Нурулин Тимур
Опубликовано:
Нурулин Т.С. Астрономические познания в
архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. –
Ташкент, 2012. - №1. – С. 23-25.
«Геометрия – это письмо
человеческой души», - так говорили древние.
Я уверен, что в XXI веке соединятся, как достижения современной цивилизации,
так и весь накопленный человечеством опыт
построения архитектурной формы».
Булатов М.С.
Предисловие. В науке внимание к древним
памятникам Ташкента чаще всего носит историко-археологический характер.
Наиболее четкое представление об архитектуре Ташкентского оазиса “вырисовывается”
начиная с V-VIII в.в. н.э. (Нильсен В.А. Становление феодальной
архитектуры Средней Азии. Ташкент, 1966 ). Археологические изыскания последних
лет двух уникальных памятников (Шаштепа и Мингурик, далее - ташкентский
Афрасиаб) позволяют сегодня с уверенностью говорить и об особенностях
архитектуры древнего Ташкента. В данной работе предлагается новый подход в
изучении древней архитектуры Ташкента в контексте взаимосвязи:
Космос-Общество-Архитектура, который пополнит представление общественности о
древнем прошлом нашего города, и позволит занять этим памятникам достойное
место в истории архитектуры.
Отношение: Человек - Вселенная. Архитектура
как отражение этих отношений. Известно, что древние люди знали астрономию,
математику, но не все задумываются на сколько эти знания были сильны и воедино
слиты со всеми сферами их жизни. Астрономия была тесно связана с религией,
отсюда и с обычаями и с традициями, а значит также и с архитектурой. Взгляд
древнего человека всегда был устремлен в небо. От расположения небесных светил во
многом зависела его жизнь. Все мировоззренческие представления, связанные в
свою очередь с Космосом, выражались в планировке храмовых строений, их
ориентации. Архитектура древности для нас выступает в качестве летописи
того времени, тем более что сохранившиеся письменные источники малочисленны, и
относятся к более позднему времени. Ничто бесследно не исчезает, особенно
традиции, опыт. А эпоха средневековья как прямая “наследница” древности,
являясь связующим “мостом”, может, несомненно, помочь нам в понимании далекого
прошлого.
У
автора «Шахнамэ» (конец X – начало XI
в.в.) есть размышление о мироздании: «Земля (разделилась) на шесть (частей),
небо на восемь». Эта поэтическая метафора сохраняла стиль старых магических формул.
Прежнее их значение – старые формулы, выражавшие механику Вселенной, приводили
в связь с успехами средневековой прикладной геометрии. Позже содержавшиеся в
этих формулах элементы мистицизма были подхвачены и развиты учением суфиев[2].
В
суфийской космогонии Феридеддина Аттара движение миров предстает как акт
художника-творца, который «повернул циркуль вокруг потенции души… От поворота
циркуля бытие точки приняло форму круга… Когда пришли в движение семь небесных
сфер, они четыре создали из семи, а три из четырех, из четырех и трех положили
нам основание» [3].
Эти
представления выражались в построении, в основном, культовых сооружений, где
исходным началом являлась диагональ квадрата. Построения эти были известны и в
древности [2]. Далее, на примерах древних храмов Шаштепа и ташкентского
Афрасиаба, расположенных по берегам Саларо-Джунской водной системы Ташкента, а
также обсерватории подземной кельи Зайнутдина Бобо (селение Куи-Арифон), мы
увидим: существует непосредственная преемственность средневековых подходов к
построению архитектурных форм из опыта зодчих древности.
Рис. 1.
Движение Солнца по небосводу в день
весеннего равноденствия, и соответствующая
ориентация
сооружения Шаштепа. (анализ Нурулина Т.С.)
|
Впервые термины «археоастрономия»
и «археоастрономический метод» в науку введены Джеральдом Хокинсом. Дж. Хокинс
и Ал. Том вели свои исследования, связанные с загадочным кромлехом
Стоунхенджом, и выдвинули гипотезу о том, что здесь в древности проводились
астрономические наблюдения. Этот метод широко применялся М.С. Булатовым в его
исследованиях направленных на выявление связей геометрических параметров
архитектурного проектирования Турана - Туркестана с основными земными
космическими константами, отражающими движение Солнца и Луны по небосводу, и
доказывает правомерность этого метода, в своем труде «Тенгри-нома» [5].
Проведенный
нами астрономический анализ, на данный момент двух памятников древности
Ташкента, оказался также успешным. Была установлена взаимосвязь архитектуры
храмов Шаштепа и ташкентского Афрасиаба с космическими константами.
Нижеизложенный материал исследований позволит в будущем рассматривать
архитектуру древнего Ташкента в общетуранском контексте развития
астрономических и архитектурных знаний.
В настоящее
время, в зависимости от ориентации всего сооружения или проемов в стенах
относительно восхода и захода Солнца и Луны в дни солнцестояний и в день
весеннего равноденствия, а также на основании изучения геометрии строения,
можно выявить функцию сооружений, отражающую мировоззренческие и
космологические представления жителей древнего Ташкента.
Рис. 2.
Восход Луны в дни летнего и зимнего
солнцестояний, и соответствующая ориентация
сооружения Шаштепа. (анализ Нурулина Т.С.)
|
Все сооружение
было выстроено в соответствии с космологическими и мировоззренческими
представлениями людей о строении мира. Получается, что Шаштепа – Космограмма
(Мандала). Центральная квадратная часть храма (на первом этапе) была свободной
от перекрытия. Это обитель Бога, святая святых храма. Обводной коридор –
культовый проход, посредством которого осуществлялся доступ в пристроенные
башни квадрата. Эти пристроенные башни олицетворяли 4 стихии (Огонь, Землю,
Воду и Воздух) (Н.Т.С.). Особо подчеркнут вход в помещение, посвященное
огненной стихии, как видимого проявления Бога на Земле. Астрономический анализ
(см. ниже) позволил уточнить предположение о существовании трех башен в
восточной части кольцевой стены, которые, как оказалось, олицетворяли космические
константы – Солнце и две фазы Луны (рис. 1,2). А само кольцо стены трактуется
как Вселенная.
Рис. 3. Заход
Солнца в день зимнего солнцестояния,
и соответствующая ориентация храма на
ташкентском
Афрасиабе. (анализ Нурулина Т.С.)
|
Далее было
установлено, что два других проема в кольцевой стене, выводившие в
предполагаемые башни, имеют направление на Луну в дни летнего и зимнего
солнцестояний (рис. 2). Один проем имеет азимут 65º, и это восход Луны в день
летнего солнцестояния, при склонении Луны равном -28º 36`. Второй – имеет
азимут 130º, и это восход Луны в день зимнего солнцестояния, при склонении Луны
равном -28º 36`.
Храм на
ташкентском Афрасиабе имеет координаты 41º 17` 53`` N и 69º 17` 13`` E. В шкале
последовательностей этот храм стоит следующим за храмом Шаштепа. При визуальном
сравнении планов этих двух сооружений видно, что объемно пространственное и
планировочное решения имеют сходство (рис. 4, 5). За исключением в храме
Афрасиаба кольцевой стены, которая была заменена на прямоугольную (небольшой
участок был найден археологами), и разницей в форме пристроенных к основному
квадрату башен: на Шаштепе они трапецевидные (две большие, две меньшие), а в
храме на Афрасиабе – в виде полукруглых лепестков. И все же, преемственность на
лицо.
Азимут
диагонали основного квадрата здания равен -122º. И это заход Солнца в день
зимнего солнцестояния, при склонении Солнца равном +23º 27` (рис. 3).
Рис. 4. Графическая
реконструкция первого этапа
возведения архитектурно-строительного комплекса
Шаштепа.
(реконструкция Н.Т.С.)
|
Астрономический
анализ этих двух памятников показывает, что в храмах основными и очень важными
являются диагональные оси квадратов сооружений (в будущем в эпоху средневековья
диагональ квадрата, станет исходным началом при построении сооружений). Если на
Шаштепе эти диагональные оси ориентированы по сторонам света, то в храме на
Афрасиабе мы наблюдаем поворот здания примерно на 29º (рис. 3), и одна из
диагоналей получает направление на заход Солнца в день зимнего солнцестояния
при азимуте в -122º. Почему же разный подход к ориентировке сооружений?, ведь
мы знаем о трудностях перемен устоявшихся традиций, если тем более речь идет об
одних и тех же верованиях. Но получается
следующее, если сегодня мусульмане
всего мира ориентируют свои храмы на устоявшуюся святыню - Мекку,
то храмы домусульманских культов могли
иметь различную ориентировку в зависимости от справляемых культов в храме,
образа жизни общества. Например известно, что на Среднем Востоке кочевники
ориентировали свои сооружения на восход Солнца в день летнего солнцестояния, а
оседлые земледельцы – на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Более
убедительным нам представляется вероятным, что различная ориентация могла быть
связана с культом определенного божества (день зимнего солнцестояния ассоциировался
с Сиявушем, а летнего – с Митрой). Т.е. храм на ташкентском Афрасиабе каким то
образом связан с культом Сиявуша.
Рис. 5. Графическая
реконструкция первого этапа возведения
архитектурно-строительного комплекса храма
на Афрасиабе (Мингурик). (реконструкция Н.Т.С.)
|
В храме
Шаштепа отражено также представление людей о жизненном цикле (рождение,
кульминация, уход, потом снова рождение…). Этому доказательство – ориентировка
проемов Шаштепы на восход, кульминацию, закат Солнца в день весеннего
равноденствия. Так, праздник Навруз (день весеннего равноденствия) являлся
также праздником предков: именно в этот день, по представлениям древних, предки
возвращаются на землю [4]. Интересна и окраска интерьеров храма – красная охра.
Этот цвет в древности – цвет символизирующий возрождение. Эти факты позволили
полагать, что строение Шаштепа непосредственно связано с культом предков.
Таким образом,
есть пример того, как праздники в честь духов предков сливались с древним
аграрным праздником умирающей и воскресающей природы, прославлявшим в Средней
Азии Сиявуша, так же как в Древнем Египте - Озириса и в Месопотамии - Таммуза [1].
Планировочная
структура Шаштепы говорит о поклонении единому Творцу и почитание его эманаций.
Версия, о языческом поклонении Солнцу или Огню не подтвердилась. Как мы видим,
роль Солнца включена здесь в общие мировоззренческие представления древних людей,
и непосредственно связана с культом предков.
Что же касается храма ташкентского Афрасиаба,
то он является последователем традиций храма Шаштепы, отмечающий дальнейшие
трансформационные процессы развития храмовой архитектуры древнего Чача.
Рис. 6.
Одна из Каунчинских печатей. Изображение –
циклы солнечных и лунных затмений.
(реконструкция
общего вида Н.Т.С.).
|
В поддержку
глубоких познаний зодчих древнего Ташкента в астрономии могут послужить и так
называемые Каунчинские печати. Зодчий и астроном, скорее всего, были в одном
лице. На круглые маленькие печати, астрономом наносились позиции планет и
звезд. Эти печати в науке определены как амулеты, обереги.
Но детальное
рассмотрение одной из них навело на мысль об их астральном назначении. Одну из
печатей можно интерпретировать как календарь циклов солнечных и лунных
затмений
(Н.Т.С.) (рис. 6). Эти печати
служили также оттисками на различных поверхностях. Известно об одном
таком
оттиске на хуме установленном в обходном коридоре храма Шаштепа. Он изображает
4-х рыб закручивающихся в знак свастики (рис. 7). Не вызывает сомнений, что
данное изображение несет в себе сакральный смысл.
Рис. 7.
Сакральный свастикообразный знак на одном из
ритуальных хумов. (реконструкция
интерьера храма Н.Т.С.).
|
Новые данные о Чилляхане Зайнутдина Бобо.
Чилляхана
Зайнутдина Бобо (Шейх Зайнутдин Бобо (род. в 1214 г .) – сын основателя
суфийского ордена Сухравардийа, был послан своим отцом в эти места из Багдада
для распространения идей суфийского ордена.) находится в комплексе с
одноименным мавзолеем. Но интересно, что чилляхана имеет временной приоритет
над мавзолеем. Если чартак мавзолея относится к XIV в., а основание стен - к XVI в.,
то чилляхана была выстроена в XII
в.[6].
Рис. 8. Взаимное
расположение
верхнего и нижнего помещения
чилляханы Зайнутдина Бобо
и
астрономический анализ
(фото с рисунка, находящегося в чилляхане)
|
Рис. 9. Арочный
проем нижнего помещения и
“дромос” (фотофиксация Нурулина Т., Ан Т.)
|
Рис. 10. План-схема
обсерватории.
И ориентация дромоса на заход Солнца
в день зимнего солнцестояния
(анализ
Нурулина Т.С.).
|
В последующем эта обсерватория получила свое
новое назначение (чилляхана). Наземная часть чилляханы скорее всего позднее
перестраивалась, сохраняя при этом прежнюю ориентацию, и это продиктовало
направление михраба.
При осмотре
подземного помещения на стенах было замечено несколько древних надписей,
исполненных арабской вязью (рис. 11). Их стоит, скорее всего, отнести ко
времени жизни в этой келье шейха Зайнутдина Бобо.
Рис. 11. Арабская
вязь. Негатив
(фотофиксация Нурулина Т., Ан Т.)
|
Список литературы:
1. Ахраров И.
Древний Ташкент. Ташкент, 1973.
2. Ахраров И, Ремпель Л.
Резной штук Афрасиаба. Ташкент, 1971.
3.
Бертельс Е. Суфийская космогония у Феридеддина Аттара. Яфетический
сборник, III. Москва , 1924.
4. Бойс М.
Зороастрийцы. Верования и обычаи. Москва, 1987.
5. Булатов М.С. Космос и Архитектура. Москва – Ташкент, 2009.
6. Булатова В.А., Маньковская Л.Ю. Памятники зодчества Ташкента. Ташкент, 1983.
7. Карцев В.Н.
Зодчество Афганистана. Москва, 1986.
8.
Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента
в
археологических источниках. Ташкент, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий