четверг, 17 декабря 2020 г.

3D-РЕКОНСТРУКЦИИ "ДРЕВНЕГО ТАШКЕНТА" В ЭКСПОЗИЦИИ НОВОГО МУЗЕЯ ТАШКЕНТА

Нурулин Тимур


Пластмассовый макет Актепа Юнусабад напечатанный на 3D-принтере

(На основе виртуальной 3D-модели рек. авт.)


   В Ташкенте открылся новый Музей Ташкента (Филиал Государственного Музея Истории Узбекистана Академии наук Республики Узбекистан). Экспозиция музея охватывает период с древнейших времен до середины XIX века территории Ташкентского оазиса. Расположен Музей Ташкента в Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои (Ориентир: станция метро «Миллий бог»).


Фасад Музея Ташкента


   Экспозиция Древнего Ташкента представлена на втором этаже музея. Это интереснейший и важнейший период для истории Ташкента, ознаменовавшийся строительством первого поселения с культовым сооружением Шаштепа. Благодаря масштабным археологическим раскопкам в начале 80-х годов прошлого столетия и в начале 2000-х годов на этом городище группой археологов под руководством М.И. Филанович было вскрыто уникальное строение в виде крестовины в двойном кольце стен. Тогда же была установлена датировка этого памятника – II в. до н.э. На сегодняшний день – это древнейшее городское образование в границах современного Ташкента. Именно этот факт позволил установить возраст столицы в 2200 лет. 

  

Интерьер Музея Ташкента

 Только представьте себе, когда только зарождался Великий шёлковый путь, здесь на границе кочевого мира и южных цивилизаций в полной мере воплотились мировоззренческие идеи, сформировавшиеся в среде индоевропейской культуры Евразии, которые отразились в уникальной планировке храма Шаштепа. Это говорит о том, что Великий шёлковый путь – не только торговые связи Востока и Запада, но и обмен идеями, начавшийся диалог культур. И это ведь не единичный случай, в районе Средней Сырдарьи находили и до сих пор находят множество подобных крестообразных храмов, типологически выстраивающихся в общий ряд с рассматриваемым нами храмом. После открытия двух древних храмов на территории Ташкента М.И. Филанович даже вводит понятие Temple-town (город-храм), характеризующий в полной мере структуру первого города на этой территории, имеющего в своей основе не крепостное сооружение, а храмовый комплекс. История первых городов Древнего Мира начиналась с храмов. Стоит перечислить одни из самых древних, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет: Гёбекли-Тепе – древнейший культовый комплекс, Эриду – один из древнейших городов Шумера был возведен вокруг храма, посвященного богу Энки, в центре Гонур-Депе Маргушской Цивилизации расположен огромный Теменос, своей планировкой напоминающий центральное крестообразное здание Шаштепа и многие другие. Кстати, своими размерами Шаштепа сопоставима с круглым центральным храмом сооружения Кой-Крылган-Кала IV-III в. до н.э., расположенным в Хорезме, а также с Теменосом Гонур-Депе эпохи бронзы.  


Графические реконструкции археолого-архитектурных памятников Древнего Ташкента в экспозиции Музея Ташкента


Графическая реконструкция Шаштепа. II в. до н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2015/05/blog-post_15.html?m=1)


Графическая реконструкция Мингурик. I в н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2018/09/blog-post.html?m=1)


Графическая реконструкция Актепа Чиланзар. V-VIII в. н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2016/12/blog-post.html?m=1)


Графическая реконструкция Актепа Юнусабад. V-VIII в. н.э.

(Рек. авт. / http://civiltashkent.blogspot.com/2016/07/blog-post.html?m=1)


   Древние памятники Ташкента, как и большинство строений Средней Азии, возводились из сырцового кирпича и пахсовых блоков – строительного материала подверженного разрушительному воздействию атмосферных осадков. Поэтому за тысячи лет руины таких строений превратились в оплывшие холмы (тепа), и только после археологических раскопок становится понятно, что скрывается под многометровыми наслоениями. И то, эта информация, по большей части, понятна узкому кругу ученых и немногим углубленно интересующимся историей. Именно для того, чтобы такого рода информация об археологических памятниках Ташкента стала доступной для широких масс, важную роль приобретает создание достоверных графических реконструкций древних строений. Несмотря на то, что графические реконструкции основываются на точных археологических данных, они не могут быть основой для реконструкции или реставрации археологических памятников. В реальности нужен иной подход. А виртуальные модели необходимы для популяризации древних образов, для восстановления исторической справедливости, если хотите. К примеру, многое, что вы знаете о Древнем Вавилоне, или по-другому, все ваши визуальные представления об этом городе – это, в большинстве своем, образы, воссозданные в графических реконструкциях различных авторов. В этом отношении, графические реконструкции очень важны http://civiltashkent.blogspot.com/2019/03/blog-post.html?m=1.

   Научная графическая реконструкция археолого-архитектурных памятников Древнего Ташкента выполнена автором на основе археологических данных: археологических планов, стратиграфических разрезов, текстового описания, данных из личного разговора с авторами раскопок (Основные источники: Филанович М.И. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. – Ташкент: Фан, 1983. – 232 с. / Древний Ташкент. Отв. ред. канд. истор. наук И. Ахраров. Т., «Фан», 1973. – 144 с. с ил. / Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.). Основой графических реконструкций на первом этапе служит построение виртуальной модели сохранившихся руин в точных размерах, на втором – воссоздание утраченных элементов строений, с привлечением аналогий сходных по времени функционирования объекта и территориально.  


Макеты археолого-архитектурных памятников Древнего Ташкента напечатанные на 3D-принтере

   В экспозиции музея есть и макет Древнего Ташкента. На основе виртуальных 3D–моделей проекта Древний Ташкент организаторами музея был изготовлен макет, напечатанный на 3D–принтере. В сохраненных пропорциях и размерах напечатаны пластмассовые макеты археологических памятников: Шаштепа, Мингурик, Актепа Юнусабад, Актепа Чиланзар, Цитадель Ханабад. За основу взята «Карта Древнего Ташкента» (http://civiltashkent.blogspot.com/2018/06/blog-post.html?m=1), отражающая не только внешний вид и расположение памятников, но и физико-географические условия Ташкентского оазиса, показывающие в упрощенном виде условия в которых зародилась эта градостроительная культура. 


Макет «Карта Древнего Ташкента»


Макеты напечатанные на 3D-принтере (по часовой стрелке): Шаштепа и Цитадель Ханабад, Актепа Юнусабад, Актепа Чиланзар двух периодов, Мингурик. (Единственное, было бы лучше, если желтые пластмассовые модели были покрашены в более пастельный оттенок) 


   Макеты древних памятников выполнены в масштабе относительно друг друга, но не относительно ландшафта местности. Отроги Западного Тянь-Шаня амфитеатром раскинувшиеся на востоке Ташкента, значительно приближены. Это сделано для наглядного отображения физико-географических условий, в которых появились первые зачатки цивилизации на этой территории, и продолжает существовать и развиваться современный Ташкент. Здесь берет свое начало река Чирчик по закону Бэра за тысячелетия намывшая широкую пологую долину (голоценовая терраса). Это юг современного Ташкента. На севере расположилась Ташкентская двадцатиметровая лёссовая терраса. Именно на границе этих двух террас обнаруживаются древнейшие памятники Ташкента Шаштепа и Мингурик. И не случайно, ведь многие древние города основывались в долинах рек – это так называемые речные цивилизации. Вода – основа жизни. Это важно знать и понимать современному человеку, и именно с этой целью на макете Древнего Ташкента лаконично переданы три основные географические особенности местности – это рельеф, древняя дельта реки и Западные отроги Тянь-Шаня, создавшие благоприятные условия для зарождения градостроительной культуры в этом регионе, и таковыми остаются в условиях современного города. 

Видеопроекция в фойе: Карта Древнего Ташкента

(На основе / http://civiltashkent.blogspot.com/2018/06/blog-post.html?m=1)


Не нужно углубляться и перечислять сферы для которых это важно, но безусловно, что сегодня необходимо развивать экологическое мышление у горожан. Ведь имея в подбрюшье Ташкента такую уникальную реку Чирчик, подарившую жизнь в этом оазисе, сегодня мы как будто исключили ее из городской жизни. Посмотрите, весь отрезок реки, протекающий в пределах города находится в тисках промышленных предприятий, к тому же сбрасывающих свои отходы в главную реку Ташкента. Это знают все, но не многие видят, как самосвалы сбрасывают строительный мусор города в Чирчик. В цивилизованном обществе, осознающим экологическую и историческую ценность реки для города, такого небрежного отношения не будет.  


четверг, 12 сентября 2019 г.

ШАШТЕПА: НЕНУЖНАЯ ИСТОРИЯ


Нурулин Тимур


3D-разрез. Реконструкция здания Шаштепа с указанием места разрушения 2019 года (рек. авт.)

     В связи с обрушением верхней части археолого-архитектурного памятника II в. до н.э. Шаштепа, расположенного на юго-западе современного Ташкента, предлагаю вашему вниманию сравнительный анализ фотографий 2010 и 2019 гг. данного объекта. Также, в данной статье представлены графические реконструкции в виде 3D-моделей древнего сооружения, где отмечены места обрушения. Цель данной статьи заключается в выявлении характера и масштабов разрушения памятника Шаштепа.
     Фотофиксация памятника осуществлялась на протяжении пяти лет в период с 2010 по 2014 гг. В чем мне очень помогала моя подруга Ан Татьяна, за что я ей безмерно благодарен. Сегодня эти фотографии очень важны. В мае 2015 года в связи с частичным обрушением свода помещения №3 (2012 г.) был опубликован альбом http://civiltashkent.blogspot.com/2015/05/blog-post_19.html?m=1, отражающий характер обрушений с текстовым описанием проблемы http://civiltashkent.blogspot.com/2015/05/blog-post_83.html?m=1.
     Фотографии 2019 г. сделаны автором статьи после сообщений об обвале памятника Шаштепа Павлом Новиком и Рустамом Хусановым в социальной сети Facebook.


Видовые точки. Шаштепа. Фотофиксация 2019г.


Видовая точка №1. Обвал свода помещения №3 (нумерация помещения по археологическому плану) и более поздних культурных слоёв. Здесь видно что оголилось основание опоры геодезического пункта. Судя по крупной вертикальной трещине, в скором времени рухнет еще один массив памятника, вместе с геодезической конструкцией. Кстати, судя по чертежам и фотографиям Г.В. Григорьева в 1934 г. триангуляционная вышка уже там была.


Видовая точка №2. Завал помещения №3 (нумерация помещения по археологическому плану). В 2012 году свод данного помещения частично уже обрушался. Это помещение обводного коридора, через который осуществлялся доступ в четыре «башни» пристроенные по сторонам центрального квадрата здания. Слева внизу, на фото за 2010 год вы можете увидеть арку прохода в соседнее помещение – это проход в юго-восточную «башню». Её завалило основательно, есть надежда, что эта арка не пострадала.


Видовая точка №3. Сбоку видно какой объём памятника утрачен.


Видовая точка №4. Общий вид памятника, который открывается при подъёме на холм. На полях «вырос» целый квартал из многоэтажных жилых домов. Когда презентовали начало строительства этого комплекса его название было «Чоштепа», сегодня его переименовали в «Узар». Конечно, строительство вблизи исторического памятника вопрос спорный. Но дело сделано и думаю, справедливо было бы называть этот жилой квартал «Чоштепа».


Видовая точка №5. С этого ракурса видно какая трещина 2010 года привела к обрушению в 2019 году. На фото слева мы видим силуэт трещины в массиве памятника (выделено красным прямоугольником), а на фото справа этот же силуэт повторяет уже обвалившаяся часть массива.

