Нурулин Тимур
Опубликовано:
Нурулин Тимур Мавзолей - символ генеалогии мира // MOZIYDAN SADO. – Ташкент, 2015. - №2.
Плодородные долины, горы, реки создавали благоприятные условия для
зарождения древних цивилизаций Средней Азии. В этой связи, гармония отношений
Человек – Природа, запечатленная Авестой, заняла особое место в
мировоззренческой культуре древних народов. Объекты растительного и животного
мира, являясь неотъемлемой частью жизни людей, рождают в сознании древних
мифопоэтические образы, объясняющие устройство мира. Так, у зороастрийцев рядом
с мировым морем Воорукаша растет дерево всех семян, на ветвях которого живет
мифическая птица Симург, дающее начало всем растениям и животным [1].
В мифологии многих древних народов (ассирийцев,
египтян, персов, саков и др.) встречается образ мирового древа, который олицетворял
связь неба и земли [2].
Дерево - идеальный образ, наглядно
отображающий троичную модель мира, в которой крона дерева с множеством
замысловатых ветвей и листьев отражает верхний мир, корневая система - нижний
подземный мир, ствол – реальный мир.
Активная вертикальная линия дерева являет собой связь между мирами, ось мира. Всемирный
закон цикличности, бренности материального мира, в масштабе Вселенной,
укладывается в едином образе дерева, сбрасывающим листву в осенний период и пробуждающимся
весной. На зороастрийских оссуариях, найденных в Ташкенте на берегу канала
Карасу в 1886 году [3], были изображены человеческие фигуры под деревом.
Очевидно, что эти изображения отражают представления древних о троичной
структуре мирового древа, и способствовали отправлению человека в загробный
мир.
Почитание деревьев занимает особое место и в
средневековой культуре Средней Азии. У мечетей, медресе, мавзолеев традиционно
высаживалось дерево. До наших дней вековые и вновь посаженные деревья можно
встретить возле многих культовых построек: тутовник во дворике рядом с
квартальной мечетью Кук-мечеть в Ташкенте (махалля Караташ), и перед пештаком медресе Кукельдаш, чинары у фасада мавзолея Юнусхана в
Ташкенте и во дворе мавзолея Джехангира комплекса Дорус – Сиадат в Шахрисабзе,
чинары рядом с захоронением Ходжа Ахрора Вали в Самарканде и многие другие.
Как правило, здание мавзолея строится на двух основных осях:
горизонтальной и вертикальной. Композиция среднего уровня мавзолея,
центрального зала с входным порталом, строится по горизонтальной оси: от входа
к видимой части захоронения – сагане. Вертикальная ось образуется посредством
всех трех уровней: купол-зал-склеп.
Мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура |
Горизонтальная
ось, как правило, продолжается за пределами мавзолея. В частности, на
территории комплекса Шейхантаур в Ташкенте до 30-х годов XX века сохранялась аллея сауров (местные деревья
хвойной породы), хотя к XV веку они уже
высохли. Эти священные деревья очень почитались местными жителями. Поныне
сохранился лишь один окаменевший ствол дерева саура, находящийся в мавзолее
Шейха Ховенди ат-Тахура. Суфийский шейх, последователь Ахмада Яссави, в 1355
году был похоронен у священных окаменевших сауров, на месте где в доисламские
времена находились зороастрийские святилища. Позднее на месте захоронения был
построен мавзолей [4].
Комплекс Шейхантаур |
От главного входа в комплекс (наст. ул. Навои) к
мавзолею шейха вела аллея. К мавзолею
отца Шейха Ховенди ат-Тахура Шейху Умару Вали, находящемуся в горном кишлаке
Богустан, также ведет тропинка пролегающая через сад с вековыми деревьями [5]. Возможно, именно эти примеры аллейной организации
культовых комплексов стали прототипами последующих
мемориальных ансамблей. Так от ворот до входа во второй двор
культово-мемориального ансамбля Зенги-ата XIV – нач. XX вв. до
недавнего времени вела тополевая аллея. Проложенная дорожка от дарвозы к
мавзолею Чупан-ата XVIII – XX вв. также обсажена по двум сторонам высокими
деревьями. Эту аллею из тополевых деревьев завершает портал мавзолея [6].
Зенги-ата |
Чупан-ата |
Рассмотренные примеры планировочной
структуры, с подводящей к мавзолею аллеей, видимо, следует рассматривать в
контексте распространения в Ташкенте, на ранних этапах, идей суфийских учений Ахмада
Яссави, а также Бахоуддина Накшбанди (Шейх Умар Вали, Ходжа Ахрор Вали).
Мавзолей Аль-Хакима ат-Термези |
К суфийской
святыне в Термезе, мавзолею Аль – Хакима ат – Термизи, также ведет аллея. Некоторые
мировоззренческие идеи Ат – Термези были переняты другим суфийским ученым Ибн –
Араби [7]. По его плану Судного Дня из рукописи «Футухат ал - Маккия», потомок
Темура Шахджахан строит совершенный мавзолей Тадж Махал в Агре [8]. Здесь
кипарисовая аллея (на оси добра и зла) завершается совершенным строением
мавзолея (Трон Бога).
Важно отметить, что это было не
копирование архитектурных приемов организации мемориальных комплексов, а
следование зодчими определенным канонам, базирующимся на философских идеях
суфизма.
Добавьте подпись |
Древние авестийские мировоззренческие представления о
Вселенной, построенной по трехчастной структуре мирового древа, как мы видим, находили
свое отражение в архитектуре средневековых культовых построек. В этой связи,
аллея может рассматриваться как направление к основному мировому древу -
мавзолею (Трон Бога).
Немаловажная роль в композиции мавзолея
отведена, также порталу и ориентации в пространстве всего сооружения.
В доисламский
период Ангренские и Пенджикентские наусы (наземные гробницы) (V-VIII вв.)
выделялись входным порталом, а курумы (подземные гробницы) имели дромосы [9],
ведущие к основному входу. Композицию этих раннесредневековых зороастрийских
погребальных сооружений, видимо, можно рассматривать в качестве прототипа
средневековых мавзолеев (Мавзолей Саманидов, мавзолей Араб-ата X в. и др.).
Ориентация древних зороастрийских культовых
строений была связана с восходом и заходом небесных светил над горизонтом. В
средневековье мечети и мавзолеи ориентируются, в основном, к городу Мекке. Речь
идет о тех самых горизонтальных осях, упомянутых выше, одна из которых
направляет человека к культовому строению (на оси портал), другая указывает
направление на священный город (на оси михраб) или светило. Так, на пересечении
двух осей строится трехуровневый мавзолей, по образу мирового древа.
Общие
выводы:
- Деревья, высаженные рядом с культовыми строениями,
олицетворяли связь духовного и материального миров. Эта средневековая традиция
является отголоском древних авестийских представлений о мировом древе.
- Архитектура мавзолеев уподоблялась образу мирового
древа, Вселенной.
Литература:
1. Сулейманов Р. Нахшаб–тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият,
2004. – 40 с.
2. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. – Алма-Ата:
Наука, 1984. – 176 с.
3. Булатова В.А., Филанович М.И. и др.
Раннесредневековые памятники на территории Ташкента // Древний Ташкент.
– Ташкент: Фан, 1973. – С. 112-113.
4. Голендер Б.А. Шейхантаур. Интернет сайт Мой город.
5. По материалам отделения фонда «Олтин Мерос» по Ташкентской области.
6. Булатова В.А., Маньковская Л.Ю. Памятники
зодчества Ташкента XIV-XIX вв. Ташкент, 1983.
7. Аль – Хаким ат – Термези. Свободная электронная энциклопедия
Википедия.
8. Аскаров Ш. Д. Архитектура
Темуридов. – Ташкент: San`at, 2009. – 144 с.
9.
Нильсен В.А. Становление
феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). – Ташкент: Наука, 1966. – 336 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий