пятница, 5 ноября 2021 г.

АЙ-ХАНУМ - ГОРОД ГОСПОЖИ ЛУНЫ


Нурулин Тимур

 

Серебряный диск из храма с уступчатыми нишами. Ай-Ханум (ист.: zen.yandex.ru).


Ай-Ханум – единственный древнегреческий город в глубинах Средней Азии (Александрия Оксианская) [1], где эллинистическая культура представлена во всем своем многообразии. В первую очередь она нашла свое отражение в структуре города, его архитектуре. Это хорошо продуманный план города, учитывающий рельеф местности, стратегическое положение: Ай-Ханум клином разрезают сливающиеся две реки Пяндж (Амударья) и Кокча, обеспечивая защиту города с двух сторон. Ай-Ханум состоит из верхнего (акрополь) с цитаделью и нижнего города с административными и культовыми строениями. Археологами в нижнем городе были обнаружены: настоящий древнегреческий театр, огромный дворец, гимнасий, храмы, мавзолеи, жилые дома, арсенал и др.

Исследованием Ай-Ханум занимались французские археологи: первооткрыватель Д. Шлюмберже (1964), впоследствии широкомасштабными раскопками руководил П. Бернар (1965-1978). В частности, исследованием айханумского храма с уступчатыми нишами и других построек занимались А.-П. Франкфор, С.Б. Дауни, Ф. Грене и др. [4]. Руины этого городища расположены в Афганистане, у границы с Таджикистаном. После окончания миссии местные жители на городище варварски искали ценности: урон от их деятельности очевиден. С тех пор и до сегодняшнего дня, по понятным причинам, – это один из самых труднодоступных и сложных уголков на нашей планете, поэтому доступ археологам туда закрыт. А ведь еще не исследован акрополь, да и в нижнем городе осталось много вопросов.

План города Ай-Ханум (по П. Бернару)

И эта ситуация, как нам кажется, позволяет сегодня несправедливо оспаривать отождествление этого города с Александрией Оксианской, хотя более эллинистического города в Средней Азии не найти. Александр Македонский пробыл на территории Средней Азии недолго (329-326 гг. до н.э.). Естественно за это время такой масштабный город не построить, но заложить основу новому городу вполне он мог. Александр мог выбрать место для будущего города, расположение акрополя и нижнего города, проложить основную улицу, вдоль которой впоследствии будут возведены основные постройки города. Тем более, что план города Ай-Ханум имеет ярко выраженную ось в виде центральной улицы, проходящей через весь город. Вдоль нее в течении последующего столетия и производилась застройка. Анализируя планировки других городов Александра, в частности одной из известнейших, Александрии Египетской, и сопоставляя их с исследуемым нами городом, очевидно, город Ай-Ханум строился как одна из Александрий, естественно, с учетом местного ландшафта.

Ай-Ханум на карте Google

Археоастрономический анализ Ай-Ханум. Город спланирован с учетом ландшафта местности: его треугольная форма образована путем слияния двух рек Пяндж и Кокча. Очевидно, в древнейший период, до основания Ай-Ханум, река Пяндж протекала с восточной стороны города, а всхолмление в виде треугольника, где расположился Ай-Ханум являлось подножием горы. Это видно по находящемуся рядом круглому в плане поселению бронзового века, которое сохранилось лишь наполовину: в какой-то момент мощным потоком прорвались воды Пянджа через это городище, сформировав и рельеф будущего города Ай-Ханум.

Археоастрономический анализ плана города Ай-Ханум на совмещенной карте (анализ авт.)

Основная улица Ай-Ханум, проходящая через весь город спланирована поселенцами параллельно реке Пяндж, с целью рационального использования пространства города. Все престижные строения, такие как театр, пропилеи дворца, арсенал, храмы и мавзолеи своими фасадами выходят на эту улицу. В первую очередь их ориентация обусловлена расположением реки и повышенной части, где расположился акрополь.

Вместе с тем, эти же постройки, расположенные перпендикулярно центральной улице, открываются своими фасадами к восходу Луны в день летнего солнцестояния при склонении -28˚36` с небольшим отклонением (координаты Ай-Ханум 37˚10`02`` с.ш. и 69˚24`40`` в.д.).

Археоастрономический анализ плана города Ай-Ханум (на плане J.-C. Liger [3]) (анализ авт.)

Выделяется из общей планировки города огромный дворец, ввиду того, что он имеет другую ориентацию. Археоастрономический анализ дворца показал, что это строение при азимуте в 48˚ ориентировано на восход Луны в день зимнего солнцестояния (склонение -18˚18`). На восход Луны ориентирована и сокровищница при дворце.

Пропилеи, расположенные на основной улице Ай-Ханум, имеют своим продолжением парадный коридор, ведущий к дворцу. Этот коридор с пропилеями также имеет отличную от остальных построек города ориентацию. Азимут его равен 52˚, а это заход Луны в день зимнего солнцестояния при склонении +28˚36`.

Примечательно, что другой храм Ай-Ханум, расположенный за пределами города у его северных ворот, с азимутом в 54˚ ориентирован на восход Солнца в день летнего солнцестояния.

Таким образом, согласно археоастрономическому анализу плана города Ай-Ханум, ориентации основных сооружений уделялось особое внимание. Вероятно, это связано с астральными культами божеств почитаемых в этом городе. В древнегреческом пантеоне небесные светила ассоциировались с богами. Богиней Луны была Селена, отождествлялась с ней и Артемида. Богом Солнца был Гелиос, с солнечным светом ассоциировался и Аполлон.

Из археоастрономического анализа следует, что в Ай-Ханум особое место занимал культ Луны. Так основные постройки города, в том числе дворцовый комплекс, сокровищница и храм с уступчатыми нишами, имеют направление на восход Луны. Это означает не только, что культ лунного божества был одним из самых главных в Ай-Ханум, но и то, что город был под покровительством Луны, и ассоциированным с ней правителем: в древности известны священные браки между правителем города и богиней.

Культ Солнца в Ай-Ханум имел второстепенное значение – это объясняется расположением второго храма, ориентированного на восход Солнца, за пределами города.

Подтверждением распространенности астральных культов, бытовавших в городе Ай-Ханум, служит найденный в храме с уступчатыми нишами серебряный диск с изображением богини Кибелы, где на небосводе изображена триада светил: Солнце в образе Гелиоса, полумесяц и Венера.  

Серебряный диск из храма с уступчатыми нишами. Ай-Ханум (ист.: zen.yandex.ru).

Серебряный Диск из Ай-Ханум. Удивительный серебряный диск с позолотой был найден на городище Ай-Ханум в храме с уступчатыми нишами. Этот диск отражает мировоззренческие представления поселенцев Ай-Ханум. Основу композиции диска составляет движущаяся золотая колесница, запряженная двумя львами. На колеснице две женские фигуры, идентифицированные большинством ученых как богиня Кибела и Крылатая богиня Ника [1,2,4,6]. Колесница движется по горной местности в направлении городской стены, на вершине которой их встречает либо правитель города, либо жрец. Венчают композицию диска небесные светила: Солнце в виде изображения бога Гелиоса, Полумесяц и Венера.

Ближайшей аналогией айханумскому диску является находка фрагментов серебряного диска, найденного в храме Окса (Тахти-Сангин), с точно таким же сюжетом [4].  

Серебряное блюдо из Парабьяго (ancientrome.ru, фото: И.А. Шурыгин).

Более поздний, но очень похожий тематически диск был найден недалеко от Милана – серебряное блюдо из Парабьяго (IIV вв. н.э.). Здесь также основу композиции составляет богиня Кибела, движущаяся на золотой колеснице, запряженной львами. Ее сопровождает Аттис и три Корибанта, Солнце, Луна и другие. По сложности изображение превосходит диск из Ай-Ханум. 

На то, что это Кибела указывают ее атрибуты – это запряженная львами золотая колесница, corona muralis. А присутствие Ники – богини победы, возможно, подсказывает нам, что это победоносное шествие культа Кибелы на Восток, в частности приход этого культа в город Ай-Ханум. Но это не означает, что культ Кибелы с этого момента начинает преобладать в этом городе или регионе. На изображении мы видим присоединение данного культа к уже существующим: в верхней части диска изображена божественная триада Солнце, Луна и Венера. Божества и ассоциированные с ними небесные светила на этом серебряном диске покрыты позолотой, обозначающей их святость.

Уникальность данного произведения заключается в том, что этот диск отражает мировоззренческие представления поселенцев Ай-Ханум, и повествует нам о культах, распространенных в этом городе. Судя по диску почиталась триада небесных светил Солнце (Гелиос / Аполлон), Луна (Селена / Артемида), Венера (Иштар), а также Кибела и Ника. Соотношение греческих и месопотамских божеств, в данном случае, согласуется с общим направлением греко-бактрийской культуры, которая согласно выводу И.Р. Пичикяна опиралась на греческое и ахеменидское искусство [6].

По мнению И.Н. Коровчинского диск из Ай-Ханум одно из ранних свидетельств сближения образов Атаргатис и Нанайи [7]. Хотя на этом диске нет никаких намеков на синкретизацию божеств, и это отмечает П. Бернар [6], но мы можем заметить, что именно эти культы в будущем станут основой для среднеазиатской синкретической богини Наны, образ которой, как мы полагаем, сочетает в себе культы богов греческого пантеона и месопотамских божеств. Образ богини Наны мы хорошо знаем по сохранившимся изображениям из Бактрии, Хорезма и Согда. Это поздняя завершенная иконография этого образа в виде четырехрукой женской богини, восседающей на «троне» в виде льва, с поднятыми руками, держащими Солнце и Луну. На голове у нее корона в виде городских стен (corona muralis), унаследованная от Кибелы и дублированный полумесяц в этой короне, говорящий о ее происхождении от богини Артемиды. Солнце в ее руках – это наследие культа Аполлона. «Трон» в виде льва и звезду Венеру она унаследовала от богини Иштар.

Богиня Нана (Дьяконова Н.В. и Смирнова О.И.)

Судя по айханумскому диску, можно полагать, что синкретический образ среднеазиатской богини Наны впоследствии сложился из культов греческих (Гелиос / Аполлон, Селена / Артемида, Кибела) и месопотамских (Иштар) богов, и появился именно в Бактрии в среде смешанного населения.

Храм с уступчатыми нишами. Мужское или женское божество? Очевидно, храм с уступчатыми нишами, где был найден серебряный диск с изображением Кибелы, был связан с лунным женским божеством, а солнечному мужскому божеству был посвящен храм за пределами города, у его северных ворот. храм с уступчатыми нишами представляет особый интерес, так как археологи здесь нашли множество женских предметов, но найденный здесь фрагмент стопы главной статуи, принадлежащий, по мнению большинства исследователей Зевсу [1,4,6], вызывает определенные противоречия в идентификации храма. В этом и есть основная проблема, для решения которой, как нам кажется, необходимо вернуться к исследованию данного артефакта.

 

План храма с уступчатыми нишами по П. Бернару.

В центральной части города Ай-Ханум расположен храм, выходящий своим фасадом на главную улицу города. Так называемый храм с уступчатыми нишами расположен во дворе, окруженным служебными помещениями. С улицы доступ в теменос храма осуществлялся посредством небольших пропилей с двумя колоннами.

П. Бернар датирует храм III в. до н.э., или концом IV в. до н.э. [1]. Свое название храм получил благодаря своему внешнему оформлению уступчатыми (ступенчатыми) нишами, что отражает его передневосточное происхождение [4]. План строения разделен на две основные части: самое большое помещение вестибюль и второе помещение разделенное, в свою очередь, еще на три помещения, с центральной целлой. Если архитектуру храма многие авторы бесспорно относят к восточной традиции, то культовая принадлежность храма до сих пор вызывает споры, хотя уверенность в том, что он был посвящен греческому божеству сомнений нет [4].

В целле храма была установлена статуя божества, которому был посвящен храм. На постаменте была найдена всего лишь часть мраморной стопы достаточно крупной статуи. Считается, что ступня принадлежит мужской скульптуре. П. Бернар определил, что стопа принадлежит Зевсу. Этот вывод основан на боковой части сандалии скульптуры, где изображен, как видит автор, крылатые молнии Зевса (перуны). «Эта статуя – Зевс, сидящий на троне, каким он изображен на греко-бактрийских и индо-греческих монетах со скипетром в одной руке и орлом или Никой в другой». Эту точку зрения утвердительно поддерживает Б.А. Литвинский, хотя А.-П. Франкфор выражает свои сомнения по этому поводу и полагает, что соотнесенность храма с Зевсом маловероятна, а храм относится к одному или нескольким бактрийским божествам [4].

Стопа культовой статуи, найденная в храме с уступчатыми нишами по П. Бернару [2].

Проблема интерпретации храма основана именно на соотнесении центральной мраморной статуи с Зевсом, хотя множество других находок в этом храме принадлежат женскому божеству. А.-П. Франкфор даже, в начале своих исследований, допускал принадлежность храма сразу и мужскому и женскому божествам [4].

По нашему мнению, храм с уступчатыми нишами принадлежал женскому божеству, соответственно, и статуя, установленная в этом храме, была женской. Такая позиция решает проблему интерпретации храма. Достаточно крупные размеры мраморной стопы (в три раза больше реальной), вероятно, и привели исследователей к суждению о том, что она принадлежит мужской статуе, хотя анатомически мужскую стопу от женской отличить очень сложно. И еще один момент, изображение атрибутов Зевса в виде крылатых молний в боковой части сандалии не обязательно могли свидетельствовать о принадлежности всей статуи Зевсу. А.-П. Франкфор в одной из последних работ, привел убедительный пример того, что пучок молний с крыльями мог изображаться и в присутствии женской богини. Это изображение Афины-Нанайи (авт. Артемида-Нанайя?) из Селевкии на Тигре. Здесь богиня изображена в профиль, а над головой изображены такие же крылатые молнии какие мы видим на сандалии из Ай-Ханум. Франкфор также допускает, что божество из храма Ай-Ханум могло быть женским, и молнии могли быть атрибутом Артемиды, Афины или Кибелы. Следует заметить, что в итоге автор приходит к выводу, что это божество вод Окс-Вахшу [2].

