Нурулин Тимур
3D-реконструкция дахмы Еркургана. Общий вид (рек. авт.) |
3D-реконструкция дахмы Еркургана. Вид сверху (рек. авт.) |
3D-реконструкция дахмы Еркургана. Вид сверху (рек. авт.) |
3D-реконструкция дахмы Еркургана. Лестница и вход (рек. авт.) |
3D-реконструкция дахмы Еркургана. Южный фасад (рек. авт.) |
3D-реконструкция дахмы Еркургана. Лестница и вход (рек. авт.) |
В древнем городе Еркурган, который
расположен в Каршинском оазисе, есть одно очень интересное сооружение – дахма.
Она расположена в северо-западной части городища, между его внутренней и
наружной стенами. Открыта Кашкадарьинской экспедицией Института археологии АН
Узбекистана, которая осуществляла широкие раскопочные работы на Еркургане с
1973 года [1]. Многолетними исследованиями на уникальном городище Еркурган
археологами открыты типологически разнообразные строения – это храмовый
комплекс, дворец, мавзолей, цитадель, дахма и др. Каждое из строений
оригинально и заслуживает отдельного изучения. В данной работе рассмотрим
архитектуру дахмы и, опираясь на археологические данные, реконструируем ее
первоначальный облик.
Дахма (Башня молчания) – это
погребальное сооружение, распространенное в религиозной традиции зороастрийцев.
Как правило, данные строения возводились на возвышениях в виде круглых в плане
башен. Это связано с верованием зороастрийцев, при котором мертвое тело
считалось нечистым и его нельзя было предавать земле, или сжигать в огне. На
верхней площадке, за высоким парапетом выкладывались тела, которые расклевывали
хищные птицы. Затем очищенные кости сбрасывались в колодец, расположенный по
центру дахмы. Распространены были круглые дахмы в Иране, в Индии. В Средней
Азии известна круглая «башня молчания», расположенная на высоком холме, -
Чилпык I в. до н.э. – I в. н.э. (Древний
Хорезм).
Дахма в структуре города Еркурган (на карте Google) |
Но дахма Еркургана имеет нетипичную
форму: она представляет собой прямоугольный монолитный объем с ведущей на его
верхнюю площадку лестницей. На площадке между камнями археологами были найдены
мелкие человеческие кости, а также фрагменты черепа в сосуде. Строение
датировано II в. до н.э. На данный момент – это самая
древняя дахма в мире [2].
Дахма сохранилась в виде овального
оплывшего холма длиной 70 м и высотой 7 м. Раскопками было вскрыто монолитное
прямоугольное строение размерами 34х23 м. Хорошо сохранилась нижняя часть
дахмы, верхняя практически утрачена. Сооружение возведено из сырцового кирпича
и глины [1].
Археологический план дахмы Еркургана (по Р.Х. Сулейманову) |
Дахма, ориентированная по сторонам света,
представляет собой прямоугольный монолитный объем. Установлена она на глиняной
платформе – стилобате. Ее южный и восточный фасады оформлены вертикальными
уступчатыми нишами. Это связано с тем, что этими фасадами дахма обращена к
городу Еркурган. Такими же нишами, значительно крупнее, был оформлен фасад
храма с уступчатыми нишами в Ай-Ханум. Такое оформление фасадов характерно для архитектуры
Передней Азии.
Прямоугольный монолитный объем дахмы
Еркургана, лестница, ведущая на верхний уровень, а также оформление фасадов
нишами, придают ей зиккуратоподобный вид, который, очевидно, генетически восходит
к архитектуре Древней Месопотамии. Несмотря на различную функцию этих двух
типов строений, с уверенностью можно отметить мировоззренческий аспект, роднящий
их: возведение искусственной горы и лестницы в небо приближало человека к миру
богов.
На верх, по юго-восточному углу здания,
вела парадная лестница, которая в уровне стилобата разделялась на два марша.
Объединившись, эти лестницы подводили к дверному проему, за которым лестница (лестница
в небо) продолжалась и вела на верхнюю площадку.
Уровень верхней площадки, выложенной
камнем, сохранился лишь в юго-западном углу строения, который, по мнению
археологов, был ниже остальной части дахмы и имел прямоугольную форму. Здесь, по их мнению, и выкладывали тела [1]. Возвышенная
же часть, нами реконструируется в виде Г-образного монолитного объема, на
который ведет сложная зигзагообразная лестница.
Таким образом, реконструктивная высота
всего сооружения от уровня стилобата, с учетом высоких парапетов, равна 15 м.
Вокруг дахмы археологами были найдены
декоративные зубчатые мерлоны, а также «сухарики» [1]. Этими элементами
украшался верх стен сооружения.
Реконструкция дахмы Исбискета (Дурмена). Общий вид (рек. Е.А. Куркиной) |
На наш взгляд, ближайшей аналогией
еркурганской дахме может служить так называемая дахма Исбискета (Дурмена) [3] –
Г-образное сооружение со сложной системой лестниц, относящееся к более позднему
периоду VII-VIII в. н.э. Она
также была возведена на высоком стилобате, имела два уровня. Первый уровень
представлял собой прямоугольную площадку, с двух сторон обрамленную,
собственно, объемом строения. В теле дахмы была прорублена лестница. В
реконструкции Е.А. Куркиной эта лестница зигзагом ведет на верхнюю площадку,
которая отгорожена высоким парапетом. Здесь также были найдены декоративные
зубчатые мерлоны, которые украшали верх строения.
Такую же сложную лестницу, ведущую на
самую верхнюю площадку дахмы Еркургана, реконструируем и мы. Если начало этого
марша сохранилось и приводило к первому уровню, то к несохранившемуся еще
одному уровню, по аналогии с дахмой Исбискета, вероятно, вела зигзагообразная
лестница. И первый и второй уровень, очевидно, имели высокие парапеты, чтобы
снаружи не было видно останков. Полагаем, что на самой верхней площадке (не
сохранилась) дахмы Еркургана и выставлялись тела умерших. После того, как
хищные птицы очищали кости от плоти, останки сбрасывались на нижний уровень –
прямоугольную площадку, вымощенную камнем, где, видимо, укладывались в сосуды. Эти
две площадки были фактически изолированы друг от друга. Единственной связью
между ними была лестница. На прямоугольную площадку нижнего уровня можно было
попасть, только обойдя монолитный объем верхнего уровня.
На наш взгляд особый интерес
представляет сложная лестница (лестница в небо) дахмы Еркургана, которая ведет
с поверхности земли и до самого верха. Эта лестница имеет множество поворотов и
маршей. Казалось бы, даже, что лестница, имеющая парадный вид, имела
церемониальный характер, но нам кажется, что дело не только в этом. Дахма
Еркургана ориентирована по сторонам света. Это означает, что Солнце в день
весеннего равноденствия восходит строго с восточной стороны дахмы, а заходит с
западной. День весеннего равноденствия у зороастрийцев являлся праздником
предков: именно в этот день, по представлениям древних, предки возвращались на
землю [4]. Такая сложная лестница со множеством поворотов, как нам
представляется, была связана с мировоззренческими представлениями древних и
имела такой вид, чтобы запутать душу умершего, которая не должна была вернуться
в город, который был расположен как раз в той стороне, что и выход из дахмы. А
все ритуальные действия, связанные с почитанием предков, производились у
подножия дахмы, на ее западной и восточной площадках.
ССЫЛКИ
НА ЛИТЕРАТУРУ:
1) Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы
цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.
2) Сулейманов Р.Х. Нахшаб – тайны забытой
цивилизации. –Т.: «Маънавият», 2004. – 40 с.
3)
Шишкина Г.В. Сооружение у стен Исбискета // Центральная
Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной
конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А. Давидович и
действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора
исторических наук Б.А. Литвинского. – Москва: Издательская фирма «Восточная
литература» РАН, 2005. – С. 755-775.
4)
Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Москва,
1987.
Комментариев нет:
Отправить комментарий