пятница, 14 сентября 2018 г.

МИНГУРИК: ГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Нурулин Тимур

Мингурик. Графическая реконструкция (авт.) 

   Наименование объекта: Мингурик.

   Строительные периоды и типология. Археологи выделяют два основных строительных периода [1]:
   I период – храм Солнца и огня (I в. н.э.). Квадратное в плане здание с пристроенными по его сторонам полукруглыми башнями.
   II период – дворец (V-VIII в. н.э.). После запустения храма и забутовки его помещений образовалась возвышенная площадка, которая стала основанием для нового сооружения – дворца. 

   В данной работе выполнена графическая реконструкция храма Солнца и огня, в виду достаточной сохранности руин выявленной планировочной структуры строения, в отличии от руин дворца, где сохранилось буквально три помещения, и о том, как выглядело сооружение остается только догадываться. По характеру помещений с суфами по периметру, подковообразному алтарю, четырем колоннам можно полагать, что дворцовое строение имело вид близкий с Актепа Юнусабад. А о масштабах всего города можно судить по карте 1871 года, на которой зафиксированы особенности рельефа Мингурика. На ней хорошо читается классическая структура города с цитаделью, шахристаном и рабатом.

Городище Мингурик. По плану 1871 года. 

   Время функционирования храма: I - IV вв. н.э [1].

   Государство: Чач.

   Расположение объекта 

   Республика Узбекистан, город Ташкент, Мирабадский район, пересечение проспекта Амира Темура и улицы Моштабиб. Ориентир: Северный вокзал. 

   Археологические раскопки 

   В 1896 г. Мингурик отметили Е.М. Смирнов, Н.С. Лыкошин, позже А.И. Добромыслов. В 20-х годах наблюдения вел М.Е. Массон. Первые раскопки провели Ю.Ф. Буряков, Д.Г. Зильпер, О.В. Обельченко. В 1968-1983 гг. раскопки продолжила Ташкентская археологическая экспедиция (Д.Г. Зильпер, Л.Г. Брусенко, Д.П. Вархотова). В 2008 г. масштабные раскопки провели М.И. Филанович, Г.И. Богомолов, С.Р. Ильясова, Эм.Ф. Вульферт [1].

   Современное состояние

    До 2008 года Мингурик представлял собой оплывший холм. В тот год археологами были проведены значительные раскопки, раскрывшие руины древнего строения. В настоящее время памятник Мингурик представляет собой глиняные руины с оконтуренными стенами. Отдельные стены храма сохранились на приличную высоту в 6-7 м. А высота самой высокой точки холма равна 15 м. 
   В 2009 году по окончанию археологических раскопок руины Мингурик были накрыты навесом из металлоконструкций, а вокруг памятник был обнесен мощной глиняной стеной.

Мингурик во время раскопок и накрытие навесом в 2009 году. 

   Статус защиты: Археолого-архитектурный памятник. Официально, находится под охраной государства.

   3D – РЕКОНСТРУКЦИЯ МИНГУРИК

   Здание 1 – Храм Солнца и огня.

Мингурик. Графическая реконструкция. Южная сторона комплекса (авт.) 

Мингурик. Графическая реконструкция. Юго-восточная сторона комплекса (авт.) 

Мингурик. Графическая реконструкция. Вид сверху (авт.) 

   ОБОСНОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ МИНГУРИК

   Основание графической реконструкции 

   Археологические планы, стратиграфические разрезы, археологические находки, текстовое описание объекта [1, 2].

   Исторический ландшафт

   Мингурик возведен на правом берегу канала Салар. На границе ташкентской и голоценовой террас. По мнению археологов, водная система Джун-Салар-Карасу характеризуется первой очередью освоения микрооазиса [1], то есть объекты, найденные в близи этих каналов одни из самых древних. Так, юго-западнее Мингурика, в этой же системе, выстроен более древний памятник Шаштепа. Мало заглубленные каналы этой водной сети были удобны для орошения. Это так называемая южная часть территории, а центральная и северо-западная части относятся ко второй и третьей очереди освоения Ташкентского оазиса. С точки зрения геологии – это двадцатиметровая лёссовая терраса, на которой в раннем средневековье были построены Актепа Чиланзар, Актепа Юнусабад и другие (см. Карта Древнего Ташкента). 

   Архитектура храма Мингурик

   Здание 1 – Храм Солнца и огня I в. н.э.

Мингурик. Реконструктивный план на основе археологического плана.  

   Реконструктивные размеры. Высота строения – 9,0 м. Центральное квадратное здание в плане примерно 15х15 м. Полукруглые башни диаметром  около 5 м. Общие реконструктивные размеры здания с внешней стеной 48х48 м.
   Строительные материалы и конструкции. Стены и башни храма Мингурик сложены из пахсовых блоков и сырцового кирпича 40х40х10 и 50х25х9. Своды выполнены из тех же кирпичей, что и в кладке стен, но с добавлением мелкого квадратного (30-32х30х32х8 см) в технике наклонными отрезками [1].
   Перекрытия. Помещения и коридоры храма Мингурик перекрыты сводами, выполненными наклонными отрезками [1]. 
   Архитектура. Мингурик представляет собой «крестовину» - квадратное в плане здание с пристроенными по сторонам полукруглыми башнями. Судя по небольшому участку стены, найденному археологами в южной части строения, «крестовина» по периметру была обведена квадратной стеной. В южной части здания башня обведена еще одной полукруглой стеной большего диаметра.
   Центральное квадратное здание заключает в себе три основных коридорообразных помещения, объединенные четвертым, с выходами во внутрибашенные пространства. В науке такие планировки называют гребенчатыми. Очевидно, такая планировочная структура вызвана конструктивными особенностями перекрытий помещений сводами из сырцовых кирпичей, где ширина помещений всегда будет ограничена, а длина сколько угодно протяженной. Такую планировку мы можем наблюдать и в здании храма огня Актепа Чиланзар. Интересно заметить, что здесь внутрибашенные округлые пространства приведены к прямоугольнику, путем прикладки дополнительных пристенков, также как это сделано в здании Мингурика (южная башня). Еще более интересно, что в замке Актепа Юнусабад все наоборот: в квадратных внешне угловых башнях внутреннее пространство делалось круглым, что изначально ввело в заблуждение археологов о том, что башни Актепа Юнусабад были круглыми.
   
Мингурик. Реконструктивный разрез на основе стратиграфического разреза. 

