четверг, 9 сентября 2021 г.

ЕРКУРГАН И АРХЕОАСТРОНОМИЯ (Богиня – покровительница города Еркурган)

Нурулин Тимур


Нурулин Т.С.   Еркурган и археоастрономия (Богиня - покровительница города Еркурган) // Материалы научного семинара «Сохранение исторического наследия: приоритет культуры над цивилизацией» в рамках шестых Рериховских чтений памяти Ю.Н. Рериха. – Ташкент, 2023. – С. 105-120.

Археоастрономический анализ плана Еркургана (анализ авт.)

 Еркурган – один из интереснейших древних городов Средней Азии, расположенный в Каршинском оазисе. Период сложения строительной деятельности на городище IX в. до н.э. – III в. н.э. Впервые археологические раскопки здесь проводил С.К. Кабанов в конце 40-х годов прошлого столетия. Городище широко стало изучаться с 1973 года Кашкадарьинской экспедицией Института археологии АН Узбекистана под руководством Р.Х. Сулейманова, который отмечает, что Еркурган типологически отличается от всех выявленных в Каршинском оазисе городищ, а его датировка говорит о том, что это один из древнейших столичных центров исторической области Нахшаб – юго-западного оазиса Согда [1]. 

   Город Еркурган по площади сопоставим с такими городами Древнего мира, как Милет, Микены, Гонур-Депе. Наибольшую протяженность порядка 700 метров имеет южная стена Еркургана. Общая площадь внутреннего города около 42 Га, внешнего – 150 Га.

   Город состоит из внутренней и внешней оборонительных стен. Эти стены построены в разное время. Самая древняя – внутренняя стена, которая сохранилась и поныне. Ее мы можем отчетливо наблюдать на спутниковых снимках. Она возведена в VI в. до н.э. и образует собой основное пространство города в виде неправильного пятиугольника. Усилена стена фланкирующими и угловыми башнями, среди которых особенно выделяется массивная юго-восточная башня овальной формы.  Еркурган имеет двое ворот в этой стене: на северо-востоке и юго-востоке. Многолетними исследованиями на уникальном городище археологами открыто типологическое разнообразие строений – это храмовые комплексы, дворец, мавзолей, цитадель III в. н.э., дахма III-II вв. до н.э., ремесленные кварталы и другие. Археологические исследования этого городища продолжаются.

   Нашим исследованием будет затронут внутренний город, стены которого были сложены в VI в до н.э., и которые сохранились до сих пор, а также постройки, расположенные внутри и за пределами этой стены. Еркурган в плане представляет собой сложную фигуру в виде неправильного пятиугольника. На первый взгляд, форма данного городища искажена, так как имеет отклонения от правильного пятиугольника и, соответственно, разные стороны. Но мы полагаем, что такое грандиозное сооружение имеет такую сложную геометрию не случайно. И, вероятно, загадка такой формы кроется в использовании древними определенных знаний в астрономии и математике. Ведь стены внутреннего города выстроены единовременно и по задуманному плану. Так ли это на самом деле, в этом нам поможет разобраться геометрический и археоастрономический анализы строения. 

   

Нахождение геометрического центра города Еркургана (авт.)

Геометрический центр. Для начала необходимо найти геометрический центр Еркургана, или барицентр. Это не простая задача, так как городище имеет фигуру неправильного пятиугольника ABCDE. Для этого необходимо разделить неправильный пятиугольник на две более простые фигуры: треугольник ABC и четырехугольник ACDE. Находим у этих фигур геометрический центр. У треугольника его найти очень просто: пересечение его медиан и есть барицентр. Центр неправильного четырехугольника находим посредством деления этой фигуры еще на два треугольника ACE и CDE. Снова находим центр каждого треугольника и проводим отрезок из центров полученных треугольников. Центр неправильного четырехугольника лежит где-то на этом отрезке. Чтобы узнать точное положение центра четырехугольника нужно повторить процедуру поделив его по-другому: на треугольники ACD и ADE. Находим их центры и соединяем отрезком. Пересечение двух отрезков и есть геометрический центр неправильного четырехугольника ACDE. Теперь соединяем отрезком центр треугольника ABC и центр четырехугольника ACDE. Геометрический центр неправильного пятиугольника лежит где-то на этом отрезке. Теперь необходимо повторить эти действия, поделив пятиугольник другим способом: на прямоугольник ABCE и треугольник CDE. Соединив их центры получим отрезок, на котором также должна находиться точка центра пятиугольника. Накладываем один отрезок на другой и получаем барицентр всего пятиугольника О – геометрический центр города Еркурган.

   Геометрический центр города Еркургана соединяем с пятью угловыми башнями. Таким образом получаем пять направлений из центра города. Теперь можно приступить к археоастрономическому анализу.

   

Археоастрономический анализ городища Еркурган (Google, анализ авт.)

Археоастрономический анализ. Еркурган имеет координаты 38˚56`56`` с.ш. и 65˚42`49`` в.д. Зная координаты города, следующим этапом измеряем углы относительно основной осевой линии расположенной строго на север, и проходящей через геометрический центр города. Это будут азимуты точек восхода и захода Солнца и Луны в дни летнего и зимнего солнцестояний (их мы будем сопоставлять с одноименной табл. Шарипова Ш.М.). 

   Следует отметить, что предварительный археоастрономический анализ Еркургана ранее проводился Булатовым М.С., хотя автор указывал, что на момент тех исследований архитектурные и обмерные планы городища еще не были опубликованы и материалов для работы было недостаточно. Но вместе с тем уже тогда автор отмечал, что «при создании структуры города Еркурган жрецы-зодчие стремились связать его с космосом, ориентируя его отдельные элементы на космические постоянные» [2].

   В виду этого, данное исследование мы считаем продолжением начатой работы Булатова М.С., которое значительно дополнено и имеет ряд уточнений, так как основывается на современных спутниковых снимках, аэрофотосъемках, обмерных чертежах и архитектурных планах Еркургана. Поэтому при совпадении наших результатов это будет обязательно указываться, при несовпадении – опускаться. Без пометок публикуются новые данные.

   Оказалось, что самая массивная овальная башня Еркургана D, имеющая азимут равный 113˚, направлена на восход Луны в день летнего солнцестояния (склонение -18˚18`). 

   Другая восточная башня C имеет азимут в 49˚ - это восход Луны в день зимнего солнцестояния (склонение -18˚18`).

   На заход Луны в день зимнего солнцестояния направлена западная башня A. Азимут этого направления равен -66˚ (склонение -18˚18`).

   Город Еркурган имеет двое ворот, расположенных на юго-востоке и северо-востоке. Направление юго-восточных ворот отмечается восходом Луны в день летнего солнцестояния с азимутом в 128˚ (склонение -28˚36`). Эти же ворота отмечены направлением из башни A в сторону восхода Солнца в день зимнего солнцестояния (азимут 120˚). Северо-восточные ворота же «открыты» восходу Луны в день зимнего солнцестояния при азимуте в 49˚ (склонение -18˚18`).

   Северная стена AB при азимуте в 55˚ имеет направление на восход Солнца в день летнего солнцестояния. На это указывал и Булатов М.С. [2].

   Более того, отдельно взятые строения Еркургана, имеют свои направления на космические константы. Два храма Еркургана расположены на восточной оси, исходящей из геометрического центра города. Это направление отмечает восход Солнца в день весеннего равноденствия. Этот же храм своим фасадом (айваном) раскрывается на юг, в сторону реки Кашкадарья, а также в сторону полуденного Солнца.

   Так называемый дворец, поднятый на высокой платформе, включает в себя и храмовую постройку с высоким пронаосом, отмеченный двумя колоннами и открытым перед ним двором. Этот пронаос имеет направление на восток и «ловит» первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия, так как весь дворец ориентирован по сторонам света.

   Цитадель Еркургана, расположенная в северной части города, ориентирована на восход Солнца в день летнего солнцестояния, как и вся стена AB. У Булатова М.С. тоже [2].

   За пределами внутренних стен города расположены еще два интересных объекта. На севере расположена дахма, а на юге, прямо у ворот – мавзолей. И дахма и мавзолей ориентированы по сторонам света, погребальная функция этих строений позволяет видеть связь их с восходом и заходом Солнца в день весеннего равноденствия.

   Следует заметить, что направления, связанные с восходом и заходом Луны и Солнца, которые совпадают с угловыми башнями Еркургана, свидетельствуют о том, что эти башни, в первую очередь, символизируют эти небесные светила, а ворота города, через которые также проходят азимуты точек восхода Луны и Солнца – посвящены этим светилам или их богам, под покровительством которых находился сам город. К примеру, в Древнем Вавилоне ворота были посвящены богам, одни из которых наиболее известны как ворота Иштар. Ниже мы вернемся к этой теме и попробуем ответить на вопрос: так под чьим же покровительством находился город Еркурган?

   

Геометрический анализ городища Еркурган (Google, анализ авт.)

   Геометрический анализ. Все стороны неправильного пятиугольника имеют различную длину. Но проведя геометрический анализ, оказалось, что длины этих стен находятся в определенной зависимости. Так опустив перпендикуляр из геометрического центра города на самую длинную стену ED, получаем середину этой стены и два равнозначных отрезка. Дадим каждому отрезку значение равное 1. Посредством окружности с центром E радиусом 1 переносим это значение на стену AE, и получаем точку а. Таким образом, получаем два отрезка Ea и aA, которые находятся в зависимости Ea/aA=√2. Продолжаем, переносим полученное значение 1/√2 посредством радиуса окружности с центром в точке А на стену AB и получаем центр этой самой стены b. Далее, через точку B прочерчиваем окружность радиусом равным 1/√2 и фиксируем точку ее пересечения со стеной BC. Через оставшиеся отрезки сС и Cd прочерчиваем окружность, радиус которой меньше радиуса окружности Bc ровно в 3 раза. Значит оставшиеся отрезки равны значению 1/3√2. 

   Значит и стена ED относится к AB как √2. В такой зависимости, основанной на значении √2 находятся длины стен внутреннего города Еркургана. Более того, дахма, расположенная за пределами стен города, находится в геометрической зависимости с основным городом. Так, Дахма Еркургана равноудалена от стены AB – это значит, что перпендикуляр, опущенный из центра дахмы делит сторону AB пополам, а точки A и B находятся на одинаковом расстоянии от дахмы. То есть, дахма и северо-западная стена города образуют равнобедренный треугольник.

   Использование неправильной фигуры в планировке Еркургана не единичный случай в архитектуре древней Средней Азии. Известны города и памятники эпохи бронзы древней цивилизации Маргуш, такие как Гонур-1 и Тиллятепе, имеющие в плане искаженные четырехугольники. Автор архитектурного исследования этих памятников Мамедов М. также задается вопросом по этому поводу: «Что это ошибка строителей или сознательное искажение формы?» [3]. Как мы показали, фигура в виде неправильного пятиугольника Еркургана не случайна, древние зодчие-жрецы намеренно придавали такую форму городу, обозначая его связь с небесными светилами. 

   Проведенный археоастрономический анализ Еркургана показал, что древние зодчие, владея знаниями в области астрономии и математики, стремились придать возводимому городу связь с небесными светилами. Это выражалось построением плана таким образом, чтобы угловые башни, стены, ворота или отдельные строения были направлены в сторону восхода и захода Луны и Солнца. Форма города Еркурган в виде неправильного пятиугольника обусловлена именно этим. Пространство самого внутреннего города ввиду этого рассматривалось как воспроизведение гармоничной Вселенной, где царил порядок. Над городом перемещаются небесные светила Луна и Солнце, символически выраженные в виде угловых башен. Две из которых в этом отношении наиболее выделяются – это юго-восточная массивная башня и северо-западная, которые связаны через геометрический центр города. Из этих точек, видимо, и производились астрономические наблюдения. Это было важно не только с точки зрения космологических представлений древних, но и для составления жрецами календарей, где отмечались важные даты посева и сбора урожая. Благоприятное же существование Еркургана зависело и от покровительства божества, которому был посвящен город.


Богиня – покровительница города Еркурган.

   

Богиня Еркургана из святилища храма (из книги Сулейманова Р.Х. Древний Нахшаб)

   Так под чьим же покровительством был город Еркурган? Кому были посвящены его храмы? На раскопках городского храма археологами были найдены обломки глиняной женской скульптуры [4], одним из крупных фрагментов которой был лик богини. Кроме этой значимой находки, были обнаружены и дополнительные находки в виде образов животных, таких как золотой кулон в виде ежа, агатовая фигурка лягушки, свинцовая фигурка змеи, агатовая фигурка Силена – греческое речное божество низшего ранга. Р.Х. Сулейманов, анализируя материальные атрибуты, сопровождавшие богиню Еркургана, приходит к выводу, что это была богиня водной стихии, плодородия. Исследуя широкий круг образов женских богинь Востока, таких как Ганга, Харахвати Ардвисура Анахита, Афродита Танаис, Нана и другие, автор полагает, что «богиня Еркургана, вероятно, была одной из важных богинь согдийского пантеона, схожей по своей сущности с Ардвисурой Анахитой зороастрийского пантеона, но в отличии от нее, сохранившей свои архаические особенности и своих спутников в виде представителей водной фауны» [1].

   Как нам кажется, в интерпретации образа богини Еркургана следует принимать во внимание еще ее одну редкую и очень важную особенность. Это изображение астральных символов на ее лике. На левой щеке изображен достаточно крупный солярный символ в виде круга в обводе из двенадцати точек, очевидно, образ Солнца. В лобной части лика - круг без внешних точек (полагаем, что полная Луна).

   Судя по всему, богиня Еркургана в общих чертах представляет собой синкретическое божество, сочетающее в себе функции богини-матери природы, покровительницы города, олицетворения небесных светил одновременно.

   В свете проведенного археоастрономического анализа Еркургана, и выявленных направлений башен и ворот города на Луну и Солнце, астральные символы лика богини приобретают особое значение. Еркурган изначально, согласно исследованию, был посвящен лунной богине, так как в его планировке преобладают направления на Луну, в том числе и основная самая массивная башня города. Ориентации Солнца же, напротив, подчинены основные постройки города. Направление ворот Еркургана на восход Луны, свидетельствуют о посвящении их лунной богине – покровительнице города, по подобию ворот Иштар Вавилона.

   Полагаем, что это была богиня Артемида-Нана. Под таким именем она известна из античного города на Евфрате Дура-Европос, покровительницей которого она была, и в котором в честь нее был установлен храм [1]. Очевидно, это та самая богиня, которая в процессе глубоких трансформаций приобрела законченный образ в виде Наны – популярной богини Хорезма, Согда и Бактрии. Хорошо сохранились изображения Наны, по которым можно судить об ее иконографических особенностях. Четырёхрукая богиня восседает на льве, в поднятых руках держит Солнце и Луну. Корона в виде навершия оборонительных стен, явно, говорит о том, что богиня Нана была покровительницей городов. Несомненна и ее роль, как богини плодородия. Корону в виде крепостных стен Нана унаследовала от древнегреческой Кибелы – богини, являвшейся олицетворением матери – природы, со схожими функциями богини Артемиды.

   

Изображения богини Наны (из статьи Дьяконовой Н.В. и Смирновой О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты))

   Как мы видим, и в случае богини Еркургана и богини Наны, особое значение имеют лунарно-солярные символы, разница лишь в иконографии изображения этих знаков: в первом случае они изображены на лике богини, во втором – в ее руках. В обоих случаях, богиня сочетает в себе функции лунного в первую очередь и солнечного божества. Дьяконова Н.В. и Смирнова О.И. не исключают вероятность существования в Согде нескольких иконографических типов изображения Наны (Анахиты) [5].

   Но есть еще одна очень интересная деталь, которая, как нам кажется, является ключевой – это повторение того же изображения полумесяца на короне в виде городских стен более поздних образов богини Наны. Это говорит о том, что богиня Нана, не смотря на множество функций, является в первую очередь богиней Луны. И подсказывает нам о своем происхождении от древнегреческой лунной богини – Артемиды. Другими словами, в космологическом отношении, город находившийся под покровительством богини Наны, ассоциировался древними с Луной. 