     Та самая трещина, послужившая масштабному обвалу верхней части строения в 2019 году, отмечалась в публикациях Древнего Ташкента за 2015 год, как опасная и могущая привести к серьезным разрушениям. Сегодня многим уже понятно, что руины археолого-архитектурного памятника Шаштепа необходимо накрыть навесом, но практика показывает, что этой меры недостаточно. Крупные трещины появляются и на памятнике Мингурик, накрытом навесом 10 лет назад. Какие бы не были причины образования трещин в стенах (осадки, ветер, человеческий фактор и другие естественные причины), не нужно забывать, что материал из которого построены эти памятники - это необожженная глина, не обладающая достаточными прочностными характеристиками. Одинаковое разрушительное воздействие на глину оказывает, как переувлажнение, так и пересыхание.
     В этой связи, оплывшие холмы, скрывающие руины древних строений, выступают в качестве своеобразных саркофагов, в которых законсервированные полуразрушенные строения могут сохранятся тысячелетиями. Раскопанные археологами памятники остаются без этого саркофага, и если не принять меры, оголенные стены под воздействием осадков будут оплывать и рушится. Одного навеса будет недостаточно. Здесь нужно прибегать к помощи специалистов и проводить реставрационно-консервационные работы, которые будут заключаться в химической консервации (специальные растворы образующие защитную пленку на глине и тем самым предотвращающие ее дальнейшее разрушение). Есть практика взятия глиняных стен в своеобразный футляр, повторяющий материал оригинала (внутри сохраняется древний оригинал стены, а снаружи новый – имеет вид схожий с оригинальным образцом). С целью сохранения сырцовой кирпичной кладки или пахсовых блоков прибегают и к регулярной глиняной обмазке стен. Уверен, что и для крупных трещин можно найти способ, например, инъекция в трещину специального раствора. Следует отметить, что археологи, насколько это было возможно, после раскопок засыпали обратно вскрытые помещения, чтобы их сохранить.


Общий вид разрушений 2019 г.

     Нынешнее заброшенное состояние памятника удручает, и пока ответственные организации бездействуют, как бы странно это не звучало, Шаштепа консервирует себя сама: обрушившиеся  верхние части строения заполняют нижние помещения, сохраняя при этом основания стен для будущих исследователей. Этот процесс будет продолжаться до полного превращения памятника в оплывший бугор, тот самый саркофаг, который сохранит Шаштепу еще на несколько тысячелетий, хоть и в меньшем виде.
     Если нам не нужна такая история и мы не хотим проводить особые мероприятия по сохранению таких сложных объектов нашей культуры, предлагаю засыпать лёссом полностью древние городища Ташкента, тем самым законсервировать их. Возможно, они будут интересны будущим поколениям.

3D-реконструкции храма Шаштепа.


Концептуальная 3D-модель плана вскрытых археологами стен по этапам с указанием места, где произошел обвал в 2019 году (рек. авт.).


3D-разрез. Реконструкция здания Шаштепа с указанием места разрушения 2019 года (рек. авт.)

Реконструктивный разрез на основе археологического стратиграфического разреза с указанием места обрушения в 2019 года (рек. авт.).

Реконструкция свода помещения №3, рухнувшего в 2019 г. Свод выполнен наклонными отрезками (рек. авт.).


 Графическая реконструкция интерьера храма Шаштепа (рек. авт.). Публикуется впервые.


Графическая реконструкция интерьера храма Шаштепа (рек. авт.). Публикуется впервые.


Графическая реконструкция храма Шаштепа (рек. авт.)

3D-реконструкции сделаны на основе археологического плана и стратиграфического разреза / Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.

суббота, 30 марта 2019 г.

ИНФОГРАФИКА: ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАШКЕНТА

Нурулин Тимур

























 
*Проект музеефикации руин Актепа Чиланзар выполнен по инициативе и при идейном участии Кандидата исторических наук, доцента Национального института художеств и дизайна Курязовой Дарманжан Тураевны.