   Пол центрального помещения храма Мингурик был вымощен булыжными камнями и покрыт зольным слоем. Здесь же, фактически в центре строения, археологами был найден небольшой очажок со сковородой-жаровней, стоящей на керамическом диске [1]. Стены этого коридора прокалены до черноты. В противоположной стене этого же центрального помещения, там, где находится проем-выход в западную башню, над проемом были найдены гнезда от балок перекрытия, что указывает на существование второго этажа в здании. В западной башне был обнаружен череп, также как в здании Шаштепа, что, по мнению археологов, генетически связывает эти два строения.
   Основной вход в здание Мингурик находится с восточной стороны. Вероятно,  данное направление входа связано со встречей Солнца в момент восхода,  также как в храме Шаштепа это явление отмечено башней кольцевой стены и восточным входом в нее.
   На втором этапе здание было забутовано и образовалась своеобразная платформа с верхней площадкой, за северным фасом которой археологи обнаружили многометровые зольники с включением костей животных и фрагментов керамики, что указывает на проведение здесь ритуала жертвоприношения с возжиганием священного огня на алтаре [1].
   Верх стен, вероятно, венчали ступенчатые или прямоугольные сырцовые зубцы, отмеченные на многих древних и раннесредневековых памятниках Средней Азии [3].

   Мингурик и Сеталак 1. 

Сравнительный анализ планов Мингурик и Сеталак 1.

   В Бухарском оазисе есть похожее более позднее строение Сеталак 1 III-V вв. н.э. По мнению М.И. Филанович Сеталак 1 в деталях повторяет комплекс Мингурика. Археологи отмечают родственность этих двух комплексов, указывая на общность материальной культуры с близостью керамического материала и самого ритуала с возжиганием огня на открытых алтарях и сбрасыванием пепла за стены храма [1]. Это строение также, как и Мингурик в плане «крестовина» в обводе квадратной стены. Сеталак 1 также интерпретирован как храм огня [4]. К центральному квадрату бухарского здания пристроены полукруглые башни с входом на его южной стороне. На определенном этапе здесь был поднят уровень и в пространстве между «крестовиной» и внешней стеной образовался подиум, к которому был выстроен пандус. Также с этой же стороны правее пандуса сохранился прежний вход в комплекс на нижнем уровне. Учитывая родственность этих двух зданий в реконструкции храма Мингурик принята во внимание входная группа Сеталак 1. В комплексе Мингурик также в определенный момент была обустроена повышенная площадка с южной стороны строения и поверх нее была обведена второй полукруглой стеной южная башня и выстроена обводная квадратная стена. Это позволило полагать, что основной доступ в комплекс Мингурик был обустроен с южной стороны, а вход в здание – с восточной. Вероятно, на эту платформу вел и пандус, как мы видим это на Сеталак 1. Более того и Мингурик и Сеталак 1 имеют одну и ту же ориентацию. Оба храма ориентированы примерно по сторонам света с отклонением от севера в 13 градусов. 

   Мингурик и Шаштепа.

Единый космологический принцип построения планов древних храмов.
Храмы построенные по принципу мандалы: Храм Шамбалы (изображение на танках Тибета),  Шаштепа и Мингурик (Древний Ташкент). 

   Храмы Мингурик и Шаштепа имеют уникальные планировки в виде древневосточных мандал. И в том и другом случае основу строения составляет центральное квадратное здание с пристроенными по его сторонам башнями. Преемственность традиций возведения «крестовин» в ташкентском оазисе отмечается применением схожих конструктивных элементов, материалов,  планировочных решений,  а также единых средств геометрической гармонизации. Так, оба строения имеют одну и ту же модульную сетку: центральный квадрат Шаштепа выстроен по сетке 4х4, а Мингурика – 3х3. В планировки этих строений заложены пропорции «святого» и «золотого» сечений [5]. 


   ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
2) Древний Ташкент. Отв. ред. канд. истор. наук И. Ахраров. Т., «Фан», 1973. – 144 с. с ил.
3) Нильсен В.А.  Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). – Ташкент: Наука, 1966. – 336 с.
4) Культура древнебухарского оазиса III-VI вв. н.э. Ташкент, 1983.
5) Нурулин Т.С. Разгадка геометрического ключа храмов Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. -№1. – С. 49-51.



суббота, 16 июня 2018 г.

КАРТА ДРЕВНЕГО ТАШКЕНТА


Нурулин Тимур

Рис.  Автора.
Нажмите на картинку,  чтобы посмотреть ее в лучшем качестве. 

   Более двух тысяч лет назад в долине реки Чирчик зародилась градостроительная культура – прародительница современного Ташкента. Как известно, древнейшие цивилизации зарождались в долинах рек. Вспомним Египет, возникший на берегах Нила, Хараппскую цивилизацию – в долине Инда, Месопотамию, которая располагалась на равнине между Тигром и Евфратом, Маргуш на реке Мургаб. И Древний Ташкент не стал исключением,  ведь вода – источник жизни.
   На востоке амфитеатром раскинулись Западные отроги Тянь-Шаня, там, где восходит Солнце и откуда берет свое начало река Чирчик, полого спускаясь в равнину ею же и намытую. На правобережье реки высоким уступом нависает Ташкентская терраса в виде лёссовых отложений, край которой мы можем наблюдать и сегодня на Южном вокзале и крутой спуск на Паркентском рынке. По этой же террасе сегодня можно подняться в Экопарке имени Бабура и в Центральном парке имени Мирзо Улугбека. Именно вдоль этого уступа археологами были найдены древнейшие сооружения Ташкента. 
   Ташкентскую террасу рассекают глубокие лёссовые каньоны древних каналов Ташкента, свидетельствующих об их древности. А какие у них названия! Калькауз (Кей-Кавус), Зах (Заль), Салар, а холмы Мингурик и Шахнишин-тепа в народе называют Афросиаб. Эти названия – имена легендарных правителей и героев Ирана и Турана.
   Благоприятные географические условия сыграли ключевую роль в выборе места для проживания первых поселенцев Древнего Ташкента. Плодородный двадцатиметровый слой лёссовых отложений способствовал не только развитию земледелия, - это еще и отличный строительный материал. Древние зодчие формовали из него крупные пахсовые блоки и сырцовые кирпичи, из которых возводили стены и своды храмов, дворцов и гражданских сооружений. В условиях защищенности от влаги, здания из необожженной глины могут простоять тысячелетия. Видимо, - это была одна из причин, по которой здания древнего и раннесредневекового периодов на территории Ташкента возводились на холмах или искусственно поднятых платформах,  как это делалось в Шумере при возведении зиккуратов. Искусственные платформы защищали зиккураты от намокания нижних частей строения во время разлива рек. 
   А началась градостроительная деятельность в Древнем Ташкенте со строительства храма-обсерватории Шаштепа во II в. до н.э., были, конечно, до этого в бронзовом веке и стоянки и землянки, но такого грандиозного сооружения еще не было (здесь мы ограничиваемся территорией современного Ташкента) . Построено здание строго углами по сторонам света – редкий случай в истории архитектуры. Разве что, зиккураты Месопотамии так строили. А какой гармоничный план!  Здесь и золотое сечение и святое,  в лучших традициях древнего мира. В плане здание -  мандала,  основа построения древних индийских культовых строений. Есть даже древние тексты Шульбасутра и Грихьясутра -  правила возведения алтарей и храмов. Какая география,  какие культурные связи! 
   Какая это была страна? Многие ученые уже давно сошлись во мнении, что на территории Древнего Ташкента две тысячи двести лет назад существовала страна Канг или Кангха, описанная в Авесте, а позже отмеченная и в Шахнаме Фирдоуси. В китайских источниках она известна под названием Кангюй.
   На карте изображены авторские графически реконструированные археолого-архитектурные памятники Ташкента древнего и раннесредневекового периодов, на которых проводились масштабные археологические изыскания, которые помогли выявить планировочную структуру зданий. Это Шаштепа, Мингурик, Актепа Чиланзар, Актепа Юнусабад, цитадель Ханабад. Что позволило автору со значительной долей достоверности визуализировать ретроспективный вид строений,  привлекая аналогии сходные территориально и по времени функционирования. 
   Здесь отмечены и другие памятники, сохранившиеся в виде так называемых «тепа», - холмов,  на которых еще не производились значительные раскопки. Археологами тут закладывались шурфы с целью выявления датировки,  но они еще ждут своего открывателя. А пока мы их бережно называем Молчаливые холмы, хранящие свою тайну. Месторасположение и названия их даны по археологической карте, представленной в книге Филанович М.И. «Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках».
   Изображения животных дополняют картину тех времен. Они взяты с Каунчинских печатей найденных на территории Большого Ташкента, и синхронных времени функционирования строений Шаштепа и Мингурик. Древние жители региона изобразили оленей, архаров, горных козлов, коней и рыб. Тех животных, которых они видели. Остеологический материал, находимый археологами при раскопках многочисленных тепа Ташкента, подтверждает это.
   На изображение древнего ландшафта Ташкента наложен каркас современных улиц с целью удобства нахождения памятников в структуре сегодняшнего города. Ярко оранжевым цветом отмечен маршрут бренда «Древний Ташкент», проходящий по основным улицам города. К примеру, памятники Шаштепа, Актепа Чиланзар и Мингурик объединяют две основные улицы Шота Руставели и Мукими, а от Мингурика до Актепа Юнусабад основу пути составляет проспект Амира Темура.
   Карта Древнего Ташкента – это виртуальная реконструкция древнего города,  которая имеет своей основной целью сохранение культурного наследия через популяризацию его образов. 

   Ко дню рождения Маргариты Ивановны Филанович.

среда, 14 марта 2018 г.

СХЕМА ЛИНИЙ ТАШКЕНТСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА В СТИЛЕ ЗВЕЗДНОГО НЕБА

Нурулин Тимур

Древнему Ташкенту

Нажмите,  чтобы увеличить
     Дизайнерское решение схемы линий ташкентского метрополитена в стиле звездного неба – это своеобразный реверанс нашим предкам так внимательно изучавшим Небо. На территории Средней Азии более двух тысяч лет назад уже существовали специальные строения для наблюдения за небесными светилами, таковые в руинном состоянии сохранились и в Ташкенте. Эта традиция пришла из Месопотамии – одного из древнейших очагов цивилизаций, и прошла нитью через века, воплотившись уже в средневековье в обсерватории Улугбека. Хаос из звезд, разумом древних, складывался в определенные изображения, называемые созвездиями. Так и наше воображение увидело в схеме ташкентского метро созвездие – созвездие под названием «Ташкент»: игра разума.

воскресенье, 13 августа 2017 г.

ПЕРВОМУ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМУ ПАРКУ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ БЫТЬ?!

Нурулин Тимур, Азимов Гулом


Экспликация

1) Археологический памятник Шаштепа II века до н.э., накрытый навесом от осадков. 2) Торговые ряды; мастерские керамики. 3) Гостиничный комплекс в виде одноэтажных глинобитных домов, воспроизводящих впечатление древней эпохи. 4) Площадка экспериментальной археологии. 5) Школа археологии и конференц-зал для проведения научных и научно-популярных семинаров. 6) Музей Археологии Древнего Ташкента. 7) Макет памятника ШАШТЕПА в масштабе 1:1. 8) Входная группа в Археологический парк (Ворота, касса, охрана). 9) Парковка для туристических автобусов и частных автомобилей. 10) Чайхана 1, Чайхана 2.

Город растёт

Небывалые работы нового времени по застройке Сергелийского района города Ташкента многоэтажными жилыми домами, а также строительство новой надземной ветки метрополитена, открывают широкие перспективы развития южной части города Ташкента. Этот спутник города, возникший полвека назад на юго-западе столицы, с развитием инфраструктуры, обозначит новый виток, при котором, в будущем, территория Ташкента увеличится, так же как Москва недавно увеличилась за счет отведения столице нового сектора того же юго-запада, - такова участь мегаполисов с радиально-кольцевой системой, где первым сигналом начала роста города является появление спутника. Присоединение новых территорий на юге, одновременно, потребует уплотнения застройки, и появления новых дорог. В этой связи, проблемой встает вопрос сохранения множества археологических памятников древнего и раннесредневекового периодов, дошедших до наших дней в руинном состоянии на территории современного Ташкента.   
Очевидно, территория в непосредственной близости от археолого-архитектурного памятника II в. до н.э. Шаштепа, в настоящее время относительно свободная от застроек, в скором будущем будет отдана под застройку жилого фонда или других нужд. Тем более, что в непосредственной близости строится Сергелийская линия метро со станцией Чоштепа, а это означает неизбежное развитие этого района в градостроительном отношении.
Уплотнение застройки вокруг археологического памятника Шаштепа приведет к нарушению охранных зон и как следствие отсутствию видовых точек, необходимых для визуального восприятия памятника такого масштаба с расстояния. Так произошло с археологическим памятником Мингурик, расположенным недалеко от Северного вокзала: современный район с многоэтажными жилыми домами фактически зажал древнее строение со всех сторон, а кое-где это привело к полной утрате частей памятника. В итоге в 2009 году памятник обнесли вплотную оградой (больше места не было) и накрыли навесом, что тоже очень хорошо в деле сохранения культурно значимого объекта. Таким образом, ввиду отсутствия свободных территорий, удалось лишь музеефицировать объект, где не может разместиться большое количество посетителей. Другой памятник – Актепа Юнусабад, имеющий крупные габариты и эффектный силуэт, в недавнем прошлом был свободен от окружающей современной застройки, а за последние годы частное строительство малоэтажных жилых домов взяло памятник плотным кольцом, тем самым, нарушив границы охранных зон, фактически уничтожило основные подходы к памятнику, а также исключило наблюдение силуэта руин со стороны.   
В этой связи, проектом предлагается создание археологического парка на базе древнего археолого-архитектурного памятника Шаштепа II века до н.э., расположенного на юго-западе современного Ташкента, в Сергелийском районе, вблизи улицы Чоштепа. Территория археологического парка занимает свободную от застроек территорию, расположенную в южной части от холма Шаштепа, и ограничивается своеобразным междуречьем: двумя руслами каналов (левый берег канала Джун, правый берег канала Салар) и ТКАДом.

Скоро будет метро… Транспортная доступность

В 900-х метрах от археолого-архитектурного памятника Шаштепа будет расположена станция метро «Чоштепа», строящейся Сергелийской линии метрополитена (2020 г.). Проектируемая станция расположена на одноименной улице, и получила свое название благодаря древнему памятнику. А также в 800-х метрах от станции метро «ТКАД», расположенной рядом с микрорайоном Сергели-5. Фактически, памятник окажется в пешей доступности (10 мин ходьбы) от этих двух станций метро. В связи с этим, создание археологического парка на базе древнего городища Шаштепа становится более актуальным.
Из центра города можно будет добраться до археологического парка посредством Чиланзарской линии метро (станции: Амир Темур, Мустакиллик, Пахтакор, Бунъёдкор, Миллий бог, Новза, Мирзо Улугбек, Чилонзор, Олмазор), и строящейся Сергелийской линии метро (выход на станции «Чоштепа» или следующей станции «ТКАД»).



Археологические раскопки перед началом строительства на древней земле

Археологами установлено, что вдоль саларо-джунской водной системы Ташкента расположены самые древние памятники в градостроительном отношении. Фактически, - это край ташкентской террасы, обрывом спускающейся к голоценовой террасе – крайней границе подхода реки Чирчик в древности. Неудивительно, что именно этот высокий берег привлек внимание древних при освоении территорий долины реки Чирчик: близость воды, наличие лёсса, используемого для строительства и изготовления глиняной посуды, благоприятные условия для развития сельского хозяйства и разведения скота и др. Используя современные топонимы, можно условно очертить эту границу улицами: Чаштепинской, Шота Руставели, Нукусской, Темура Малика.
Принимая во внимание этот факт, предлагается до начала строительства новых зданий и сооружений в зоне освоения древними жителями ташкентской террасы, производить археологические раскопки. Это позволит сохранить от утраты множество артефактов повествующих историю о нашем городе. В частности, при строительстве станции метро Чоштепа Сергелийской линии, как раз расположенной на границе ташкентской и голоценовой террас, в непосредственной близости от памятника II в. до н.э. Шаштепа,  можно провести археологические изыскания на предмет выявления культурных слоев округи древнего памятника Шаштепа. Это не гарантирует нахождение артефактов, но подобная практика исключит возможные потери культурно значимых объектов, при их наличии в грунте. Пример этому есть… При устранении последствий землетрясения 1966 года в городе Ташкенте была организована программа [2], при которой проводились раскопки на месте заложения котлованов зданий нового Ташкента, осуществлявшаяся Ташкентским археологическим отрядом Института истории и археологии с 1967 года.

Археологический парк «Шаштепа»

Шаштепа – культовое сооружение II века до н.э., по данным археоастрономического анализа подходящее под определение храма-обсерватории, которое имеет уникальную планировку в виде древневосточной мандалы, в планировке которого заложены принципы геометрической гармонизации [1]. Более того, - это древнейшее городское образование на территории современного Ташкента, и именно по нему археологами был установлен возраст города равный 2200 лет [2].



Археологический парк – это пространство, в первую очередь, ориентированное на сохранение древнего памятника, на базе которого он и создается, популяризацию исторически значимого объекта и в целом культуры среди населения, с целью бережного отношения к памятнику, познания – увлекательной составляющей, призванной обогатить знания людей, а также вызвать живой интерес к науке у молодежи. Создание подобного объекта, также, приведет к развитию туризма в городе Ташкенте, и как следствие, росту экономики. Тем более что, перспектива создания археологического парка в городе Ташкенте на базе городища Шаштепа выглядит привлекательной на фоне растущей туристической отрасли Узбекистана.
Мировой опыт создания археологических парков основан на музеефикации раскопок античных городов, сохранившихся средневековых городов, а также руин бронзового века. К примеру, археологический музей под открытым небом основанный в городе Пафосе (Кипр), известен сохранившимися мозаиками римского времени. Парк включает в себя также руины агоры, одеона и храма Асклепия II века н.э. В городе Ксантен (Германия) находится музей под открытым небом, включающий «Римский музей Ксантена», амфитеатр и другие реконструированные объекты. Здесь проводится «Международная Археологическая летняя академия Ксантена», где студенты археологических факультетов из разных стран участвуют в раскопках. В Средней Азии известны крупные историко-культурные заповедники, многие из которых входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: в Туркмении находится Государственный историко-культурный парк Древний Мерв, в Узбекистане официальный статус города-заповедника получил внутренний город Хивы Ичан-Кала. Интереснейший памятник бронзового века Гонур-депе (Туркмения) превращен в археологический музей под открытым небом, где раскопанные руины глиняных стен консервируются от дальнейшего разрушения [3].
В археологическом парке «Шаштепа» вы сможете не только увидеть руины древнего сооружения такого масштаба на территории Ташкента, но и испытать эмоции радости от раскопок на специально отведенной площадке экспериментальной археологии, окунуться в древнюю эпоху, обойдя древние руины, а также заглянуть внутрь здания, специально воссозданного макета памятника, послушать лекции от именитых археологов Узбекистана и мира, посетить музей Древнего Ташкента и многое другое.