   Нана восходит к более древней месопотамской Иштар – богине плодородия, любви, войны, которая изображается стоящей на льве с луком в руках и планетой Венерой. С точки зрения иконографии, среднеазиатская Нана унаследовала от нее «трон» в виде льва, на котором первая на нем сидит, вторая – стоит, а также астральный символ (Иштар – Венера, Нана – Луна и Солнце), олицетворением которого и была богиня. Хотя, Нана и имеет ближневосточные корни, дополнительные лунарно-солярные функции, очевидно, она получила позднее под влиянием эллинистической культуры. 

   

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах близ Милета (слева) и святилище Еркургана (справа) (сопост. авт.)

   Считается, что знакомство народов Средней Азии с древнегреческой культурой произошло за полтора века до завоевательных походов Александра Македонского. В V в. до н.э. бранхиды – жрецы храма Аполлона в Дидимах близ Милета, во времена греко-персидских войн, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр впоследствии разрушит основанный ими город. По одному из предположений Э.В. Ртвеладзе бранхиды остановились именно в Еркургане [6]. Эта версия очень интересна, тем более, что, как нам представляется, прототипом святилища Еркургана планировочно является тот самый храм Аполлона в Дидимах, руины которого сохранились и поныне. Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выходящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. Если это так, то здесь мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе. Но за отсутствием камня они использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений получалось новое святилище, сохранившее в себе основу прототипа. Это касалось и скульптуры. Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде живописи центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах. «А что, если бранхиды, предавшие Аполлона, искали спасения у его сестры-близнеца Артемиды?».    

   

Фрагмент фриза стены из Еркургана (слева) и фрагмент фриза базы колонны из храма Аполлона в Дидимах близ Милета (справа)

   В древнегреческом пантеоне Аполлон бог света, олицетворение Солнца. Его сестра-близнец – Артемида богиня Луны. Также, Артемида – богиня охоты, покровительница всего живого на Земле. «В эллинистическое время Нана ассоциировалась с греческой Артемидой» [1]. В этой связи вернемся к находкам из храма-святилища Еркургана фигуркам животных. Возможно, фигурки ежа, лягушки, змеи, а также разновременные терракотовые фигурки оленя, коня, козла, кошачьих и других крупных животных, найденные на городище, являются подношением богине покровительнице диких животных – Артемиде. Это образы животных, которые, водились в данной местности. Кубаев С.Ш. анализируя находку в виде терракотовой плакетки в образе молодой девушки на памятнике Хантепа, расположенном вблизи Еркургана, видит в ней Артемиду. На точно такую же фигурку автор указывает и среди найденных терракот Еркургана [7].  Более того, направление башен и ворот города имеют своим направлением точки восхода и захода Луны. Ввиду этого, полагаем, что изначально город Еркурган был под покровительством лунного божества - Артемиды.

   Солярный символ изображенный на лике богини Еркургана, отсылает нас к образу Аполлона – брату-близнецу Артемиды, чья функция также слилась в единном образе синкретической богини Еркургана. Другое строение Еркургана, наполовину дворец и наполовину храм с пронаосом отмеченным двумя колоннами, открывается своим портиком к восходящему Солнцу в день весеннего равноденствия. Возможно, он и был посвящен Аполлону. А квадратный алтарь, поставленный между двумя храмами, один из которых святилище богини Еркургана, а второй под названием центральный храм, был посвящен либо Аполлону, либо Артемиде. Известно о постановке таких алтарей древнегреческим богам перед храмами.

   Таким образом, покровительницей города Еркурган была синкретическая богиня, совместившая в себе месопотамскую богиню Иштар, древнегреческую богиню Луны – Артемиду в одном лице с ее братом-близнецом – Аполлоном, также Кибелу. В сущности – это ранний образ богини Наны, впоследствии широко распространенный в Хорезме, Бактрии и Согде, известный в завершенной иконографии: четырехрукая богиня, держащая в поднятых руках Солнце и Луну… Дублированный полумесяц, расположенный в стенной короне Наны, нарочито подсказывает нам о происхождении этого образа от богини Луны – Артемиды. Учитывая сложносоставной образ богини Еркургана, и выделяя ее основные лунарно-солярные функции, по нашему мнению, корректно называть ее Артемида-Нана. Богиня, олицетворение Луны, чей образ получил символическое воплощение в башнях города. Ей также были посвящены ворота. Под ее покровительством и находился древний город Еркурган. 

  

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:


1. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2. Булатов М.С. Космос и Архитектура. –Ташкент: ИТД «СМИ-АЗИЯ», SMI-ASIA, 2009. – 288 С.

3. Мамедов М.   Древняя архитектура Бактрии и Маргианы. – Ашхабад: Культурный центр Посольства исламской республики Иран в Туркменистане, 2003. – 143 с.

4. Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.

5. Дьяконова Н.В,, Смирнова О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде // СА. 1967. №1. С. 74-83.

6. Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.

7. Кубаев С.Ш. Культ богини по терракоте Хантепа. Народы и религии Евразии. 2017. 12(3-4), 24-34.


вторник, 29 июня 2021 г.

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ 12 ВОРОТ ТАШКЕНТА

Нурулин Тимур


Рис. 1. 3D-реконструкция общего вида одних из 12 ворот Ташкента середины XIX века (рек. авт).


     В последнее время всё чаще звучит тема восстановления 12 ворот Ташкента. В связи с этим возникает два интересных вопроса: где находились эти ворота и как они выглядели? С местонахождением ворот в современном городе, казалось бы, вопросов меньше. Сохранились карты конца XIX века, и множество исследований, посвященных местоположению ворот Ташкента, знакомых узкому кругу ученых. Есть и известные более широкой аудитории. Одно из последних – это публикация карты Ташкента 1872 года в сравнении с современными условиями, обнародованной Департаментом цифрового развития хокимията Ташкента. Где, как мы видим, положение ворот в основном «попадает» посреди современных широких улиц, на «ковровую» застройку махаллей или же вовсе на крупные постройки. 

     Считается, что никаких изображений 12 ворот Ташкента на момент конца XIX века не сохранилось. На самом деле это не так. В связи с этим возникает вопрос: как выглядели ворота Ташкента? И на какой момент реконструировать ворота, ведь в середине XIX века они были перестроены? А выглядели они, как и ворота Коканда, фотографии которых сохранились, так как с 1808 года Ташкент входил в состав Кокандского ханства. Естественно, если мы говорим о реконструкции 12 ворот Ташкента, необходимо брать во внимание именно эти ворота, перестроенные в середине XIX века Кокандским правителем. Развеял все сомнения, по поводу внешнего вида ворот Ташкента, рисунок из книги 1886 года Henri Moser “A travers L`asie Centrale” Paris (рис. 2). 

     

Рис. 2. Фортификационные сооружения Кокандского ханства.
Слева: фотография Кокандских ворот.
Справа: Изображение Ташкентских ворот (Henri Moser)

     Здесь изображены ворота Ташкента, которые выглядят достаточно просто. Они действительно такие же, как и Кокандские ворота. Две массивные фланкирующие полукруглые башни увенчаны закругленными зубцами, посередине въезд с проёмом прямоугольного очертания и простыми деревянными полотнами. Выполнены эти укрепленные ворота из сырца и обмазаны глиняной штукатуркой, и, как мы видим, постоянно нуждались в ремонте, так как после осенне-зимнего сезона эта штукатурка постоянно обваливалась. В таком виде и реконструируем их в 3D-формате (рис. 1).

     Если восстанавливать 12 ворот Ташкента, то следуя основным принципам реставрации и реконструкции исторических объектов, необходимо будет восстановить их именно в таком виде. Но нужно ли это? На наш взгляд такие ворота совершенно не впишутся в современный город. Представляете, глиняные ворота с обрывками стен посреди крупных проспектов, да и причем одинаковые (возможно, были небольшие отличия в пропорциях) в 12 местах города. Даже в плане туризма не лучшая идея. 

     Но зная наши власти, примерно себе представляем, что реализацию они (ворота) получат совсем в другом виде: что-то вроде бухарских или хивинских ворот с арочным входом и более внушительными размерами. Может даже какой-то орнамент появится. И будут выложены из жженого кирпича. В общем, не будут соответствовать исторической действительности.

