понедельник, 8 мая 2023 г.

ЕРКУРГАН – ГОРОД БРАНХИДОВ

 Нурулин Тимур

 

Рис. По часовой стрелке: Графическая реконструкция городища, интерьера святилища и портика дворца Еркургана (рек. авт.); местоположение Еркургана на совр. карте Средней Азии.

В свете относительно последних исследований древних городов Средней Азии, где обнаруживаются элементы присутствия эллинистической культуры (Ай-Ханум, Храм Окса и др.), разными учеными все чаще затрагивается тема пребывания древних греков в этом регионе задолго до походов Александра Македонского. Хотя с этими городами и поселениями исследователи их не связывают ввиду их более поздней датировки.

Речь идет о Бранхидах – древнем роде, который служил в храме Аполлона в Дидиме близ Милета в период архаики. Согласно эпизоду из «Истории Александра Македонского» древнеримского историка Курция Руфа, до завоевательных походов Александра Македонского в V в. до н.э. Бранхиды, во времена греко-персидских войн, оставив храм Аполлона в Дидиме, и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве Бранхидов Александр во время походов в Среднюю Азию разрушит основанный ими город:

«Некогда по приказанию Ксеркса, возвращавшегося из Греции, они переселились из Милета на это место в качестве изгнанников, ибо в угоду этому царю осквернили храм, называемый Дидимеон (храм Аполлона в Дидиме – авт.). Они еще не забыли обычаи предков, но говорили на смешанном языке, постепенно отвыкнув от родного. Они приняли царя с радостью и сдались ему со всем городом. Но тот велит созвать милетцев, служивших под его знаменами. Милетцы питали издавна ненависть к роду бранхидов за измену. Поэтому царь предоставил милетцам решить их судьбу, учитывая как их вину, так и общее с ними происхождение. Так как мнения милетцев разделились, Александр заявил, что сам подумает, как лучше поступить. Когда они пришли к нему на следующий день, он велит бранхидам следовать за ним. Подойдя к городу, он вступает в ворота в сопровождении легковооруженного отряда. Фаланга получает приказ окружить городские стены и по сигналу разграбить город, убежище изменников, а их самих перебить до единого. И вот повсюду избиваются безоружные, и не могут смягчить жестокости врагов ни мольбы, ни священные покрывала взывающих к ним на общем с ними языке. Наконец, чтобы от города не осталось следа, стены его разрушаются до самого основания. Не только вырубают, но даже выкорчевывают деревья в священных рощах и лесах, чтобы на этом месте была обширная пустыня с бесплодной землей, лишенной даже корней деревьев» [6].

Рис. Голова из Микен (фото из открытых источников); голова из святилища Еркургана (фото по Р.Х. Сулейманову)

К этому эпизоду обращались такие видные ученые, как Б.А. Литвинский, И.Р. Пичикян [3], П. Бернар, Э.В. Ртвеладзе и др., доказывая реальность существования города Бранхидов, в общем размещают его в Средней Азии. К попытке более точной локализации города Бранхидов впервые обратился Э.В. Ртвеладзе ещё в 1980-х годах, и это было городище Талашкантепа. Но в последние годы, Э.В. Ртвеладзе признав это отождествление ошибочным, опираясь на сообщения Курция Руфа и Арриана, высказал новое предположение касательно локализации города Бранхидов на городище Еркурган (Каршинский оазис) [2]. В частности, автор отмечает архаические греческие черты скульптуры Еркургана, очевидно, намекая на ее сходство с головой из Микен 2 тыс. до н.э. Речь идет о фрагменте головы женской скульптуры с очерченными черной краской глазами и красными солярными знаками на лице, найденном в святилище Еркургана (хотя сам автор называет её мужской). Автор полагает, что в условиях изолированности общества от метрополии древние черты искусства могли сохранятся веками. Подобное сравнение головы из Микен и головы из Еркургана мы видели и в постах Э. Гюль: «…эта связь времен и культур – микенской и согдийской удивительна и еще до конца не изучена».

Рис. Крито-микенская керамика (фото: agritura.livejournal.com); Курильница из Еркургана (фото: samarkandmuseum.uz)

Принимая во внимание всю условность сравнения разновременных голов из Микен и Еркургана, как это признавал и сам Э.В. Ртвеладзе, мы в свою очередь, обращаемся еще к одному артефакту, найденному в святилище Еркургана - курильнице, которая имеет необычную форму. Сосуд, украшенный процарапанными штрихами, образующими ромбы и кружками, покоится на высокой ножке, расширяющейся к низу. В месте соединения сосуда и ножки имеется уплощенная круглая основа - диск. Похожие разнообразные формы керамики широко распространены в крито-микенской культуре. Здесь также различной формы сосуды имеют своим основанием высокую расширяющуюся к низу ножку. На некоторых даже имеется, похожий на еркурганский, диск в месте сочленения сосуда и ножки. Такие формы могли сохранятся и в интересующий нас архаический период древнегреческого искусства, во времена, когда Бранхиды оказались в Средней Азии. Отсюда, возможно, и такая форма курильницы.

Мы же, в свою очередь, поддерживая данную локализацию поселения Бранхидов в городе Еркурган, видим в архитектуре построек Еркургана архаические греческие черты, что, вероятно, может служить весомым аргументом в отождествлении его с городом Бранхидов.

Обозначив позицию по данному вопросу, необходимо сделать акцент, как нам кажется, на одном очень важном моменте. В доказательстве отождествления Еркургана с городом Бранхидов важны не столько поиски связей архитектуры Еркургана с древнегреческим зодчеством, а сколько выявление именно архаических его черт, которые в условиях обособленного существования общества могли сохраняться в городе до позднеантичного времени, хотя за столетия здания и перестраивались, но структура их оставалась неизменной. В частности, мы полагаем, что как минимум два интереснейших строения Еркургана своей планировочной структурой подсказывают нам о своем архаическом прошлом. Это храм и дворец Еркургана.

Первое на что стоит обратить внимание – это датировка. Стены внутреннего города Еркургана построены в VI в. до н.э., что коррелирует с переселением Бранхидов на Восток в V в. до н.э. И, хотя остальные постройки датируются археологами гораздо более поздним периодом (II в. до н.э. – III в. н.э.), это не означает, что никаких построек кроме стены в V в. до н.э. не было. Очевидно, к моменту III в н.э. старых построек в городе не сохранилось, за столетия они неоднократно были перестроены. А те здания, которые мы сегодня можем видеть в руинах, гораздо более поздние постройки (III в. н.э.) и они сохранили, очевидно, планировочную структуру своих предшественников периода архаики. С этим согласятся и археологи, которые отмечают, что базы колонн святилища перенесены из другого грандиозного строения, а дворец покоится на более раннем сооружении.

В общих чертах обозначив свою точку зрения по данному вопросу, переходим, непосредственно, к доводам.

 

Рис. Дворец в Микенах (ист. У. Тейлор); план мегарона из Пилоса и храм Аполлона Карнейского (ист. ВИА); графическая реконструкция дворца Еркургана (рек. авт.); план дворца Еркургана (план по Р.Х. Сулейманову)

Дворец. В предыдущей своей работе мы подробнейшим образом рассмотрели эволюцию планировочной структуры дворца Еркургана от древнегреческого мегарона до зороастрийского дворцового храма огня [5]. В свете отождествления Еркургана с городом Бранхидов, здесь мы оставим тему последующего зороастрийского влияния на архитектуру дворца Еркургана, и вернемся к истокам зарождения строений подобной ему от крито-микенской культуры.

Дворец Еркургана построен по типу древнегреческого жилого дома крито-микенской культуры – мегарона. Такой тип архитектуры был распространен в период III-II тыс. до н.э. на территории материковой Греции, островах Эгейского моря. Известны мегароны Микен и Тиринфа. Мегарон из Микен XIV в. до н.э. занимает центральное положение в городе и раскрывается своим двухколонным портиком в большой двор. За портиком расположено помещение передней, за которым скрывается главный четырёхколонный зал с очагом по центру.

В архаический период планировочную структуру мегарона унаследовали храмовые постройки Древней Греции. Хотя до сих пор не утихают споры относительно генезиса древнегреческих храмов и наследования ими планировки мегарона, всё же есть архаические примеры, свидетельствующие об этом факте. К примеру, один из самых ранних древнегреческих храмов - святилище Аполлона Карнейского VIII в. до н.э. построено по типу микенского мегарона [4].

Своей планировкой, имеющей осевое развитие в виде закрытого помещения (наос) с вестибюлем и обходным коридором, с двухколонным портиком (пронаос), открывающимся во двор и еще одним продолговатым помещением, названным Р.Х. Сулеймановым трапезной [1], дворец Еркургана очень похож на архаическое святилище Аполлона Карнейского. Это один из самых древних греческих храмов, представляет переходную форму от мегарона (жилого дома) к храму. Здесь также, как и в дворцовом храме Еркургана планировка строится по принципу закрытое помещение (наос) в обводе коридора – пронаос – двор – помещение. Следует заметить, что в обоих случаях вход в храм был сбоку двора.

Еще одна удивительная деталь роднящая дворец Еркургана со святилищем Аполлона Карнейского – это наличие ряда хумов у северной стены двора дворцового комплекса и цистерны в этом же месте в храме Аполлона Карнейского. В предыдущей своей работе мы уже высказывали свое предположение касательно того, что, вероятно, изначально, здание предшествовавшее дворцу Еркургана было храмом Аполлона [5].

В этой связи, полагаем, что планировочная структура дворца Еркургана, генетически восходящая к микенскому мегарону и с архаическими чертами, роднящими ее с храмом Аполлона Карнейского, вполне могла быть принесена на территорию Средней Азии малоазийскими переселенцами из Древней Греции еще в архаический период.

 

Рис. Руины храма Аполлона в Дидиме (из открытого источника); фрагмент плана храма Аполлона в Дидиме (ист. ВИА); графическая реконструкция святилища Еркургана (фасад и 3D-разрез) (рек. авт.); план реконструкции святилища Еркургана (археологический план по Р.Х. Сулейманову, рек. плана авт.)  

Святилище. Гипотеза переселения Бранхидов в Еркурган основывается нами, в первую очередь, на удивительной схожести святилища Еркургана с храмом Аполлона в Дидиме – того самого храма, где до своего переселения на Восток, служили жрецы Бранхиды.

Храм Аполлона в Дидиме предположительно построен в VI в. до н.э. Это был один из крупнейших храмов своего времени. Столь грандиозное строение Древней Греции, вобрало в себя лучшие достижения строительного дела тех времен, слава о котором разносилась далеко за пределы Ионии. Расположенный в турецком городе Дидим, в настоящее время, этот храм сохранился в руинах.  

Планировка святилища Еркургана имеет осевое развитие: глубокий айван (пронаос) является преддверием основного святилища (наос). Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выводящим в пронаос с четырьмя рядами колонн.

Храм Аполлона в Дидиме – диптер (Диптер – тип древнегреческого храма, обнесенный двумя рядами колонн). Очевидно, святилище Еркургана унаследовало от храма Аполлона в Дидиме двухколонный зал и пронаос с четырьмя рядами колонн, ограниченный двумя стенами. Но полноценного диптера в Еркургане мы не наблюдаем, а видим лишь его фасадную часть. Так, мы полагаем, появился второй широкий айван, скрывающий отсутствие двойного ряда колонн по торцам здания. Колонны поставлены одним рядом лишь на фасаде. Получился такой «ложный диптер». Вероятно, к такому решению древние строители пришли в виду экономических причин и отсутствия необходимых строительных материалов. К примеру, чтобы возвести храм Аполлона в Дидиме необходимо было 120 колонн (каменных баз, стволов и капителей). Для «ложного диптера» святилища Еркургана всего 16 колонн.

За отсутствием камня древние греки использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений, но сохраняла в себе основу прототипа. По сообщению археологов, святилище Еркургана хотя и имело очень мощные стены, постоянно нуждалось в ремонтных работах. Это косвенно может указывать на то, что для строителей храма этот материал был малознаком.

Опуская вопрос принадлежности святилища Еркургана определенному божеству, впрочем эту тему мы раскрывали ранее [5], здесь следует отметить факт размещения в храме статуи, подобно древнегреческим святилищам, где огромная фигура божества занимала центральное положение в наосе. Стоит вспомнить статую Афины Парфенос в Афинах, Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе и др.

Стены святилища, айвана, а также ниши и колонны были покрыты богатой полихромной росписью. Основные цвета, найденные на стенах: красный, черный и белый. В айване был найден фрагмент изображения с ногой коня, перевязанной лентой. В самом святилище были расписаны колонны, а также ниши в виде сетки нанесенной красной краской. Здесь же был найден фрагмент с изображением лица человека. Характерной особенностью росписи можно выделить то обстоятельство, что изображения обрамлялись рамками. Традиция украшения помещений росписями известна и в крито-микенской культуре. Такие фрески широко были распространены в Древней Греции и в последующем в Древнем Риме. Известны богато расписанные интерьеры жилых домов таких городов Древнего мира, как Микены, Кносс бронзового века, Дура-Европос античности, Помпеи древнеримского периода и другие.

 

Рис. Реконструкция храма Артемиды Эфесской (из откр. ист.); сохранившаяся колонна храма Артемиды Эфесской (ист. ВИА); графическая реконструкция интерьера святилища Еркургана; реконструкция колонны святилища Еркургана (рек. авт.)

Колонны святилища. Две массивные колонны, расположенные внутри святилища Еркургана были украшены антропоморфными фигурами. Такой редкий способ изображения человеческих фигур на колоннах напоминает украшение основания колонн храма Артемиды Эфесской, где человеческие фигуры переданы в движении (процессия).

Храм Артемиды Эфесской известнейшее строение Древней Греции – одно из Семи чудес Древнего Мира. Основанный еще в бронзовом веке, храм неоднократно перестраивался. Реконструирован в VI веке до н.э. До наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты колонн, по которым мы можем судить об оформлении всего сооружения. На найденном фрагменте колонны храма Артемиды Эфесской архаического периода изображена процессия из человеческих фигур вправо, и эта колонна имеет своим основанием мощную круглую базу, покоящуюся на квадратной плите. Структура и оформление колонн в виде шествующих человеческих фигур святилища Еркургана, вероятно, - отголоски той традиции, что мы можем наблюдать в храме Артемиды Эфесской.

 

Рис. Алтарь Храма Окса (по Б.А. Литвинскому); алтарь Диониса с острова Кос; алтарь храма Аполлона из Помпей (фото из откр. ист.); графическая реконструкция алтаря Еркургана (рек. авт.); расположение алтаря у святилища Еркургана (план по Р.Х. Сулейманову)

Алтарь. Между святилищем и центральным храмом Еркургана археологами был найден удивительный алтарь с нишами. Такие алтари, ставились перед древнегреческими храмами и посвящались богам. Эллинистические прямоугольные алтари, правда гораздо проще, были найдены и в храме Окса.

Традиция постановки алтарей богам перед храмом была широко распространена в Древней Греции, и в Древнем Риме. Известны алтари Зевсу Пергамский алтарь, Аполлону из Помпей, Дионису в древнем городе Кос и многие другие.    

Исследуя оформление алтаря Еркургана, мы не смогли найти что-то похожее ни в одной древней культуре, так что, на данный момент, считаем его уникальным. Для того времени, такое оформление нишами в форме суперэллипса очень необычно. Единственное, что мы можем заметить, оформление в виде ниш и пилястр, возможно, – стилизация алтаря под колонный греческий храм или же канелюры.

 

Рис. База колонны с меандром храма Аполлона в Дидиме; увеличенный фрагмент базы колонны (фото из откр. ист.); графическая реконструкция городища Еркурган (рек. авт.); фрагмент фриза в виде живописи центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана (фото по Р.Х. Сулейманову) 

Меандр. Говоря о связях храма Аполлона в Дидиме и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде живописи центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидиме.

 Выводы. Дошедшие до нас в руинах значительные постройки Еркургана дворец и святилище, возможно, сохранили в себе архаические черты древнегреческой архитектуры. Хотя сами постройки Еркургана археологами датированы позднеантичным периодом III в. н.э., они могли в течении столетий перестраиваться, сохраняя при этом планировочную структуру своих прототипов. В условиях обособленного существования жителей Еркургана устойчивые традиции возведения культовых и административных зданий могли передаваться из поколения в поколение.

Таким образом, дворцовый комплекс Еркургана генетически унаследовал планировку крито-микенского мегарона, но, а близкой аналогией ему может выступать храм Аполлона Карнейского архаического периода.

Храм Еркургана сохранил в себе архаические черты древнегреческой архитектуры и вполне мог быть воздвигнут переселенцами из Малой Азии - Бранхидами. К этому выводу мы пришли, сопоставив святилище Еркургана с одним из самых значительных храмов Древней Греции – храмом Аполлона в Дидиме, где, собственно, и служили жрецы Бранхиды, до своего переселения в Среднюю Азию. Удивительным образом вестибюль и пронаос храма Аполлона в Дидиме схож с наосом и пронаосом святилища Еркургана.

В этом сходстве двух храмов, разделенных тысячами километров, мы видим стремление жрецов Бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидиме, наряду с храмом Артемиды в Эфесе.

Что касается храма Артемиды в Эфесе, вероятно, единичный региональный случай оформления колонн росписями в виде шествующих фигур, как в святилище на Еркургане, может свидетельствовать о подражании одному из известнейших чудес Древнего Мира, где колонны украшались цветными изображениями человеческих фигур.

Сохранившиеся крупицы цветных фресок на стенах святилища и богатых домов Еркургана обрамленные рамками, и в виде меандра, древнегреческий алтарь, скульптура, керамика, также могут косвенно свидетельствовать о переселении в город Бранхидов, и в последующем проживание здесь их потомков, которых застал Александр Македонский в своих завоевательных походах на Востоке.

Согласно датировке археологов стены внутреннего города Еркургана (VI в. до н.э.) построены на целое столетие раньше переселения Бранхидов в Среднюю Азию (V в. до н.э.). Если же датировка верна, то это, вероятно, может говорить о том, что Бранхиды не основывали город Еркурган, а уже поселились в существующем городе. Их деятельность, очевидно, связана с последующим возведением главных построек города дворца и святилища, по традиционным древнегреческим канонам, но с учетом местных строительных материалов и других особенностей, в среде смешанного населения.

 

 

 

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

 

1. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

2. Ртвеладзе Э.В. Александр Македонский в Трансоксиане: Походы, историческая география. СПб.: Евразия, 2019. – 368 с., ил.

3. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -503 с.: ил.

4. Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.

5. Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2022. - №2-3. – С. 27-38.

6. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (Под ред. В.С. Соколова). М., 1963.

 

                                                                                              

четверг, 16 марта 2023 г.

ГРЕЧЕСКАЯ МОЗАИКА ИЗ АЙ-ХАНУМ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 Нурулин Тимур                     

 

Геометрический анализ мозаики из Ай-Ханум (авт.)

Мозаика из Ай-Ханум II-III в. до н.э. – образец древнегреческого изобразительного искусства в глубинах Азии (совр. граница Афганистана и Таджикистана). Квадратная мозаика выполнена из натурального камня двух цветов: охристо-коричневого и белого.

Мозаика из Ай-Ханум (фото П. Бернар)

Основа композиции мозаики выстроена по принципу «квадрат в квадрате» повторенная два раза и «круг в квадрате». Образованные таким образом поля между этими фигурами заполнены изображениями морской тематики.

В квадратах по периметру изображены дельфины, крабы, морские коньки. Центральное поле мозаики занимает восьмиконечная звезда в окружности, которую «подпирают» четыре пальметты. Всю композицию по периметру обрамляет меандр в виде волны.

Мозаика из Ай-Ханум (фото П. Бернар)

Центральный квадрат (a) находится в интересной зависимости с внешним квадратом (2a). Как можно было уже догадаться по условным обозначениям сторон этих квадратов, внешний квадрат в два раза больше внутреннего. Геометрически построение такой зависимости возможно в следующей последовательности: сначала прочерчивается внутренний квадрат, углы которого являются центрами окружностей. Эти окружности проводятся через центр внутреннего квадрата. Таким образом мы получаем четыре пересекающиеся окружности. Продлив диагонали внутреннего квадрата до пересечения с окружностями получаем углы внешнего квадрата. Интересно, что сами окружности пересекаются в точках, которые отмечают середины сторон внешнего квадрата.

Геометрический анализ мозаики из Ай-Ханум (авт.)


Построение композиционной основы мозаики из Ай-Ханум (авт.)

Если же изначально известен внешний квадрат и нам необходимо найти внутренний квадрат, как это скорее всего было в Ай-Хануме, так как внешний квадрат ограничен стенами помещения, то построить центральный квадрат (а) гораздо проще. Необходимо прочертить две диагонали внешнего квадрата и из полученного центра провести окружность через середины половин диагоналей. Внутренний квадрат образуется посредством пересечения этой окружности и диагоналей внешнего квадрата.

Примечательно, что эти квадраты и центральная окружность находятся в пропорциональной зависимости золотого сечения. Так отношение стороны квадрата (c) к стороне квадрата (a) равно 1,618 (c/a=1.618). А сторона квадрата (a), в свою очередь, относится к диаметру центральной окружности (b) как 1,618 (a/b=1.618).  

среда, 23 февраля 2022 г.

ЕРКУРГАН: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ. ОБЩИЙ ОБЗОР

Нурулин Тимур


Опубликовано: Нурулин Т.С. 3D-реконструкция городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 2022. - N2-3. - С. 27-38.


3D-реконструкция внутреннего города Еркургана (рек. авт.)


ЕРКУРГАН В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ

Впервые обобщены материалы археологических многолетних исследований Нахшаба, в частности результаты раскопок городища Еркурган, в монографии Р.Х. Сулейманова «Древний Нахшаб» Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э. – VII в. н.э. выпущенной в 2000 году. Позже в 2004 году Р.Х. Сулейманов выпустил брошюру, где анализируются находки Еркургана под названием «Нахшаб – тайны забытой цивилизации». Еркургану посвящен параграф в книге М.С. Булатова «Космос и Архитектура», где автор делает предварительный археоастрономический анализ городища, хотя, как признает исследователь ситуационные планы и архитектурные обмеры тогда еще не были опубликованы. Э.В. Ртвеладзе впервые отождествил город Бранхидов с конкретным местом в 1980-х годах и это было городище Талашкантепа. Но в последние годы, Э.В. Ртвеладзе признав это отождествление ошибочным, опираясь на сообщения Курция Руфа и Арриана предложил новую локализацию города бранхидов – Еркурган. Наиболее широко эта идея представлена в монографии: «Александр Македонский в Трансоксиане: Походы, историческая география» 2019 года. 

В Еркургане развиваются события исторического романа под названием «Песни бегущей воды» известной ташкентской писательницы Галины Долгой выпущенный в 2017 году. Автор, интерпретируя артефакты, найденные на городище, глубоко исследуя археологические данные с места раскопок, а также привлекая истории и легенды, бытовавшие в данной области, фактически реконструирует жизнь в древнем городе, погружая читателя в те далекие времена.


ЕРКУРГАН

В данной работе представлен опыт реконструкции внутреннего города Еркургана, стены которого были сложены в VI в до н.э., и которые сохранились до сих пор, а также построек, расположенных внутри и за пределами этой стены. В ранее опубликованных работах отдельно были представлены реконструкции построек Еркургана: дахма, дворцовый комплекс, святилище и др. Здесь же представлена краткая информация о них и ссылки на статьи, где исследовательский материал подан в более расширенной форме.

3D-реконструкция внутреннего города Еркургана (рек. авт.)

Еркурган – один из интереснейших древних городов Средней Азии. Он расположен в Каршинском оазисе. Период сложения строительной деятельности на городище IX в. до н.э. – III в. н.э. Впервые археологические раскопки здесь проводил С.К. Кабанов в конце 40-х годов прошлого столетия. Городище широко стало изучаться с 1973 года Кашкадарьинской экспедицией Института археологии АН Узбекистана под руководством Р.Х. Сулейманова, который отмечает, что Еркурган типологически отличается от всех выявленных в Каршинском оазисе городищ, а его датировка говорит о том, что это один из древнейших столичных центров исторической области Нахшаб – юго-западного оазиса Согда.

Город Еркурган по площади сопоставим с такими городами Древнего мира, как Милет, Микены, Гонур-Депе. Наибольшую протяженность порядка 700 метров имеет южная стена Еркургана. Общая площадь внутреннего города около 42 Га, внешнего – 150 Га.

https://www.google.com/maps/place/38%C2%B056'56.5%22N+65%C2%B042'50.5%22E/@38.9497622,65.7141066,15z/data=!3m1!1e3?hl=ru-KG

Еркурган в плане представляет собой сложную фигуру в виде неправильного пятиугольника. Город состоит из внутренней и внешней оборонительных стен. Эти стены построены в разное время. Самая древняя – внутренняя стена, которая сохранилась и поныне. Ее мы можем отчетливо наблюдать на спутниковых снимках. Она возведена в VI в. до н.э. и образует собой основное пространство города в виде неправильного пятиугольника. Усилена стена фланкирующими и угловыми башнями, среди которых особенно выделяется массивная юго-восточная башня овальной формы.  Еркурган имеет двое ворот в этой стене: на северо-востоке и юго-востоке, которые объединяет улица, проходящая через весь город.

3D-реконструкция внутреннего города Еркургана (рек. авт.)

