Нурулин Т.С.
Опубликовано:
Нурулин Т.С.
Разгадка геометрического ключа храмов Древнего Ташкента // Архитектура и
строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. - №1. – С. 49-51.
Рис. 1. Аналитический план храма
Шаштепа (анализ автора).
|
Первым теоретиком
архитектуры, который описал применение геометрических и числовых пропорций в
построении архитектурных форм, был Витрувий [5]. Современные ученые в своих
работах также подтверждают существование закономерностей в построении многих
памятников Древней Греции и Рима (Парфенон, Пантеон и др.). Этому же принципу
следовали и цивилизации Древнего Востока (Туран, Передняя Азия, Индия и др.) [1].
Архитектура
древности строилась по принципу установления порядка на Земле, противопоставляя
его хаосу. Достичь порядка возможно было только через мировые законы гармонии,
которые человек замечал в природе (растительный и животный мир).
Архитектура и музыка создают композиции в пространстве: архитектор
создает объекты воспринимаемые органами зрения, а произведения композитора
возможно “прочесть” только посредством органов слуха. Возможно, что секрет
этого равенства двух искусств кроется в волновой природе света и звука.
Архитектура имеет в своей основе элементы, которые взаимодействуют между собой
благодаря средствам выразительности: пропорции, ритм, метр, контраст, нюанс,
симметрия, тектоника и др., где свет – важнейшее средство. Удачное сочетание
этих элементов, приводит к успеху в построении композиции. Этот же принцип
характерен и для музыкальных произведений. К примеру, композиции Моцарта, Баха,
Бетховена и сегодня волнуют сердца миллионов людей (профессионалов и обычных
слушателей). Сегодня удачные примеры прошлого в архитектуре и музыке, мы
называем Классикой. Классика вызывает доверие, ведь все что входит в это
понятие проверено временем. Многие современные архитекторы - практики в своих
работах возвращаются к классическим приемам. К успеху приводит лишь правдивое
прочтение примеров прошлого, через призму средств архитектурной композиции, а
не через прямое неосмысленное копирование элементов классики (декорация).
Архитектура не должна стоять на месте. Появились новые строительные материалы
(конструктивные и отделочные), возникли иные социальные условия, что привело к
появлению новых типов зданий и т.д., но никто не отменял законов гармонии. И
сегодня мы должны создавать произведения, которые завтра назовут Классикой. А
это возможно только в том случае, если архитектор будет использовать эти
скрытые от глаз обывателя средства архитектурной выразительности (пропорции,
тектоника и т.д.), наполнять свои произведения глубоким смыслом, идеей. В этом
то и могут помочь нам теоретические знания о законах построения великих
сооружений Древнего мира.
Это хорошо
понимал Булатов М.С. – архитектор,
который свои теоретические исследования, направленные на выявления
закономерностей в построении планов древних и средневековых строений Турана –
Туркестана [1], не оставлял только лишь на бумаге, а удачно применял их в
проектировании объектов для города Ташкента (застройка улицы Навои, стадион
Пахтакор, гостиница Ташкент и др.).
Современная
архитектура как профессия уже не может обойтись без мощной базы теоретических
знаний.
Рис. 2. Аналитический
план храма Мингурик (анализ автора).
|
Мозаика пола одного из домов в античной Остии (порт
Древнего Рима) имеет в своей основе закономерность, построенную по принципу
«святого сечения». Палладио в своем
труде «Четыре книги об архитектуре» дает «геометрический ключ» для построения
планов, основанных на данных Пифагора [5].
Анализ планов храмов Шаштепа и Мингурик Древнего Ташкента
показал, что в их основе заложена закономерность «святого сечения».
«Исходным квадратом» в плане Шаштепа является внешний
контур большего квадрата. Построив вспомогательные дуги и линии по
вышеуказанному закону, получаем квадрат «святого сечения». Им является
центральное помещение храма, заключенное внутренним контуром стены малого
квадрата (рис. 1).
Точки пересечения окружностей «святого сечения» фиксируют
внешнюю грань внутренней кольцевой стены.
Габариты малых «башен», пристроенных к большему квадрату,
укладываются в лепестки пересечений окружностей «святого сечения».
Построив вспомогательный квадрат, полученный при
пересечении продленных диагоналей основного квадрата до внутреннего контура
внутренней кольцевой стены, создадим еще один «исходный квадрат». Следуя
правилу, получаем квадрат «святого сечения», который в данном случае заключает
в себе весь малый квадрат сооружения, захватывая его по внешнему контуру стены.
«Исходным квадратом» в плане Мингурик берем периметр,
который заключает в себе весь план здания. Сторонами этого квадрата являются
касательные, проведенные через крайние точки четырех лепестков «башен»
основного квадрата. Квадратом «святого сечения», в данном случае, также как и в
плане Шаштепа будет центральное пространство храма, ограниченное внутренним
контуром стены. В плане Мингурик оно расчленено тремя параллельными
продолговатыми помещениями (рис. 2).
Если же взять за «исходный квадрат» внешний контур
основного квадрата сооружения, то пересекающиеся окружности проведенные через
его центр образуют своеобразные лепестки. Эти лепестки заключают в себе четыре
«башни» храма.
Проведенный анализ может свидетельствовать о возможно
найденном «геометрическом ключе» при построении планов храмов Шаштепа и
Мингурик.
Рис. 3. «Золотое
сечение» в храме Шаштепа (анализ автора).
|
Геометрически, представив это соотношение в виде отрезков,
получится такая закономерность: меньший относится к большему, как больший к
целому (0,618/1 = 1/1,618).
При анализе отношений основных величин сооружения Шаштепа,
так или иначе получаем близкие к «золотой пропорции» числа (рис. 3).
Так сторона внешнего контура большего квадрата
(с) относится к стороне внешнего контура меньшего (d),
как c/d = 1,658.
Проведя касательные линии к внешней кольцевой стене,
параллельно основному квадрату, полученное расстояние между двумя точками (а)
относится к расстоянию включающему в себя основной квадрат и две малые башни (b), как a/b = 1,614.
Интересно, что
почти все проемы в сооружении откладывались не по центру от осевой линии, а в
сторону от нее, на рисунке это хорошо видно.
Тоже самое
происходило и с некоторыми стенами. Стена перегораживающая центральный квадрат,
также отстоит от центра, а не находится серединой своей на нем. Линии обрывок
стен, предполагаемых башен кольцевой стены, стремятся к центру.
Модуль и еще
немного о гармонии. Анализ двух
планов Шаштепа и Мингурик показал, что построение планов подчинено
определенному модулю. Так основной квадрат храма Шаштепа состоит из сетки 4 x 4, каждая ячейка которой
размером 5 м
30 см
(А) x 5 м 30 см (А). А основной квадрат
храма Мингурик составляет сетка 3 x 3, состоящая из ячеек тех же размеров, что и на Шаштепа (рис. 1
и 2).
Ширины
трапециевидных «башен» (Шаштепа) и «башен - лепестков» (Мингурик), пристроенных
к основным квадратам этих сооружений, равны также 5 м 30 см .
Факт разбивки
планов на ячейки в плане Шаштепа 4 x 4, в плане Мингурик - 3 x 3, показывает следование мировоззренческим представлениям о
мире, в которых цифры 3 и 4 занимают особое место.
В плане храма
Шаштепа больший и меньший квадраты взаимодействуют между собой в тесной
геометрической закономерности (рис. 1). Так четверть окружности, имеющая своим
центром угол меньшего квадрата и радиусом равным его диагонали, фиксирует на
своем протяжении также точки углов большего квадрата. Проведя из каждого угла
подобные дуги, получим своеобразный «лепестковый крест», состоящий из двух
пересекающихся под прямым углом двояко выпуклых фигур. Длина этой фигуры равна
диагонали большего квадрата, а ширина – диагонали меньшего.
Заключение. Выявленные закономерности в построении планов храмов
Древнего Ташкента показывают, что при проектировании и строительстве зодчими
использовался принцип геометрической гармонизации.
Принцип построения планов Шаштепа и Мингурик, подчиненный
«святому сечению», является следствием преемственности архитектурных традиций в
Древнем Ташкенте. Выявление одних и тех же модулей только подтверждает это.
В древние времена культовые сооружения возводились по
аналогии с геометрией Вселенной [4]. «Золотое сечение» заложенное природой во
многих материальных объектах растительного и животного мира, гармония волновой
природы света и звука, магия чисел, находили свое отражение в созидательной
работе древнего зодчего. Этим самым он стремился приобщить культовые постройки
к общему делу созидания в мире и показать место человека в нем. Храм в данном
случае выступает как посредник отношения Человек – Вселенная [3].
Наполненные высоким смыслом великие сооружения древнего
мира, возможно, вдохновят современных архитекторов на создание новых идей,
отвечающих законам гармонии. Следование законам красоты, может быть даже не в
угоду экономической составляющей, приведет не только к успешному решению
проблем архитектурной композиции... Влияние архитектуры на общество очевидно.
Литература:
1 Булатов М. С. Космос и архитектура. Москва
– Ташкент, 2009.
2. Васютинский Н. Золотая пропорция. Москва,
1990.
3. Нурулин Т.С. Астрономические познания в
архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. –
Ташкент, 2012. - №1.
4. Нурулин Т.С. Космограмма Шаштепа //
Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2.
5. Петер Нойферт, Людвиг Нефф. Проектирование
и строительство. Москва, 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий