Нурулин Тимур
Опубликовано:
Нурулин Т. Идея геоцентризма в архитектуре Древнего Ташкента // “Ўзбекистонда шаҳарсозлик ва ландшафт архитектурасини ривожлантиришнинг долзарб муаммолари” мавзуидаги республика илмий-амалий конференцияси материаллари. – Самарқанд: СамДАҚИ нашри, 2013. 363 –бет.
Опубликовано:
Нурулин Т. Идея геоцентризма в архитектуре Древнего Ташкента // “Ўзбекистонда шаҳарсозлик ва ландшафт архитектурасини ривожлантиришнинг долзарб муаммолари” мавзуидаги республика илмий-амалий конференцияси материаллари. – Самарқанд: СамДАҚИ нашри, 2013. 363 –бет.
Современная
космологическая наука, обладая все большими техническими возможностями,
усложнила, расширила наше представление о Вселенной. Сегодня Вселенная в нашем
сознании почти бесконечна со множеством
галактик, звезд, опасных черных дыр и астероидов, бороздящих просторы космоса,
а возможно и других миров, где так же есть жизнь. Изменение нашего знания о
Вселенной, по большей части как о холодной и не гостеприимной, со множеством
опасностей, угрожающих нашей планете привело к тому, что фигура человека как
части социума становится очень малой по сравнению с другими периодами
человеческой истории и более беспомощной, зависящей от внешних неуправляемых
факторов. Наука призванная искать в случайном закономерное, говорит нам: «все
случайно». Вселенная возникла из ниоткуда и все что происходило после
«Большого взрыва» - случайно (Стивен Хокинг).
Но так было не всегда. Более
двух тысяч лет назад Вселенная в представлениях человека подчинялась законам
гармонии, имела четкую геометрическую модель, противопоставлялась хаосу. Эти
идеи находили свое отражение в архитектуре (см. ниже). В ряде ранее
опубликованных статей, посвященных архитектуре Древнего Ташкента доказывалась
связь архитектуры с космологией [3,4]. Более того архитектура выступала
посредником отношения Человек – Вселенная. Единство человека с обществом, Вселенной,
почтительное отношение к природе находило свое отражение не только в
архитектуре, но и в памятнике письменности таком как Авеста.
Субъективная
наука об объективной Вселенной.
В данной
части статьи речь пойдет о развитии представлений о Вселенной, начиная с
переломного 16 века и до наших дней.
В 16 веке
Николай Коперник польский астроном, математик, механик поражаясь сложности
Птолемеевской системы мира предложил свою концепцию устройства Вселенной, в
которой не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Эти
утверждения полностью противоречили господствующей на тот момент
Геоцентрической системе. Все орбиты в его системе были круговыми. Позже Иоган
Кеплер открыл истинную эллиптическую форму орбит планет [6].
Будучи
сторонником Коперника Галилео Галилей отверг систему Кеплера с эллиптическими
орбитами планет. Галилей считал движение планет вокруг Солнца как бы их
естественным свойством. Галилею необходимо было выбрать между двумя
системами мира: Солнце (с планетами) вращается вокруг Земли или Земля вращается
вокруг Солнца. Наблюдаемая картина движений планет в обоих случаях одна и та
же, это гарантирует принцип относительности, сформулированный самим Галилеем. Поэтому для
выбора нужны дополнительные доводы, в числе которых Галилей приводит большую
простоту и естественность модели Коперника[6].
В конце 19
начале 20 века Альберт Эйнштейн и Анри Пуанкаре провозгласили Всеобщий принцип
относительности: нет смысла утверждать, что тело покоится или движется, если
дополнительно не уточнить, относительно чего оно покоится или движется.
Эйнштейн в книге «Эволюция физики» указал, что системы Птолемея (Геоцентризм) и
Коперника (Гелиоцентризм) — это просто два разных соглашения о системах
координат, и их борьба бессмысленна [6].
Теория
относительности Эйнштейна кардинально поменяла представление о Вселенной:
пространство становится четырехмерным, пространство и время взаимосвязаны.
Общая теория относительности позволила предположить существование путешествий
во времени.
Сегодня
многие ученые космологи вдохновленные открытиями выдающегося физика Альберта
Эйнштейна, развивают эти идеи (Игорь Новиков). А некоторые признавая большую
часть идей Эйнштейна истинными, не соглашаются с возможностью существования
машины времени (Стивен Хокинг) [5].
Космологи
изучают не только структуру Вселенной, ее геометрию, особенно важным вопросом
для ученых является вопрос происхождения Вселенной. Так в 1946 – 1949 гг.
Г.Гамов пытаясь объяснить происхождение химических элементов формирует гипотезу
«Теории большого взрыва» [6]. Стивен Хокинг в своих работах утверждает, что
Вселенная возникла практически из ничего из одной точки, и для этого не нужно
было божественного вмешательства: «у Бога не было на это время», то есть время
возникло после «Большого взрыва» [5].
Графическая реконструкция Шаштепа второго этапа строительства (рек. авт.) |
Объективная Вселенная в архитектуре.
Памятник
Шаштепа расположен в юго-западной части Ташкента у русла канала Джун. Имея
необычный план это сооружение заслуживает большого внимания теории архитектуры.
Типологически он определен как храм.
Сравнительный
анализ плана Шаштепа с тибетской мандалой привел к прочтению планировки храма с
точки зрения космологии, и позволил считать его Космограммой [4].
Геометрическое
сходство плана Шаштепы и мандалы наталкивает на мысль о заложении той же идеи в
планировку храма, что и в мандале. Планировка этого храма явствует о создании микромодели
Космоса (космограмма), где так же как и в мандале читается увязка с
четырьмя стихиями. «Башни», пристроенные к основному квадрату – помещения
почитания этих стихий. Это предположение имеет следующие доказательства: в
одной из башен археологами был найден алтарь огня, а в другом – следы
ритуальных возлияний . На основе тибетской мандалы реконструируем следующий
порядок расположения стихий в планировке храма Шаштепа: напротив помещения огненной
стихии предполагаем нахождение помещения водной стихии. Это
противопоставление основано на активности этих двух стихий и их семантической
противоположности. Помещение, где были найдены следы ритуальных возлияний,
рассматриваемых нами как отражение культа плодородия, относим к земной
стихии. Логично противопоставление ему воздушной, также
спокойной стихии, в противоположность материальной. Центральное квадратное
помещение выступает как объединяющее их - Духовное начало [4].
Археоастрономическим
методом исследования установлено, что пристроенные к кольцевой стене три башни
имеют направление на восход Луны (в дни летнего и зимнего солнцестояния) и на
восход Солнца (в день весеннего равноденствия). Более того в южной части этой
кольцевой стены имеется вход, отмечающий полуденное стояние Солнца. Заходом
Солнца на западе фиксируется вход в основной квадрат сооружения [3].
Четыре позиции
Солнца (восход, полдень, заход, «полночь») образуют квадрат, который
оказывается вписанным в окружность, очерченную движением Солнца . Центральный
квадрат имеет ориентировку углами по сторонам света, которые отмечают выше
упомянутые четыре позиции Солнца. Этот квадрат в свою очередь вписан в кольцо
стены. Примечательно, что к этой округлой стене пристроены «башни» олицетворяющие
Солнце и две фазы Луны [3]. Т.е. эта композиция отражает представление о
Вселенной, с циклическим движением небесных светил вокруг Земли.
Таким
образом, можно предположить, что центральный квадрат храма символизировал
Землю. Двойное кольцо стены окружающее его описывает движение Солнца вокруг
Земли. Три пристроенные башни к этому кольцу стены олицетворяют,
соответственно, две фазы Луны и Солнце.
Очевидно,
что храм построен по аналогии с представлениями о Вселенной. С одной стороны в
планировке Шаштепа заложен глубокий философский смысл происхождения Вселенной ,
ее существования (содержание), с другой – она отражает представления о
геометрии Вселенной, идею Геоцентризма (форма).
Взаимосвязь космологии,
общественного сознания, отношения к архитектуре.
Рассмотренные
представления о Вселенной в разные периоды человеческой истории как бы являются
отражением самого общества. Сегодня через призму современной усложненной
технически и информационно развитой науки, мировоззрение древних представляется
нам немного наивным. Так ли это на самом деле? Возможно, вопрос в том, что
главнее? Пример строительства храма Шаштепа в Древнем Ташкенте по образу
Вселенной, подсказывает нам, что приоритетной для того общества была духовная
культура. Но это не единственный пример: необходимо также вспомнить Египетскую
цивилизацию, Древнюю Переднюю Азию, Древнюю Индию, Маргуш и др. Напрашивается
вывод о теократической направленности этих цивилизаций. Каждый член общества
мыслил себя не как «Я», а как «МЫ».
Отношение к
архитектуре, как к творению, идее, воспроизводящей мировоззренческие
представления древних о мире, строящейся по законам гармонии, как любое
существо на Земле – есть высокий уровень понимания задач архитектуры.
Элемент
случайности в современной космологической науке, возможно, аналогичен нашему
искаженному пониманию архитектуры, лишенной высокой идеи. Превращение
архитектуры в производственный конвейер уничтожает ее как важнейшее искусство
созидания, как профессию. Более того, в этом взаимодействии космологии и архитектуры
не сторонним наблюдателем является общество.
Примечания и ссылки на литературу:
1. Вселенная - фундаментальное понятие в астрономии и философии, строго не определяемо. Вселенная является
предметом исследования космологии. Любое исследование, любое наблюдение, будь то
наблюдение физика за тем, как раскалывается ядро атома, ребенка за кошкой,
или астронома, ведущего наблюдения за далёкой-далёкой галактикой — всё это наблюдение за Вселенной, вернее,
за отдельными её частями.
2. Космология
– наука о строении Вселенной как целого. Среди наиболее
существенных вопросов, которые космология, - геометрическая структура
пространства и времени, эволюция Вселенной, образование и развитие различных ее
объектов, особенно галактик и их скоплений.
3. Нурулин Т.С.
Астрономические познания в архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и
строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №1.
4. Нурулин Т.С. Космограмма
Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2.
5. Будущее пространства – времени / Стивен Хокинг, Кип С. Торн, Игорь
Новиков, Тимоти Феррис, Алан Лайтман, Ричард Прайс; [ пер. с англ. М.
Варламовой, науч. Ред. Ф. Козырев]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 254 с.
6. Википедия. Свободная электронная
энциклопедия. Коперник Николай, Галилео Галилей, Альберт Эйнштейн, Вселенная.
7. Иллюстрации к данной статье выполнены автором: 1. Циклическое
движение Солнца и взаимосвязь с планом Шаштепа (реконструкция), 2. Общий вид
храма Шаштепа (реконструкция).
Комментариев нет:
Отправить комментарий