Многолетними исследованиями на уникальном городище археологами открыто типологическое разнообразие строений – это храмовые комплексы, дворец, мавзолей, цитадель III в. н.э., дахма III-II вв. до н.э., ремесленные кварталы и другие. Структуру города Еркурган можно охарактеризовать как конгломерат сплошной ковровой застройки, над которой возвышаются монументальные постройки культового и административного назначения. Архитектурным центром Еркургана является храмовый комплекс, состоящий из двух построек: центральный храм (малоизучен) и святилище. Перед святилищем расположено обширное пространство – центральная городская площадь. Примечательно, что монументальные постройки в основном сосредоточены в северной части города. В микрорельефе здесь же вокруг дворца, у цитадели и за святилищем заметны обширные пространства свободные от застройки. Принимая во внимание гипотезу о том, что Еркурган – это город бранхидов, здесь мы располагаем священные рощи, описанные Курцием Руфом.

С точки зрения архитектуры на различных строениях Еркургана отмечается архаическая греческая основа, которая впоследствии замещается зороастрийскими элементами: строительство дахмы, ранний греческий храм в основании дворцового храма огня Еркургана, и ранний греческий храм Еркургана, который в итоге становится храмом огня. 

 

ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

3D-реконструкция стены и башни Еркургана (рек. авт.)
3D-реконструкция стены и ворот Еркургана (рек. авт.)

3D-реконструкция цитадели Еркургана (рек. авт.)

Внутренний город был обнесен стеной с прямоугольными башнями. Выделяется угловая юго-восточная башня, представляющая собой огромный овальный массив. Двое ворот расположены на северо-востоке и юго-востоке, соответственно. В рельефе заметно наличие рва, который обводил весь внутренний город. Цитадель расположена в северной части города и примыкает вплотную к обводной стене.

 

ДАХМА (Подробнее здесь )

3D-реконструкция дахмы Еркургана (рек. авт.)
3D-реконструкция дахмы Еркургана (рек. авт.)

3D-реконструкция дахмы Еркургана (рек. авт.)

В северо-западной части городища, между его внутренней и наружной стенами расположена дахма.

Дахма (Башня молчания) – это погребальное сооружение, распространенное в религиозной традиции зороастрийцев. Как правило, данные строения возводились на возвышениях в виде круглых в плане башен. Это связано с верованием зороастрийцев, при котором мертвое тело считалось нечистым и его нельзя было предавать земле, или сжигать в огне. На верхней площадке, за высоким парапетом выкладывались тела, которые расклевывали хищные птицы. Затем очищенные кости сбрасывались в колодец, расположенный по центру дахмы. Распространены были круглые дахмы в Иране, в Индии. В Средней Азии известна круглая «башня молчания», расположенная на высоком холме, - Чилпык I в. до н.э. – I в. н.э. (Древний Хорезм).

Но дахма Еркургана имеет нетипичную форму: она представляет собой прямоугольный монолитный объем с ведущей на его верхнюю площадку лестницей. На площадке между камнями археологами были найдены мелкие человеческие кости, а также фрагменты черепа в сосуде. Строение датировано II в. до н.э. На данный момент – это самая древняя дахма в мире.

Дахма сохранилась в виде овального оплывшего холма длиной 70 м и высотой 7 м. Раскопками было вскрыто монолитное прямоугольное строение размерами 34х23 м. Хорошо сохранилась нижняя часть дахмы, верхняя практически утрачена. Сооружение возведено из сырцового кирпича и глины.


 ДВОРЕЦ (Подробнее здесь )

3D-реконструкция дворцового комплекса Еркургана (рек. авт.)
3D-реконструкция дворцового комплекса Еркургана (рек. авт.)

3D-реконструкция дворцового комплекса Еркургана (рек. авт.)

Дворцовый комплекс – самый значительный и масштабный объект Еркургана. Он расположен в пределах внутренней стены города в его северо-западной стороне. Комплекс в основании имеет размеры около 100х100 м. Руины этого строения сохранились на высоту 12 м. Археологи датируют дворец III в. н.э.

Дворец, ориентированный по сторонам света, в плане имеет квадратную форму и состоит из двух частей, расположенных на разных уровнях. Самая возвышенная часть – северная, представляет собой грандиозную постройку дворцового храма. В нижней – южной части расположены дворцовые помещения и дворовые пространства, археологами изучена только восточная его сторона. Здесь открыт квадратный внутренний дворик и коридор обводящий его. Объединяет эти уровни общая платформа, на которой оба они и покоятся и общая стена, которая, по мнению Р.Х. Сулейманова, обводила весь комплекс.

Выстроен дворец из сырцового кирпича, стены которого обмазывались глиняной штукатуркой. В некоторых помещениях, а также на стенах двора были найдены следы ганчевой побелки и красной краски. В стенах нижнего и верхнего уровня археологами были обнаружены щелевидные стреловидные бойницы.

Наибольший интерес в дворцовом комплексе представляет северное возвышенное строение, имеющее монументальный вид. Планировка его свидетельствует об особой значимости здания.

 

СВЯТИЛИЩЕ  (Подробнее здесь)

3D-реконструкция святилища Еркургана  (рек. авт.)
3D-реконструкция святилища Еркургана  (рек. авт.)

  3D-реконструкция святилища Еркургана  (рек. авт.)

Святилище расположено в центре древнего города Еркурган (VI в. до н.э.) (точнее на оси его геометрического центра). От южных ворот к храму подводила улица. Перед святилищем была расположена большая площадь. Строение датировано археологами III в. н.э., хотя Р.Х. Сулейманов полагает, что в самом начале эллинистической эпохи на Еркургане уже существовало монументальное строение с колоннадой, предшествовавшее рассматриваемому нами храму. К такому выводу автор пришел, опираясь на находки баз колонн, которые вторично использовались в святилище Еркургана.

Планировка храма имеет осевое развитие: глубокий айван (пронаос) является преддверием основного святилища (наос). Строение, ориентированное по сторонам света, своим айваном раскрывается к югу.

Возведено строение из сырцового кирпича. Перекрытие прямоугольного помещения святилища с мощными стенами подпирали две круглые в плане колонны из жженого кирпича, окрашенные в красный цвет, на которых сохранилось изображение в виде двух человеческих фигур и контуры символических знаков. В стенах по всему периметру расположены арочные ниши разных размеров. Напротив главного входа находилась самая крупная ниша, где, очевидно, устанавливалась статуя божества. По периметру стен расположены суфы.

 

АЛТАРЬ (Подробнее здесь )

3D-реконструкция алтаря Еркургана  (рек. авт.)

Между святилищем и центральным храмом археологами был найден удивительный алтарь с нишами. Он напоминает греческие алтари, которые ставились перед древнегреческими храмами и посвящались богам. В виду того, что мы идентифицировали храм Еркургана как храм Артемиды, впоследствии Артемиды-Наны, смеем предположить, что алтарь был посвящен Артемиде. Такие эллинистические прямоугольные алтари, правда гораздо проще, были найдены и в храме Окса. Исследуя оформление алтаря Еркургана, мы не смогли найти что-то похожее ни в одной древней культуре, так что, на данный момент, считаем его уникальным. Для того времени, такое оформление нишами в форме суперэллипса очень необычно. Единственное, что мы можем заметить, такое оформление в виде ниш и пилястр, возможно, – стилизация алтаря под колонный греческий храм.

 

ГОРОД БРАНХИДОВ (Подробнее здесь )

Фрагмент плана храма Аполлона в Дидимах и святилище Еркургана (сопост. авт.)

В последних своих работах Э.В. Ртвеладзе высказал предположение касательно локализации города бранхидов на Еркургане, в частности, отмечая архаические греческие черты скульптуры Еркургана, очевидно, намекая на ее сходство с головой из Микен 2 тыс. до н.э. Речь идет о фрагменте головы женской скульптуры с очерченными черной краской глазами и солярными знаками на лице, найденной в святилище Еркургана (хотя сам автор называет её мужской).

Мы же, в свою очередь, поддерживая данную локализацию поселения бранхидов в городе Еркурган, полагаем, что святилище Еркургана сохранило в себе архаические черты древнегреческой архитектуры. А конкретнее, мы считаем, что храм Еркургана был построен бранхидами – переселенцами из Милета по подобию храма Аполлона в Дидимах, того самого храма, где служили жрецы бранхиды. До завоевательных походов Александра Македонского в V в. до н.э. бранхиды, оставив храм и передав сокровища персам, бежали на Восток. Памятуя о предательстве бранхидов Александр во время походов в Среднюю Азию разрушит основанный ими город.

Вестибюль храма Аполлона и наос храма Еркургана представляют собой прямоугольное помещение с двумя круглыми в плане колоннами и основным входом, выводящим в пронаос с четырьмя рядами колонн. В этом мы видим стремление жрецов-бранхидов воспроизвести на чужбине в далекой Средней Азии один из крупнейших и известнейших храмов древности храм Аполлона в Дидимах, наряду с храмом Артемиды в Эфесе.

 Но за отсутствием камня древние греки использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма, и перерабатывалась на основе местных культов и представлений получалось новое святилище, сохранившее в себе основу прототипа. По сообщению археологов, святилище Еркургана хотя и имело очень мощные стены, постоянно нуждалось в ремонтных работах. Это косвенно может указывать на то, что для строителей храма этот материал был малознаком.

Говоря о связях храма Аполлона в Дидимах и Еркургана следует отметить, в частности, и схожесть фрагмента фриза в виде меандра центрального зала загородного жилого комплекса Еркургана и фриза базы одной из колонн храма Аполлона в Дидимах.

Две массивные колонны, расположенные внутри святилища Еркургана были украшены антропоморфными фигурами. Такой редкий способ изображения человеческих фигур на колоннах напоминает украшение основания колонн храма Артемиды Эфесской, где человеческие фигуры переданы в движении (процессия).

 

АРХЕОАСТРОНОМИЯ ЕРКУРГАНА (Подробнее здесь )

Археоастрономический анализ города Еркурган (анализ авт.)

Самая массивная овальная башня Еркургана D, имеющая азимут равный 113˚, направлена на восход Луны в день летнего солнцестояния (склонение -18˚18`). М.С. Булатов полагал, что именно с этой башни могли производиться астрономические наблюдения.

Другая восточная башня C имеет азимут в 49˚ - это восход Луны в день зимнего солнцестояния (склонение -18˚18`).

На заход Луны в день зимнего солнцестояния направлена западная башня A. Азимут этого направления равен -66˚ (склонение -18˚18`).

Город Еркурган имеет двое ворот, расположенных на юго-востоке и северо-востоке. Направление юго-восточных ворот отмечается восходом Луны в день летнего солнцестояния с азимутом в 128˚ (склонение -28˚36`). Эти же ворота отмечены направлением из башни A в сторону восхода Солнца в день зимнего солнцестояния (азимут 120˚). Северо-восточные ворота же «открыты» восходу Луны в день зимнего солнцестояния при азимуте в 49˚ (склонение -18˚18`).

Северная стена AB при азимуте в 55˚ имеет направление на восход Солнца в день летнего солнцестояния. На это указывал и Булатов М.С.

Более того, отдельно взятые строения Еркургана, имеют свои направления на космические константы. Два храма Еркургана расположены на восточной оси, исходящей из геометрического центра города. Это направление отмечает восход Солнца в день весеннего равноденствия. Этот же храм своим фасадом (айваном) раскрывается на юг, в сторону реки Кашкадарья, а также в сторону полуденного Солнца.

Так называемый дворец, поднятый на высокой платформе, включает в себя и храмовую постройку с высоким пронаосом, отмеченный двумя колоннами и открытым перед ним двором. Этот пронаос имеет направление на восток и «ловит» первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия, так как весь дворец ориентирован по сторонам света.

Цитадель Еркургана, расположенная в северной части города, ориентирована на восход Солнца в день летнего солнцестояния, как и вся стена AB. У Булатова М.С. тоже.

За пределами внутренних стен города расположены еще два интересных объекта. На севере расположена дахма, а на юге, прямо у ворот – мавзолей. И дахма и мавзолей ориентированы по сторонам света, погребальная функция этих строений позволяет видеть связь их с восходом и заходом Солнца в день весеннего равноденствия.

Следует заметить, что направления, связанные с восходом и заходом Луны и Солнца, которые совпадают с угловыми башнями Еркургана, свидетельствуют о том, что эти башни, в первую очередь, символизируют эти небесные светила, а ворота города, через которые также проходят азимуты точек восхода Луны и Солнца – посвящены этим светилам или их богам, под покровительством которых находился сам город. К примеру, в Древнем Вавилоне ворота были посвящены богам, одни из которых наиболее известны как ворота Иштар.

 

АРТЕМИДА (Подробнее здесь )

Голова скульптуры из святилища Еркургана (по Сулейманову Р.Х.)

В свете проведенного археоастрономического анализа Еркургана, и выявленных направлений башен и ворот города на Луну и Солнце, астральные символы лика богини приобретают особое значение. Еркурган изначально, согласно исследованию, был посвящен лунной богине, так как в его планировке преобладают направления на Луну, в том числе и основная самая массивная башня города. Ориентации Солнца же, напротив, подчинены основные постройки города. Направление ворот Еркургана на восход Луны, свидетельствуют о посвящении их лунной богине – покровительнице города, по подобию ворот Иштар Вавилона.

Полагаем, что это была богиня Артемида-Нана. Под таким именем она известна из античного города на Евфрате Дура-Европос, покровительницей которого она была, и в котором в честь нее был установлен храм. Очевидно, это та самая богиня, которая в процессе глубоких трансформаций приобрела законченный образ в виде Наны – популярной богини Хорезма, Согда и Бактрии. Хорошо сохранились изображения Наны, по которым можно судить об ее иконографических особенностях. Четырёхрукая богиня восседает на льве, в поднятых руках держит Солнце и Луну. Корона в виде навершия оборонительных стен, явно, говорит о том, что богиня Нана была покровительницей городов. Несомненна и ее роль, как богини плодородия. Корону в виде крепостных стен Нана унаследовала от древнегреческой Кибелы – богини, являвшейся олицетворением матери – природы, со схожими функциями богини Артемиды.

Как мы видим, и в случае богини Еркургана и богини Наны, особое значение имеют лунарно-солярные символы, разница лишь в иконографии изображения этих знаков: в первом случае они изображены на лике богини, во втором – в ее руках. В обоих случаях, богиня сочетает в себе функции лунного в первую очередь и солнечного божества. Дьяконова Н.В. и Смирнова О.И. не исключают вероятность существования в Согде нескольких иконографических типов изображения Наны (Анахиты).

Но есть еще одна очень интересная деталь, которая, как нам кажется, является ключевой – это повторение того же изображения полумесяца на короне в виде городских стен более поздних образов богини Наны. Это говорит о том, что богиня Нана, не смотря на множество функций, является в первую очередь богиней Луны. И подсказывает нам о своем происхождении от древнегреческой лунной богини – Артемиды. Другими словами, в космологическом отношении, город находившийся под покровительством богини Наны, ассоциировался древними с Луной.

Нана восходит к более древней месопотамской Иштар – богине плодородия, любви, войны, которая изображается стоящей на льве с луком в руках и планетой Венерой. С точки зрения иконографии, среднеазиатская Нана унаследовала от нее «трон» в виде льва, на котором первая на нем сидит, вторая – стоит, а также астральный символ (Иштар – Венера, Нана – Луна и Солнце), олицетворением которого и была богиня. Хотя, Нана и имеет ближневосточные корни, дополнительные лунарно-солярные функции, очевидно, она получила позднее под влиянием эллинистической культуры.

  

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

 

- Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.

 

- Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.

- Ртвеладзе Э.В. Александр Македонский в Трансоксиане: Походы, историческая география. СПб.: Евразия, 2019. – 368 с., ил.

- Том 2: Всеобщая история архитектуры / Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.