пятница, 28 января 2022 г.

СВЯТИЛИЩЕ ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ

Нурулин Тимур


Опубликовано: Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2022. - N2-3. - С. 27-38.

3D-реконструкция святилища Еркургана. Айван (пронаос) (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Общий вид. На заднем плане видно дворцовый комплекс и цитадель (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Фасад (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Вход из айвана в святилище (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Интерьер святилища (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Общий вид. На заднем плане виден центральный храм в виде усечённой пирамиды (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Алтарь (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана. Алтарь (рек. авт.)

   В работе представлен опыт реконструкции святилища Еркургана (Р-1, Восточный холм), основанный на археологических планах, текстовом описании объекта [1], и типологии аналогичных строений.

   Святилище расположено в центре древнего города Еркурган (VI в. до н.э.) (точнее на оси его геометрического центра). От южных ворот к храму подводила улица. Перед святилищем была расположена большая площадь. Строение датировано археологами III в. н.э., хотя Р.Х. Сулейманов полагает, что в самом начале эллинистической эпохи на Еркургане уже существовало монументальное строение с колоннадой, предшествовавшее рассматриваемому нами храму. К такому выводу автор пришел, опираясь на находки баз колонн, которые вторично использовались в святилище Еркургана [1].

   

Еркурган на карте Google

   Планировка храма имеет осевое развитие: глубокий айван (пронаос) является преддверием основного святилища (наос). Строение, ориентированное по сторонам света, своим айваном раскрывается к югу. 

   Возведено строение из сырцового кирпича. Перекрытие прямоугольного помещения святилища с мощными стенами подпирали две круглые в плане колонны из жженого кирпича, окрашенные в красный цвет, на которых сохранилось изображение в виде двух человеческих фигур и контуры символических знаков [1]. В стенах по всему периметру расположены арочные ниши разных размеров. Напротив главного входа находилась самая крупная ниша, где, очевидно, устанавливалась статуя божества. По периметру стен расположены суфы.

   С фасадной стороны святилище было украшено нишами, в каждой из которых были установлены по две небольшие колонки [1]. 

   

План святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

   В айване сохранился только один ряд колонн с тремя каменными базами и одним тором [1]. Колонны айвана, вероятно, были деревянными или глиняными на деревянном каркасе и были окрашены, в связи с чем они и не сохранились. Айван по периметру обводили пристенные суфы, ввиду этого в реконструкции достраиваем еще два ряда колонн, чтобы айван покрывал и их.

   Стены святилища, айвана, а также ниши и колонны были покрыты богатой полихромной росписью. В помещении святилища, также были найдены фрагменты глиняной скульптуры с известным ликом женского божества. Основные цвета, найденные на стенах: красный, черный и белый. В айване был найден фрагмент изображения с ногой коня, перевязанной лентой. В самом святилище были расписаны колонны, а также ниши в виде сетки нанесенной красной краской. Здесь же был найден фрагмент с изображением лица человека. Характерной особенностью росписи можно выделить то обстоятельство, что изображения обрамлялись рамками [1]. В виду того, что росписи на стенах сохранились плохо в реконструкции мы передаем их лишь условно, обозначая мазками их присутствие.

  

План центрального и восточного холма (святилище Еркургана) (по Р.Х. Сулейманову)

 Между святилищем и центральным храмом археологами был найден удивительный алтарь с нишами. Он напоминает греческие алтари, которые ставились перед древнегреческими храмами и посвящались богам. В виду того, что мы идентифицировали храм Еркургана как храм Артемиды, впоследствии Артемиды-Наны, смеем предположить, что алтарь был посвящен Артемиде. Такие эллинистические прямоугольные алтари, правда гораздо проще, были найдены и в храме Окса. Исследуя оформление алтаря Еркургана, мы не смогли найти что-то похожее ни в одной древней культуре, так что, на данный момент, считаем его уникальным. Для того времени, такое оформление нишами в форме суперэллипса очень необычно. Единственное, что мы можем заметить, такое оформление в виде ниш и пилястр, возможно, – стилизация алтаря под колонный греческий храм. 

   Храм бранхидов. Изучая планировку святилища Еркургана обратимся к типологии сходных культовых строений, имеющих такую же структуру с айваном и собственно святилищем. Наиболее древним строением такого типа в Средней Азии считается храм Окса (Тахти-Сангин IV в. до н.э.), а к более поздним – храмы Пенджикента (V-VIII вв. н.э.).

   Но для начала обратимся к конкретному историческому событию, которое, вероятно, связано с городищем Еркурган. В последних своих работах Э.В. Ртвеладзе высказал предположение касательно локализации города бранхидов на Еркургане, в частности, отмечая архаические греческие черты скульптуры Еркургана [3], очевидно, намекая на ее сходство с головой из Микен 2 тыс. до н.э. Речь идет о фрагменте головы женской скульптуры с очерченными черной краской глазами и солярными знаками на лице, найденной в святилище Еркургана (хотя сам автор называет её мужской). 

Голова богини из святилища Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

    Мы же, в свою очередь, поддерживая данную локализацию поселения бранхидов в городе Еркурган, полагаем, что святилище Еркургана сохранило в себе архаические черты древнегреческой архитектуры. А конкретнее, мы считаем, что храм Еркургана был построен бранхидами – переселенцами из Милета по подобию храма Аполлона в Дидимах, того самого храма, где служили жрецы бранхиды. До завоевательных походов Александра Македонского в V в. до н.э. бранхиды, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр во время походов в Среднюю Азию разрушит основанный ими город. 

   Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выводящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. В этом мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе.

    Но за отсутствием камня древние греки использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений получалось новое святилище, сохранившее в себе основу прототипа. По сообщению археологов, святилище Еркургана хотя и имело очень мощные стены, постоянно нуждалось в ремонтных работах [1]. Это косвенно может указывать на то, что для строителей храма этот материал был малознаком. 

  

Фрагмент фриза стены из Еркургана (слева) и фрагмент фриза базы колонны из храма Аполлона в Дидимах близ Милета (справа)

  Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде меандра центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах.

Колонна храма Артемиды Эфесской [2]

   Две массивные колонны, расположенные внутри святилища Еркургана были украшены антропоморфными фигурами. Такой редкий способ изображения человеческих фигур на колоннах напоминает украшение основания колонн храма Артемиды Эфесской, где человеческие фигуры переданы в движении (процессия).

   Интересна планировка святилища Еркургана с наосом и сложным двойным айваном. Первый – пронаос, расположенный непосредственно у входа в святилище с четырьмя рядами колонн. Второй продолжает первый, но раскрывается еще шире. В реконструкции – это уже восемь колонн. На то, что в этом втором айване был ряд из восьми колонн указывает в первую очередь расположение суф вдоль стен. При таком же ступенчатом развитии айвана в плане более поздних храмов Пенджикента (V-VIII вв. н.э.) там этот ряд колонн во втором айване присутствует. В целом осевое развитие планировки храмов Пенджикента с наосом и ступенчатым айваном, суфами в этих же помещениях и росписями на стенах, двором перед айваном роднят их с храмом Еркургана. 

   В последнее время принято считать, что такие планировки генетически восходят к храму Окса (Тахти-Сангин IV в. до н.э.). И действительно, при такой же осевой организации плана, храм Окса имеет и святилище, правда четырехколонное и айван с четырьмя рядами колонн раскрывающийся на восток. Но на наш взгляд, хотя святилище Еркургана хронологически и относится к более позднему периоду относительно храма Окса, оно всё же сохранило в себе черты архаической греческой культовой архитектуры. Здание храма Еркургана не раз перестраивалось. По сообщению археологов, базы колонн святилища были вторичного использования. Р.Х. Сулейманов даже полагает, что в Еркургане до рассматриваемого нами святилища был грандиозный многоколонный храм [1].

Слева направо: Храм Окса, святилище Еркургана, храмы Пенджикента.

   Б.А. Литвинский и И.Р. Пичикян исследуя типологию храма Окса, наиболее близкими аналогиями ему считают восточные храмы огня около Суз, Кухи-Хваджа и в Персеполе. При идентификации этих сооружений как храмов огня большинством исследователей выделяется несколько характерных особенностей: наличие четырехколонного зала, обведенного коридором, айвана. При этом авторы выделяют и самый характерный признак храмов огня – это наличие атешгахов – скрытых помещений по сторонам айвана, где возжигался огонь. Такие атешгахи в храме Окса есть. Это позволило Б.А. Литвинскому и И.Р. Пичикяну определить храм Окса как храм огня. И это при всех сложностях идентификации архитектуры храма: наличие греческих алтарей в храме Окса, по признанию авторов исследования, делало культовую жизнь в храме сложной и разнообразной [5]. Но, на наш взгляд, при верной интерпретации функционального назначения храма Окса в качестве храма огня и выстроенной типологии восточных храмов огня, авторами совершенно не учитывается греческое влияние на архитектуру храма Окса. Наличие пронаоса с четырьмя рядами колонн ограниченного двумя стенами, а также наоса, уже не говоря о греческих алтарях и архитектурных элементах храма, отсылает нас к ранним греческим храмам. А аналогии восточных храмов огня с двухколонным портиком и четырехколонным залом, приведенные авторами, своей планировкой повторяют древнегреческие мегароны. Более того при такой планировке – это могли быть не совсем храмы огня, а дворцы-храмы, дворцы, где возжигался главный огонь города, и который поддерживал правитель. Они, в свою очередь, также восходят к мегаронам. Также, к примеру, как К. Рапен полагает, что Аядана в Сузах была не храмом, а дворцом [6].

   Ни обводных коридоров, ни четырехколонного зала, ни атешгахов в святилище Еркургана не было, а значит оно изначально не было храмом огня. Это был храм статуи. В последствии, на каком-то этапе здание всё же приспособили в качестве храма огня, здесь в святилище был установлен прямоугольный алтарь, где, видимо, возжигался огонь. 

План храма Аполлона в Дидимах (www.kannelura.info)

   Прототипом храма Еркургана, очевидно, был храм Аполлона в Дидимах – диптер (Диптер – тип древнегреческого храма, обнесенный двумя рядами колонн [4]). По нашему мнению, святилище Еркургана унаследовало от храма Аполлона в Дидимах двухколонный зал и пронаос с четырьмя рядами колонн, ограниченный двумя стенами. Но полноценного диптера в Еркургане мы не наблюдаем, а видим лишь его фасадную часть. Так, мы полагаем, появился второй широкий айван, скрывающий отсутствие двойного ряда колонн по торцам здания. Колонны поставлены одним рядом лишь на фасаде. Получился такой «ложный диптер». Вероятно, к такому решению древние строители пришли в виду экономических причин и отсутствия необходимых строительных материалов. К примеру, чтобы возвести храм Аполлона в Дидимах необходимо было 120 колонн (каменных баз, стволов и капителей). Для «ложного диптера» святилища Еркургана всего 16 колонн.

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах близ Милета (сверху) и реконструктивный план святилища Еркургана (снизу) (сопост. авт.)

   В этом отношении, с одной стороны, планировка храма Еркургана восходит к ранним греческим храмам, которые происходят из древних жилищ мегаронов, с другой, если принимать во внимание конкретное историческое событие с переселением бранхидов в Еркурган, мы имеем возможность привести в пример конкретное историческое строение – это храм Аполлона в Дидимах, который может служить прототипом для рассматриваемого нами святилища. Святилище Еркургана в свою очередь получило ряд преобразований, с учетом местных условий: строители воспроизвели только фасадную часть диптера, таким образом получился ступенчатый в плане айван.

   Одной из особенностей, отличающей святилище Еркургана от греческих храмов помимо наличия суф, было наличие ниш внутри храма. Как отмечает Р.Х. Сулейманов – чисто среднеазиатский приём [1]. В самой крупной из которых устанавливалась статуя. Эта центральная ниша значительно превосходит по размерам остальные. Вероятно, это было связано с тем, что она предназначалась для значительной по высоте статуи, превосходящей в 2-3 раза рост человека. Но по найденной голове женской статуи (примерно 25 см) видно, что она была сопоставима с ростом человека. Такая организация пространства святилища с глубокой нишей и найденной статуей свидетельствует о том, что это был храм со статуей. Ранее мы уже доказывали, что изначально святилище Еркургана было храмом Артемиды, впоследствии Артемиды-Наны. http://civiltashkent.blogspot.com/2021/09/blog-post.html?m=1

   Позже в святилище был установлен прямоугольный алтарь, где возжигался огонь и, видимо, храм со статуей стал храмом огня. На различных строениях Еркургана отмечается архаическая греческая основа, которая впоследствии замещается зороастрийскими элементами: строительство дахмы, ранний греческий храм в основании дворцового храма огня Еркургана, и ранний греческий храм Еркургана, который в итоге становится храмом огня. 

   В микрорельефе городища Еркурган заметно, что в северной части в пространствах между святилищем, дворцовым комплексом и цитаделью расположены огромные незастроенные площади. Возможно, здесь в окрестностях святилища Еркургана были священные рощи. К такому предположению мы пришли благодаря сведениям Курция Руфа, приведенным Э.В. Ртвеладзе, где Александр за измену приказывает уничтожить не только город бранхидов, но и священные рощи его: «… Не только вырубают, но даже выкорчевывают деревья в священных рощах и лесах, чтобы на этом месте была обширная пустыня с бесплодной землей, лишенной даже корней деревьев» [3]. 


ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2) Сулейманов Р.Х. Нахшаб – тайны забытой цивилизации. –Т.: «Маънавият», 2004. – 40 с.

3) Ртвеладзе Э.В. Александр Македонский в Трансоксиане: Походы, историческая география. СПб.: Евразия, 2019. – 368 с., ил.

4) Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.

5) Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -503 с.: ил.

6) Рапен К. Святилища Средней Азии в эпоху эллинизма (Состояние вопроса) // Вестник древней истории. 1994. №4 (211). С. 128-140.

суббота, 25 декабря 2021 г.

ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ

 Нурулин Тимур


Опубликовано: Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2022. - N2-3. - С. 27-38.

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана (рек. авт.)

 

3D-реконструкция дворцового комплекса Еркургана
(на заднем плане виднеется дахма) (рек. авт.)

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана.
Вид из квадратного двора нижнего уровня (рек. авт.)

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана.
Вид из пронаоса во двор (рек. авт.)

3D-реконструкция дворцового храма Еркургана.
Двор  (рек. авт.)

В работе представлен опыт реконструкции дворцового комплекса Еркургана (Дворец [1]), основанный на археологических данных. Небольшая описательная часть комплекса и попытка интерпретации функционального назначения его в контексте аналогичных строений, в совокупности с 3D-реконструкцией, помогут в воссоздании образа древнего строения.

Дворцовый комплекс – самый значительный и масштабный объект Еркургана. Он расположен в пределах внутренней стены города в его северо-западной части. Комплекс в основании имеет размеры около 100х100 м. Руины этого строения сохранились на высоту 12 м. Археологи датируют дворец III в. н.э. [1].

Городище Еркурган (Карты Google)

Дворец, ориентированный по сторонам света, в плане имеет квадратную форму и состоит из двух частей, расположенных на разных уровнях. Самая возвышенная часть – северная, представляет собой грандиозную постройку дворцового храма. В нижней части расположены дворцовые помещения и дворовые пространства, археологами изучена только восточная его сторона. Здесь открыт квадратный внутренний дворик и коридор обводящий его. Объединяет эти уровни общая платформа, на которой оба они и покоятся, и общая стена, которая, по мнению Р.Х. Сулейманова, обводила весь комплекс.

Выстроен дворец из сырцового кирпича, а стены его обмазывались глиняной штукатуркой. В некоторых помещениях, а также на стенах двора были найдены следы ганчевой побелки и красной краски. В стенах нижнего и верхнего уровня археологами были обнаружены щелевидные стреловидные бойницы [1].

Руины дворцового комплекса Еркургана
(Археологический план совмещенный с картой Google)

Наибольший интерес в дворцовом комплексе представляет северное возвышенное строение, имеющее монументальный вид. Планировка его свидетельствует об особой значимости здания. Р.Х. Сулейманов, идентифицируя верхнее строение, хотя и называет его дворцом, но в то же время, не исключает его культовый характер. Рассматривая планировку строения, построенную по схеме древней культовой архитектуры: двор, портик, вестибюль, целла, автор отмечает, что это мог быть и дворцовый храм.

На первый взгляд в такой двойной интерпретации функционального назначения строения есть противоречия. Тем более, что в самом центре Еркургана уже есть храмовый комплекс. Но все не столь однозначно. В структуру дворцовых комплексов могли включаться и храмовые постройки. Р.Х. Сулейманов для примера приводит дворцовый храм комплекса Кухи-Ходжа и дворец Топраккалы. Мы же, в свою очередь, отметим и наличие четырехколонного храма огня в таком же квадратном замке Актепа Юнусабад.

Археологический план дворцового комплекса (по Р.Х. Сулейманову)

Как нам представляется, такие дворцовые храмы – это особые храмы, предназначенные только для правителей и правящей верхушки. В таком понимании вопроса, правитель города, возможно, выступал в качестве представителя божества или ассоциировался с ним. Отсюда такой тип архитектуры – дворцового храма.

Планировка дворцового храма Еркургана с одной стороны восходит к древнегреческим мегаронам (жилой дом) и храмам, с другой – к иранским храмам огня. Как же в этом разобраться? Ведь такая планировка, как спорят специалисты, могла быть, как у административных сооружений, так и у культовых [5,6]. В связи с этим рассмотрим план дворцового храма Еркургана в контексте аналогичных сооружений.

Для начала, раз мы приняли позицию интерпретации данного строения как дворцового храма, необходимо разобраться в его типологии. План здания, на наш взгляд, архаичен и имеет древнегреческие корни, в первую очередь. Поддерживая предложение Э.В. Ртвеладзе, касательно локализации поселения древнего рода бранхидов [8] (жрецов храма Аполлона в Дидимах) на городище Еркурган, мы склонны видеть в архитектуре Еркургана черты древнегреческих строений. Хотя, на данный момент, рассматриваемые нами постройки дворца и храма относятся к более позднему времени, в них, на наш взгляд, сохранились элементы принесенной бранхидами греческой архитектуры. За века существования города здания перестраивались. Более поздний дворцовый храм, который мы изучаем, по сообщению археологов, покоится на более раннем здании [1]. Мы уже отмечали, что храм, расположенный в центре Еркургана, идентифицированный нами как храм Артемиды-Наны, своей планировкой напоминает, собственно, храм Аполлона в Дидимах. Греческие поселенцы на чужбине стремились воспроизвести знакомую им архитектуру, но из-за отсутствия камня строили из глиняных блоков и кирпичей и, соответственно, в архитектуру строений необходимо было вносить некоторые коррективы. Следует заметить, что это происходило задолго до походов Александра Македонского в Среднюю Азию.

Своей планировкой, имеющей осевое развитие в виде последовательности помещений из закрытого помещения с вестибюлем и обходным коридором, портика с двумя колоннами, открывающимся во двор, и еще одним продолговатым помещением, названным Р.Х. Сулеймановым трапезной, дворцовый храм очень похож на святилище Аполлона Карнейского VIII в. до н.э. Это один из самых ранних греческих храмов, представляет переходную форму от мегарона (жилого дома) к храму [3]. Здесь также, как и в дворцовом храме Еркургана планировка строится по принципу: закрытое помещение (наос) в обводе коридора – пронаос – двор – помещение. Следует заметить, что в обоих случаях вход в храм был сбоку двора.

1) Дворцовый храм Еркургана III в. н.э. (по Р.Х. Сулейманову); 2) Святилище Аполлона Карнейского VIII в. до н.э.; 3) Храм в Шахре (по Х. Бутлеру); 4) Храм в Сузах V-IV в. до н.э. (по М. Дьелафуа); 5) Мегарон (III-II тыс. до н.э.); 6) Храм в Антах; 7) Резиденция юго-западного квартала Ай-Ханум (G. Lecuyot)

В этой связи, помещения дворцового храма Еркургана мы именуем: закрытый квадратный зал – наос, вестибюль, пронаос. Полагаем, что находящееся под нынешним храмом строение - предшествующий храм с более архаическими чертами, такой же, как храм Аполлона Карнейского, и построенный бранхидами. И, вероятно, изначально этот дворцовый храм Еркургана также был посвящен Аполлону.

То верхнее строение храма, которое находится над замурованным архаичным храмом, и которое мы можем наблюдать сегодня, сохранило черты мегарона и раннего греческого храма, но на наш взгляд, было построено с учетом уже других традиций. Это здание, очевидно, впоследствии стало зороастрийским храмом огня и Солнца. В первую очередь храм имеет ориентацию по сторонам света и своим айваном (портиком) открывается на восток, к восходу Солнца в день весеннего равноденствия, как храм Окса или храмы древнего Пенджикента.

При сохранении почти такого же набора помещений с закрытым залом (наос), вестибюлем и айваном (пронаос) и обводным коридором, поменялась одна небольшая, но на наш взгляд очень важная деталь, которая свидетельствует в пользу идентификации позднего храма в качестве храма огня – это отсутствие осевого прохода между залом и вестибюлем, который, как нам представляется, был в предыдущем здании. Такое изолированное расположение закрытого зала, в который можно было попасть через запутанную систему коридоров, и в который не попадал прямой солнечный свет, отвечает зороастрийской традиции. На священный огонь не должен был попадать солнечный свет, да и он должен был быть закрыт от посторонних глаз.

В некоторых помещениях дворцового храма археологами были найдены следы огня, а в центральном зале на полу круглое прокаленное место, где долгое время возжигался огонь [1].

В таком виде рассматриваемый нами храм похож на иранские храмы огня. К примеру, храм в Сузах и храм в Шахре строятся по такому же принципу: закрытый зал в обводе коридора – айван – двор. Единственной деталью, отличающей дворцовый храм Еркургана от иранских храмов огня, но очень важной, мы считаем наличие вестибюля в первом, унаследованный от ранних греческих храмов: в храме в Сузах – айван от зала отделен перегородкой.

В свете очередных открытий в Средней Азии храмов огня к их типологии в разное время обращались видные ученые: Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. (Храм Окса) [5], Сарианиди В.И. (Цивилизация Маргуш) [7], Рапен К. [6] и др.

Но вернемся к вопросу, который мы озвучили в самом начале – интерпретации строения в качестве дворцового храма, уже в свете храма огня. Приведем цитату крупнейшего исследователя зороастризма М. Бойс: «Существует другая связь между культом храмов и огнем очага. Царь как хозяин царства, очевидно, находился в таком же отношении к храмовым огням, как хозяин дома к домашнему очагу» [5]. Следовательно, в дворцовом храме Еркургана находился главный священный огонь города, который поддерживал правитель. В такой интерпретации наличие храма в структуре дворцового комплекса вполне объяснимо.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. От храма Аполлона к храму огня. Планировка дворцового храма сочетает в себе черты ранних греческих храмов и иранских храмов огня. Вероятно, изначально такую планировку в Еркурган принесли бранхиды. Связывая с этим событием, мы отмечаем архаические черты в архитектуре дворцового храма Еркургана, которые отсылают нас к первым греческим храмам. Они, в свою очередь, являются переходным звеном от жилых мегаронов к святилищам. Этот храм, предшествовавший нынешнему дворцовому храму, вероятно, был посвящен Аполлону. Спустя столетия, после запустения храма, над ним возводится такой же, с небольшими изменениями. Наос превращается в помещение священного огня, а вестибюль охраняет его от прямого попадания лучей Солнца и посторонних глаз. С приходом зороастризма появилась и соответствующая его традиции архитектура: в дворцовом храме горел главный священный огонь, а за городом уже была возведена дахма (погребальное сооружение зороастрийцев).


ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

1) Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2) Сулейманов Р.Х. Нахшаб – тайны забытой цивилизации. –Т.: «Маънавият», 2004. – 40 с.

3) Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.

4) Бойс М.   Зороастрийцы. Верования и обычаи. Москва, 1987.

5) Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -503 с.: ил.

6) Рапен К. Святилища Средней Азии в эпоху эллинизма (Состояние вопроса) // Вестник древней истории. 1994. №4 (211). С. 128-140.

7) Сарианиди В.И. Происхождение иранских храмов огня // La Persia e IAsia Centrale da Alessandro al X secolo. Roma. 1996. P. 319-329.

8) Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Ташкент. 167 с.

 

 

                                              

пятница, 10 декабря 2021 г.

ДАХМА ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ

 Нурулин Тимур


 Опубликовано: Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2022. - N2-3. - С. 27-38.

3D-реконструкция дахмы Еркургана. Общий вид (рек. авт.)



3D-реконструкция дахмы Еркургана. Вид сверху (рек. авт.)


3D-реконструкция дахмы Еркургана. Вид сверху (рек. авт.)


3D-реконструкция дахмы Еркургана. Лестница и вход (рек. авт.)


3D-реконструкция дахмы Еркургана. Южный фасад (рек. авт.)



3D-реконструкция дахмы Еркургана. Лестница и вход (рек. авт.)

В древнем городе Еркурган, который расположен в Каршинском оазисе, есть одно очень интересное сооружение – дахма. Она расположена в северо-западной части городища, между его внутренней и наружной стенами. Открыта Кашкадарьинской экспедицией Института археологии АН Узбекистана, которая осуществляла широкие раскопочные работы на Еркургане с 1973 года [1]. Многолетними исследованиями на уникальном городище Еркурган археологами открыты типологически разнообразные строения – это храмовый комплекс, дворец, мавзолей, цитадель, дахма и др. Каждое из строений оригинально и заслуживает отдельного изучения. В данной работе рассмотрим архитектуру дахмы и, опираясь на археологические данные, реконструируем ее первоначальный облик.

Дахма (Башня молчания) – это погребальное сооружение, распространенное в религиозной традиции зороастрийцев. Как правило, данные строения возводились на возвышениях в виде круглых в плане башен. Это связано с верованием зороастрийцев, при котором мертвое тело считалось нечистым и его нельзя было предавать земле, или сжигать в огне. На верхней площадке, за высоким парапетом выкладывались тела, которые расклевывали хищные птицы. Затем очищенные кости сбрасывались в колодец, расположенный по центру дахмы. Распространены были круглые дахмы в Иране, в Индии. В Средней Азии известна круглая «башня молчания», расположенная на высоком холме, - Чилпык I в. до н.э. – I в. н.э. (Древний Хорезм).

Дахма в структуре города Еркурган (на карте Google)

Но дахма Еркургана имеет нетипичную форму: она представляет собой прямоугольный монолитный объем с ведущей на его верхнюю площадку лестницей. На площадке между камнями археологами были найдены мелкие человеческие кости, а также фрагменты черепа в сосуде. Строение датировано II в. до н.э. На данный момент – это самая древняя дахма в мире [2].

Дахма сохранилась в виде овального оплывшего холма длиной 70 м и высотой 7 м. Раскопками было вскрыто монолитное прямоугольное строение размерами 34х23 м. Хорошо сохранилась нижняя часть дахмы, верхняя практически утрачена. Сооружение возведено из сырцового кирпича и глины [1].

Археологический план дахмы Еркургана (по Р.Х. Сулейманову)

Дахма, ориентированная по сторонам света, представляет собой прямоугольный монолитный объем. Установлена она на глиняной платформе – стилобате. Ее южный и восточный фасады оформлены вертикальными уступчатыми нишами. Это связано с тем, что этими фасадами дахма обращена к городу Еркурган. Такими же нишами, значительно крупнее, был оформлен фасад храма с уступчатыми нишами в Ай-Ханум. Такое оформление фасадов характерно для архитектуры Передней Азии.

Прямоугольный монолитный объем дахмы Еркургана, лестница, ведущая на верхний уровень, а также оформление фасадов нишами, придают ей зиккуратоподобный вид, который, очевидно, генетически восходит к архитектуре Древней Месопотамии. Несмотря на различную функцию этих двух типов строений, с уверенностью можно отметить мировоззренческий аспект, роднящий их: возведение искусственной горы и лестницы в небо приближало человека к миру богов.

На верх, по юго-восточному углу здания, вела парадная лестница, которая в уровне стилобата разделялась на два марша. Объединившись, эти лестницы подводили к дверному проему, за которым лестница (лестница в небо) продолжалась и вела на верхнюю площадку.

Уровень верхней площадки, выложенной камнем, сохранился лишь в юго-западном углу строения, который, по мнению археологов, был ниже остальной части дахмы и имел прямоугольную форму.  Здесь, по их мнению, и выкладывали тела [1]. Возвышенная же часть, нами реконструируется в виде Г-образного монолитного объема, на который ведет сложная зигзагообразная лестница.

Таким образом, реконструктивная высота всего сооружения от уровня стилобата, с учетом высоких парапетов, равна 15 м.

Вокруг дахмы археологами были найдены декоративные зубчатые мерлоны, а также «сухарики» [1]. Этими элементами украшался верх стен сооружения.

Реконструкция дахмы Исбискета (Дурмена). Общий вид (рек. Е.А. Куркиной)

На наш взгляд, ближайшей аналогией еркурганской дахме может служить так называемая дахма Исбискета (Дурмена) [3] – Г-образное сооружение со сложной системой лестниц, относящееся к более позднему периоду VII-VIII в. н.э. Она также была возведена на высоком стилобате, имела два уровня. Первый уровень представлял собой прямоугольную площадку, с двух сторон обрамленную, собственно, объемом строения. В теле дахмы была прорублена лестница. В реконструкции Е.А. Куркиной эта лестница зигзагом ведет на верхнюю площадку, которая отгорожена высоким парапетом. Здесь также были найдены декоративные зубчатые мерлоны, которые украшали верх строения.

Такую же сложную лестницу, ведущую на самую верхнюю площадку дахмы Еркургана, реконструируем и мы. Если начало этого марша сохранилось и приводило к первому уровню, то к несохранившемуся еще одному уровню, по аналогии с дахмой Исбискета, вероятно, вела зигзагообразная лестница. И первый и второй уровень, очевидно, имели высокие парапеты, чтобы снаружи не было видно останков. Полагаем, что на самой верхней площадке (не сохранилась) дахмы Еркургана и выставлялись тела умерших. После того, как хищные птицы очищали кости от плоти, останки сбрасывались на нижний уровень – прямоугольную площадку, вымощенную камнем, где, видимо, укладывались в сосуды. Эти две площадки были фактически изолированы друг от друга. Единственной связью между ними была лестница. На прямоугольную площадку нижнего уровня можно было попасть, только обойдя монолитный объем верхнего уровня.

На наш взгляд особый интерес представляет сложная лестница (лестница в небо) дахмы Еркургана, которая ведет с поверхности земли и до самого верха. Эта лестница имеет множество поворотов и маршей. Казалось бы, даже, что лестница, имеющая парадный вид, имела церемониальный характер, но нам кажется, что дело не только в этом. Дахма Еркургана ориентирована по сторонам света. Это означает, что Солнце в день весеннего равноденствия восходит строго с восточной стороны дахмы, а заходит с западной. День весеннего равноденствия у зороастрийцев являлся праздником предков: именно в этот день, по представлениям древних, предки возвращались на землю [4]. Такая сложная лестница со множеством поворотов, как нам представляется, была связана с мировоззренческими представлениями древних и имела такой вид, чтобы запутать душу умершего, которая не должна была вернуться в город, который был расположен как раз в той стороне, что и выход из дахмы. А все ритуальные действия, связанные с почитанием предков, производились у подножия дахмы, на ее западной и восточной площадках.


ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

 

1)    Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2)    Сулейманов Р.Х. Нахшаб – тайны забытой цивилизации. –Т.: «Маънавият», 2004. – 40 с.

3)    Шишкина Г.В.   Сооружение у стен Исбискета // Центральная Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук Б.А. Литвинского. – Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. – С. 755-775.

4)    Бойс М.   Зороастрийцы. Верования и обычаи. Москва, 1987.