Нурулин Т.С.
Опубликовано:
Нурулин Т.С.
Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. –
Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.
105-летию Булатова М.С., выдающегося практика и
теоретика архитектуры
Узбекистана, посвящается.
Рис. 1. Сравнительный
анализ (по Нурулину Т.С.).
А. Тибетская мандала.
Б. Аналитический план храма Шаштепа (г.
Ташкент).
|
Космологическая
концепция архитектуры храма Шаштепа. Храм призван объединять людей. Не
случайно, первые города имели центром притяжения храм или иное культовое
строение. В Передней Азии это были зиккураты, в Бактрии и Маргиане – храмы
(Дашлы 3 и Гонур-депе), в Южной Америке – ступенчатые пирамиды и другие.
Подобная организация общества является отличительной чертой теократических
государств.
Вероятно, тоже самое можно сказать и о
подобной организации общества и в Древнем Ташкенте. Храм Шаштепа выступал как
градообразующее ядро и служил объединяющим фактором для жителей близлежащих
поселений Ташкентского региона.
Храм Шаштепа
Древнего Ташкента построен на основе космологической концепции, также как и
мавзолеи Северного Тагискена и Чирикрабата [1], зиккураты Месопотамии, теменос
Южный Гонур, храм Дашлы 3, курганы скифов и саков, пирамиды Египта, ступы
Буддизма. Этому доказательством служит в первую очередь планировочная структура
этого сооружения (рис. 1). Композиция храма Шаштепа являет собой сочетание
квадрата с трапецеидальными приставками по его сторонам, который в свою очередь
обведен двумя окружностями разного диаметра [2]. Храм имеет центрическую
композицию. В целом данное строение подчинено законам строгой симметрии.
Объемно-пространственная композиция имеет «развертку» к небу, но с другой
стороны имеет ступенчатое развитие вверх. Подобное композиционное решение
является характерной чертой культовых строений: пространственная композиция
пирамид Египта и Южной Америки, зиккуратов Месопотамии, ступ Буддизма, курганов
саков и скифов стремится к небу, а храмов Южный Гонур и Дашлы 3 Средней Азии
имеет развертку к небу.
Более того,
храм Шаштепа имеет специфическую ориентацию на космические константы. Выявлена
направленность на Солнце и Луну [3]. Это культовое строение функционально
сочетает в себе и храм и обсерваторию. Как нам представляется, направленность
тех или иных частей зданий (башен и входов) на космические константы, не
является отражением только лишь функции обсерватории, а также несёт в себе
сакральный смысл отношения Человек – Вселенная.
4 стихии. Четырехчастная
организация планов культовых строений отражает представление древних об
устройстве Вселенной, с четырьмя стихиям (Огонь, Земля, Вода, Воздух), и с
объединяющим их центральным духовным началом (Н.Т.С.).
Это
утверждение основано на анализе и сопоставлении планов древних храмов
(Мингурик, Сеталак 1, Ак-тобе 2, Арк-тепе, Биловур-тепе), а в частности храма
Шаштепа и тибетской мандалы (рис. 1).
Мандала –
графическое сакральное изображение, отражающее структуру Вселенной. Подобные
мандалы существовали у многих народов, имеющих общие древнеарийские корни: в
Бактрии, Маргиане и Древнем Ташкенте они изображались на сакральных печатях, на
Тибете и в Индии они отображались на стенах храмов. Идея мандалы также
закладывалась в планировку культовых строений этих историко-культурных
областей.
Изображения
мандал – полихромны. Наблюдается четкое деление на 4 (и геометрически и цветом).
Четыре цвета (зеленый, красный, желтый, голубой) олицетворяют 4 стихии
(Н.Т.С.), заключенные в формы четырех треугольников, образуют в совокупи
квадрат. В центре этого квадрата изображается божество как духовное начало
всего сущего. В этой структуре читается взаимодействие материального и
духовного начал.
Изображения
креста и свастики, существующие в культуре многих народов мира, также отражают
картину Вселенной с четырьмя стихиями. Свастика в отличие от креста отображает
ее (Вселенной) динамику (Н.Т.С.).
Геометрическое
сходство плана Шаштепы и мандалы наталкивает на мысль о заложении той же идеи в
планировку храма, что и в мандале. Планировка этого храма явствует о создании микромодели
Космоса (космограмма), где так же как и в мандале читается увязка с
четырьмя стихиями (рис. 1). «Башни», пристроенные к основному квадрату –
помещения почитания этих стихий. Это предположение имеет следующие
доказательства: в одной из башен археологами был найден алтарь огня, а в другом
– следы ритуальных возлияний [4]. На основе тибетской мандалы реконструируем
следующий порядок расположения стихий в планировке храма Шаштепа: напротив
помещения огненной стихии предполагаем нахождение помещения водной
стихии. Это противопоставление основано на активности этих двух стихий
и их семантической противоположности. Помещение, где были найдены следы
ритуальных возлияний, рассматриваемых нами как отражение культа плодородия,
относим к земной стихии. Логично противопоставление ему воздушной,
также спокойной стихии, в противоположность материальной. Центральное
квадратное помещение выступает как объединяющее их - Духовное начало.
Последовательность
расположения стихий в «башнях» храма Шаштепа и в тибетской полихромной мандале
аналогична: красный цвет – Огонь, зеленый – Земля, голубой – Вода, желтый –
Воздух (Н.Т.С.).
Рис. 2. Представление о
мире. Авеста.
(по Нурулину Т.)
|
Очевидно, строительство храма Шаштепа,
производилось на основе мандалы. Но не стоит торопиться и
делать вывод, что прототипом плана этого сооружения была именно тибетская
мандала. Как уже отмечалось выше, подобные мандалы существовали у народов,
имеющих общие древнеарийские корни.
Ориентация. Интересна ориентация
храма Шаштепа – строго углами по сторонам света (редкий случай в истории
архитектуры). Полагаю, что она имеет очевидное отношение к первой системе
координат доисторического периода. Эта система
связана с позиционированием человека и местом его обитания относительно
небесного светила – Солнца. Соответственно, место обитания человека / Человек –
это центр, а чужеродные страны и города позиционировались им относительно
сторон света, связанных непосредственно с местами восхода и захода Солнца. Т.е.
это первые зачатки широтно-долготной системы, существующей сегодня. Но двух
векторов конечно недостаточно. Уточняющим фактором выступают промежуточные
направления: юго-восток, юго-запад, северо-восток и северо-запад. Эта система
координат графически представляет собой лучистую схему с шестью (без юга и
севера) или восемью векторами, пересекающимися в центре мира (рис. 2).
Данная система
координат отражена в Авесте. Необходимо отметить, что эти первые представления
о географии земли связаны с мировоззренческими и космологическими
представлениями древних о сотворении и структуре Мира. Так центром мира является гора «Хара», с которой
стекают реки, протекающие через страну Хванириата. Эти реки в итоге впадают в
море Воорукаша [5]. Гору окружали шесть областей (кешваров). Два основных
вектора, исходящих из центра – Арезахи (восход Солнца) и Савахи (заход Солнца),
отмечали позиции двух кешваров, расположенных соответственно на востоке и
западе. Остальные кешвары располагались на северо-западе (Видадафшу),
северо-востоке (Фрададафшу), юго-западе (Ворубарэшти) и юго-востоке
(Воруджарэшти) [6] (рис. 2).
Эти первые
представления о Мире рассматриваются древними во взаимодействии с циклическим
движением Солнца вокруг мировой горы «Хара», и соответственно вокруг Земли. Эта
модель наталкивает древних людей на мысль о Геоцентризме Вселенной (Н.Т.С.).
Географическая
ситуация, а также планировка храма Шаштепа отражают эту геоцентрическую модель
Вселенной, т.е. выстроены в соответствии с космологическими представлениями
древних о строении мира (на основе космограммы).
Четыре
статичные позиции Солнца (восход, полдень, заход, «полночь») образуют квадрат,
который оказывается вписанным в окружность, очерченную движением Солнца (рис. 2).
Подобная интерпретация взаимосвязи геометрии и космологии, позволяет заметить
связь этих представлений с планом Шаштепа, где центральный квадрат имеет
ориентировку углами по сторонам света, которые отмечают выше упомянутые четыре
позиции Солнца. Этот квадрат в свою очередь вписан в кольцо стены.
Примечательно, что к этой округлой стене пристроены «башни» олицетворяющие
Солнце и две фазы Луны [3]. Т.е. эта композиция отражает представление о
Вселенной, с циклическим движением небесных светил вокруг Земли.
Анализ древних
представлений о мире позволяет думать, что в те далекие времена система
координат с основными четырьмя векторами (северный, южный, восточный, западный)
имела главенствующим направлением – восточное, в отличии от современного
северного (рис. 1). Безусловно, это связано с восходом Солнца (рис. 2). Не
случайно, используемое сегодня нами понятие ОРИЕНТИР в переводе с
латыни означает Восток. Полагаю, что план храма Шаштепа также имеет
главенствующим направление – восточное.
Архитектура
храма Шаштепа связана с выше рассмотренными представлениями о мире. Место под
строительство храма выбиралось жрецами-астрономами, будущими служителями.
Необходимо заметить, что граница между 5 и 6 кешварами по Бируни - 41°13’5’’ [7],
а это точные координаты Храма Шаштепа (выд. Н.Т.С.). Возможно, это не случайно…
Общие выводы.
·
Четырёхчастная организация планов культовых
строений, в частности план храма Шаштепа, отражает представление древних об
устройстве Вселенной, с четырьмя стихиями (Огонь, Земля, Вода, Воздух), и с
объединяющим их центральным духовным началом.
·
Лучистая схема позиционирования (векторы,
исходящие из центра) – прообраз современной широтно-долготной системы деления
мира.
·
Первая система координат связана с позиционированием
человека относительно точек восхода и захода Солнца.
·
Эта система координат отражает древнее
представление людей о строении мира (Вселенной). Очевидна духовная составляющая
этих воззрений.
·
Основным вектором позиционирования «ориентиром»
в древней системе координат было восточное направление, в отличие от
современного – северного. И это связано с точкой восхода Солнца на востоке [8].
·
Ориентация и местоположение храма Шаштепа связаны
с первой системой координат.
Примечания:
1.
Булатов М.С.
Космос и Архитектура. – Москва – Ташкент, 2009.
2.
В древнеарийских
представлениях квадрат и круг, вписанные друг в друга, олицетворяют Вселенную.
[Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических
источниках. – Т., 2010.]
3.
Нурулин Т.С.
Астрономические познания в архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и
строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - № 1.
4.
Филанович М.И.
Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Т.,
2010.
5.
Вопрос локализации
и первородины ариев волнует на протяжении вот уже нескольких столетий лучшие
умы исторической науки. Однако все больше ученных [Вайнберг 1998; Буряков 2003]
утверждают, что события, отраженные в Авесте, происходили на территории Средней
Азии, где реки, стекающие с горы «Хара» - это Среднеазиатское двуречье с
Сырдарьёй и Амударьёй, а море Воорукаша – Арал. Мы также придерживаемся этой
теории.
6.
Тахир Карим. По
следам Авесты. – Ташкент, 2007.
7.
Розенфельд Б.А.,
Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. – М., 1973.
8.
В день весеннего
равноденствия Солнце почти во всех точках Земли восходит точно на востоке, за
исключением территорий близких к северному и южному полюсам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий