Нурулин Т.С.
Опубликовано:
Нурулин Т.С.
Шамбала в Древнем Ташкенте // Архитектура и строительство Узбекистана. –
Ташкент, 2013. - №3. – С. 36-37.
Рис. Анализ древних представлений о мире и
сопоставление их с реальной географической ситуацией
(анализ и гипотеза
автора).
|
Ряд интересных данных, касающихся прошлого
нашей столицы, позволяет выдвинуть гипотезу о локализации легендарной Шамбалы в
Древнем Ташкенте.
В поисках
таинственной страны. Огромный интерес для исследователей составляют
поиски неопределенного местоположения таинственной страны Шамбалы. Одни
говорят, что ее можно найти на Земле, другие ищут ее в потаенных уголках нашей
души. В любом случае, Шамбала ассоциируется с высокой духовной силой.
Первое
упоминание Шамбалы относится к X
веку. В тексте Калачакра-тантры царем этой страны был Сучандра, получивший учение
Калачакры от самого Будды [1].
Николай Рерих,
путешествовавший по Центральной Азии в 1924-28 гг., слышал множество рассказов
о Шамбале. Особое место в новом учении рерихов Агни-Йога заняло почитание этой
страны. Серией картин о Шамбале завершилось путешествие Рериха по Тибету [1].
Елена
Блаватская указывает, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле. В
«Тайной доктрине» она отождествлена со «Священным Островом в пустыне Гоби» [1].
За тысячи
километров на запад от Тибета располагают Шамбалу тибетолог Бронислав Кузнецов
и востоковед Лев Гумилев. Изучая древние тибетские карты, они пришли к выводу о
реальном существовании этой страны. По их мнению, автор исходной карты был
современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии в III-II вв. до н.э. («Шам» по-персидски
означает Сирия, а «боло» - верх) [1].
Кангха –
священная страна. В священной книге зороастрийцев Авесте центром
мира является гора «Хара», с которой стекают реки, протекающие через страну
Хванириата. Эти реки в итоге впадают в море Воорукаша. Эту картину мира можно
сопоставить с реальной географической ситуацией, где «Хара» это великая горная
система Евразии (Гималаи, Памир, Тянь-Шань, Алтай и др.), реки – Сырдарья и
Амударья, Воорукаша – Арал и страна Хванириата – это Среднеазиатское двуречье с
древними историческими областями, такими как Хорезм, Бактрия, Маргиана,
Согдиана.
В «Зам - яште»
Авесты (Горы, выросшие из земли) говорится: «первой горой поднялась, О Спитама
Заратуштра, на этой земле Хараити Барз (Хара). Она протянулась, окружая все
страны, на востоке. Второй горой Зередаза перед Мануша (на востоке) и
т.д.» (более десятка названий гор). Одной из перечисленных гор является Антаре
– Кангха [2].
Следующим
этапом сотворения мира по Авесте было создание Лучших Земель (Видэвдад).
Центральное место (и первое) занимает Аирьяна Ваэджах (Вахви Даити). Второй из
мест – Гаву Сугду (Согдиана), Третьей – Моуру (Маргиана), четвертой – Бахди
(Бактрия), пятой – Нисаю (Нисса) и т.д. (16 лучших стран). Каждая из этих стран
обладала Хварно (Божественная благодать)[2].
Особое
внимание в Авесте следует обратить на страну Кангха, не включенную в список 16
лучших земель. В «Абан - яште», посвященном Аредви Суре Анахите говорится о Канге – священной, праведной, высокой.
Анахита здесь связывается с рекой (Сырдарья, авт.), которая течет в море
Воорукаша. «Отток этой самой воды моей проходит через все семь кешваров». Туса
просит у Анахиты поддержки в победе над Ваэсаками на удаленном перевале
Хшатросука высокой, праведной Канги[2].
Некоторые ученые
пришли к выводу, что страна Кангха, описанная в Авесте и китайских источниках,
располагалась на территории современного Ташкента и части южного Казахстана
[3].
В своей статье
«Имя Ташкент» Пентти Аальто отмечает: «В «Каталоге провинциальных столиц Эраншахра»
Маркварт утверждает: «Первоначально во 2
в. до н.э. Канг локализовали в Чаче (Ташкент)…(выд. Н.Т.) В 1 в. до н.э.,
под Канцзюй, сокращенном впоследствии до Канн, имели в виду Согдиану и ее
столицу Самарканд». Это утверждение соответствует истине, подытоживает автор
[4].
Кангдиз
(чудесную крепость) по Бируни возвел Йима, по Фирдоуси – Сиявуш где-то на
востоке. В Кангхе не было печали, боли и страданий, своим обитателям она
возвращала молодость и жизненные силы [5].
Интересно, что
еще в средние века река Сырдарья
именовалась «рекой Канга». Проводя параллели культа иранской Ардвисуры
Анахиты и индийской Ганги известный археолог Р. Сулейманов, приходит к выводу,
что в глубокой древности между
территориями бассейна Сырдарьи и Северной Индии были тесные исторические и
культурные связи. Автор сопоставляет древние географические названия этих
областей: «Топоним Канг или Ганг был связан с правобережьем среднего течения
Сырдарьи (Ташкент), где обитали племена, именовавшиеся в персидских источниках
саками, греческих – скифами, китайцы же этот этноним представляют в форме «сэ».
Древнейшие сведения Авесты жителей побережья Сырдарьи именуют турами» [6].
Шамбала –
священная страна. Есть основания, чтобы выдвинуть гипотезу, что Кангха в иранской традиции и Шамбала в тибетской
– это одно и то же. То есть Шамбала в древности находилась на территории
Ташкентского региона.
На Тибете есть
легенда о Шамбале. До нас дошли графические изображения этой священной земли.
Эти представления так или иначе перекликаются с древнеиранскими.
Здесь также
как и в древнеиранских представлениях центральное место занимает священная
гора, в которой помещается божество. У подножия этой горы Сучандрой возведен
храм в виде мандалы.
Гора и долины
с этим храмом окружены кольцом гор. За ними располагаются восемь стран, и они в
свою очередь окружены кольцом горной системы.
По одной из
легенд Шамбала была царством в Средней
Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести тайное
знание. После арабского вторжения в
Среднюю Азию в VIII веке царство Шамбалы сделалось
невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней
дорогу.
Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы
Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами
добра, воинством Шамбалы и силами зла. Эта
битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха
духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением
Пятого Будды — Майтрейи [1].
Идеи зороастризма (борьба добра со злом, пришествие
мессии в конце времен и др.) нашли свое отражение в легендах о Шамбале. Это
объясняется общим пространством развития культуры.
В эпическом
произведении узбекского народного творчества «Нурали» упоминается о стране
Чамбил, в которой Гуруглибек (Нурали) был султаном [7]. Возможно, в этом
сказании говорится о таинственной Шамбале, которая была известна и на Тибете.
«Чамбил» созвучно «Шамбала».
Основатель
Кангхи Сьяваршан, который строит здесь Кангдиз, Сиявушгирд. Находим параллель в
Тибете в легенде о Шамбале, где Сучандра строит храм в виде мандалы.
Храм у подножия
великой горной системы Евразии. Схожесть древнеиранских и тибетских
представлений о мире, в первую очередь подсказывает нам об открытости культуры в древнем обществе. Также этот факт смещает
вектор древних культурных связей, привычный нашей исторической памяти. Горная
система Памира и Тянь-Шаня физически разделяя Среднюю Азию от Тибета, создает
также барьер в нашем сознании. Но связь была.
Возникновение крупного духовного центра в
Древнем Ташкенте у подножия западных отрогов Тянь-Шаня, ознаменовало
строительство здесь крупного храма Шаштепа (50 м . в диаметре) в виде
мандалы. В последующем традиция строительства подобных крестообразных
храмов распространилась далеко за пределы Ташкентского региона: в Ташкенте –
Мингурик, в Чардаре – Ак-тобе 2, в Фергане – Биловур-тепе и Арк-тепе, в Бухаре
– Сеталак-1, на Таласе – Чоль-тобе, в Иране – Шахр-и-кумис [3], в Индии –
Кайла-Санатха. Это говорит о большой популярности и святости в далеком прошлом
территории Ташкентского региона. Это подтверждается и Авестой, где она названа
священной, праведной, высокой Кангхой.
Несколько
заблокированное географическое положение Древнего Ташкента (от «16 лучших
земель» по Авесте (Бактрия, Маргиана, Согдиана и др.) он отделен великой рекой
Сырдарьей, от Ферганской долины и Тибета – горами Тянь-Шаня и Памира) породило
множество легенд о таинственной стране.
На Тибете эту
священную страну называют Шамбала. В культуре этой страны она занимает особое
место и связана с высокой духовной силой, являясь хранительницей знаний
человечества.
Анализ
древнего графического изображения Шамбалы показывает, что у подножия великой
горы был построен храм в виде мандалы. Сама гора является духовным центром
мира, вокруг которой расположены страны. Можно полагать, что этой центральной
горой Шамбалы является Великая горная система Евразии (Гималаи, Памир,
Тянь-Шань и др.). У западных отрогов
Тянь-Шаня в Древнем Ташкенте был построен храм в виде мандалы Шаштепа [8].
Страны окружающие эту горную систему – древние историко-культурные области,
такие как: Бактрия, Маргиана, Согдиана, Хорезм, Индия, Китай и другие.
Источники:
3.
Филанович М.И.
Древняя и средневековая история Ташкента в археологических
источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
4.
Пентти Аальто Имя «Ташкент» Пер. А.К. Акишева //
Иран-Намэ. – Алма-Ата, 2007. - №2. – С. 61-67.
5.
dic. academic.ru.
6.
Сулейманов Р. Нахшаб – тайны забытой цивилизации. –
Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.
7.
Нурали: Достонлар
[тахрир хайрати: К. Имомов ва б.]. – Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989.
– 384 б.
8.
Нурулин Т.С. Космограмма Шаштепа // Архитектура и
строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.
Комментариев нет:
Отправить комментарий