Проект археологического парка состоит из следующих зон (см. по плану):

1.     Археологический памятник Шаштепа II в. до н.э., накрытый навесом. В целях сохранения руин древнего археолого-архитектурного памятника необходим ряд мер по стабилизации остатков сооружения, его консервация. Комплекс мер включает в себя покрытие холма навесом с целью защиты от атмосферных осадков, оконтуривание стен профессиональными археологами для достижения читаемости плана сооружения, укрепление стен руин материалами идентичными оригиналу (пахса, кирпич сырец) или близких к ним. Необходимо отметить, что на всех этапах работ по сохранению памятника важно присутствие высококвалифицированных специалистов археологов.
2.     Торговые ряды, мастерские керамики. Мастерские, ориентированные на восстановление утраченных техник изготовления глиняной посуды с применением гончарного круга и без него, черепки которой находят на территории современного Ташкента. В данном случае, речь идет о воспроизводстве круглодонной керамики Бургулюкской культуры бронзового века, а также посуды Каунчинской культуры древнего периода, и глазурованной керамики средневековья (X-XI вв.). 
3.     Гостиничный комплекс в виде глинобитных одноэтажных домов, воспроизводящих впечатление древних времен. Размещение туристов, непосредственно, в комплексе археологического парка с многодневным пребыванием. Культурный досуг гостей не ограничивается познавательными программами, освещающими историю древнего памятника и города, археологический парк предлагает окунуться в эпоху функционирования древнего сооружения и его округи посредством проживания в глинобитных домах того периода с соответствующими интерьерами и дворовыми пространствами.
4.     Площадка экспериментальной археологии. Гостям комплекса предлагается интерактивное участие в археологических раскопках на искусственно созданной площадке, где инсценирована определенная ситуация, при которой посетителю предлагается найти руины строения, керамические кувшины, монеты, глиняные или каменные печати, под руководством профессиональных археологов. Данный аттракцион позволит ощутить себя археологом-первооткрывателем, и вызвать соответствующие эмоции этой эвристической профессии.
5.     Школа археологии и конференц-зал для проведения научных и научно-популярных семинаров. В школе археологии предлагается проводить мастер-классы от именитых археологов Узбекистана, для студентов исторических факультетов, специалистов данной отрасли, а также для всех интересующихся историей и культурой нашей страны. Научные семинары и конференции привлекут отечественных и зарубежных ученых к исследованию богатейшего культурного наследия Ташкентского оазиса и Среднеазиатского региона в целом. 
6.     Музей археологии Древнего Ташкента. За более чем вековую историю археологических изысканий на территории Большого Ташкента, было найдено огромное количество артефактов бронзового, древнего и раннесредневекового периодов. С целью сохранения этих объектов культуры и концентрации их в одном месте, проектом предусмотрен музей археологии Древнего Ташкента, что создаст полное впечатление о том времени и данном регионе.
7.     Макет памятника Шаштепа в масштабе 1:1. Восстановление древнего памятника Шаштепа в первозданном виде не представляется возможным, из-за многочисленных культурных слоев, относящихся к разным периодам. Холм заключает в себе несколько периодов обживания (снизу-вверх: Бургулюкская культура, захоронение номадов, Храмовое строение Каунчинской культуры, средневековое сооружение). Восстановление наиболее сохранившегося храмового строения повлечет за собой утрату всех остальных культурных слоев. Также, руины памятника, заключающие в себе обрывки стен и своды, выполненные из необоженной глины и имеющие трещины, не выдержат нагрузки верхних надстраиваемых частей. В связи с этим предлагается в непосредственной близости построить копию памятника в масштабе 1:1 из тех же строительных материалов, что и оригинальный памятник. В данном случае, необходимо использование материалов и отчетов полевых работ археологов, где указаны основные параметры сооружения, его планировка, стратиграфические разрезы, приемы кладок кирпича-сырца, пахсовых блоков, состав строительных материалов, их габариты, техника возведения сводов, отделочные работы, цветовое решение интерьеров [2]. Макет памятника в натуральную величину является, фактически, реконструкцией сооружения, благодаря которой посетители археологического парка могут получить визуальное представление о строении, изучить планировку здания, посетив его внутренние помещения.
8.     Входная группа в Археологический парк (ворота, касса, охрана). Входная группа в археологический парк устраивается в южной части комплекса, со стороны ТКАДа, проектируемой кольцевой железной дороги и проектируемой станции метро у микрорайона Сергели-5. Второй вход планируется с северной стороны парка, в непосредственной близости от древнего памятника Шаштепа. Данный вход имеет выход к каналу Джун, улице Чоштепа и проектируемой станции метро Чоштепа.
9.     Парковка для туристических автобусов и частных автомобилей. Парковка располагается со стороны центрального входа в археологический парк, со стороны ТКАДа.
10.                Пункты общепита (чайхана). На берегу Салара, вблизи входной группы проектом предложены две чайханы. Колоритные чайханы благодаря террасам над водой и глубоким айванам, создадут благоприятный микроклимат для отдыхающих в знойный день.

Маршрут «Древний Ташкент»

Консервация памятника Шаштепа, а также создание на базе него археологического парка, позволит осуществить программу по продвижению бренда «Древний Ташкент». До наших дней на территории современного Ташкента сохранилось множество так называемых тепе (археологических холмов) (Мингурик, Актепа Юнусабад, Актепа Чиланзар, Кугаиттепа, Тешиккуприктепа и др.), скрывающих руины древних и раннесредневековых строений. Меры по сохранению всех этих памятников замкнут целую сеть туристического маршрута под единым брендом «Древний Ташкент». Этому способствует и ряд мер уже проведенных работ по сохранению памятника I века н.э. Мингурик, что у Северного вокзала. В 2008-2009 гг. здесь были проведены раскопки, после которых глиняные руины накрыли навесом. В 2016 году при прокладке новой малой кольцевой дороги в городе Ташкенте, памятник Актепа Чиланзар, что у площади Актепа, был обнесен забором.
Маршрут нанесен на археологическую карту Ташкента [2].