Молнии Зевса могли сопровождать других богов и как признак принадлежности к классическому пантеону богов, где Зевс – верховный бог, а также отмечать потомков Зевса из этого пантеона: Артемиду, Афину и др.

Исследователи сходятся во мнении, что происхождение статуи греческое, отмечая высокое качество исполнения скульптуры, утолщенную подошву и систему ремней сандалии [1,4]. На то, что это фрагмент именно греческой статуи указывает и греческий тип стопы, где большой палец всегда меньше второго. В виду этого, очевидно, что изображаемое божество было греческим.

Выделяя на передний план атрибут Зевса в виде пучка молний, исследователи упускают из внимания другие изображения на сандалии, называя их чисто декоративными [4]. На наш взгляд, это не справедливо, в виду того, что эти изображения занимают центральное положение. Это крупная пальметта в обрамлении в форме сердца и два цветка по обе стороны пальметты.

Стопа статуи Артемиды – Дианы Версальской (Лувр) (фото: Marie-Lan Nguyen)

Полагаем, что изображения на сандалии в виде пальметт, цветов, а также крылатых молний – атрибуция женского божества. Вероятно, эта стопа принадлежала статуе Артемиды – популярной древнегреческой богини растительного и животного мира, богини охоты, богини Луны. Такая же пальметта в сердцевидной форме украшает более позднюю сандалию римской копии греческой скульптуры Артемиды – Дианы Версальской (I-II вв. н.э.), хранящейся в Лувре. Похожий сердцевидный элемент украшает сандалии брата-близнеца Артемиды – Аполлона Бельведерского (330 – 320 гг. до н.э.), правда без пальметты. Пальметта в Месопотамии атрибут богини Иштар. Но изображение пальметты на сандалии из Ай-Ханум – греческого типа, повторяет сходные изображения, найденных здесь же пальметтовидных антефиксов III в. до н.э.

Архитектура храма с уступчатыми нишами, по мнению П. Бернара и Г.А. Пугаченковой, относится к восточной традиции. П. Бернар, исследуя айханумский храм, привел аналогии храмов Артемиды, Атаргатис, Адониса из Дура-Европос [4]. На наш взгляд особый интерес представляет храм Артемиды. Планировка храма с уступчатыми нишами находит близкие аналогии с храмом Артемиды I в. до н.э. из Дура-Европос. Храм Артемиды также разделен горизонтально на две части, где вход организован через большой вестибюль, а доступ во вторую часть осуществляется через центральный проем, расположенный напротив главного входа. Вторая часть, также как в храме с уступчатыми нишами здесь разделена на три помещения, среднее из которых больше боковых. И храм Артемиды, и храм с уступчатыми нишами расположены в теменосе окруженном помещениями, вход в который расположен напротив входа в храм, но имеет небольшое смещение влево. 

Слева направо: Храм с уступчатыми нишами Ай-Ханум (A.-B. Pimpaud) [3] и храм Артемиды из Дура-Европос (из статьи Литвинского Б.А., Пичикяна И.Р. [4]).

Примечательно, что в обоих случаях за входом в теменос расположен алтарь одинаковой ступенчатой формы. Тождественны эти два храма и своими размерами, по фасаду это около двадцати метров. Айханумский храм древнее, он относится к III в. до н.э. Такая близость этих храмов, вероятно, свидетельствует о том, что храм Артемиды в Дура-Европос был построен переселенцами из Ай-Ханум, тем более, что, по мнению археологов, после 150 г. до н.э. храм с уступчатыми нишами был разрушен, а идентификация более поздней версии этого храма в Дура-Европос как храма Артемиды может указывать на то, что и храм с уступчатыми нишами в Ай-Ханум принадлежал Артемиде.

Полумесяц из храма с уступчатыми нишами Ай-Ханум (ист.: afg-hist.ucoz.ru).

Более того, в храме с уступчатыми нишами, где была установлена статуя было найдено множество артефактов, принадлежащих именно женскому божеству [4]. Археологами был найден медный полумесяц с женским лицом III в. до н.э., который, как мы полагаем, мог быть атрибутом богини Селены, ассоциированной впоследствии с Артемидой. В храме также был найден скарабеоид с изображением собаки – спутница Артемиды. Кстати, это самая ранняя находка из Ай-Ханум, совпадающая с приходом Александра Македонского в Бактрию и уточняющая дату основания города [6]. Это и раннее упомянутый серебряный диск с изображением Кибелы и триады небесных светил, и женские изображения на бронзовой ручке сосуда. В вестибюле храма с уступчатыми нишами были найдены две пристенные скульптуры с изображением женского (Артемида?) и мужского лиц, определенные П. Бернаром в качестве масок. Следует заметить, что терракотовые маски находили и в святилище Артемиды Ортии (Орфии) в Спарте [8]. Что касается мужской маски, как нам представляется, то она могла быть скульптурным изображением правителя города, или его основателя. Тем более, что П. Бернар заметил, что мужская маска в отличии от женской, имеет явно портретные черты.

Ай-Ханум. Маска с изображением женского лица из храма с уступчатыми нишами (ист.: afg-hist.ucoz.ru).

Образ древнегреческой богини Артемиды не противоречит находкам в храме с уступчатыми нишами, так как богиня Луны Селена уже в то время могла отождествляться с Артемидой. Также Артемида могла ассоциироваться и с Кибелой, как покровительница городов. В таком виде наш образ «Айханумской Артемиды» близок малоазийской Артемиде Эфесской, статуя которой была установлена в одном из чудес света – храме Артемиды Эфесской. Артемида Эфесская изображалась в статичной форме, на груди ее изображены мужские и женские фигуры, украшена она также различными плодами и животными. Голову Артемиды Эфесской венчает корона в виде башни (corona muralis), унаследованная от Кибелы, обрамленная сзади огромным диском полной Луны.

«Иконография древнеиранской богини Анахиты могла сопоставляться с Артемидой, ее статуи, скорее всего, создавались греческими скульпторами» [5]. Вероятно, из этого можно полагать, что установленная в храме с уступчатыми нишами статуя Артемиды равно устраивала, как греческое население Ай-Ханум, так и иранское.

