Нурулин Тимур
Расшифровка изображения на колонне
святилища Еркургана в качестве омфала (древнегреческий «Пуп земли») открывает
новые грани в исследовании этого удивительного строения. В связи с этим
возникает очень интересный вопрос: каким образом этот древнегреческий образ мог
попасть сюда в Каршинский оазис, за тысячи километров от центра Эллады?
Более того, за этим изображением омфала
скрывается легенда, уводящая нас глубоко в анналы древнегреческой истории,
когда над хтоническими божествами одерживали победу олимпийские боги. На наш
взгляд, изображение омфала, теперь уже - одна из ключевых зацепок в истории
Еркургана, которая может привести к разгадке идентификации святилища Еркургана.
Это миф о Пифийском змее, который, в свою очередь, связан с древнегреческими
богами-близнецами Аполлоном и Артемидой. В этой связи рассмотрим легенду о змее/драконе
Пифоне в контексте найденных артефактов на городище Еркурган.
Обращаясь к предыдущим нашим работам, следует заметить, что ранее мы предполагали, что на раннем этапе в Еркургане в V в. до н.э. почиталась Артемида, а уже к III в. н.э. этот культ трансформировался в поклонение среднеазиатской синкретической богине Нане. В свете более углубленного изучения артефактов, возвращаемся к этому вопросу с целью уточнения идентификации святилища Еркургана.
Изображение омфала на колонне святилища Еркургана (рис. Р.Х. Сулейманов) |
Омфал
и легенда о Пифийском змее. Так каким же образом изображение «Пупа
земли» могло попасть в святилище Еркургана, ведь известно, что история с
омфалом связана с храмом Аполлона в Дельфах? Здесь был установлен каменный
омфал, символизировавший центр Эллады. Французскими археологами в Дельфах был
найден артефакт в виде каменного омфала, который подтверждает литературные
источники. В мировоззренческом отношении омфал для древних греков играл огромную
роль и Дельфы воспринимались не только как реальный центр всей Греции, но и как
центр мироздания [3]. В греческой мифологии ему отведено особое место.
Интересно изображение омфала на колонне
святилища Еркургана. Оно представляет собой холмик, украшенный «чешуйками», на
котором имеется стилизованное изображение двух головок птиц, смотрящих в разные
стороны и два крыла. Такое изображение в точности совпадает с описанием Страбона
омфала в Дельфийском храме: «В храме показывают также что-то вроде пупа,
обвязанного лентами; на нем находятся два изображения встречи мифических птиц».
По легенде Зевс с Востока и Запада
выпустил двух птиц и в место, где они встретились метнул камень. Так появился
омфал - «Пуп земли». А.Ф. Лосев приводит другую легенду происхождения омфала –
это тот самый камень, который мать Зевса Рея, обернув в пеленки вместо младенца
Зевса, спасла от гибели, скормив своему мужу Кроносу. Когда Кронос изверг этот
камень, то он был помещен в Дельфах в качестве центра земли (Пуп земли) [2].
Зевс. Еркурган (по Р.Х. Сулейманову) |
Каменный омфал, украшенный двумя
золотыми орлами, был установлен в храме Аполлона в Дельфах в скрытой его части,
там же, где была установлена золотая статуя Аполлона и лавровое дерево – символ
Аполлона. Здесь же был установлен треножник, на котором восседала
прорицательница пифия. По одной из версий под омфалом был похоронен змей Пифон
[4].
По легенде до Аполлона в Дельфийском
храме оракулом был змей Пифон. Затем Аполлон своими стрелами убил Пифона,
очистившись в священных водах Аполлон занял оракул в Дельфах. Л. Холленд
приводит слова Гигина «Пифон, сын Земли, огромный дракон. До Аполлона обычно он
давал ответы оракула на горе Парнас. … Аполлон … убил Пифона своими стрелами. …
Он сложил его кости на треножник и поместил в своем храме …» [4].
Так звучит более поздняя версия передачи
этого мифа. В архаический и классический периоды легенда о змее Пифоне была
связана в равной степени, как с Аполлоном, так и с Артемидой. Убийство змея
Пифона, Аполлоном и Артемидой, по мнению ученых, - отражение колоссальных
изменений в обществе, символизировавших переход от почитания архаических
хтонических божеств к поклонению Олимпийским богам [2].
В контексте легенды о Пифийском змее
интересно заметить само оформление еркурганского омфала чешуйками. Вероятно, такое
оформление «чешуйчатого холмика» - стилизация под змеиную чешуйчатую кожу,
которая является визуальным отображением той самой легенды о змее Пифоне, и
свидетельствует о почитании змея в Еркургане. Следует отметить подобное
оформление в виде змеиной чешуйчатой кожи одной из базы колонны храма Аполлона
в Дидимах – символическое отражение мифа о змее Пифоне.
База колонны храма Аполлона в Дидимах (фото itour.ru) |
Пифийский оракул пользовался огромной
популярностью не только в Дельфах, он был известен по всей Древней Греции.
Особое распространение Пифийский оракул и, соответственно, легенда об омфале,
получили в интересующем нас регионе Малой Азии. Популярнейший из них – оракул
Аполлона в Дидимах близ Милета [5, 6], где служили жрецы Бранхиды.
В связи с этим изображение омфала могло попасть в святилище Еркургана благодаря малоазийским переселенцам, известным по сохранившимся древнегреческим источникам под наименованием Бранхиды. Это жрецы храма Аполлона в Дидимах, которые во времена греко-персидских войн, оставив свою обитель, переселились на Восток в Среднюю Азию.
Сравнительный анализ планов храма Аполлона в Дидимах и святилища Еркургана (сопост. авт., план святилища по Р.Х. Сулейманову, рек. плана авт.) |
Артемида
Пифийская / Аполлон Дидимейский
Рассмотрим вопрос идентификации святилища Еркургана в контексте изображения омфала, соответственно, мифа о змее Пифоне. В связи с некоторыми доводами, которые мы приводим, в частности, схожесть планировки святилища Еркургана с храмом Аполлона в Дидимах, изображение омфала в целле святилища Еркургана, и вытекающая из этого положения гипотеза о заложении его выходцами из округи Милета Бранхидами – служителями храма Аполлона в Дидимах, уместно было бы сделать вывод, что в этом храме поклонялись Аполлону. Но не все так просто. Оказывается, в храме Аполлона в Дидимах большое почитание имела Артемида с эпитетом Пифийская [5]. В этом, вероятно, проглядывается конкурирующая составляющая двух крупнейших оракулов: Дельфийского в центральной Греции и Дидимейского близ Милета. Другими словами, особое почитание в храме в Дельфах имел Аполлон Пифийский, а в храме Аполлона в Дидимах почиталась Артемида Пифийская. Аполлон и Артемида – боги-близнецы. Ранее мы уже обращали внимание, на то что на эллинизированном Востоке эти два бога то ли объединялись, то ли один из богов выступал в качестве представителя другого. В этой связи сначала рассмотрим по отдельности два этих образа, в контексте идентификации святилища Еркургана, и в итоге попытаемся найти объяснение нашим догадкам.
Фигурка змеи. Еркурган (по Р.Х. Сулейманову) |
Аполлон.
Для
рассмотрения образа Аполлона необходимо понимать, что за все периоды греческой
истории этот бог претерпевал изменения. А.Ф. Лосев, изучая мифологию Аполлона,
обращается к истокам и рассматривает архаического, классического и
эллинистического Аполлона [2]. И в данной классификации нас интересует
архаический и классический Аполлон, а именно его хтоническая сущность в данные
периоды.
Найденные артефакты в святилище Еркургана в виде фигурок агатовой лягушки, свинцовой змеи, золотого ежа, агатового Силена [1], в контексте хтонической сущности архаического Аполлона, находят свое объяснение.
