Нурулин Тимур
Продолжаем развивать тему поисков следов
Бранхидов на территории Средней Азии, восстанавливая забытую связь древних культур
между восточным побережьем Эгейского моря, откуда жрецы храма Аполлона в
Дидимах прибыли на Восток, и среднеазиатским регионом, именуемым в
древнегреческих источниках Трансоксианой. Мы уже показывали отдельные элементы
культуры, роднящие эти два региона, и считаем одним из важнейших среди них –
это изображение омфала (древнегреческий «Пуп земли»), найденное в святилище
Еркургана, которое могло попасть сюда благодаря Бранхидам. На этот раз мы хотим
показать возможный путь происхождения святилища Еркургана, связь его с
Бранхидами, и дальнейшее влияние на архитектуру культовых построек Средней
Азии. В этом отношении, как мы полагаем, святилище Еркургана занимает очень
важное положение в истории архитектуры Средней Азии.
Общий вид храма Аполлона в Дидимах (Дидимейон) (Photo: Nordrhein-Westfälischen Akademie der Wissenschaften und Künste) |
Дидимейон
близ Милета.
Дидимейон (Храм Аполлона в Дидимах) – один из крупнейших храмов Древней Греции
(109,4Х51,13 м) [4]. Расположен на восточном берегу Эгейского моря, вблизи
древнего города Милета (Малая Азия). В настоящее время - современный город
Дидим турецкой провинции Айдын.
Сохранились руины Дидимейона, построенного
в 313 г. до н.э. Однако этому храму предшествовал более древний храм,
относящийся к VI в. до н.э., отдельные фрагменты которого, были
найдены среди руин. Очевидно, храм унаследовал и планировочную структуру своего
предшественника.
Дидимейон – древнегреческий храм диптер (обнесен
двумя рядами колонн). Но имеет и нехарактерные для греческой архитектуры особенности.
В частности, специалисты отмечают наличие священной дороги, подводящей к
Дидимейону, обрамлённой портретными статуями правителей Малой Азии, которая
имеет отсылку к аллее сфинксов, организующей подход к святилищам храмов
Древнего Египта [4].
План храма Аполлона в Дидимах (Ист. ВИА) |
Здесь, хотелось бы отметить, что необычным
является и тот факт, что такой значительный храм имеет вход (пронаос) только с
одной стороны. Как правило, греческие храмы имеют пронаосы с двух сторон. В
этом усматривается «церемониальность» планировочной структуры, которая и в этом
случае отсылает нас к древнеегипетским храмам, где композиция храмов имела
осевое развитие. В Дидимейоне мы видим такой же принцип, где входная группа
представлена многоколонным пронаосом, за которым следует двухколонный вестибюль
(прорицалище). Из вестибюля спускается лестница в огромный двор, ограниченный
стенами с пилястрами, в котором поставлен значительно меньших размеров храм,
где была установлена статуя Аполлона (святилище). Осевое развитие храма по
схеме: аллея статуй - пронаос – вестибюль
– двор – святилище, огромные размеры Дидимейона (109,4Х51,13 м), в
совокупности роднят Дидимейон с египетскими храмами.
3D-реконструкция городища Еркурган (авт.) По часовой стрелке: Городище Еркурган, пронаос святилища, интерьер святилища, алтарь, фасад святилища. |
Обратимся к структуре планов
рассматриваемых нами святилищ, выделяя их общие черты. В святилище Еркургана
главным помещением выступает прямоугольное пространство с двумя массивными
круглыми в плане колоннами: достаточно редкий прием для архитектуры Средней
Азии: в доисламский период, широкое распространение получили четырехколонные
залы.
Малая Азия и Средняя Азия на карте (Google) |
Мы полагаем, что такая организация плана
двухколонного святилища Еркургана унаследована генетически. И такие планировки
мы нашли на западе за тысячи километров от Еркургана в Малой Азии. Здесь
следует заметить, что к такому результату привел комплексный подход в
исследовании рассматриваемого нами объекта. В частности, отождествление
Еркургана с городом Бранхидов (впервые отождествлен Э.В. Ртвеладзе [2]),
которые по древним источникам переселились на Восток из округи Милета. Это были
жрецы, которые изначально служили в том самом храме Аполлона в Дидимах, с
которым мы и сравниваем святилище Еркургана, находя общие черты в их
планировке.
Сопоставление планов Дидимейона и святилища Еркургана. (Сопост. авт., план Дидимейона ист. ВИА, план святилища Еркургана по Р.Х. Сулейманову (рек. плана авт.)) |
Святилище Еркургана как и Дидимейон в
плане имеет осевое развитие: святилищу предшествует глубокий многоколонный
пронаос, ограниченный двумя стенами.
Очевидно, святилище Еркургана унаследовало
от Дидимейона двухколонный зал. В Дидимейоне он именуется вестибюлем, но есть
основание полагать, что это помещение было одним из самых главных во всем
храме, помимо самого святилища, где была установлена статуя Аполлона. На это
указывает высокоподнятый вход в двухколонный зал со стороны пронаоса, возможно,
это связано с тем, что здесь и было то самое прорицалище. А две колонны имели очень
важное символическое значение, олицетворяя двух богов Артемиду и Аполлона,
кому, собственно, и был посвящен храм Дидимейон (в переводе с греческого
«близнецы»). В этом символизме мы видим особое значение двухколонного зала,
который нашел свое отражение и в двухколонном святилище Еркургана. Есть
сообщение о том, что в архаический период колонна символизировала Аполлона [7].
План храма Артемиды в Сардах (Ист. ВИА) |
Этот символизм отразился, как оказалось,
еще в одном из крупнейших храмов Древней Греции, в Сардах - столице Лидийского
царства [4]. Это храм Артемиды в Сардах, расположенный в 75 км от храма
Аполлона в Дидимах. В храме Артемиды также, как и в Дидимейоне есть такое
двухколонное помещение с пронаосом. Правда в отличие от Дидимейона храм в
Сардах – периптер и имеет вход с двух сторон. Эти два храма не только
расположены в относительной близости территориально, но и имеют общие временные
рамки IV в. до н.э., имеют одинаковые архитектурные элементы:
рисунок оформления баз колонн в виде чешуи, ионические колонны и капители.
Сарды и Милет в середине VI в. до н.э. (Ист. Wikipedia. User: Roke derivative work: Nekto (talk)) |
На наш взгляд, это указывает на то, что
двухколонный зал имел особое значение, и поэтому именно эта деталь перешла в
неизменном виде в Еркурганский храм.
Cохранившаяся колонна храма Артемиды Эфесской (ист. ВИА); реконструкция колонны святилища Еркургана (рек. авт.) |
Особую важность двух колонн святилища
Еркургана, которые окрашены в красный цвет, подчеркивают и изображения на них в
виде двух белых фигур (жрецы) в окружении культовых предметов, обрисованные
черным контуром. Такой редкий способ изображения человеческих фигур на колоннах
напоминает украшение основания колонн храма Артемиды Эфесской, где человеческие
фигуры переданы в движении (процессия).
По часовой стрелке: Омфал святилища Еркургана (рис. по Р.Х. Сулейманову), изображение омфала на селевкидской монете, омфал и две священные птицы (Спарта), омфал святилища в Дельфах. |
Одно изображение на колонне святилища
Еркургана (повторяется несколько раз) мы идентифицируем в качестве
древнегреческого пупа Земли – омфала и полагаем, что такое изображение могло
попасть в Еркурган только из Милета, точнее из храма Аполлона в Дидимах, где
служили жрецы Бранхиды. Данное изображение представляет собой холмик,
оформленный чешуйками, навершие которого украшают две головки птиц и два крыла.
Мы видим в этом изображении отражение древнегреческого мифа об омфале и
пифийском змее. Описывая храм Аполлона в Дельфах Страбон отмечает: «В храме
показывают также что-то вроде пупа, обвязанного лентами; на нем находятся два
изображения встречи мифических птиц». Согласно одной из версий под омфалом был
похоронен змей Пифон [6], и эта легенда, возможно, и отразилась в оформлении
еркурганского омфала в виде чешуек - символическое отображение змеиной кожи.
Здесь следует отметить, что подобный рисунок в виде змеиной кожи встречается в
оформлении Дидимейона (базы колонн, фриз), с которым мы устанавливаем связь
святилища Еркургана.
Проходы и ниши святилища Еркургана совпадают
с проходами вестибюля Дидимейона. Так самый главный проход, расположенный по
оси всего сооружения в обоих случаях выводит в многоколонный пронаос. Второй
противоположный проем в святилище Еркургана трансформировался в самую большую
нишу, где устанавливалась статуя. Также в святилище Еркургана, очевидно,
«превратились» в ниши и лестничные проходы Дидимейона, расположенные по торцам
строения.
Дидимейон (фото из откр. ист.) и 3D-реконструкция святилища Еркургана (разрез) (рек. авт.) |
Преддверием святилища Еркургана служит
пронаос (айван) с четырьмя рядами колонн, ограниченный по торцам двумя стенами,
также, как и в Дидимейоне. В пронаосе святилища Еркургана, в отличие от храма
Аполлона в Дидимах, колонны и интерколумний значительно меньше, ввиду
использования других строительных материалов: колонны были не мраморные, а,
очевидно, деревянные (каменными были только базы колонн).
Отсутствием необходимых для строительства
материалов мы объясняем трансформацию архитектуры святилища Еркургана. Именно
поэтому в Еркургане мы видим не многоколонный диптер, а лишь его основные
фасадные части:
«Храм Аполлона в Дидиме – диптер (Диптер –
тип древнегреческого храма, обнесенный двумя рядами колонн). Очевидно,
святилище Еркургана унаследовало от храма Аполлона в Дидиме двухколонный зал и
пронаос с четырьмя рядами колонн, ограниченный двумя стенами. Но полноценного
диптера в Еркургане мы не наблюдаем, а видим лишь его фасадную часть. Так, мы
полагаем, появился второй широкий айван, скрывающий отсутствие двойного ряда
колонн по торцам здания. Колонны поставлены одним рядом лишь на фасаде.
Получился такой «ложный диптер». Вероятно, к такому решению древние строители
пришли в виду экономических причин и отсутствия необходимых строительных
материалов. К примеру, чтобы возвести храм Аполлона в Дидиме необходимо было
120 колонн (каменных баз, стволов и капителей). Для «ложного диптера» святилища
Еркургана всего 16 колонн.
За отсутствием камня древние греки
использовали в строительстве местные материалы – сырцовый кирпич и в
значительно меньшей степени – жженый. Ввиду этого упрощалась композиция храма,
и перерабатывалась на основе местных культов и представлений, но сохраняла в
себе основу прототипа. По сообщению археологов, святилище Еркургана хотя и
имело очень мощные стены, постоянно нуждалось в ремонтных работах. Это косвенно
может указывать на то, что для строителей храма этот материал был малознаком» [5].
1. Святилище Еркургана (по Р.Х. Сулейманову), 2. Храм Окса (по Б.А. Литвинскому, И.Р. Пичикяну), 3,4. храмы Пенджикента (ист. ВИА) |
Генезис
архитектуры святилища Еркургана. Если наша гипотеза происхождения плана
святилища Еркургана от Дидимейона верна, то это означает, что это повлияло на
возникновение особого типа храмовых построек, в виде «краба», распространенных
в Средней Азии, построенных по типу: широкий
айван – меньший айван – святилище. В этой связи, мы объединяем в единую
группу ряд памятников: святилище Еркургана (V
в. до
н.э., III в. н.э.), храм Окса (IV в. до н.э.), храмы древнего
Пенджикента (V-VIII вв. н.э.).
В этой последовательности кого-то может
смутить более поздняя датировка святилища Еркургана (III
в. н.э.) [1] относительно храма Окса (IV в. до н.э.) [3], произведенная
археологами. В этой связи, необходимо отметить, что, очевидно, святилище
Еркургана хоть и может датироваться более поздним временем, но сохранять при
этом архаические черты более раннего строения, которое было предшественником
святилища Еркургана. Это не исключает влияния переселенцев Бранхидов на
архитектуру святилища Еркургана.
Если же святилище Еркургана было храмом
статуи, то, к примеру, храм Окса – храмом огня. Зороастрийское влияние на
последующую архитектуру Средней Азии очевидно. Сохраняя при этом греческую
основу, в храмах появляются дополнительные помещения, необходимые для ритуала.
В храмах огня – обводные коридоры, помещения, где хранился священный огонь
(атешгах) и зал, куда этот огонь вносился в определенные дни.
Отмечая общие черты архитектуры храмов
Средней Азии с Дидимейоном, мы упустили одну очень важную деталь. Это сама суть
подобных планировок в виде «краба» или «захвата». В этом, как мы полагаем,
кроется основная загадка таких сооружений и связана с их ориентацией на
определенные космические константы. То есть такие храмы намеренно повернуты, к
примеру, на восход Солнца в дни летнего или зимнего солнцестояния. Так, храм
Окса и храмы древнего Пенджикента ориентированы на восток и встречают первые
лучи Солнца в день весеннего равноденствия. Святилище Еркургана – на юг, -
полуденное Солнце. Такой «механизм работы» этих храмов, как мы полагаем,
генетически восходит к храмам архаического и классического периодов Древней
Греции и отсылает нас к древнейшим храмам этого региона. В частности, структура
того самого храма Дидимейона, который, как мы полагаем, является прототипом
святилища Еркургана, построена по принципу «встречи» первых лучей Солнца в день
зимнего солнцестояния. Второй крупный храм Артемиды в Сардах, по нашим данным,
направлен на восход Луны.
Два храма Пенджикента, расположенные рядом (ист. ВИА) |
Настоящей загадкой для исследователей
является наличие двух храмов на городище Пенджикент, расположенных рядом друг с
другом. Считаем важным, в контексте выявления связей этих храмов со святилищем
Еркургана и Дидимейоном отметить следующее. В Еркургане также два храма
расположены рядом (один из них не исследован). Вероятно, такое расположение
двух храмов поблизости генетически восходит к почитанию богов-близнецов
Артемиды и Аполлона в Элладе. Так известны города, где были расположены два
храма рядом, посвященных Аполлону и Артемиде. К примеру, храмы в Сиде.
Исследуемый нами Дидимейон близ Милета был посвящен и Аполлону и Артемиде. В Еркургане
два храма были расположены в непосредственной близости, между ними даже был
поставлен алтарь (один из них не исследован). Учитывая типологическую связь
святилища Еркургана с храмами Пенджикента, смеем предположить, что эта традиция
возведения двух храмов восходит к почитанию Артемиды и Аполлона. Но это не
означает, что в храмах Пенджикента в V-VIII вв. н.э. почитались именно
эти боги. Мы полагаем, что к этому времени данная традиция трансформировалась в
почитание схожих уже местных богов Наны (Анахиты) и Митры, с кем, очевидно, и отождествляют
их ученые. Тем более, как мы уже разбирали, что синкретическая богиня Нана
изначально была Артемидой.
Слева направо: Монета из Милета (MA-shops. Divus Numismatik), розетка росписи Еркургана, фрагмент живописи Еркургана (по Р.Х. Сулейманову), меандр базы колонны Дидимейона. Сопост. авт. |
В Еркургане найден фрагмент росписи стены в виде меандра. Мы уже отмечали такой же орнамент на базах колонн Дидимейона. Здесь хотелось бы обратить внимание на деталь этого орнамента. В еркурганский меандр встроена розетка в виде диагонально расположенных фигур в форме капель, объединенных общим центральным кружком. Розетка вписана в квадратную форму. Такие изображения розеток были широко распространены в Милете и изображались на монетах в VI-V в. до н.э.
По часовой стрелке: Оттиск печати из Еркургана (по Р.Х. Сулейманову), Фракийские перстни (ист. ganoskin.com), фракийский перстень (ист. ritualandmemory.com) |
Оттиск печати из Еркургана, на котором изображена богиня с чашей, встречающая правителя-всадника, находит близкие параллели во Фракии – древнем государстве, расположенном по соседству с Древней Грецией, в той части света, которая именуется малоазийским регионом. И которое находилось под сильным влиянием эллинистической культуры. Во Фракии находят золотые перстни-печати с похожим сюжетом, на которых изображена богиня, встречающая правителя-всадника, передающая ему предмет. К примеру, в одном случае, вероятно, это богиня победы Ника. Она держит в руках венок – один из символов этой богини. В другом – Фортуна (?), держащая рог изобилия. Полагаем, что данное изображение попало во Фракию из региона восточного побережья Древней Греции. О сюжете еркурганской богини мы уже говорили раннее, связывая это изображение с богиней Артемидой Пифийской, здесь же мы хотим лишь отметить связь данного сюжета с цивилизациями восточного побережья Эгейского моря.
ССЫЛКИ
НА ЛИТЕРАТУРУ:
1. 1. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб.
Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э.-VII в. н.э. – Самарканд-Ташкент: «ФАН», 2000. – 312 с.
2. 2. Ртвеладзе Э.В. Александр Македонский в
Трансоксиане: Походы, историческая география. СПб.: Евразия, 2019. – 368 с.,
ил.
3. 3. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р.
Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки.
Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература»
РАН, 2000. -503 с.: ил.
4. 4. Том 2: Всеобщая история архитектуры /
Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В.Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б.П.
Михайлова (ответственный редактор по Риму), И.С. Николаева, О.Х. Халпахчьяна,
Ю.С. Яралова. – Второе издание, исправленное и дополненное. Ленинград;
Москва: Издательство литературы по строительству, 1973. – 712 с., ил.
5. 5. Нурулин Т.С. 3D-реконструкция
городища Еркурган // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2022.
- №2-3. – С. 27-38.
6. 6. Лестер
Б. Холланд Мантический механизм в Дельфах // Американский журнал
археологии. – 1933. 37 (2): С. 201-214.
7. 7. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян /
Сост. А.А. Тахо-Годи; общ. Ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. – М.: Мысль,
1996. – 975 с, 1л. портр.
Ссылки по теме Еркурган:
ЕРКУРГАН И АРХЕОАСТРОНОМИЯ (Богиня – покровительница города Еркурган)
ХРАМ АПОЛЛОНА В ДИДИМАХ (Археоастрономический анализ)
ДАХМА ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ
ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ
СВЯТИЛИЩЕ ЕРКУРГАНА: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ
ЕРКУРГАН: 3D-РЕКОНСТРУКЦИЯ. ОБЩИЙ ОБЗОР
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДИЩА ЕРКУРГАН. ВИДЕООБЗОР
ОМФАЛ – ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ «ПУП ЗЕМЛИ» В СВЯТИЛИЩЕ ЕРКУРГАНА
ДИДИМЕЙОН-2 В ТРАНСОКСИАНЕ (Генезис архитектуры святилища Еркургана)
Комментариев нет:
Отправить комментарий