Маршрут «Древний Ташкент» будет проходить по основным улицам города. Так, основной отрезок пути от Актепа Юнусабад до археологического памятника Мингурик занимает улица Амира Темура, памятник Шаштепа с последним соединяет улица Шота Руставели и Чаштепинская, Актепа Чиланзар и Тешиккуприктепа объединяет проспект Бунъедкор и улица Мукими, которая, в свою очередь, выходит на улицу Шота Руставели.

Вместо заключения

Идея создания археологическиого парка «Шаштепа», в первую очередь, преследует своей целью сохранение древнего памятника для будущих поколений, а также основана на глубокой убежденности в том, что он займет достойное место в культурной жизни города Ташкента, станет его достопримечательностью.

Ссылки на литературу

1)    Древний Ташкент / civiltashkent.blogspot.com
2) Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
3)    Археологический парк Пафоса / Археологический парк Ксантена / Мерв (Древний город) / Ичан-Кала / Гонур-Депе / Источник: Википедия.

воскресенье, 11 декабря 2016 г.

АКТЕПА ЧИЛАНЗАР: ГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Нурулин Тимур

Актепа Чиланзар I-II периода. Западная сторона (рек. авт.).

Наименование объекта:
Актепа Чиланзар.
Строительные периоды и типология. Археологи выделяют шесть строительных периодов [1]:
I-II периодхрам огня. Квадратное в плане здание с пристроенными по его углам овальными башнями.
III периодхрам огня. К зданию I-II периода с северной стороны пристраивается прямоугольный блок помещений, таким образом, три башни первоначального строения оказались в теле новой постройки.
IV период – помещения зданий предыдущих периодов забиваются плотной глиной и наверху возводится новое строение.
V период – руины предыдущих периодов использовались в качестве цоколя, на котором возводилось новое здание. Так, новое здание возвышалось над окружающей территорией на 9-10 м.
VI периодхрам предков. Прямоугольное здание на высоком стилобате, заключающее в себе руины предыдущих строительных периодов. Строение представляло собой двор, по оси которого был установлен постамент, обведенный мощными стенами с нишами.

Актепа Чиланзар. 3D разрез холма, заключающего три основных здания (рек. авт.).

В данной работе выполнены графические реконструкции 3-х разновременных зданий Актепа Чиланзар, расположенных один над другим, которые соответствуют 3-м основным строительным периодам, выделенным археологами:
Здание 1 – Храм огня I-II периода;
Здание 2 – Храм огня III периода;
Здание 3 – Храм предков VI периода.

Время функционирования шести строительных периодов: V-VIII вв. н.э [1].

Государство: Чач.

Расположение объекта

Республика Узбекистан, город Ташкент, Шайхонтохурский район, пересечение новой (2016 г.) малой кольцевой дороги Ташкента с каналом Бозсу, бывшая улица Есенина. Ориентир: площадь Актепа.

Археологические раскопки

В 1940 г. А.И. Тереножкин обратил внимание на холм Актепа Чиланзар, и отметил его как один из перспективных объектов. В начале 1970-х гг. археологические работы проводились отрядом Ташкентской археологической экспедиции [1].

Современное состояние. Уровень угрозы разрушения

Современное состояние памятника.
В настоящее время памятник Актепа Чиланзар представляет собой оплывший глиняный холм, скрывающий руины шести независимых зданий. Высота самой высокой точки холма равна 15 м.
В 2016 году при прокладке участка новой малой кольцевой дороги Ташкента первоначальным проектом трасса проходила по значительной части археолого-архитектурного памятника Актепа Чиланзар, что привело бы к значительной утрате исторически важного объекта.
Современное состояние памятника.
В итоге, новая дорога была проведена в непосредственной близости с археологическим холмом. В это же время, памятник был обнесен кирпичным забором, в южной части которого была установлена дверь. Эти минимальные мероприятия заложили основу дальнейших мер в деле сохранения памятника Актепа Чиланзар, с возможностью установки навеса для защиты от атмосферных осадков.

Статус защиты: Археолого-архитектурный памятник. Официально, находится под охраной государства.


3D – РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРЕХ ЗДАНИЙ АКТЕПА ЧИЛАНЗАР

Здание 1 – Храм огня I-II периода

Актепа Чиланзар I-II периода. Западная сторона (рек. авт.).
Актепа Чиланзар I-II периода. Западная сторона (рек. авт.).

Здание 2 – Храм огня III периода

Актепа Чиланзар III периода. Восточная сторона (рек. авт.).
Актепа Чиланзар III периода. Восточная сторона (рек. авт.).

Здание 3 – Храм предков VI периода

 
Актепа Чиланзар VI периода. Западная сторона (рек. авт.).
Актепа Чиланзар VI периода. Западная сторона (рек. авт.).


ОБОСНОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ АКТЕПА ЧИЛАНЗАР

Основание графической реконструкции

Археологические планы, стратиграфические разрезы, археологические находки, текстовое описание объекта [1, 2, 3].

Ландшафт и климат

Раннесредневековые зодчие возвели Актепа Чиланзар на левом берегу канала Бозсу. В целом, памятник расположен в «треугольнике» трех древних водных артерий. На юге протекает канал Актепа, на севере, в непосредственной близости, – канал Бозсу, на востоке – Зах-арык.
Актепа Чиланзар в "треугольнике" древних каналов.
Актепа Чиланзар расположена на двадцатиметровой Ташкентской лессовой террасе, в которой канал Бозсу за тысячелетия разработал глубокий каньон.
Н.С. Байматова видит определенную зависимость развития сводчатой архитектуры Средней Азии от климатических условий [6]. В преимущественно сухом климате происходит распространение сводчатых перекрытий и куполов, обусловленное неустойчивостью к влаге сырцовой глины. Во влажном климате, напротив, наблюдается развитие плоских балочных потолков. Это не единственный, но важный фактор выбора способа перекрытий помещений древних и раннесредневековых зданий. Среди прочих следует отметить и сейсмичность региона, и желание зодчих возвести второй этаж в здании, и стремление построить навечно, и отсутствие лесов, вызванное аридизацией, и эстетичность пространства завершенного сводом – все это определило развитие сводчатых конструкций в Средней Азии. В частности, в интересуемом нами историко-географическом регионе Чач, развитие сводчатой сырцовой архитектуры отмечается с II в. до н.э. до VII-VIII в. н.э., что, вероятно, указывает на преобладание сухого климата в этот период времени. Очевидно, этим обстоятельством и вызвано нахождение всех археологических памятников, расположенных на территории современного Ташкента, вдоль основных водных артерий, а также наличие древних рукотворных каналов на высокой лёссовой Ташкентской террасе.
В реконструкции ландшафт Древнего Ташкента можно представить в виде равнинно-холмистой местности, где основу составляют лёссовые отложения, придающие пейзажу легкий охристый оттенок. По берегам многочисленных рек и каналов, текущих с гор, растут заросли камышей и других видов растений, где обитают дикие птицы. В небольших рощах и по берегам рек и болот, где трава большую часть года зеленая, водятся олени. На горизонте с востока видны высокие горы, из-за которых восходит солнце.   

Архитектура трех зданий Актепа Чиланзар

Здание 1 – Храм огня I-II периода

План Актепа Чиланзар I-II периода [1].
Реконструктивные размеры. Высота строения - 10,2 м, включая высоту платформы (2 м). Длина сторон платформы – 25,6 Х 26,3 м. Размеры основного прямоугольника здания - 14 Х 13,6 м по низу.
Строительные материалы и конструкции. Стены и башни Актепа Чиланзар сложены из пахсовых блоков. Верхняя часть здания и перекрытия выведены из сырцового кирпича (47Х26Х8-9 см) [1].
Перекрытия. Помещения и коридоры Актепа Чиланзар I-II периода перекрыты сводами, выполненными из сырцовых кирпичей (47Х26Х8-9 см) [1]. Помещения внутри башен также перекрывались сводами, выложенными наклонными отрезками. Свод помещения 2 опирается на выступающий ряд пяточных кирпичей на разных уровнях. Такой вид свода определен учеными как ползучий свод, что обеспечивало поддержку верхних конструкций здания [1].
Архитектура. Актепа Чиланзар I-II периода представляет собой почти квадратное в плане строение с пристроенными по его углам овальными башнями с узкими прямоугольными бойницами. Четырехбашенное здание имеет своим основанием двухметровый стилобат. Очевидно, с западной стороны был установлен пандус (эта часть памятника не сохранилась).
Аналогичное здание было обнаружено в Уструшане на Актепе близ Нау [2,5], что в 160 км к югу от Ташкента, на левом берегу Сырдарьи (тер. Таджикистана). Актепа близ Нау представляло собой квадратное здание с пристроенными по его углам круглыми башнями, также с бойницами. Принимая во внимание особенности планировочного решения, а также схожесть с «храмами огня» Ирана, археологи определили его как «дом огня» [5]. Актепа близ Нау имеет центрическую планировку. Здание состояло из центрального помещения с алтарем огня, обведенного с четырех сторон коридором.
План Чильхуджра I [10].
В Уструшане есть еще одно здание аналогичное Актепа Чиланзар – это Чильхуджра I строительного периода [9,10]. Здесь также по углам квадратного строения имеются башнеобразные выступы. Чильхуджра также как и Актепа Чиланзар имеет гребенчатую планировку: три вытянутых параллельных помещения объединены общим коридором, расположенным к ним перпендикулярно.
Таким образом, здание Актепа Чиланзар I-II периода входит в круг аналогичных зданий распространенных в Уструшане IV-V века н.э..
Здание с четырьмя угловыми башнями склоняет к трактовке его образа как замкового строения. Уверенное рассмотрение башен как элементов фортификации приводит к однобокой трактовке типологии многих сооружений Средней Азии древнего и раннесредневекового периодов. Возможно, башни, изначально, носили символический характер, олицетворяя небесные светила, т.е. были связаны с астральным культом. Изучая уникальные планировки памятников древнейшего периода Маргианы и Бактрии, М. Мамедов не исключает возможности эволюционного перехода башен от символизма к фортификации [4]. Из этого, следует, что внешний образ здания, имеющий вид замка, может скрывать за стенами совершенно иную функцию. Четырехбашенный замок на Актепе близ Нау имея внешние элементы фортификации, планировочно отражает культовый характер всего строения. Логично, в то же время, что священный огонь Актепа Чиланзар, как и Актепа близ Нау, нуждался в защите, отсюда, и внешние черты оборонительного сооружения.
Актепа Чиланзар I-II периода. 3D разрез (рек. авт.).
Очевидно, на первом этапе здание Актепа Чиланзар было одноэтажным и имело гребенчатую планировку с тремя параллельными помещениями и с объединяющим их перпендикулярным коридором. Вероятно, в центральном помещении 1 был установлен алтарь, где возжигался огонь. По причине накопления зольных отложений в помещениях первого этажа, возникла необходимость переноса алтаря на второй этаж. На втором этапе юго-восточное помещение закладывается кирпичной стеной. Причиной этому стало обстоятельство устройства в структуре стены лестницы с тремя маршами. Если для первого марша требовалось устройство массивной тумбы в помещении 1, для второго была прорублена часть существующей стены, то для третьего основания не было. Так, юго-восточное помещение закладывается с целью подготовки основания для третьего марша. Таким образом, появился доступ наверх здания. Вероятно, в этот период надстраивается второй этаж, реконструируемый нами как планировка «дома огня» Актепа близ Нау с центральным помещением, где установлен алтарь огня и обводным коридором.
Первоначально, возможно, вход в здание был организован с западной стороны (несохранившаяся часть памятника). Этому способствует гребенчатая планировка Актепа Чиланзар, где логичен изначально доступ в коридор, из которого осуществлялось распределение в три параллельных помещения, как это было сделано в крестовидном здании начала н.э. на Мингурике (Чач) и в раннесредневековом здании Чильхуджра (Уструшана).  А вход, обозначенный на плане с восточной стороны, вероятно, появился на втором этапе, когда уровень земли стал значительно выше, чем на первом этапе, и уже с этого уровня была оборудована лестница на второй этаж.
Фасады здания Актепа Чиланзар оформлены врезным декором в виде перевернутых треугольников [2]. Очевидно, это упрощенный вариант украшения фасадов донжона синхронного здания Актепа Юнусабад, где в поверхность стены были впечатаны терракотовые ступенчатые зубцы в перевернутом виде.
Верх стен, вероятно, венчали ступенчатые или прямоугольные сырцовые зубцы, отмеченные на многих раннесредневековых памятниках Средней Азии[7].

  Здание 2 – Храм огня III периода

План Актепа Чиланзар III периода [1].
Реконструктивные размеры. Высота строения - 9 м. Высота стены пристроенного блока – 4,4 м. Длина здания по фасаду – 29,4 м. Ширина бокового фасада – 25,9 м.
Строительные материалы и конструкции. Стены пристроенной части Актепа Чиланзар сложены из пахсовых блоков [1].
Перекрытия. Своды коридорообразных помещений первого этажа сохраняются. Помещения пристроенной части здания, очевидно, перекрывались плоским деревянным потолком, так как имели большой пролет. По мнению археологов, единственное помещение пристроенной части здания, которое расположилось между двумя башнями, перекрывалось сводом [1].
Актепа Чиланзар III периода. 3D разрез (рек. авт.).
Архитектура. В III периоде к существующему четырехбашенному зданию пристраиваются дополнительные помещения с северной стороны. Таким образом, три башни оказываются в теле нового строения. Новое пристроенное здание оказалось значительно выше по уровню земли прежнего строения. Платформа храма огня I-II периода оказалась под землей. Уровень земли достиг высоты низа проема, расположенного с восточной стороны храма I-II периода, что дало возможность организации здесь основного входа в здание. К нему подводил коридор, очевидно завершающийся портальным строением. Новая пристройка имела один этаж: археологами по верху стены были обнаружены прямоугольные бойницы [1]. Возможно, верхушки трех башен оставались видны над новой пристройкой. Четырехбашенное здание, как и во втором периоде, остается двухэтажным. Вероятно, на втором этаже был установлен алтарь огня, так как помещения нижнего этажа были полностью заполнены золой [1].

  Здание 3 – Храм предков VI периода

План Актепа Чиланзар VI периода [1].
Реконструктивные размеры. Высота строения - 10 м, включая высоту платформы (4,5 м). Длина сторон платформы – 41 Х 38,3 м. Размеры основного прямоугольника здания – 36,9 Х 29,7 м. Размеры двора – 19,8 Х 24 м.
Строительные материалы и конструкции.  Обводная стена и стены ниш сложены из пахсовых блоков [1].
Перекрытия. Перекрытия здания VI периода не сохранились. Возможно, ниши по периметру двора перекрывались сводами: небольшая ширина ниш 1,9 м позволяет удержать свод из сырцовых кирпичей.
Ссылаясь на китайские источники, археологи отмечают, что над постаментом, где устанавливали урну с прахом предков, укреплялся балдахин [1]. В реконструкции над постаментом установлен деревянный плоско-перекрытый балдахин, что придает значимость центральному ядру всего комплекса.
Архитектура. В VI периоде предыдущие здания оказываются в теле высокой платформы храма предков, т.е. он возводится над ними. Новое строение в плане представляло собой прямоугольный двор, по периметру обведенный толстыми стенами с нишами [1]. Сохранились две стены с семью и пятью нишами, соответственно. Реконструировав полный план, на основании осевой симметрии, получаем 29 пространственных элементов (23 ниши, 4 закрытых угловых помещения, вход в здание с западной стороны, алтарь под балдахином).
Уникальное в своем роде раннесредневековое культовое здание Актепа Чиланзар с постаментом в открытом дворе и с нишами по периметру, вероятно, является ранним прототипом средневековых дворовых композиций медресе, караван сараев и мечетей, с прямоугольным двором в обводе худжр. Подобное устройство общественных зданий прочно закрепилось на многие столетия в архитектуре Средней Азии, обусловленное жарким климатом и общественными отношениями.
На культовую принадлежность Актепа Чиланзар VI периода указывает, в первую очередь, планировка здания с постаментом по главной оси открытой площадки и нишами по периметру этого двора, а также слои золы и органики, найденные археологами,  поэтапно скопившиеся на площадке. М.И. Филанович, ссылаясь на новейшее прочтение китайского текста Ж. Торавалем, где описывается храм предков Чача, сопоставленный с храмом городища Канка, отмечает возможность отправления подобного культа и в храме Актепа Чиланзар. В источнике описывается церемония, на которой ее участники в 6-е число первой луны и в 15-е число седьмой луны водружали на постамент урну с прахом предков, обходили вокруг нее, разбрасывая плоды и цветы. Затем в специальном шатре устраивали жертвенное пиршество, в котором участвовали правитель и его супруга со свитой [2,8].
Вероятно, количество помещений и строений Актепа Чиланзар равное 29, каким-то образом сопоставимо с лунным календарем, где в месяце примерно 29 дней. Возможно, урны с прахом предков хранились в нишах, тем самым происходило символическое отождествление духов предков с лунным божеством. Кульминационным моментом было выставление урны в вышеуказанные дни, что соответствовало зарождению молодого месяца и полнолунию. С практической точки зрения – это лунный календарь, где осуществлялся подсчет дней до определенных ритуальных праздников.

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Древний Ташкент. Отв. ред. канд. истор. наук И. Ахраров. Т., «Фан», 1973. – 144 с. с ил.
2) Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
3) Филанович М.И. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. – Ташкент: Фан, 1983. – 232 с.
4) Мамедов М. Древняя архитектура Бактрии и Маргианы. – Ашхабад: Культурный центр Посольства исламской республики Иран в Туркменистане, 2003. – 143 с.
5) Пулатов У.П. «Дом огня» в Уструшане // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана (Тезисы всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте Таджикской ССР, 26-31 августа 1977 г.): Дониш, 1977 (отв. ред. Б.И. Искандаров, В.М. Массон, Н.Н. Негматов). – С. 77-79.    
6) Байматова Н.С.  Заметки к сводчатой архитектуре Средней Азии (IV-III  тыс. до н.э. – VIII в. н.э.) // Центральная Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук Б.А. Литвинского. – Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. – С. 145-171.    
7) Нильсен В.А.  Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). – Ташкент: Наука, 1966. – 336 с.
8) Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. II, М. – Л., 1950, стр. 272.
9) Лившиц В.А. Согдийские документы из замка Чильхуджра / Институт восточных рукописей РАН / http://www.orientalstudies.ru
10) Baimatowa Nasiba   Die Kunst des Wolbens in Mittelasien: Inaugural-Dissertation zur Erlagung des Doktorgrades am Fachbereich Geschichts- und Kulturwissenschaften. – Berlin: Institut fur Vorderasiatische Altertumskunde der Freien Universitat Berlin, 2002. – Abb.1-Abb.53.