     На наш взгляд, не нужно восстанавливать ворота в первозданном виде и заниматься бутафорией, создавая облик любых восточных ворот. Какова будет их функция, кроме как историческая достоверность места? Тогда необходимо восстановить и саму стену. Обратите внимание, это не реставрация и не реконструкция существующего памятника архитектуры, это восстановление того, что уже исчезло более ста лет назад. Мало ли что было, всего не восстановишь. И исчезли эти ворота со стеной за ненадобностью. Город за это время очень сильно вырос и впору эти ворота ставить на въездах в новый город (иронично). Кстати, выросший современный город повторяет контур того старого города с 12 воротами.

     В этом отношении, нам кажется более целесообразно в современной действительности подойти к этому вопросу с позиции современных технологий. Куда более интересно и современно будет взять за основу примерное местоположение 12 ворот Ташкента и установить на их месте 12 цифровых информационных стендов в виде интерактивных планшетов, где любой желающий сможет получить информацию по истории данных ворот и местности, увидеть их внешний вид. Ведь почти во всех случаях названия улиц и махаллей сохранили исторические наименования этих ворот (Лабзак, Тахтапуль, Карасарай, Сагбан, Чагатай, Кукча, Самарканд, Камалан, Бешагач, Коймас, Коканд, Кашгар). 

     

Рис. 3. Инфокиоск в городе Чикаго

     Более того, горожане и туристы смогут у таких инфо-киосков получать дополнительную информацию и строить дальнейшие маршруты, или связаться с определенными службами, узнать информацию о городском транспорте или вызвать такси. Такой информационный портал (рис. 3). Вероятно, даже при детальном изучении возможностей и потребностей в этом, объединить данную сеть из 12 инфокиосков, расположенных фактически в центре города, общим веломаршрутом с 12 велостанциями.

     Ну а в градостроительном отношении, если это позволяет конкретное место, можно развивать тему доминант и создавать неповторимый силует города. К примеру, в районе Бешагачских ворот, где протекает канал Бурджар возвести интересный по композиции акцент в виде вантового моста с высокими опорными конструкциями. Это будут своеобразные ворота в Ташкент, ведь эта дорога ведет из аэропорта. Эта идея не нова, похожую идею для этого места мы видели и у выдающегося ташкентского архитектора Валерия Акопджаняна. Другие ворота «попали» на один из 16-и этажных домов по проспекту Амира Темура. Почему бы на этом доме в память о воротах не изобразить какой-нибудь мурал. Кстати эти 16-и этажные дома имеют закругленные формы, перекликающиеся с теми фланкирующими башнями старых ворот, то что надо для фантазии художника. 

     В каждом конкретном случае, должен быть свой подход, отвечающий современным запросам общества и города.    


среда, 16 июня 2021 г.

СВЯТОЕ СЕЧЕНИЕ ДЕГГАРОНА

Нурулин Тимур

Опубликовано:

Нурулин Т.С. Святое сечение Деггарона // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2021. - N5-6. - С. 40-47.

3D-реконструкция мечети Деггарон на момент ее основания.
Гелиодон настроен на день весеннего равноденствия
 (рек. авт.)

   Деггарон – одна из самых старых мечетей Средней Азии. Она расположена в селении Хазара Навоийской области Узбекистана, на южном склоне долины реки Зеравшан, раскинувшейся с востока на запад.


Расположение мечети Деггарон в долине реки Зеравшан


Датирована началом XI века [1], возможно и ранее. Считается, что мечеть архаического типа [4,7], и в настоящее время вокруг мечети можно видеть оплывшие руины древнего поселения. Интересное расположение объекта, его архитектурные особенности и уникальная планировка побудили нас к более детальному изучению мечети Деггарон. В этой связи возникает ряд вопросов, и как нам кажется, имеются доводы, которые помогут в их решении. К примеру, разобравшись какие элементы мечеть унаследовала от предыдущих эпох, а какие появились гораздо позднее мы с определенной достоверностью, при помощи 3D-моделирования, реконструируем первоначальный облик мечети Деггарон. А проведя геометрический анализ плана, выявим систему пропорций, по которой возводилось данное строение. 

 

Современные виды мечети Деггарон:
Экстерьер и интерьер (Источники фото: Uzbekistan.travel и Uzbekistanpass.com)

Современное состояние. 3D-снимок мечети Деггарон (Источник: IICAS UNESCO)


   Храм Солнца. Есть основания полагать, что изначально мечеть Деггарон выглядела иначе. На сегодняшний день это закрытое зальное пространство, а на момент возведения, по нашему мнению, это строение не имело восточной стены и представляло собой глубокий айван с четырьмя колоннами (пронаос), открывавшийся первым лучам восходящего Солнца.

   На четыре круглые кирпичные колонны архаического вида, пятами опираются стрельчатые арки, образующие систему тромпов. На них, в свою очередь, опирается центральный самый крупный купол. Боковые же пространства между колоннами и стенами перекрыты сводами и куполами поменьше типа балхи. Западная, северная и южная стены выполнены из сырца. Восточная стена с тремя прямоугольными проемами возведена из жженного кирпича.

   Когда речь идет об архаическом виде строения Деггарон, очевидно, принимается во внимание квадратное в плане строение Деггарон с четырехколонным закрытым залом, часто встречающаяся планировка храмов огня с подковообразным алтарем по центру зала (Актепа Юнусабад, Кугаиттепа V-VIII вв. н.э.), или дворцовых залов, богатых жилищ, с пристенным алтарем по оси и обведенными по периметру стен суфами. Такие четырехколонные залы были во дворце Варахшы, в Древнем Пенджикенте VII-VIII вв. н.э. Подобные планировки типичны для Средней Азии. И на первый взгляд это действительно так.

 

Аналитический план мечети Деггарон (анализ автора):

I. Первый этап. Возведение строения с открытым залом.

II. Второй этап. С восточной стороны пристроена кирпичная стена.

III. Третий этап. С восточной и южной сторон пристроен деревянный айван.


 Но одна интересная деталь Деггарона приводит нас к другой типологии доисламских культовых построек, также распространенных на территории Средней Азии в те времена. Это явно позже пристроенная восточная часть здания Деггарон с тремя входами. Эта пристроенная стена тоньше относительно оригинальных толстых пахсовых стен, и выстроены из другого материала – обожженного кирпича. Эта линия, различающая старое здание от поздней пристройки, прослеживается очень четко и проходит по внешнему контуру двух восточных колонн. Более того, если посмотреть с внешней стороны здания, то пристроенная восточная часть строения гораздо ниже основной, и имеет более поздние по технике исполнения купола. Это все свидетельствует, что на первом этапе здание имело П-образную планировку стен, обводившую четыре колонны, и было открыто с восточной стороны. Основной вход располагался на юге, он и сохранился. 

   Такие П-образные планировки храмов на территории Средней Азии имеют глубокие корни. Они известны по храмам древнего Пенджикента V-VIII вв. н.э., генеалогию которых, в последнее время, принято выводить из планировок, восходящих к античному храму Окса (Тахти-Сангин IV в. до н.э.) [6] Восточного эллинизма. Правильнее называть такое помещение пронаосом или же айваном.  Планировки с пронаосом связаны с почитанием божеств, которым посвящался храм. Как правило, фасад пронаоса доисламских храмов открывался в сторону почитаемого объекта. Пронаос, в данном случае, служил преддверием основного святилища – наоса, где устанавливалась статуя божества. К примеру, Храм Окса ориентирован в сторону реки Амударьи (Окс), один из центральных храмов Еркургана открывается своим айваном к реке Кашкадарье, что свидетельствует о посвящении храма богине воды. Храмы Пенджикента ориентированы на восток, и встречают первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия и посвящены Солнцу. 

 

Планы доисламских храмов Средней Азии с четырехколонными залами: 

1. Храм Окса

2. Храмы древнего Пенджикента.


 Доисламские культы отличаются своим разнообразием – это заметно по многообразию типов культовых строений их ориентации: храмы посвященные Солнцу, Луне, астральным культам, местным культам Анахиты и Сиявуша, духам предков, и это при том, что параллельно существовали зороастрийские, буддийские, манихейские, христианские храмы [1].    

   Строение Деггарон, расположенное на левом берегу Зеравшана ближе к устью было подобно храмам древнего Пенджикента V-VIII вв. н.э. расположенным в верховьях реки Зеравшан. В древности это территория Согда. Сложение архитектурно-планировочных особенностей храмов Согда за последние годы широко исследовано в рамках восточноиранского эллинизма [6]. Храм, предшествовавший мечети Деггарон, также как Пенджикентские храмы восходит к планировке храма Окса (IV в. до н.э.). В более широком смысле прототипом таких планировочных решений храмов с пронаосом и наосом является тип древнегреческого храма в антах (V в. до н.э.), отсюда и названия этих помещений.  

   В этой связи, очевидно, открытый зал (пронаос) Деггарон унаследовал от еще более раннего строения, которое располагалось на этом же месте. Это был доисламский храм с глубоким пронаосом и наосом за ним. На том же месте четыре деревянные колонны, обведенные с трех сторон стенами из сырца, поддерживали плоский деревянный потолок, так же, как и в храмах древнего Пенджикента. Более того, смеем предположить, что несохранившийся храм Деггарон был посвящен Солнцу. На это указывает дошедшее до нас строение мечети, ориентированное по сторонам света, что характерно для доисламских культовых построек. Изначально строение Деггарон своим восточным фасадом раскрывалось к восходу Солнца в день весеннего равноденствия. Первые лучи Солнца в этот день проходили по оси строения сквозь пронаос и проникали через проем в основное святилище (наос), освещая статую божества. 

   В таком виде описанный нами храм Солнца, предшествовавший мечети Деггарон, с наосом и пронаосом просуществовал достаточно долго и даже, с большой вероятностью, с приходом ислама начал использоваться в качестве мечети. Со временем ветхое строение с деревянными колоннами и плоским перекрытием перестроили, сохранив при этом планировочную структуру предыдущего строения. Деревянные колонны заменили на массивные круглые устои, плоский деревянный потолок получил новое решение в виде арок поддерживающих центральный самый большой купол и целую систему из куполов балхи – в духе того времени. Не сохранился только наос (святилище), который в предыдущем храме находился сразу за пронаосом (айван). Соединявший их проем также получил свое новое предназначение, теперь он стал нишей – михрабом. Очевидно, в таком виде здание Деггарон, в плане обрядовой практики, вполне устраивало. 

   Скорее всего, это объясняется тем, что местные жители еще не имели четкого представления, как должна была выглядеть мечеть, тем более за пределами развитых городов, и брали за основу культовые строения предков. Здания первых мечетей Средней Азии возводились по привычным для местного населения представлениям о культовых строениях доисламского периода, или же располагались в существовавших до ислама храмовых постройках [1].

   Интересно расположение южного проема строения Деггарон. Оно находится не на оси здания, а смещено относительно нее и касается ее правой стороной. Такой прием отмечается и на древних строениях Средней Азии. К примеру, такое же смещение проемов относительно сторон света мы фиксируем с эпохи бронзы (Теменос Гонур-Депе), такое же смещение отмечается и в храмах Древнего Ташкента. Это свидетельствует не только о том, что южный проем самый ранний, но также, что он имеет особое значение. 


Графическая реконструкция первоначального облика мечети Деггарон

3D-реконструкция мечети Деггарон на момент ее основания.
Гелиодон настроен на день весеннего равноденствия
 (рек. авт.)

3D-реконструкция мечети Деггарон на момент ее основания.
Гелиодон настроен на день весеннего равноденствия
 (рек. авт.)

3D-реконструкция мечети Деггарон на момент ее основания.
Гелиодон настроен на день весеннего равноденствия
 (рек. авт.)

3D-реконструкция мечети Деггарон на момент ее основания.
Гелиодон настроен на день весеннего равноденствия
 (рек. авт.)

   Мусалла. Открытый четырехколонный зал мечети Деггарон согласуется с планировками ранних мечетей Средней Азии. Под мечетью Магоки-Аттари в Бухаре археологами было найдено более раннее строение мечети Мох, планировка которой в точности повторяет реконструируемое нами П-образное здание мечети Деггарон. Мечеть Мох также открыта с одной стороны, имеет П-образную структуру стен с четырьмя круглыми колоннами и михрабом по оси. Только с двух сторон ограждена сырцовыми стенами мечеть Чор-Сутун, расположенная в Термезе. Две другие стороны были открыты и представали арочными проемами во двор. На центральные четыре колонны Чор-Сутуна опирались стрельчатые арки, которые несли центральный купол. Единый конструктивный подход, как и в мечети Деггарон. Подобные перекрытия, вероятно, имело и здание несохранившихся верхних частей мечети Мох [1].

   

Ранние мечети Средней Азии:

1. Мечеть Чор-Сутун в Термезе.

2. Мечеть Мох в Бухаре.


А деревянный айван огибающий здание с восточной и южной сторон пристроен только лишь в 1910 году [4]. Затем на десятилетия этот айван снова исчез, а совсем недавно, после очередной реставрации он снова появился.

Реконструкция плана мечети Деггарон (рек. авт.)

 Выстроенная по типу доисламского храма постройка Деггарон на первых этапах могла использоваться в качестве мусаллы – праздничной мечети. На это теперь уже указывает открытый с одной стороны объем мечети. Мусалла в Средней Азии, как правило, возводились за пределами города. Первые мусалла представляли собой стену с михрабной нишей и большим двором огороженным стенами. В XII веке такие намазгохи в виде стен были построены в Бухаре и Мерве.   В последующем перед этой стеной с михрабом появляется небольшая крытая галерея, или многокамерное открытое во двор здание, вмещавшее небольшое количество людей. Кочнев Б.Д. связывает появление нового типа мусалла с социальным заказом феодальной верхушки и, конечно, небольшие помещения праздничных мечетей предназначались для представителей правящих классов, а основная масса народа собиралась во дворе. Одни из первых таких мечетей появились на рубеже XI-XII вв. Намазгох Талхатан-бобо и Дахистан представляют собой объемные сооружения мечетей, открытые во двор. Здесь подобный тип мусалла получил акцентное ядро в виде высокого купола над средней частью мечети [5]. 

Мечеть Талхатан-бобо XI-XII вв.

   Как мы видим в типологическом отношении строение Деггарон восходит к планировкам доисламских храмов с открытым объемом, ориентированным к почитаемому объекту, в данном случае – Солнцу. Такую планировку оно унаследовало от существовавшего здесь ранее храма Солнца, ориентированного по сторонам света и имевшего четыре колонны (вероятно деревянных) и обведенных с трех сторон глиняными стенами. Такая планировка и фактически объем подошли под новый тип строения – мусалла (намазгох). Изначально, вероятно, в качестве мусалла использовался ранее существовавший на этом месте храм Солнца с деревянными колоннами и плоским перекрытием. Реконструируемый нами открытый объем с массивными кирпичными колоннами – это результат последующей перестройки, где помимо колонн было заменено и перекрытие, которое стало сводчато-купольным. Поменялись и ориентиры. Теперь проем, который раньше вел в помещение, где стояла статуя божества, и на которую падали первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия, становится михрабом. Интересно строение Деггарон тем, что оно сохранило ориентацию доисламского строения и является промежуточным звеном между двумя эпохами.

   Очевидно, мечеть Деггарон служила не только тому поселению, рядом с которым она находилась. В праздничные дни здесь собирались люди с ближайших поселений раскинувшихся по всей узкой долине реки Зеравшан.

   По нашему мнению, уже гораздо позднее открытый объем мечети Деггарон с восточной стороны был закрыт кирпичной стеной. Прямоугольный план был доведен до квадрата и получился закрытый кубообразный объем мечети с фасадом и тремя проемами в нем.  