Артемида Эфесская. Национальный музей археологии Неаполя (фото: Marie-Lan Nguyen)

Заключение. Согласно археоастрономическому анализу основные постройки нижнего города Ай-Ханум ориентированы на восход Луны, в частности храм с уступчатыми нишами, который, вероятно, был посвящен женскому лунному божеству. Второй храм, расположенный за пределами города, своим фасадом раскрывается к восходу Солнца. Это говорит о том, что культ Солнца в Ай-Ханум занимал второстепенное положение, а одним из главных был культ Луны. О бытовавших астральных культах в Ай-Ханум может свидетельствовать и серебряный диск из храма с уступчатыми нишами, отражающий мировоззренческие представления айханумцев, где изображены греческая богиня с фригийскими корнями Кибела и триада астральных божеств (Солнце в образе Гелиоса / Аполлона, Луна, ассоциированная с Селеной / Артемидой и Венера символ месопотамской богини Иштар). Эти культы, по нашему мнению, впоследствии воссоединятся в единый синкретический образ среднеазиатской четырехрукой богини Наны. Этот диск с изображением Кибелы, а также другие женские предметы, найденные в храме с уступчатыми нишами в виде полумесяца с лицом богини, скарабеоид с изображением собаки, вероятно, свидетельствуют о принадлежности храма с уступчатыми нишами женскому божеству. По нашему мнению, храм Ай-Ханум был посвящен Артемиде. Стопа, интерпретированная многими учеными как нога Зевса, очевидно, принадлежала богине Артемиде. Растительный орнамент в виде пальметты и цветков вполне мог быть атрибутом этой богини, а пучок из молний мог сопровождать ее как потомка Зевса. Образы Кибелы и Селены, найденные в храме с уступчатыми нишами, ассоциировались с «Айханумской Артемидой», также как малоазийская Артемида Эфесская изображалась в стенной короне Кибелы и с диском Луны. Но самым главным аргументом в пользу интерпретации святилища Ай-Ханум как храма Артемиды, на наш взгляд, выступает более поздний храм из Дура-Европос, посвященный также Артемиде, который в точности повторяет планировку храма с уступчатыми нишами.

Видимо, недаром народная память сохранила до наших дней название данной местности  «Ай-Ханум» (Госпожа Луна), под покровительством которой и находился древний эллинистический город в глубинах Азии.

 

 

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

 

1) Bernard P. Quatrieme campagne de fouilles a Ai Khanoum (Bactriane). – CRAI, 1969.

2) Henri-Paul Francfort Ai Khanoum ‘Temple with indented niches’ and Takht-i Sangin ‘Oxus temple’ in historical cultural perspective: outline of a hypothesis about the cults / PARTHICA INCONTRI DI CULTURE NEL MONDO ANTICO / Essays in memory of Boris Anatol’evich Litvinsky. – Pisa – Roma, 2012.

3) Laurianne Martinez-Seve Ai Khanoum after 145 BC. The Post-Palatial Occupation / ANCIENT CIVILIZATIONS FROM SCYTHIA TO SIBERIA

4) Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -503 с.: ил.

5) Попов А.А. Греко-бактрийское царство. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 240 с.

6) Пичикян И.Р. «Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды», М. «Наука», ГИВЛ, 1991 стр. 259-261.

7) Коровчинский И.Н. Диск из Ай-Ханум и культы женских божеств позднеантичной Центральной Азии // IX Международная конференция «ЛОМОНОСОВ - 2002»

8) R.M. Dawkins The Sanctuary of Artemis Orthia at Sparta London: MacMillan and Co., Limited, 1929 The Society for the Promotion of Hellenic Studies; Supplementary Paper No.5

 

                                                                                               

среда, 22 сентября 2021 г.

ОДНО БЛЮДО ИЗ ШАШТЕПЫ (РЕКОНСТРУКЦИЯ ПО ФРАГМЕНТУ)

 Нурулин Тимур


Реконструкция блюда из Шаштепы по фрагменту (рек. авт.)

   Глазурованная керамика, роспись охристой и темно-коричневой красками по белому ангобу, прозрачная глазурь. XI век. Найдена на археологическом памятнике Шаштепа. Датирована по аналогам, найденным раннее на Шаштепе, которые представлены ниже.
   Изображение строится по принципу центральной симметрии.
   Рисунок сложный, представляет собой переплетённые ленты, образующие своеобразный узел, похожий на знак бесконечности. Промежутки заполнены растительным орнаментом.
   Кайма блюда украшена тонкими белыми линиями на темно-коричневом фоне, расположенными под определенным углом, что придаёт всей тарелке динамичный вид.


Прорисовка. Реконструкция блюда из Шаштепы по фрагменту (рек. авт.)


Фрагменты чаш. Шаштепа. XI в. 
( Из книги  С.Р.Ильясова, Дж.Я.Ильясов, Р.А.Имамбердыев, Е.А.Исхакова
 «Нет блага в богатстве…». Глазурованная керамика Ташкентского оазиса IX–XII 
веков. — М.: Фонд Марджани, 2016. – 596 с.: ил.)




вторник, 21 сентября 2021 г.

ШАШТЕПА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ

 Нурулин Тимур


3D-разрез храма Шаштепа.

В лучах восходящего Солнца.

 (реконструкция авт.)

   Шаштепа – древнейшее городское образование в границах современного Ташкента. Этот памятник относится ко II в. до н.э. (дата основания Ташкента). Расположен на юго-западе столицы в новом Янгихаётском районе. Вблизи памятника протекает древний канал Джун. 

   Этот археологический памятник, на данный момент, представляет собой оплывший холм, который скрывает в себе множество культурных слоев, отражающих всю историю этой исторической области от IX в. до н.э. до XVI в. н.э. Здесь и бургулюкское поселение бронзового века, и древние захоронения номадов, и богатые дома караханидского времени… Но особый интерес представляет грандиозное строение II в. до н.э. – крестообразный храм, обведенный двойной круглой стеной.

   Всё это мы знаем благодаря археологическим раскопкам на этом памятнике, которые берут свое начало аж в 1896 году. Но значительные работы начались здесь в 1982 году и продолжились в 2000 году Ташкентской археологической экспедицией под руководством М.И. Филанович. Результатом этих раскопок стали монографии об этом памятнике, материалы которых мы и использовали для воссоздания максимально точной реконструкции храма Шаштепа.

   Шаштепа представляет собой достаточно крупное сооружение среди подобных построек Древнего мира. К примеру, его диаметр кольцевой стены равный 60 м сопоставим с круглым храмом Кой-Крылган-Кала и теменосом Гонур-Депе и почти в два раза больше Стоунхенджа. Величественное строение.

   В центре строения расположено центральное квадратное строение, обведенное коридором. К сторонам квадратного объема пристроены трапециевидные башни – очень редкий прием в архитектуре: обычно башни расположены по углам строения. В помещения этих башен можно было попасть изнутри строения по обводному коридору. Таким образом, центральный объем строения имеет крестообразную форму, который обведен двойной кольцевой стеной, с коридором. Вход во все сооружение расположен в южной части этого кольца.