Лягушка и змея – хтонические животные.
Еж, очевидно, тоже. Лягушка, ящерица и жаба в связи со своей хтонической
сущностью описываются в мифологии Аполлона. По мнению А.Ф. Лосева образ
Аполлона как убийцы ящерицы свидетельствует о борьбе с хтонизмом. Также об этом
свидетельствует и миф о Пифийском драконе или змее, где Аполлон его также
убивает [2]. Возможно, артефакт из
святилища Еркургана в виде свинцовой змейки – отражение того мифа о Пифийском
змее, которого убил Аполлон.
В этой связи интересным является и образ Силена. Порфирий о происхождении Аполлона сообщает, что Аполлон был сыном не Зевса, а якобы Силена, что подчеркивает его хтоническую сущность [2].
Фигурки лягушки, змеи, ежа. Еркурган (по Р.Х. Сулейманову) |
Найденный в святилище Еркургана фрагмент
скульптуры в виде головы, в контексте рассмотрения образа Аполлона, интересен
своим солярным символом, расположенным на щеке этой фигуры (здесь необходимо
отметить, что Э.В. Ртвеладзе называет данную скульптуру мужской). Хотя и
считается, что свои солярные функции Аполлон получил лишь в позднеантичный
период, но мы полагаем, что эта функция сопровождала его, хоть и неявно с
раннего классического периода. Так, благодаря археоастрономическому исследованию,
которое мы приложили к храму Аполлона в Дидимах, выяснилось, что этот храм
имеет направление на восход Солнца в день летнего солнцестояния. То есть, храм
Аполлона в Дидимах встречал первые лучи Солнца в этот день, которые
«проскальзывали» сквозь пронаос и через вестибюль попадали прямо в наос, озаряя
статую Аполлона. Это было сделано намеренно. Такое объяснение, вероятно, указывает
на отождествление Аполлона со светом и Солнцем уже в столь ранний период
греческой истории.
Теперь уже, еще один неоспоримый факт
присутствия образа Аполлона в святилище Еркургана – это изображение омфала -
древнегреческого «Пупа земли» на колонне этого храма. В устоявшейся традиции
омфал – один из символов Аполлона. На селевкидских монетах III-II в. до н.э.
Аполлон изображен сидящим на омфале. В греческой мифологии омфал тесно связан с
преданием о Пифийском змее, которого убивает Аполлон.
Таким образом, наличие хтонических животных в святилище Еркургана указывает на древность культа почитания божества в данном храме. Хтонический образ почитаемого божества, в классификации древнегреческой истории, очевидно, отмечает переходный период от архаики к классическому периоду, как мы это видим на примере классического Аполлона в Дельфах, где, еще сохранялись его хтонические функции [2]. А это совпадает со временем прихода Бранхидов в Среднюю Азию и косвенно может указывать на их переселение на городище Еркурган. Иными словами, архаический культ поклонения хтоническому божеству со всеми атрибутами: омфалом, хтоническими животными, планировкой святилища, на Еркургане могли заложить переселенцы из Малой Азии в V в. до н.э. – Бранхиды.
Голова скульптуры с солярным знаком. Еркурган (по Р.Х. Сулейманову) |
Артемида.
Предметы
из святилища Еркургана в виде фигурок агатовой лягушки, свинцовой змеи,
золотого ежа, агатового Силена [1] - греческое речное божество низшего ранга,
могут рассматриваться и как представители животного мира, находящиеся под
покровительством богини Артемиды. Ведь Артемида – богиня, покровительница всего
живого, богиня охоты.
Артемида – и богиня Луны. Археоастрономическим
анализом установлено, что самая крупная башня города Еркурган направлена на
Луну. Более того ворота и другие угловые башни городища также отмечают в
значимые дни точки восходов и заходов Луны. Это говорит о том, что Еркурган
находился под покровительством лунной богини, ей же были посвящены ворота
города.
История с омфалом и соответственно
легенда о змее Пифоне тесно связаны и с Артемидой. В архаический и классический
периоды омфал изображался в окружении не только Аполлона, но и Артемиды.
Известна рельефная каменная плита из Спарты IV
в. до н.э., на которой Аполлон и Артемида сопровождают омфал, расположенный в
центре композиции и украшенный птицами, смотрящими в разные стороны. Похожий
сюжет мы можем наблюдать и на краснофигурном лекифе из Аттики датированный 440
г. до н.э., на тулове которого Артемида с луком и Аполлон с лавровым деревом делают
возлияния на омфал.
В этой связи образ Пифона характерен и для Артемиды. Интересны в этом смысле находка из святилища Еркургана в виде змеи и оттиск печати в виде изображения дракона, на котором восседает правитель, и встречающей их богиней с чашей, как мы полагаем, здесь нашла свое отражение легенда о змее/драконе Пифоне в своеобразной трактовке, где особое почитание получил дракон Пифон. Пифон, на котором восседал правитель, и встречающая их богиня с чашей, отражали идею богоизбранности правителя. Более того, вероятно, в этой версии передачи легенды о змее Пифоне, богиня с чашей – это сама Артемида Пифийская, о которой подробнее мы расскажем ниже.
Оттиск печати с изображением дракона, правителя и богини с чашей. Еркурган (по Р.Х. Сулейманову) |
Артемида
Пифийская / Аполлон Дидимейский. Опираясь на найденные артефакты в
святилище Еркургана, полагаем, что здесь был заложен культ Артемиды Пифийской равной
Аполлону Дидимейскому. Интересным фактом, как нам представляется, является само
существование упоминания Артемиды с эпитетом Пифийская. В святилище храма
Аполлона в Дидимах найдено множество посвятительных надписей, посвященных
Артемиде Пифийской [6]. Дидим в переводе с греческого – близнецы. И это означает,
что в этом храме в равной степени почитались и Аполлон, и его сестра-близнец Артемида.
Вследствие наличия образа омфала в
святилище Еркургана, который мог попасть сюда благодаря переселенцам из Дидимеона,
планировку которого воспроизводит святилище Еркургана, подношений фигурок хтонических
животных, фрагмента головы женской/мужской скульптуры, культ Артемиды Пифийской
и Аполлона Дидимейского мог быть заложен в этом храме.
Совершенно недавно в Керчи были найдены
граффити на посуде с надписью «Артемида Пифийская» VI-V в. до н.э. Эта удивительная находка в контексте
наших исследований святилища Еркургана, как мы полагаем, имеет огромное
значение. Ученые полагают, что культ Артемиды Пифийской попал туда, где нашли
фрагменты с граффити, только из Милета, точнее Дидимского святилища. Авторы
указывают, что поклонение Артемиде Пифийской было очень распространено в Милете
[6].
А.В. Агафонов считает Артемиду Пифийскую соалтарной Аполлону Дидимейскому [5]. Ф.В. Шелов-Коведяев полагает, что Артемида Пифийская являлась паредрой (представителем) Аполлона Пифийского, опираясь на мнение Эрхарда, что Артемида часто заимствовала эпиклесы Аполлона [6].
Как бы там не было, мы считаем оба эти замечания справедливыми, которые указывают на единение этих образов в связи с легендой о Пифийском змее и омфале. В архаический и классический периоды древнегреческой истории в легенде об омфале присутствовали и Аполлон, и Артемида. Это мы видим по изображениям того времени. На упомянутой выше каменной плите из Спарты и лекифе из Аттики Аполлон и Артемида вместе делают возлияния на омфал. Причем на лекифе Артемида изображена с луком, а Аполлон – с лавровым деревом, или же с лирой, как на каменной плите из Спарты. Отсюда и известны образы этих богов с эпитетами «Пифо»: Аполлон Пифийский и Артемида Пифийская.
Позднее, в античный период, этот сюжет
передавался без Артемиды: в точно такой же иконографии Аполлон с лирой уже
изображался в компании с Никой, вместе с которой они делают возлияния на омфал.
А на селевкидских монетах с изображением Аполлона, сидящим на омфале,
атрибутами этого бога уже становятся лук и стрела, как у Артемиды, которыми по
легенде они убили змея Пифона. Аполлон, потеряв свои основные атрибуты лиру и
лавровое дерево, стал изображаться с луком и стрелами. Более того сам его
образ, как нам кажется, стал более женственным. Именно в контексте мифа о
Пифийском змее, мы полагаем, в более поздний период эти два образа объединились,
или же Артемида могла выступать представителем Аполлона. Основным доводом
такого предположения является факт почитания Артемиды Пифийской в храме
Аполлона Дидимейского представительницы Аполлона Пифийского, который почитался
в храме в Дельфах.
Алтарь Еркургана (рек. авт.) |
Примечательно, что алтарь, обнаруженный
археологами на городище Еркурган, расположен не перед фасадной частью святилища,
а между двумя храмами: так называемым, центральным храмом (не исследован
археологами) и святилищем. Здесь, вероятно, и усматривается та идея
соалтарности двух богов, и принадлежность этих храмов близнецам.
Учитывая приведенные доводы, полагаем,
что в святилище Еркургана был заложен культ Артемиды Пифийской, почитавшейся
наравне с Аполлоном Дидимейским, представительницы Аполлона Пифийского, чьи
хтонические атрибуты заметны в святилище Еркургана. В связи с этим, для
обозначения равности этих богов, записываем их имена через косую черту:
Артемида Пифийская / Аполлон Дидимейский.
Дельфы, Дидим и Еркурган в пределах 37, 38 параллелей северной широты. (карты Google) |
Мировоззренческий
и космологический аспекты. Дельфы имели огромное значение в Древней Греции.
Расположенный здесь Дельфийский оракул – признанная общегреческая святыня.
Храм, в котором располагался оракул, был посвящен Аполлону Пифийскому (VI-IV в. до н.э.).
Здесь же был установлен символический камень омфал – «Пуп земли». Омфал в
Дельфах отмечал центральное положение не только всей Эллады, но и по
представлениям древних греков, всего мира [3].
В этом отношении, легенда об омфале, где
говорится о двух птицах, выпущенных с Востока и Запада Зевсом, является частью
древнегреческого представления о мире. И, видимо, неслучайно в этой легенде
присутствуют еще два очень важных образа – это брат и сестра близнецы Аполлон и
Артемида. Дуализм их построен не столько на противоположностях, сколько на взаимодополняемости
друг друга, ведь они боги-близнецы. Если, в более поздней версии, Аполлон – это
Солнце, Артемида – Луна; мужское начало / женское начало, то в
мировоззренческой концепции древних греков, вероятно, Аполлон – Запад, Артемида
– Восток. К такому предположению мы пришли благодаря классическим изображениям
легенды об омфале, где Аполлон и Артемида изображены по обе стороны омфала, и
который украшен двумя птицами – олицетворение Запада и Востока (Каменная плита
из Спарты). Объединяет все эти представления о мире Зевс, являющийся
центральным божеством: его символизирует омфал.
В этой связи храм Аполлона в Дидимах,
расположенный на другом берегу Эгейского моря – на Востоке относительно Дельф в
этой картине мира имел свое место и значение. Очевидно, в этом представлении о
мире, Дидимейский оракул воспринимался как «восточная святыня». В этой
космологии совершенно интересным является тот факт, что в храме Аполлона в
Дидимах почиталась Артемида Пифийская.
Если же брать во внимание историческое
событие, связанное с Бранхидами – служителями храма Аполлона в Дидимах, которые
в V в. до н.э. отправились на Восток, то становится
ясно, что та самая мировоззренческая концепция об устройстве мира была перенесена
переселенцами в то место, где они обосновались. И этим местом с большой
вероятностью мог быть Еркурган – древний город, расположенный в Каршинском
оазисе Средней Азии. Отсюда и изображение омфала - «Пупа земли» в святилище
Еркургана и схожая планировка с храмом Аполлона в Дидимах.
Для вынужденных переселенцев, очевидно,
это было расширение представлений о мире. Ведь в прямом смысле Еркурган
находится на Востоке относительно Дельф и Дидим. Дельфы, Дидимы и Еркурган
находятся в пределах 37˚, 38˚ параллелей северной широты.
Таким образом, мы полагаем, что малоазийские переселенцы прибывшие на Восток в Еркурган, установили здесь культ Артемиды Пифийской / Аполлона Дидимейского, перенесенный из храма Аполлона в Дидимах.
Интерьер святилища Еркургана (рек. авт.) |
Общие
выводы.
-
Уникальное изображение омфала могло попасть в святилище Еркургана благодаря
переселенцам из округи Милета, где был распространен Пифийский оракул и,
соответственно, легенда об омфале и змее Пифоне. В частности, из храма Аполлона
в Дидимах. Согласно письменным источникам, известно историческое событие ознаменовавшее
переселение Бранхидов – жрецов храма Аполлона в Дидимах на Восток и возведение
ими там поселения. Вероятно, это может указывать на то, что святилище Еркургана
заложили Бранхиды.
- Хтонические животные, такие как змея,
ящерица, лягушка, являющиеся подношениями богине Еркургана, являются
подтверждением архаичности культа, заложенного в святилище Еркургана. На это
указывает и легенда об омфале, миф о змее Пифоне, теперь как нам стало понятно,
знакомые жителям Еркургана.
- В святилище Еркургана был заложен культ Артемиды Пифийской, почитавшейся наравне с Аполлоном Дидимейским, представительницы Аполлона Пифийского, которые почитались в храме Аполлона в Дидимах. Именно поэтому мы идентифицируем культ в святилище в виде сочетания: Артемида Пифийская / Аполлон Дидимейский. На это указывают множество артефактов в виде изображения омфала на колонне, планировка самого храма, генетически восходящая к храму Аполлона в Дидимах, подношения в виде фигурок хтонических животных, оттиск печати, очевидно, с легендой о Пифоне, правителе и богине с чашей и др.
Экстерьер святилища Еркургана (рек. авт.) |
1. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб.
Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.
2. Лосев А.Ф. Мифология
греков и римлян / Сост. А.А. Тахо-Годи; общ. Ред. А.А. Тахо-Годи и И.И.
Маханькова. – М.: Мысль, 1996. – 975 с, 1л. портр.
3. Кулишова О.В. Дельфийский омфал: представления
о географическом и сакральном центре у древних греков // Вестник древней истории.
– 2006. - №4 (259). – С. 140-153.
4. Лестер Б. Холланд Мантический
механизм в Дельфах // Американский журнал археологии. – 1933. 37 (2): С.
201-214.
5. Древнейший Пантикапей. От апойкии – к
городу / Авт. сост. В.П. Толстиков, Н.С. Асташова, Г.А. Ломтадзе, О.Ю. Самар,
О.В. Тугушева. – М.: ООО «Издательство «Перо»», 2017. – 400 с.: ил..
6. Ф.В. Шелов-Коведяев Аполлон ИНТРОЭ и
Артемида Пифийская. О двух культах милетских апойкий Причерноморья / Древности
Боспора 2019 Т. 24 С. 613-617.
Ссылки по теме Еркурган:
ЕРКУРГАН И АРХЕОАСТРОНОМИЯ (Богиня – покровительница города Еркурган)
ХРАМ АПОЛЛОНА В ДИДИМАХ (Археоастрономический анализ)
ДАХМА ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ
ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ
СВЯТИЛИЩЕ ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ
ЕРКУРГАН: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ. ОБЩИЙ ОБЗОР
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДИЩА ЕРКУРГАН. ВИДЕООБЗОР
Комментариев нет:
Отправить комментарий