   Святое сечение Деггарона. Святое сечение - это геометрическая закономерность, базирующаяся на делении пополам диагонали квадрата (исходный квадрат). Результатом данного анализа является получение квадрата святого сечения. Для этого необходимо в исходном квадрате провести две диагонали, при пересечении которых получаем геометрический центр квадрата. Далее, из угла исходного квадрата проводим окружность через его центр радиусом в половину диагонали. Повторяем данное действие из оставшихся трех углов исходного квадрата. Таким образом, каждая окружность в восьми точках пересекла исходный квадрат. Соединив каждую из этих точек с противоположной, получим сетку с девятью полями. Центральное поле является квадратом святого сечения. 

 

Геометрический анализ плана мечети Деггарон (анализ авт.)


 Эта, относительно, редкая закономерность известна в настоящее время применением в мозаике пола одного из домов античной Остии (Древний Рим) [2]. По принципу святого сечения построены центральные квадратные строения храмов Древнего Ташкента Шаштепа и Мингурик [3]. 

   Геометрический анализ плана мечети Деггарон показал, что здание построено по принципу святого сечения. Здесь внешний контур строения является исходным квадратом (на рис. синий квадрат). Проведя из каждого угла строения окружности через центр подкупольного пространства, получаем восемь точек пересечения данных окружностей со сторонами исходного квадрата. Из этих точек под прямым углом во внутрь проводим линии и получаем квадрат святого сечения, углы которого отмечают оси четырех колонн зала мечети. Четверик мечети Деггарон является квадратом святого сечения (на рис. красный квадрат).


   Заключение. Строение Деггарон – ключевой памятник, отмечающий границу перехода от одной эпохи к другой. Он интересен не только тем, что сочетает в себе планировочную структуру доисламского храма и вместе с тем передовые технологии строительства из жженного кирпича того времени, и связанные с этим новые формы, но и трансформационными процессами объемно-планировочной структуры, которые мы можем проследить. 

   Как мы показали, планировочная структура квадратного здания мечети Деггарон, сохранившаяся и поныне, скрывает в себе первоначальное строение в виде открытого айвана, которое, вероятно, служило в качестве мусалла – праздничной мечети, собиравшей в священные дни людей не только из рядом находившегося поселения, но и со всей округи, отрезка узкой долины реки Зеравшан, протянувшейся с востока на запад. Ориентированное по сторонам света строение Деггарон, было открыто с восточной стороны, по подобию храмов Солнца, распространенных в доисламский период в Согде и сопредельных районах. Такой открытый зал мусалла с четырьмя колоннами (айван) вполне подходил в плане обрядовой практики, где в айване находились представители элиты, а основная масса людей находилась на площади. В связи с этим нами реконструирован объем первоначального строения, праздничной мечети Деггарон – открытый айван, построенный, очевидно на том же месте, что и доисламский храм. Это видно по тому, как сохранена ориентация перестроенной мечети по сторонам света и планировка доисламского храма.

   Еще ранее, массивным колоннам, и сводчато-купольному перекрытию мечети Деггарон предшествовали изящные деревянные колонны, поддерживающие плоский деревянный потолок. Это был пронаос храма Солнца, обращенный на восток. Он встречал первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия. За пронаосом с четырьмя колоннами находилось святилище (наос), сообщавшееся с первым посредством проема. В день весеннего равноденствия первые лучи Солнца проходили через этот проем, освещая помещение наоса и установленную там статую божества. Это явление можно было наблюдать и в новом перестроенном здании мечети уже в кирпиче. Впоследствии, спустя столетия, открытый объем мечети Деггарон закрывается с восточной стороны кирпичной стеной, и план здания приобретает форму квадрата. А уже в 1910 году с восточной и южной сторон пристраивается деревянный айван, который потом исчезает. Появился он снова совсем недавно. Такая вот трансформация.

   Уникальность строения Деггарон заключается и в использовании системы пропорций, построенной на закономерности святого сечения.


 ЛИТЕРАТУРА:


1. Том 8: Всеобщая история архитектуры / Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VI-XIX вв. Под редакцией Ю.С. Яралова (ответственный редактор), Б.В. Веймарна, В.А. Лаврова, А.М. Прибытковой, М.А. Усейнова, О.Х. Халпахчьяна. – Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1969. – 491 с., ил.

2. Петер Нойферт, Людвиг Нефф. Проектирование и строительство. Москва, 2005.

3. Нурулин Т.С. Разгадка геометрического ключа храмов Древнего Ташкента / Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. -№1. – С. 49-51.

4. Памятники искусства социалистических стран / Памятники искусства Советского Союза. СРЕДНЯЯ АЗИЯ. Справочник-путеводитель Автор текста и составитель альбома Пугаченкова Г.А. – Москва: Издательство «ИСКУССТВО», 1982. – 308 с., ил.

5. Кочнев Б.Д. Средневековые загородные культовые сооружения Средней Азии [Отв. ред. А.Р. Мухамеджанов]. Т., «Фан». 1976. – 84 с. с рис.

6. Шкода В.Г. Генезис согдийской культовой архитектуры / Древние цивилизации Евразии. История и культура. Материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук, профессора Б.А. Литвинского (Москва, 14-16 октября 1998 г.). – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 464 с.: ил. 2001.

7. Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии. Москва, 1948 г. – 161 с.


пятница, 16 апреля 2021 г.

ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА БУДДЫ ИЗ ФАЯЗ-ТЕПЕ

Нурулин Тимур


Опубликовано:

Материалы научного семинара «Сохранение культурного наследия Узбекистана: исторические вехи и актуальные проблемы» памяти Ю.Н. Рериха [Текст]. - Ташкент: Baktria press, 2021. - 224 с.

Семинар организован Ташкентским обществом Рерихов под председательством Монасыповой Н.Р. и Монасыповой Л.И.



Геометрическая гармонизация образа Будды из Фаяз-тепе (анализ авт.)

  На юге Узбекистана в районе Старого Термеза в 60-е годы прошлого столетия археологами был открыт буддийский храмово-монастырский комплекс кушанского времени Фаяз-тепе. Здесь была обнаружена удивительная находка – горельеф из белого мраморовидного известняка I-III в. н.э. [1].  Это один из красивейших образов Будды, который много раз интересовал исследователей ввиду лаконичности форм и сюжета, гармонии и высокого мастерства исполнения. Именно это заставляет снова и снова возвращаться к нему, открывая все новые грани загадочного образа. В этой связи, постараемся раскрыть иконографические особенности данного образа в контексте аналогичных изображений, хранящихся в музеях мира, понять его назначение. Также, проведем геометрический анализ данной скульптурной композиции на предмет выявления гармонических пропорций. 



Рис. 1. Скульптурные изображения Будды (сравнительный анализ авт.):
1. Музей истории Узбекистана в Ташкенте.
(Фаяз-тепе I-III в. н.э. Юг Узбекистана).
2. Индийский музей в Калькутте. II-III в. н.э.
3. Национальный музей Афганистана в Кабуле.
4. Лахорский музей? Пакистан.

Икона. В строгую форму килевидной арки, опирающейся пятами на капители пилястр коринфизированного вида ордера с двумя рядами аканта помещён буддийский сюжет с медитирующим Буддой под деревом Бодхи. По обе стороны от главной фигуры изображены два монаха. Данное скульптурное изображение выполнено в виде горельефа [3]. Удивительно решен образ священного дерева Бодхи, круглая крона которого по внешнему контуру описывает дугу овальной арки, по внутреннему – обрамляет голову Будды, образуя нимб. Это дерево фикус религиозный (Ficus religiosa), произрастающий в Индии, под которым по легенде Сиддхартха Гаутама достиг просветления. У листьев данного растения характерная сердцевидная форма с заметной средней прожилкой. Эти особенности данного вида растения в точности передал мастер. Ветви фикуса, образующие нимб, изображены настолько мастерски и живо, что кажется, если убрать удерживающую их арку, то ветви вот-вот спадут и нарушат покой Будды. «Но этого не произойдет», ведь все в этом образе совершенно и подчинено основной идее.

В раннем буддизме, как известно, не было антропоморфных изображений Будды. Будда изображался в виде символов: дерево Бодхи, колесо дхармы, отпечаток ступни Будды [2]. А первые антропоморфные изображения Будды появились в начале I тысячелетия н.э. в Гандхаре и сопредельных регионах в результате греко-буддийского взаимовлияния. В этом смысле, рассматриваемый нами образ из Фаяз-тепе сочетает в себе две формы изображения Будды: в виде кроны дерева Бодхи, ореолом обрамляющей  голову Будды и, собственно, антропоморфной фигуры, что свидетельствует о переходном этапе в иконографической традиции буддизма. Тем более, что ветви дерева Бодхи с характерными сердцевидными листьями образа из Фаяз-тепе имеют аналогичный вид в иконографии раннего буддизма. 

 Для того, чтобы лучше понять назначение горельефа из Фаяз-тепе необходимо выделить два основных смысла изображаемого сюжета. С одной стороны, очевидно, данная скульптура являлась объектом почитания Будды в храме, с другой – она несет просветительский характер, так как здесь в полной мере раскрывается сюжет из жизнеописания Будды: «Принц Гаутама, медитируя под деревом Бодхи, достиг просветления и стал Буддой». Ниже мы увидим, что были и другие вариации сюжетов. 

Отмечая, что это сравнительно редкий приём размещения композиции в арке, Г.А. Пугаченкова и Л.И. Ремпель, на основании канонического сюжета образа из Фаяз-тепе, ранее уже указывали, что он относится к роду переносной скульптурной иконы [1]. Сегодня, обнаружение схожих горельефных изображений Будды в аркообразном блоке в других музеях мира, позволяет более убедительно говорить об иконографических особенностях образа Будды из Фаяз-тепе и определению его назначения в храмово-монастырском комплексе как иконы. 

В музеях разных стран, в древности включающих области Гандхары и Бактрии, хранятся схожие по технике исполнения, композиции и материалу образы Будды. Их объединяет одно основное качество, все они выполнены в форме килевидной арки, опирающейся на пилястры и служащей обрамлением для основного сюжета помещенного внутри ее овальной арки. В каждой из представленных скульптурных композиций основным сюжетом выступает сцена жизнеописания Будды и ритуальный язык жестов (мудры).

Рис.1.1. Сидящий Будда с жестом дхаяна-мудра медитирует под деревом Бодхи в окружении двух монахов. Хранится в Музее Истории Узбекистана в городе Ташкенте. Относится к I-III в. н.э. Основной сюжет строится на предании о том, как принц Гаутама, медитируя под деревом Бодхи достиг просветления и стал Буддой. Здесь же мы видим, соответствующее медитации положение рук с жестом дхаяна-мудра (мудра медитации): ладонь правой руки находится над ладонью левой, и обе расположены внизу живота.

Рис.1.2. Будда любуется деревом Бодхи. Хранится в Индийском музее в Калькутте. Датировано изображение II-III в. н.э. Вероятно, здесь сюжет строится на первой встрече Гаутамы со священным деревом. Гаутама с радостным лицом не устает любоваться священным деревом. Сидящая фигура Гаутамы с поднятым правым коленом и головой подпертой рукой обращена к священному дереву. В точности такую позу фигуры Будды мы увидим и в совершенно другом сюжете (рис. 1.4.), что, вероятно, указывает на то, что эти скульптуры были выполнены в одном месте, или же один образ является калькой другого. Примечательно, что ветви и сердцевидные листья дерева Бодхи, в этом сюжете, выполнены в таком же виде, как и в композиции из Фаяз-тепе. 

Рис.1.3. Сидящий Будда с поднятой правой рукой. Абхая-мудра. Хранится в Национальном музее Афганистана в Кабуле. Будда находится в положении сидя с поднятой правой рукой. Ладонь обращена к зрителю, пальцы вытянуты вертикально вверх. Этот жест символизирует уверенность, защиту, доброжелательность – абхая-мудра (мудра без страха). 

Рис.1.4. Будда слушает аскета Бавари в пещере Индрашала. Хранится в Лахорском музее? Пакистана. Подобное положение Будды мы уже видели в другом сюжете (рис 1.2.), но если там сидящая фигура Будды с поднятым правым коленом и головой подпертой рукой обращена к священному дереву Бодхи, то в этом случае такое положение демонстрирует полное внимание, с которым Будда слушает аскета Бавари. Для этого скульптор даже поместил фигуру Будды на пьедестал, а фигура Бавари оказалась ниже. Контур свода пещеры повторяет силуэт самого Будды.

Рис.2.5. Сидящий Будда с жестом бхумиспарша-мудра. Фигура Будды находится в положении сидя. Правая рука ладонью повернута к Будде и касается кончиками пальцев земли. Это положение руки называется бхумиспарша-мудра (касание земли). Сюжет о том, как Будда взял землю в очевидцы, когда прекратил страдания под деревом Бодхи. Левая рука не сохранилась, но, возможно, она имела жест абхая-мудра.



Рис. 2. Скульптурное изображение Будды. 5. Национальный музей Афганистана в Кабуле.

Скульптурное изображение Будды из Фаяз-тепе выполнено из белого мраморовидного известняка, которым богаты хребты правобережья Амударьи [1]. Очевидно, и все представленные варианты скульптурных изображений Будды выполнены из этого же материала (рис. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, рис. 2.5).  Это косвенно указывает на то, что все эти образы имеют своё происхождение из Северной Бактрии, так как скульптуры Гандхары в основном выполнялись из черного, зеленовато-серого шифера или красного песчаника добываемого на севере Индии [1].

Идентичное обрамление рассмотренных икон в виде килевидной арки, помещенные в нее различные сюжеты жизнеописания Будды с жестами мудрами, те же складки одеяния Будды, прическа, материал, архитектурное оформление обрамления в виде профилированных баз, сдвоенных консолей, коринфизированных капителей, грифонов - всё это говорит не только о сложившейся определённой иконографической традиции в буддизме в первых веках н.э., но и о том, что, возможно, эти скульптурные иконы имеют один источник возникновения. Вероятно, это была Северная Бактрия и такие иконы изготовлялись в одной мастерской, где традиции ваяния, зародившись, передавались из поколения в поколение. Не должна вводить в заблуждение традиционно индийская форма килевидной арки, так как бактрийские мастера в странствиях могли видеть буддийскую архитектуру в Индии, и воспроизводить её в миниатюре, или же, первые образцы выполнялись пришлыми мастерами из Индии. В любом случае все это говорит о глубоких культурных связях Средней Азии и Индии в древности.

Горельеф из Фаяз-тепе (рис. 1.1), в этом ряду, вероятно, можно считать прототипом, в виду того, что оформление скульптурной иконы по сравнению с другими образцами гораздо скромнее и сюжет не выходят за рамки внутреннего пространства килевидной арки.  В других иконах мы видим дальнейшее усложнение композиции за счет появления дополнительных образов на пилястрах, у основания всего горельефа и грифонов на капителях (рис. 1.2, 1.3, 1.4, рис. 2.5).

Помимо почитания, являясь визуальным воплощением идей буддизма, эти иконы играли важную роль в их распространении на ранних этапах формирования учения. Из этих примеров мы увидели, что в первых веках н.э. сложился вид буддийской скульптурной иконы, с одними из первых антропоморфными изображениями Будды и легендами из его жизни. Таким образом, в первых веках н.э. сложилась определённая иконографическая традиция в буддизме, призванная через скульптурные образы и сюжеты помочь буддийским монахам в миссионерстве, начатом еще при царе Ашоке.



Рис. 3. Пещерный монастырь в Бхадже

Будда в святилище. Выполненные в горельефе вышерассмотренные архитектурные элементы иконы Будды из Фаяз-тепе, которые мы обозначили аркой и пилястрами, по сути, являются изображением проекций свода и колонн архитектурного сооружения, соответственно. Это сравнение основано на схожести формы килевидной арки иконы Будды с древними скальными святилищами Индии чайтья. Эти культовые сооружения появились в III в. до н.э., когда в Индии получил широкое распространение буддизм и появилась необходимость в культовых строениях. Чайтья представляет собой вырубленный в скале храм-молельню продолговатой формы с закруглением в конце зала, где установлена круглая ступа. Этот зал имеет два ряда колонн, образуя центральный неф и два боковых. Одни из известных памятников такого типа – чайтья в Бхадже II в. до н.э. (рис. 3), чайтья в Карли I в. до н.э., чайтья пещер Аджанты I в. до н.э. – VII в. н.э.

