в 2019 г. Свод выполнен наклонными отрезками (рек. авт.).


 Графическая реконструкция интерьера храма Шаштепа (рек. авт.). Публикуется впервые.


Графическая реконструкция интерьера храма Шаштепа (рек. авт.). Публикуется впервые.


Графическая реконструкция храма Шаштепа (рек. авт.)

3D-реконструкции сделаны на основе археологического плана и стратиграфического разреза / Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.