   Выстроено здание из пахсовых блоков и сырцового кирпича различных размеров. Коридорообразные помещения перекрыты сводами, выполненными в технике наклонных отрезков. Центральный квадратный объем, очевидно, был выстроен значительно выше окружаюших его коридоров и башен. На это косвенно указывает ползучий свод помещения №3, выступающий в качестве контрфорса. 

   3D-разрез храма Шаштепа выполнен по оси СЗ - ЮВ - траншее прорезанной еще в 1896 г., которая обнажила основные своды строения. Начало этих сводов мы можем наблюдать и сегодня. Виртуальная реконструкция данного памятника основана на археологических планах, стратиграфических разрезах, текстовом описании объекта авторов раскопок (реконструкция авт.)

   Интересна ориентация храма, углами по сторонам света, что дает основание видеть в нем подобие румба компаса. Археоастрономический анализ плана Шаштепа показал, что башни, пристроенные к кольцевой стене с ее восточной стороны ориентированы на восход Луны и Солнца.

   Идея уникальной планировки храма в виде мандалы, отсылающая нас к мировоззренческим представлениям древних индоевропейцев о Вселенной, здесь предстает перед нами в завершенном виде. В последствии, мы можем наблюдать точно такие мандалы в тибетском буддизме.

   Как мы видим – это монументальное строение возведено по глубоко продуманному плану и в лучших строительных традициях того времени. Зодчие-жрецы этого храма, помимо строительных технологий, прекрасно владели знаниями в области математики и астрономии, которые применяли при возведении этого уникального строения. Такой вот древний храм-обсерватория ознаменовал начало зарождения городской культуры Ташкента, став его прародителем. 


понедельник, 13 сентября 2021 г.

ХРАМ АПОЛЛОНА В ДИДИМАХ (Археоастрономический анализ)

Нурулин Тимур


Археоастрономический анализ плана храма Аполлона в Дидимах (Google, анализ авт.)

   Храм Аполлона в Дидимах расположен в Малой Азии недалеко от древнегреческого города Милет. Это один из трёх крупнейших ионийских храмов античности наряду с храмом Артемиды в Эфесе и храмом Геры на о. Самосе. Относится примерно к VI в. до н.э. Храм построен из мрамора. Представляет собой диптер – с двойной наружной колоннадой и размерами 59х109 м. Наос храма Аполлона открыт только в одну сторону, в отличии от двух вышеупомянутых грандиозных ионических диптеров. К храму вела священная дорога, которая была оформлена статуями малоазийских правителей, подобно аллеям сфинксов, подходящих к храмам Древнего Египта [1]. 

 

Руины храма Аполлона в Дидимах (hotelatinc.com)

 Храм Аполлона в Дидимах имеет координаты 37˚23`06`` с.ш. и 27˚15`23`` в.д. Археоастрономический метод исследования позволил нам установить основное направление храма. Храм Аполлона имеет азимут равный 55˚. Зная координаты строения и его азимут, можно определить имеет ли его ориентация связь с небесными светилами. Оказалось, что имеет. Храм Аполлона в Дидимах ориентирован на восход Солнца в день летнего солнцестояния. 

   В свете проведенного нами анализа и выявления ориентации храма на восход Солнца в день летнего солнцестояния, факт расположения пронаоса храма только с одной стороны, получает свое рациональное объяснение: древние зодчие возвели храм Аполлона таким образом, чтобы первые лучи Солнца в этот день проходили ровно по оси строения, начиная от пронаоса, через вестибюль и попадали прямо в наос – святилище. То есть храм раскрывался восходящему Солнцу. Ведь храм посвящен Аполлону – богу света, который является олицетворением Солнца.

   Бранхиды. Для нас также храм Аполлона в Дидимах представляет интерес в свете возможной его связи с другим среднеазиатским древним городом Еркурганом и его храмами. В предыдущей работе нами производились первые шаги в установлении этих связей. Считаем важным здесь их повторить и дополнить http://civiltashkent.blogspot.com/2021/09/blog-post.html.

   Храм Аполлона в Дидимах предположительно построен в VI в. до н.э. Это был один из крупнейших храмов своего времени. Столь грандиозное строение Древней Греции, вобрало в себя лучшие достижения строительного дела тех времен, слава о котором разносилась далеко за пределы Ионии. 

   Еркурган датирован археологами также VI в. до н.э. [2]. Оказалось, что храм Аполлона в Дидимах расположен фактически на той же широте, что и городище Еркурган с его храмами. Как мы выяснили, храм Аполлона имеет азимут в 55˚, и это восход Солнца в день летнего Солнцестояния. Примечательно, что северная стена Еркургана с цитаделью также имеет азимут в 55˚ и также направлена к восходящему Солнцу, а святилище ориентировано своим фасадом к полуденному Солнцу. Хотя в Еркургане, как мы выяснили, особое значение имеют направления на восход и заход Луны.

   Поиски параллелей между этими двумя строениями Древнего мира основаны на истории о жрецах бранхидах, благодаря которым, возможно, знакомство народов Средней Азии с древнегреческой культурой произошло за полтора века до завоевательных походов Александра Македонского. В V в. до н.э. бранхиды – жрецы храма Аполлона в Дидимах близ Милета, во времена греко-персидских войн, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр впоследствии в своем Восточном походе разрушит основанный ими город. 

   По одному из предположений Э.В. Ртвеладзе бранхиды остановились именно в Еркургане [3]. Эта версия очень интересна, тем более, что, как нам представляется, прототипом святилища Еркургана планировочно является тот самый грандиозный храм Аполлона в Дидимах, руины которого сохранились и поныне. Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выходящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. 

   

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах (слева), план святилища Еркургана (справа) (сопост. авт.)

   Если это так, то здесь мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе. Но за отсутствием привычного строительного материала, такого как мрамор, при строительстве они использовали местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого, утолщались стены, упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений, получалось новое святилище. Но сохранялась основа прототипа в виде двухколонного зала и пронаоса перед ним. 

 

Фрагмент фриза стены Еркургана (слева), фрагмент фриза базы колонны храма Аполлона в Дидимах (справа) (сопост. авт.)

 Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде живописи центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах. 



ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:


1. Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.

2. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

3. Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.

четверг, 9 сентября 2021 г.

ЕРКУРГАН И АРХЕОАСТРОНОМИЯ (Богиня – покровительница города Еркурган)

Нурулин Тимур


Нурулин Т.С.   Еркурган и археоастрономия (Богиня - покровительница города Еркурган) // Материалы научного семинара «Сохранение исторического наследия: приоритет культуры над цивилизацией» в рамках шестых Рериховских чтений памяти Ю.Н. Рериха. – Ташкент, 2023. – С. 105-120.

Археоастрономический анализ плана Еркургана (анализ авт.)

 Еркурган – один из интереснейших древних городов Средней Азии, расположенный в Каршинском оазисе. Период сложения строительной деятельности на городище IX в. до н.э. – III в. н.э. Впервые археологические раскопки здесь проводил С.К. Кабанов в конце 40-х годов прошлого столетия. Городище широко стало изучаться с 1973 года Кашкадарьинской экспедицией Института археологии АН Узбекистана под руководством Р.Х. Сулейманова, который отмечает, что Еркурган типологически отличается от всех выявленных в Каршинском оазисе городищ, а его датировка говорит о том, что это один из древнейших столичных центров исторической области Нахшаб – юго-западного оазиса Согда [1]. 

   Город Еркурган по площади сопоставим с такими городами Древнего мира, как Милет, Микены, Гонур-Депе. Наибольшую протяженность порядка 700 метров имеет южная стена Еркургана. Общая площадь внутреннего города около 42 Га, внешнего – 150 Га.

   Город состоит из внутренней и внешней оборонительных стен. Эти стены построены в разное время. Самая древняя – внутренняя стена, которая сохранилась и поныне. Ее мы можем отчетливо наблюдать на спутниковых снимках. Она возведена в VI в. до н.э. и образует собой основное пространство города в виде неправильного пятиугольника. Усилена стена фланкирующими и угловыми башнями, среди которых особенно выделяется массивная юго-восточная башня овальной формы.  Еркурган имеет двое ворот в этой стене: на северо-востоке и юго-востоке. Многолетними исследованиями на уникальном городище археологами открыто типологическое разнообразие строений – это храмовые комплексы, дворец, мавзолей, цитадель III в. н.э., дахма III-II вв. до н.э., ремесленные кварталы и другие. Археологические исследования этого городища продолжаются.

   Нашим исследованием будет затронут внутренний город, стены которого были сложены в VI в до н.э., и которые сохранились до сих пор, а также постройки, расположенные внутри и за пределами этой стены. Еркурган в плане представляет собой сложную фигуру в виде неправильного пятиугольника. На первый взгляд, форма данного городища искажена, так как имеет отклонения от правильного пятиугольника и, соответственно, разные стороны. Но мы полагаем, что такое грандиозное сооружение имеет такую сложную геометрию не случайно. И, вероятно, загадка такой формы кроется в использовании древними определенных знаний в астрономии и математике. Ведь стены внутреннего города выстроены единовременно и по задуманному плану. Так ли это на самом деле, в этом нам поможет разобраться геометрический и археоастрономический анализы строения. 

   

Нахождение геометрического центра города Еркургана (авт.)

Геометрический центр. Для начала необходимо найти геометрический центр Еркургана, или барицентр. Это не простая задача, так как городище имеет фигуру неправильного пятиугольника ABCDE. Для этого необходимо разделить неправильный пятиугольник на две более простые фигуры: треугольник ABC и четырехугольник ACDE. Находим у этих фигур геометрический центр. У треугольника его найти очень просто: пересечение его медиан и есть барицентр. Центр неправильного четырехугольника находим посредством деления этой фигуры еще на два треугольника ACE и CDE. Снова находим центр каждого треугольника и проводим отрезок из центров полученных треугольников. Центр неправильного четырехугольника лежит где-то на этом отрезке. Чтобы узнать точное положение центра четырехугольника нужно повторить процедуру поделив его по-другому: на треугольники ACD и ADE. Находим их центры и соединяем отрезком. Пересечение двух отрезков и есть геометрический центр неправильного четырехугольника ACDE. Теперь соединяем отрезком центр треугольника ABC и центр четырехугольника ACDE. Геометрический центр неправильного пятиугольника лежит где-то на этом отрезке. Теперь необходимо повторить эти действия, поделив пятиугольник другим способом: на прямоугольник ABCE и треугольник CDE. Соединив их центры получим отрезок, на котором также должна находиться точка центра пятиугольника. Накладываем один отрезок на другой и получаем барицентр всего пятиугольника О – геометрический центр города Еркурган.

   Геометрический центр города Еркургана соединяем с пятью угловыми башнями. Таким образом получаем пять направлений из центра города. Теперь можно приступить к археоастрономическому анализу.

   

Археоастрономический анализ городища Еркурган (Google, анализ авт.)

Археоастрономический анализ. Еркурган имеет координаты 38˚56`56`` с.ш. и 65˚42`49`` в.д. Зная координаты города, следующим этапом измеряем углы относительно основной осевой линии расположенной строго на север, и проходящей через геометрический центр города. Это будут азимуты точек восхода и захода Солнца и Луны в дни летнего и зимнего солнцестояний (их мы будем сопоставлять с одноименной табл. Шарипова Ш.М.). 

   Следует отметить, что предварительный археоастрономический анализ Еркургана ранее проводился Булатовым М.С., хотя автор указывал, что на момент тех исследований архитектурные и обмерные планы городища еще не были опубликованы и материалов для работы было недостаточно. Но вместе с тем уже тогда автор отмечал, что «при создании структуры города Еркурган жрецы-зодчие стремились связать его с космосом, ориентируя его отдельные элементы на космические постоянные» [2].

   В виду этого, данное исследование мы считаем продолжением начатой работы Булатова М.С., которое значительно дополнено и имеет ряд уточнений, так как основывается на современных спутниковых снимках, аэрофотосъемках, обмерных чертежах и архитектурных планах Еркургана. Поэтому при совпадении наших результатов это будет обязательно указываться, при несовпадении – опускаться. Без пометок публикуются новые данные.

   Оказалось, что самая массивная овальная башня Еркургана D, имеющая азимут равный 113˚, направлена на восход Луны в день летнего солнцестояния (склонение -18˚18`). 

   Другая восточная башня C имеет азимут в 49˚ - это восход Луны в день зимнего солнцестояния (склонение -18˚18`).

   На заход Луны в день зимнего солнцестояния направлена западная башня A. Азимут этого направления равен -66˚ (склонение -18˚18`).

   Город Еркурган имеет двое ворот, расположенных на юго-востоке и северо-востоке. Направление юго-восточных ворот отмечается восходом Луны в день летнего солнцестояния с азимутом в 128˚ (склонение -28˚36`). Эти же ворота отмечены направлением из башни A в сторону восхода Солнца в день зимнего солнцестояния (азимут 120˚). Северо-восточные ворота же «открыты» восходу Луны в день зимнего солнцестояния при азимуте в 49˚ (склонение -18˚18`).

   Северная стена AB при азимуте в 55˚ имеет направление на восход Солнца в день летнего солнцестояния. На это указывал и Булатов М.С. [2].

   Более того, отдельно взятые строения Еркургана, имеют свои направления на космические константы. Два храма Еркургана расположены на восточной оси, исходящей из геометрического центра города. Это направление отмечает восход Солнца в день весеннего равноденствия. Этот же храм своим фасадом (айваном) раскрывается на юг, в сторону реки Кашкадарья, а также в сторону полуденного Солнца.

   Так называемый дворец, поднятый на высокой платформе, включает в себя и храмовую постройку с высоким пронаосом, отмеченный двумя колоннами и открытым перед ним двором. Этот пронаос имеет направление на восток и «ловит» первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия, так как весь дворец ориентирован по сторонам света.

   Цитадель Еркургана, расположенная в северной части города, ориентирована на восход Солнца в день летнего солнцестояния, как и вся стена AB. У Булатова М.С. тоже [2].

   За пределами внутренних стен города расположены еще два интересных объекта. На севере расположена дахма, а на юге, прямо у ворот – мавзолей. И дахма и мавзолей ориентированы по сторонам света, погребальная функция этих строений позволяет видеть связь их с восходом и заходом Солнца в день весеннего равноденствия.

   Следует заметить, что направления, связанные с восходом и заходом Луны и Солнца, которые совпадают с угловыми башнями Еркургана, свидетельствуют о том, что эти башни, в первую очередь, символизируют эти небесные светила, а ворота города, через которые также проходят азимуты точек восхода Луны и Солнца – посвящены этим светилам или их богам, под покровительством которых находился сам город. К примеру, в Древнем Вавилоне ворота были посвящены богам, одни из которых наиболее известны как ворота Иштар. Ниже мы вернемся к этой теме и попробуем ответить на вопрос: так под чьим же покровительством находился город Еркурган?

   

Геометрический анализ городища Еркурган (Google, анализ авт.)

   Геометрический анализ. Все стороны неправильного пятиугольника имеют различную длину. Но проведя геометрический анализ, оказалось, что длины этих стен находятся в определенной зависимости. Так опустив перпендикуляр из геометрического центра города на самую длинную стену ED, получаем середину этой стены и два равнозначных отрезка. Дадим каждому отрезку значение равное 1. Посредством окружности с центром E радиусом 1 переносим это значение на стену AE, и получаем точку а. Таким образом, получаем два отрезка Ea и aA, которые находятся в зависимости Ea/aA=√2. Продолжаем, переносим полученное значение 1/√2 посредством радиуса окружности с центром в точке А на стену AB и получаем центр этой самой стены b. Далее, через точку B прочерчиваем окружность радиусом равным 1/√2 и фиксируем точку ее пересечения со стеной BC. Через оставшиеся отрезки сС и Cd прочерчиваем окружность, радиус которой меньше радиуса окружности Bc ровно в 3 раза. Значит оставшиеся отрезки равны значению 1/3√2. 

   Значит и стена ED относится к AB как √2. В такой зависимости, основанной на значении √2 находятся длины стен внутреннего города Еркургана. Более того, дахма, расположенная за пределами стен города, находится в геометрической зависимости с основным городом. Так, Дахма Еркургана равноудалена от стены AB – это значит, что перпендикуляр, опущенный из центра дахмы делит сторону AB пополам, а точки A и B находятся на одинаковом расстоянии от дахмы. То есть, дахма и северо-западная стена города образуют равнобедренный треугольник.

   Использование неправильной фигуры в планировке Еркургана не единичный случай в архитектуре древней Средней Азии. Известны города и памятники эпохи бронзы древней цивилизации Маргуш, такие как Гонур-1 и Тиллятепе, имеющие в плане искаженные четырехугольники. Автор архитектурного исследования этих памятников Мамедов М. также задается вопросом по этому поводу: «Что это ошибка строителей или сознательное искажение формы?» [3]. Как мы показали, фигура в виде неправильного пятиугольника Еркургана не случайна, древние зодчие-жрецы намеренно придавали такую форму городу, обозначая его связь с небесными светилами. 

   Проведенный археоастрономический анализ Еркургана показал, что древние зодчие, владея знаниями в области астрономии и математики, стремились придать возводимому городу связь с небесными светилами. Это выражалось построением плана таким образом, чтобы угловые башни, стены, ворота или отдельные строения были направлены в сторону восхода и захода Луны и Солнца. Форма города Еркурган в виде неправильного пятиугольника обусловлена именно этим. Пространство самого внутреннего города ввиду этого рассматривалось как воспроизведение гармоничной Вселенной, где царил порядок. Над городом перемещаются небесные светила Луна и Солнце, символически выраженные в виде угловых башен. Две из которых в этом отношении наиболее выделяются – это юго-восточная массивная башня и северо-западная, которые связаны через геометрический центр города. Из этих точек, видимо, и производились астрономические наблюдения. Это было важно не только с точки зрения космологических представлений древних, но и для составления жрецами календарей, где отмечались важные даты посева и сбора урожая. Благоприятное же существование Еркургана зависело и от покровительства божества, которому был посвящен город.


Богиня – покровительница города Еркурган.

   

Богиня Еркургана из святилища храма (из книги Сулейманова Р.Х. Древний Нахшаб)

   Так под чьим же покровительством был город Еркурган? Кому были посвящены его храмы? На раскопках городского храма археологами были найдены обломки глиняной женской скульптуры [4], одним из крупных фрагментов которой был лик богини. Кроме этой значимой находки, были обнаружены и дополнительные находки в виде образов животных, таких как золотой кулон в виде ежа, агатовая фигурка лягушки, свинцовая фигурка змеи, агатовая фигурка Силена – греческое речное божество низшего ранга. Р.Х. Сулейманов, анализируя материальные атрибуты, сопровождавшие богиню Еркургана, приходит к выводу, что это была богиня водной стихии, плодородия. Исследуя широкий круг образов женских богинь Востока, таких как Ганга, Харахвати Ардвисура Анахита, Афродита Танаис, Нана и другие, автор полагает, что «богиня Еркургана, вероятно, была одной из важных богинь согдийского пантеона, схожей по своей сущности с Ардвисурой Анахитой зороастрийского пантеона, но в отличии от нее, сохранившей свои архаические особенности и своих спутников в виде представителей водной фауны» [1].

   Как нам кажется, в интерпретации образа богини Еркургана следует принимать во внимание еще ее одну редкую и очень важную особенность. Это изображение астральных символов на ее лике. На левой щеке изображен достаточно крупный солярный символ в виде круга в обводе из двенадцати точек, очевидно, образ Солнца. В лобной части лика - круг без внешних точек (полагаем, что полная Луна).

   Судя по всему, богиня Еркургана в общих чертах представляет собой синкретическое божество, сочетающее в себе функции богини-матери природы, покровительницы города, олицетворения небесных светил одновременно.

   В свете проведенного археоастрономического анализа Еркургана, и выявленных направлений башен и ворот города на Луну и Солнце, астральные символы лика богини приобретают особое значение. Еркурган изначально, согласно исследованию, был посвящен лунной богине, так как в его планировке преобладают направления на Луну, в том числе и основная самая массивная башня города. Ориентации Солнца же, напротив, подчинены основные постройки города. Направление ворот Еркургана на восход Луны, свидетельствуют о посвящении их лунной богине – покровительнице города, по подобию ворот Иштар Вавилона.

   Полагаем, что это была богиня Артемида-Нана. Под таким именем она известна из античного города на Евфрате Дура-Европос, покровительницей которого она была, и в котором в честь нее был установлен храм [1]. Очевидно, это та самая богиня, которая в процессе глубоких трансформаций приобрела законченный образ в виде Наны – популярной богини Хорезма, Согда и Бактрии. Хорошо сохранились изображения Наны, по которым можно судить об ее иконографических особенностях. Четырёхрукая богиня восседает на льве, в поднятых руках держит Солнце и Луну. Корона в виде навершия оборонительных стен, явно, говорит о том, что богиня Нана была покровительницей городов. Несомненна и ее роль, как богини плодородия. Корону в виде крепостных стен Нана унаследовала от древнегреческой Кибелы – богини, являвшейся олицетворением матери – природы, со схожими функциями богини Артемиды.

   

Изображения богини Наны (из статьи Дьяконовой Н.В. и Смирновой О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты))

   Как мы видим, и в случае богини Еркургана и богини Наны, особое значение имеют лунарно-солярные символы, разница лишь в иконографии изображения этих знаков: в первом случае они изображены на лике богини, во втором – в ее руках. В обоих случаях, богиня сочетает в себе функции лунного в первую очередь и солнечного божества. Дьяконова Н.В. и Смирнова О.И. не исключают вероятность существования в Согде нескольких иконографических типов изображения Наны (Анахиты) [5].

   Но есть еще одна очень интересная деталь, которая, как нам кажется, является ключевой – это повторение того же изображения полумесяца на короне в виде городских стен более поздних образов богини Наны. Это говорит о том, что богиня Нана, не смотря на множество функций, является в первую очередь богиней Луны. И подсказывает нам о своем происхождении от древнегреческой лунной богини – Артемиды. Другими словами, в космологическом отношении, город находившийся под покровительством богини Наны, ассоциировался древними с Луной. 

   Нана восходит к более древней месопотамской Иштар – богине плодородия, любви, войны, которая изображается стоящей на льве с луком в руках и планетой Венерой. С точки зрения иконографии, среднеазиатская Нана унаследовала от нее «трон» в виде льва, на котором первая на нем сидит, вторая – стоит, а также астральный символ (Иштар – Венера, Нана – Луна и Солнце), олицетворением которого и была богиня. Хотя, Нана и имеет ближневосточные корни, дополнительные лунарно-солярные функции, очевидно, она получила позднее под влиянием эллинистической культуры. 

   

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах близ Милета (слева) и святилище Еркургана (справа) (сопост. авт.)

   Считается, что знакомство народов Средней Азии с древнегреческой культурой произошло за полтора века до завоевательных походов Александра Македонского. В V в. до н.э. бранхиды – жрецы храма Аполлона в Дидимах близ Милета, во времена греко-персидских войн, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр впоследствии разрушит основанный ими город. По одному из предположений Э.В. Ртвеладзе бранхиды остановились именно в Еркургане [6]. Эта версия очень интересна, тем более, что, как нам представляется, прототипом святилища Еркургана планировочно является тот самый храм Аполлона в Дидимах, руины которого сохранились и поныне. Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выходящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. Если это так, то здесь мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе. Но за отсутствием камня они использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений получалось новое святилище, сохранившее в себе основу прототипа. Это касалось и скульптуры. Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде живописи центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах. «А что, если бранхиды, предавшие Аполлона, искали спасения у его сестры-близнеца Артемиды?».    

   

Фрагмент фриза стены из Еркургана (слева) и фрагмент фриза базы колонны из храма Аполлона в Дидимах близ Милета (справа)

   В древнегреческом пантеоне Аполлон бог света, олицетворение Солнца. Его сестра-близнец – Артемида богиня Луны. Также, Артемида – богиня охоты, покровительница всего живого на Земле. «В эллинистическое время Нана ассоциировалась с греческой Артемидой» [1]. В этой связи вернемся к находкам из храма-святилища Еркургана фигуркам животных. Возможно, фигурки ежа, лягушки, змеи, а также разновременные терракотовые фигурки оленя, коня, козла, кошачьих и других крупных животных, найденные на городище, являются подношением богине покровительнице диких животных – Артемиде. Это образы животных, которые, водились в данной местности. Кубаев С.Ш. анализируя находку в виде терракотовой плакетки в образе молодой девушки на памятнике Хантепа, расположенном вблизи Еркургана, видит в ней Артемиду. На точно такую же фигурку автор указывает и среди найденных терракот Еркургана [7].  Более того, направление башен и ворот города имеют своим направлением точки восхода и захода Луны. Ввиду этого, полагаем, что изначально город Еркурган был под покровительством лунного божества - Артемиды.

   Солярный символ изображенный на лике богини Еркургана, отсылает нас к образу Аполлона – брату-близнецу Артемиды, чья функция также слилась в единном образе синкретической богини Еркургана. Другое строение Еркургана, наполовину дворец и наполовину храм с пронаосом отмеченным двумя колоннами, открывается своим портиком к восходящему Солнцу в день весеннего равноденствия. Возможно, он и был посвящен Аполлону. А квадратный алтарь, поставленный между двумя храмами, один из которых святилище богини Еркургана, а второй под названием центральный храм, был посвящен либо Аполлону, либо Артемиде. Известно о постановке таких алтарей древнегреческим богам перед храмами.

   Таким образом, покровительницей города Еркурган была синкретическая богиня, совместившая в себе месопотамскую богиню Иштар, древнегреческую богиню Луны – Артемиду в одном лице с ее братом-близнецом – Аполлоном, также Кибелу. В сущности – это ранний образ богини Наны, впоследствии широко распространенный в Хорезме, Бактрии и Согде, известный в завершенной иконографии: четырехрукая богиня, держащая в поднятых руках Солнце и Луну… Дублированный полумесяц, расположенный в стенной короне Наны, нарочито подсказывает нам о происхождении этого образа от богини Луны – Артемиды. Учитывая сложносоставной образ богини Еркургана, и выделяя ее основные лунарно-солярные функции, по нашему мнению, корректно называть ее Артемида-Нана. Богиня, олицетворение Луны, чей образ получил символическое воплощение в башнях города. Ей также были посвящены ворота. Под ее покровительством и находился древний город Еркурган. 

  

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:


1. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2. Булатов М.С. Космос и Архитектура. –Ташкент: ИТД «СМИ-АЗИЯ», SMI-ASIA, 2009. – 288 С.

3. Мамедов М.   Древняя архитектура Бактрии и Маргианы. – Ашхабад: Культурный центр Посольства исламской республики Иран в Туркменистане, 2003. – 143 с.

4. Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.

5. Дьяконова Н.В,, Смирнова О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде // СА. 1967. №1. С. 74-83.

6. Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.

7. Кубаев С.Ш. Культ богини по терракоте Хантепа. Народы и религии Евразии. 2017. 12(3-4), 24-34.