 


Рис. 4. Пещера Ломас Риши. Барабар.

В свою очередь, прототипами буддийских скальных святилищ чайтьи являются Барабарские пещеры – вырубленные в скале гроты III в. до н.э., в период правления маурийского императора Ашоки. Известны четыре пещеры, из которых Ломас Риши самый древний образец скальной архитектуры [4] (рис. 4).

Сопоставляя икону Будды из Фаяз-тепе с чайтья Индии, мы видим схожие архитектурные приемы, где в основу формы заложена килевидная арка (свод), опирающаяся на пилястры (колонны). В пространство, образуемое этой аркой в первом случае помещается горельефное изображение Будды, во втором – ступа (до появления антропоморфных символов). 

Формы и элементы архитектуры Древней Индии иконы Будды из Фаяз-тепе получили греческую обработку в виде коринфизированных пилястр, профилированных баз, гладких прямоугольных балок, выступающих под килевидной аркой: здесь они представлены в виде сдвоенных консолей. 



 Рис. 5. Эволюция архитектурных элементов: от ведической гражданской архитектуры к буддийской культовой.

Рассмотренные нами архитектурные элементы каменной архитектуры чайтья, которые в свою очередь нашли свое отражение в оформлении иконы Будды из Фаяз-тепе, имеют более древние корни. Считается, что каменная архитектура скальных святилищ чайтья отразила в своих формах архитектуру деревянного зодчества ведического времени (рис. 5). Формы, конструктивные элементы, художественные приемы деревянного зодчества Древней Индии, вплоть до мельчайших деталей воспроизводятся в скальных святилищах чайтья. К примеру, килевидная арка с высоким щипцом поддерживаемая гнутыми деревянными дугами в ведический период служила кровлей множества гражданских строений. По мнению специалистов, такая форма была обусловлена климатическими особенностями региона и защищала жилища и другие постройки от проливных дождей [4]. 

С другой стороны, килевидная арка образа Будды из Фаяз-тепе может рассматриваться в качестве модели наземного храма. Подобные храмы мы видим в реконструкциях, выполненных по сохранившимся планам храмов Таксилы и Санчи, имеющих апсидальное завершение и килевидную арку на фасаде, как и скальные храмы – чайтья. 

Овальная ниша скульптурной иконы из Фаяз-тепе и своды скальных храмов, имеют более древние корни и с космологической точки зрения символизируют небосвод.



Рис. 6. Геометрическая гармонизация иконы Будды из Фаяз-тепе (Анализ авт.)

Геометрическая гармонизация иконы из Фаяз-тепе. Очевидно, создавая икону Будды из Фаяз-тепе мастера основывались на определенной системе пропорций. Проведя геометрический анализ скульптурной иконы, мы увидим, что геометрический ключ построения этой композиции, основан на пятиконечной звезде, которая, в свою очередь, скрывает в себе золотое сечение (рис. 6). Золотое сечение – это соотношение, получаемое делением отрезка на две части, большая часть которого относится к меньшей, как весь отрезок к большей. Это отношение равно значению 1,618.

Так, высоту всей иконы (А) делим на две части в точке опирания килевидной арки на капитель пилястры. Таким образом, получаем высоту арки (B) и высоту пилястры с капителью (С). Высота килевидной арки находится в «золотом соотношении» с высотой пилястры: A/B=B/C =1,618.

Более того, ширина ниши между двумя пилястрами (B) равна той же высоте килевидной арки (B), а значит ширина ниши находится в «золотом соотношении» с высотой арки.

В «золотом соотношении» находится не только обрамление иконы, но и сам образ Будды. Золотые пропорции здесь выражаются отношением туловища к лику с ореолом Будды, а также взаимодействием его в целом с обрамлением иконы. Туловище Будды и руки с жестом дхаяна-мудра вписываются в правильный пятиугольник со стороной (D). Продлив эти стороны (D) до их пересечения, получаем правильную пятиконечную звезду с десятью гранями (С) и пятью диагоналями (А).

Пентаграмму еще Пифагор называл математическим совершенством, так как она скрывает в себе золотое сечение. В этом звездчатом многоугольнике диагональ, грань и сторона вписанного пятиугольника находятся в «золотом соотношении».

Таким образом, получается, что основание пятиконечной звезды равно ширине ниши (B), а диагональ звезды (А) равна всей высоте иконы (А). Здесь грань звезды (С) находится в таком соотношении золотого сечения со стороной пятиугольника (D), в каком вся диагональ звезды (А) относится к сумме первых: C/D=A/(C+D)=1,618, где C+D=B. 

Как мы уже выяснили высота всей иконы равна диагонали пятиконечной звезды. Примечательно, что середина горизонтальной диагонали (А) проходящая в районе подбородка Будды, является центром окружности, описанной через две точки конечностей звезды и верхом и низом иконы.



Геометрическая гармонизация образа Будды из Фаяз-тепе (анализ авт.)

Голова Будды расположена в так называемом «золотом треугольнике» - вершине пятиконечной звезды. Стороны этого равнобедренного треугольника (С) находятся в золотом соотношении с основанием (D) этого треугольника: C/D=1,618. Этот «золотой треугольник» вписывается в логарифмическую спираль, образованную последовательным делением сторон треугольников в золотых пропорциях. Она показывает, гармоничное положение глаз Будды относительно всей композиции иконы, отмечая, при этом, верхнее положение ниши. Здесь же, этот «золотой треугольник» отмечает гармоническое отношение фигуры Будды с внутренним очертанием ниши: имея свое основание в районе подбородка, вершиной упирается в овальную арку ниши. Более того, ореол вокруг головы Будды, образованный круглой кроной дерева Бодхи, в диаметре равен грани пятигранника, а значит и основанию «золотого треугольника» (D).

Пятиконечная звезда опирается своими углами на две капители пилястр в точках делящих стороны треугольников, по принципу логарифмической спирали, в пропорциях золотого сечения. 

В целом, основные элементы композиции иконы образа Будды, ниши и обрамления соотносятся в «золотых пропорциях»: A/B=B/C=C/D=1,618.

Также, в расположении рук Будды с жестом дхаяна-мудра (мудра медитации), образующих пятиугольник, можно усмотреть гармонию пяти скандх (привязанности): медитация позволяет достичь контроля над ними или же полностью освободиться от них, достигнув нирваны. 

Прослеживая путь развития скульптуры Северной Бактрии и её первоначальной области формирования - Гандхары, можно с уверенностью сказать, что образ Будды из Фаяз-тепе представляет собой вершину этого творческого пути. Совершенные пропорции умиротворенного лица и тела, строгость линий и сдержанность образа, очевидно, результат выработанных за века канонов красоты, ведь этот горельеф вобрал в себя лучшие черты местной, индийской и греческой культур, став результатом их взаимодействия. 

 

 ЛИТЕРАТУРА:


Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. – Москва: Искусство, 1982. – 288 с.

Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. – Москва: Искусство, 1982. – 196 с.

Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.). – Москва: ИКЦ «Академкнига», 2002. – 286 с.

Том I: Всеобщая история архитектуры / Под редакцией Халпахчьяна О.Х. (отв. ред.), Квитницкой Е.Д., Павлова В.В., Прибытковой А.М. Второе издание, исправленное и дополненное. – Москва: Стройиздат, 1970. – 512 с., ил.


ИЛЛЮСТРАЦИИ:


Рис. 1. 1. simurgtravel.com; 2. Опубликовано Ajay Pawar; 3. mc-jpn.com; 4. za/pinterest/com. (Сравнительный анализ автора).

Рис. 2. mc-jpn.com

Рис. 3. webshus/ru «Пещерный буддистский монастырь Бхаджа» 

Рис. 4. brewminate.com «Art and Architecture of South Asia, Prehistory to 500 CE» By Dr. Arathi Menon.

Рис. 5. Том I: Всеобщая история архитектуры / Под редакцией Халпахчьяна О.Х. (отв. ред.), Квитницкой Е.Д., Павлова В.В., Прибытковой А.М. Второе издание, исправленное и дополненное. – Москва: Стройиздат, 1970. – 393 с.

Рис. 6. Анализ автора.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ: