понедельник, 4 мая 2015 г.

ШАМБАЛА В ДРЕВНЕМ ТАШКЕНТЕ

Нурулин Т.С.   


Опубликовано:
Нурулин Т.С.   Шамбала в Древнем Ташкенте // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. - №3. – С. 36-37.

Рис. Анализ древних представлений о мире и сопоставление их с реальной географической ситуацией 
(анализ и гипотеза автора).
Ряд интересных данных, касающихся прошлого нашей столицы, позволяет выдвинуть гипотезу о локализации легендарной Шамбалы в Древнем Ташкенте.
В поисках таинственной страны. Огромный интерес для исследователей составляют поиски неопределенного местоположения таинственной страны Шамбалы. Одни говорят, что ее можно найти на Земле, другие ищут ее в потаенных уголках нашей души. В любом случае, Шамбала ассоциируется с высокой духовной силой.
Первое упоминание Шамбалы относится к X веку. В тексте Калачакра-тантры царем этой страны был Сучандра, получивший учение Калачакры от самого Будды [1].
Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924-28 гг., слышал множество рассказов о Шамбале. Особое место в новом учении рерихов Агни-Йога заняло почитание этой страны. Серией картин о Шамбале завершилось путешествие Рериха по Тибету [1].
Елена Блаватская указывает, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле. В «Тайной доктрине» она отождествлена со «Священным Островом в пустыне Гоби» [1].
За тысячи километров на запад от Тибета располагают Шамбалу тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилев. Изучая древние тибетские карты, они пришли к выводу о реальном существовании этой страны. По их мнению, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии в III-II вв. до н.э. («Шам» по-персидски означает Сирия, а «боло» - верх) [1].
Кангха – священная страна. В священной книге зороастрийцев Авесте центром мира является гора «Хара», с которой стекают реки, протекающие через страну Хванириата. Эти реки в итоге впадают в море Воорукаша. Эту картину мира можно сопоставить с реальной географической ситуацией, где «Хара» это великая горная система Евразии (Гималаи, Памир, Тянь-Шань, Алтай и др.), реки – Сырдарья и Амударья, Воорукаша – Арал и страна Хванириата – это Среднеазиатское двуречье с древними историческими областями, такими как Хорезм, Бактрия, Маргиана, Согдиана.
В «Зам - яште» Авесты (Горы, выросшие из земли) говорится: «первой горой поднялась, О Спитама Заратуштра, на этой земле Хараити Барз (Хара). Она протянулась, окружая все страны, на востоке. Второй горой Зередаза перед Мануша (на востоке) и т.д.» (более десятка названий гор). Одной из перечисленных гор является Антаре – Кангха [2].
Следующим этапом сотворения мира по Авесте было создание Лучших Земель (Видэвдад). Центральное место (и первое) занимает Аирьяна Ваэджах (Вахви Даити). Второй из мест – Гаву Сугду (Согдиана), Третьей – Моуру (Маргиана), четвертой – Бахди (Бактрия), пятой – Нисаю (Нисса) и т.д. (16 лучших стран). Каждая из этих стран обладала Хварно (Божественная благодать)[2].
Особое внимание в Авесте следует обратить на страну Кангха, не включенную в список 16 лучших земель. В «Абан - яште», посвященном Аредви Суре Анахите говорится о Канге – священной, праведной, высокой. Анахита здесь связывается с рекой (Сырдарья, авт.), которая течет в море Воорукаша. «Отток этой самой воды моей проходит через все семь кешваров». Туса просит у Анахиты поддержки в победе над Ваэсаками на удаленном перевале Хшатросука высокой, праведной Канги[2].
Некоторые ученые пришли к выводу, что страна Кангха, описанная в Авесте и китайских источниках, располагалась на территории современного Ташкента и части южного Казахстана [3].
В своей статье «Имя Ташкент» Пентти Аальто отмечает: «В «Каталоге провинциальных столиц Эраншахра» Маркварт утверждает: «Первоначально во 2 в. до н.э. Канг локализовали в Чаче (Ташкент)…(выд. Н.Т.) В 1 в. до н.э., под Канцзюй, сокращенном впоследствии до Канн, имели в виду Согдиану и ее столицу Самарканд». Это утверждение соответствует истине, подытоживает автор [4].
Кангдиз (чудесную крепость) по Бируни возвел Йима, по Фирдоуси – Сиявуш где-то на востоке. В Кангхе не было печали, боли и страданий, своим обитателям она возвращала молодость и жизненные силы [5].
Интересно, что еще в средние века река Сырдарья именовалась «рекой Канга». Проводя параллели культа иранской Ардвисуры Анахиты и индийской Ганги известный археолог Р. Сулейманов, приходит к выводу, что в глубокой древности между территориями бассейна Сырдарьи и Северной Индии были тесные исторические и культурные связи. Автор сопоставляет древние географические названия этих областей: «Топоним Канг или Ганг был связан с правобережьем среднего течения Сырдарьи (Ташкент), где обитали племена, именовавшиеся в персидских источниках саками, греческих – скифами, китайцы же этот этноним представляют в форме «сэ». Древнейшие сведения Авесты жителей побережья Сырдарьи именуют турами» [6].
Шамбала – священная страна. Есть основания, чтобы выдвинуть гипотезу, что Кангха в иранской традиции и Шамбала в тибетской – это одно и то же. То есть Шамбала в древности находилась на территории Ташкентского региона.
На Тибете есть легенда о Шамбале. До нас дошли графические изображения этой священной земли. Эти представления так или иначе перекликаются с древнеиранскими.
Здесь также как и в древнеиранских представлениях центральное место занимает священная гора, в которой помещается божество. У подножия этой горы Сучандрой возведен храм в виде мандалы.
Гора и долины с этим храмом окружены кольцом гор. За ними располагаются восемь стран, и они в свою очередь окружены кольцом горной системы.
По одной из легенд Шамбала была царством в Средней Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести тайное знание. После арабского вторжения в Среднюю Азию в VIII веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу.
 Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи [1].
Идеи зороастризма (борьба добра со злом, пришествие мессии в конце времен и др.) нашли свое отражение в легендах о Шамбале. Это объясняется общим пространством развития культуры.
В эпическом произведении узбекского народного творчества «Нурали» упоминается о стране Чамбил, в которой Гуруглибек (Нурали) был султаном [7]. Возможно, в этом сказании говорится о таинственной Шамбале, которая была известна и на Тибете. «Чамбил» созвучно «Шамбала».
Основатель Кангхи Сьяваршан, который строит здесь Кангдиз, Сиявушгирд. Находим параллель в Тибете в легенде о Шамбале, где Сучандра строит храм в виде мандалы.
Храм у подножия великой горной системы Евразии. Схожесть древнеиранских и тибетских представлений о мире, в первую очередь подсказывает нам об открытости культуры в древнем обществе. Также этот факт смещает вектор древних культурных связей, привычный нашей исторической памяти. Горная система Памира и Тянь-Шаня физически разделяя Среднюю Азию от Тибета, создает также барьер в нашем сознании. Но связь была.
Возникновение крупного духовного центра в Древнем Ташкенте у подножия западных отрогов Тянь-Шаня, ознаменовало строительство здесь крупного храма Шаштепа (50 м. в диаметре) в виде мандалы. В последующем традиция строительства подобных крестообразных храмов распространилась далеко за пределы Ташкентского региона: в Ташкенте – Мингурик, в Чардаре – Ак-тобе 2, в Фергане – Биловур-тепе и Арк-тепе, в Бухаре – Сеталак-1, на Таласе – Чоль-тобе, в Иране – Шахр-и-кумис [3], в Индии – Кайла-Санатха. Это говорит о большой популярности и святости в далеком прошлом территории Ташкентского региона. Это подтверждается и Авестой, где она названа священной, праведной, высокой Кангхой.
Несколько заблокированное географическое положение Древнего Ташкента (от «16 лучших земель» по Авесте (Бактрия, Маргиана, Согдиана и др.) он отделен великой рекой Сырдарьей, от Ферганской долины и Тибета – горами Тянь-Шаня и Памира) породило множество легенд о таинственной стране.
На Тибете эту священную страну называют Шамбала. В культуре этой страны она занимает особое место и связана с высокой духовной силой, являясь хранительницей знаний человечества.
Анализ древнего графического изображения Шамбалы показывает, что у подножия великой горы был построен храм в виде мандалы. Сама гора является духовным центром мира, вокруг которой расположены страны. Можно полагать, что этой центральной горой Шамбалы является Великая горная система Евразии (Гималаи, Памир, Тянь-Шань и др.). У западных отрогов Тянь-Шаня в Древнем Ташкенте был построен храм в виде мандалы Шаштепа [8]. Страны окружающие эту горную систему – древние историко-культурные области, такие как: Бактрия, Маргиана, Согдиана, Хорезм, Индия, Китай и другие.

Источники:

3. Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
4. Пентти Аальто   Имя «Ташкент» Пер. А.К. Акишева // Иран-Намэ. – Алма-Ата, 2007. - №2. – С. 61-67.
5. dic. academic.ru.
6. Сулейманов Р.   Нахшаб – тайны забытой цивилизации. – Ташкент: Маънавият, 2004. – 40 с.
7. Нурали: Достонлар [тахрир хайрати: К. Имомов ва б.]. – Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989. – 384 б.

8. Нурулин Т.С.   Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.

Комментариев нет:

Отправить комментарий